УДК 37.047
Зайцева Галина Владимировна
ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация:
В статье представлены проблемы востребованности выпускников вузов в деятельности общества. Статья раскрывает качества современных специалистов, которые необходимы для самоопределения на рынке труда и деятельности.
Ключевые слова:
востребованность, самоопределение, бухгалтер, специалист экономических специальностей, предприниматель, малый бизнес.
Zaitseva Galina Vladimirovna
full member of Institute of Professional Accountants of Russia, lecturer of Chelyabinsk institute of
FORMING OF QUALITIES OF
ENTREPRENEUR
IN PROCESS OF
PROFESSIONAL TRAINING
The summary: The article presents the problem of demand for graduates in social activity. The article reveals the quality of today's professionals, which are necessary for self-determination in the labour market activity.
Keywords:
demand, self-determination, accountant, specialist of economic specialties, entrepreneur, small business.
Востребованность и самоопределение специалистов-выпускников вузов в современных условиях профессионального образования определяются национальными приоритетами, которые зависят прежде всего от концептуальных идей развития общества, в том числе его экономики, пути развития которой диктуют заказ общества на специалиста, способного воспринимать и создавать инновации, организовать предпринимательскую деятельность и работать в инновационном пространстве современного общества. Успех современного специалиста в карьерном и личностном аспектах, определяется его самоопределением в профессиональной деятельности. Общество, в свою очередь, ожидает личность нового типа, способную к самореализации.
Сложности поиска работы и самоопределения молодежи, возникающие в период кризиса на рынке труда, выявляют проблемы обеспечения современного выпускника в его дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому возможно определение цели современного образования как формирование способности непрерывного, постоянного приобретения дополнительных компетенций в рамках развития – как профессиональных, так и прочих необходимых для самоопределения компетенций, которые могут быть востребованы на региональных рынках труда. Необходимым аспектом становится выработка устойчивого восприятия мобильности в постоянном обновлении полученных и приобретении новых знаний и навыков, опять-таки определяемых потребностями рынка труда и самозанятости современной молодежи.
Если взять во внимание экономические специальности, в частности специализацию в рамках подготовки специалиста или бакалавра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», то можно сказать, что подготовка современного бухгалтера должна сопровождаться исследованием организации бухгалтерии и современных требований к бухгалтерии как на малых и средних предприятиях, так и крупных. Одновременно, специализация экономического направления должна сопутствовать прогнозному развитию профессии, ее востребованности на рынке труда, что даст возможность каждому студенту планировать карьерный рост с помощью постоянного повышения квалификации, обучения и переучивания в течение всей жизни. Современные условия развития России диктуют и новые условия подготовки специалистов в профессиональном образовании. Основополагающим является заказ государства, выражаемый официальными лицами: «...должна быть создана такая система, которая будет стимулировать к инновациям, прежде всего сам частный бизнес, начиная с маленьких, средних предприятий и заканчивая гигантами» [1].
Экономические достижения предполагают подготовку экономистов, работников логистики, учета, которые способны работать в рыночной экономике России, более того, в экономике инновационной, направленной на развитие разных форм предпринимательской деятельности, которая возникнет, конечно, не сразу, не в один момент. Инновационная экономика – часть культуры, основанной на гуманистических ценностях, на стремлении к преобразованию мира ради лучшего качества жизни, ради освобождения человека от бедности, болезней, страха, несправедливости. «Талантливые люди, стремящиеся к обновлению, способные создавать новое и лучшее, не прилетят к нам с другой планеты. Они уже здесь, среди нас. Мы – государство, общество и семья – должны научиться находить, растить, воспитывать и беречь таких людей [2]. Пожалуй, это и есть определение заказа на специалиста в профессиональной подготовке.
В целях достижения успеха в профессиональной деятельности студент в совместном творческом труде с преподавателями должен приобрести не только компетенции, но и качества, которые могут способствовать развитию его профессиональной карьеры. Для формирования качеств, необходимых для дальнейшей деятельности, обучаемый должен быть готов к выбору востребованной на рынке деятельности; по окончании вуза для формирования карьеры, заранее должен знать о требованиях рынка и предоставляемых возможностях в рамках профессии. Системой образования, в свою очередь, должны быть предоставлены возможности определения дальнейшей деятельности, на основе чего и формируются качества выпускника, способствующие его самоопределению и применяемые в дальнейшей деятельности выпускников. Например, для экономиста-бухгалтера одним из направлений может быть деятельность предпринимательская. Поэтому и качества, формируемые в процессе обучения должны быть приемлемы как для бухгалтера, так и для предпринимателя. Система образования должна подготовить специалистов, которые могут работать в условиях активного развития инновационной экономики.
В основе набора качеств современного специалиста находится креативность, способность к творчеству, способность работать в инновационной, развивающейся системе. Современным обществом востребована в настоящее время креативная личность, способная к обучению в течение всей жизни, к творчеству, к непрерывному развитию [3, с. 82].
Творческая деятельность – разновидность преобразующей, продуктивной деятельности. От репродуктивной она отличается тем, что осуществляется не по принципу реакции на изменение среды, а по принципу создания новой среды, что в конечном счете приводит к появлению нового продукта. Привычная формула адаптивного поведения «потому что» и «для того чтобы» заменяются формулой «несмотря на», т. е. момент творчества представляется неким спонтанным актом, противоречащим канонам формальной логики. Логическое объяснение феномена творчества, как свидетельствует история научных открытий, все-таки появляется, но по прошествии времени, когда сама наука достигает нового уровня понимания процессов и явлений. Развитие современного мира насыщено различного вида деятельностью, которая характеризуется как специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира, определяемая целью, исходя из потребностей личности или общества, различаемая как материальная и духовная деятельность. Основными элементами деятельности являются: осознание деятельности в виде мотива; оценка наличной ситуации; формулирование цели; выработка решения как цепи последовательных преобразований наличной ситуации в целевую ситуацию; выбор средств деятельности; реализация решения. Творчество как сформированное качество личности неотделимо от деятельности – это и есть вид деятельности, направленный на создание ценностей для общества и их интерпретации, характеризуемый неповторимостью, оригинальностью, выраженной уникальными качествами личности, которые во взаимодействии с общественно-исторической уникальностью дают возможность участия в инновационной деятельности общества. Творчество, заложенное на разных этапах деятельности индивидуума, позволит ему стать наиболее успешным в современном обществе при условии постоянного развития, самообразования, применения навыков творчества и полученных знаний для творчества уже в профессиональной деятельности.
Креативность как качество, безусловно, развивается через творчество – словообразование данного термина связано с латинским creatio – сотворение, создание. Английский перевод трактует данное понятие как creativity креативность, произошедшее от creativ. Многие словари отражают понятие креативности как понятие творчества, что, однако, не совсем соответствует истине. «Креативность – это уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно центральное направление в изучении креативности – выявление личностных качеств, с которыми она связана [4, с. 173].
Приобретенные навыки творческого, нестандартного мышления, сочетания применения наработанных идей в новых комбинациях дадут возможность активно работать в современном развивающемся мире. Доступ к информационным ресурсам, вычленение из их огромного потока необходимой информации для формирования нового конструктивного предложения в рамках профессиональной или иной деятельности приведет к разработке креативного предложения.
Под креативными предложениями в современном мире можно рассматривать развитие инноваций в различных отраслях деятельности в целях формирования наиболее развитого сообщества с целью разумного расходования как природных, так и прочих ресурсов, в условиях ограниченности которых вынуждено существовать человечество. К созданию инноваций способна именно креативная личность, создающая инновационные технологии, внедряющая и продвигающая нововведения.
Определяя творчество и креативность как понятия, которые находятся рядом, необходимо сказать о том, что развитие современного специалиста-экономиста находится между творчеством, творческим направлением деятельности и креативностью. Творческая личность способна творить, создавать нечто новое, а личность креативная способна не только творить в мире, но и точно чувствовать, необходимые продукты и действия для создавшейся ситуации, определять заказчиков творения, изобретения и организовывать процесс внедрения продукта творчества.
Безусловно, креативность должна быть присуща творцам, которые непосредственно работают в высокотехнологических областях деятельности, но креативные специалисты в прогрессивных технологических областях не смогут внедрить свои изобретения без юридической и экономической поддержки, и здесь помощниками им, безусловно, будут экономисты и юристы. Правовое государство с рыночной экономикой не может обойтись без специалистов гуманитарных направлений, их подготовка должна происходить в условиях наиболее востребованного применения в будущем, к примеру, базой для подготовки может стать подготовка предпринимателя, способного в своей отрасли оказать существенную поддержку инновациям, предлагаемым разработчиками новых технологий.
Управление инновациями достигается как технологиями менеджмента, так и современными технологиями учета, включающими и процесс учета и управления производством, и процесс управления финансами, которые потребуются во внедрении инноваций.
Любое управление, в свою очередь, строится на основе правовой, нормативной базы, поэтому необходимое современное обучение креативных специалистов в области управления, учета и юриспруденции должно быть организовано в рамках потребности рынка. Выпускники, имеющие экономическую специальность, хотят и должны быть заняты именно в экономике. В частности, бухгалтеры вполне могут работать по специальности, экономисты других направлений могут получить новую, бухгалтерскую специализацию, являющуюся наиболее востребованной. Путь самоопределения выпускников экономических направлений – открытие малого предприятия: открыть бизнес, управлять им, может быть, руководить собственным предприятием либо определить и занять свое место в обслуживании бизнеса, в том числе активно развиваемого малого. Выпускник экономических специальностей должен быть готов и подготовлен к возможной реализации полученных компетенций, в любом случае, выпускник факультета экономики – это потенциальный предприниматель.
Для предпринимательской деятельности современный выпускник, в том числе экономической специальности, должен приобрести необходимые качества и компетенции предпринимателя, и наиболее близкими по формированию профессиональных компетенций и качеств бизнесмена являются специальности экономические, учетные и управленческие (современного менеджмента), а также маркетинга.
Тем не менее нужно особо отметить, что каждый современный предприниматель, начинающий работать в области малого бизнеса, должен обладать основным качеством – интегративностью, т. е. сочетать компетенции разных специальностей: менеджера, маркетолога, экономиста-аналитика, бухгалтера, налогового консультанта и юриста в целях организации, грамотного ведения и развития бизнеса. Интегративность, в свою очередь, основана на креативно-творческих способностях современных предпринимателей и специалистов. В целом интегративность заложена в определении качеств профессионального бухгалтера самой программой его подготовки, осуществляемой профессиональной бухгалтерской организацией ИПБ России. Программа подготовки профессионального бухгалтера с учетом номинаций включает такие дисциплины изучения, как бухгалтерский учет, финансы, право, налоги и налогообложение. И на основании данного перечня можно сказать, что интегративность характерна для экономиста-бухгалтера, а, значит, специалист-бухгалтер может стать предпринимателем, который способен открыть малое предприятие, управлять на первом этапе малым бизнесом, развивать и продвигать собственную идею, воплощать в реальность бизнес-план и продвигать собственное дело. «Предприниматель – основатель компании должен быть готов ответить на вопрос «Где мое место?», предварительно обдумав свой ответ, как только начнут появляться первые признаки успеха предприятия. Но этот вопрос может возникнуть и раньше. На самом деле об этом лучше подумать еще до того, как открывать свое новое предприятие» [5, с. 320].
Современные условия диктуют планирование будущей деятельности молодых людей, не исключая деятельности предпринимательской, а успех предпринимателя зави-
сим от некоторых факторов, которые можно определить как факторы успеха деятельности и бизнесмена:
1. Желание и интерес человека заниматься определенными видами деятельности (в частности, предпринимательством).
2. Умение работать с людьми: общаться, договариваться, разрабатывать совместные решения, вырабатывать компромиссы.
3. Обладание оригинальностью мыслей, наличие нестандартного мышления с целью нахождения нетривиальных решений, умение генерировать, разрабатывать и продвигать идеи.
4. Оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере.
5. Прогнозирование, способность предвидеть будущее развитие событий, предугадывать последствия решений, обладать интуицией.
6. Высокая компетентность в предпринимательской области [6, с. 225].
Профессию бухгалтера можно назвать наиболее близкой к деятельности владельца-управленца малого бизнеса, желающего или вынужденного управлять бизнесом. Факторы успеха, перечисленные выше, необходимы и каждому профессионалу-экономисту, а особенно бухгалтеру, человеку, ответственному за организацию и ведение учета и отчетности, на основе чего принимаются управленческие решения на предприятии. Ведение отчета и составление отчетности строго регламентированы законодательно, как и личная ответственность двух первых лиц предприятия, причем законодательно ответственность определена как для руководителя, так и для бухгалтера. Руководитель и главный бухгалтер в деятельности находятся очень близко друг к другу, но руководитель, а часто он является и владельцем бизнеса, наделен особой ответственностью за все происходящее на предприятии.
Эффективность управления в бизнесе и профессиональной деятельности малого предприятия может быть обусловлена выделением нескольких основных качеств владельца бизнеса и его помощника. Основные качества бизнесмена можно перечислить следующим образом: интегративность, интеллект, доминантность, авторитет, уверенность в себе, уравновешенность, стрессоустойчивость, исследовательность, креативность мышления, целеполагание, целеустремленность, ответственность и надежность, верность данному обещанию и гарантиям, независимость и самостоятельность в формировании профессионального мнения и принятии решений, способность разработки и принятия решений, гибкость поведения в изменяющемся мире, информативность, коммуникативность [6, c. 226].
Нужно сказать, что все предлагаемые качества необходимо трактовать несколько шире, и они, безусловно, связаны между собой.
Интеллект, воображение и информированность – качества, развивающие бизнес, особенно малые его формы. Это, безусловно, существенные качества, но только в сочетании с эффективностью они воплотятся в результатах. Взятые сами по себе, они лишь устанавливают планку возможных достижений [7].
Это значит, что бизнес будет удачным, если бизнесмен или менеджер, а также специалист, обслуживающий бизнес, не только обладают необходимыми для непрерывного развития бизнеса качествами, но и постоянно определяют эффект от собственной деятельности, который рассчитывается взаимодействием управленческого и учетного аппарата.
Доминантность как проявление власти не может быть определена качеством без уверенности в себе и эмоциональной устойчивости, одновременно проявление власти должно быть подготовлено исследованием разных точек зрения на проблему, обосновано целью, стремлением к ее выполнению. Одновременно предприниматель, принимая решение, должен опираться на обоснованное, продуманное креативное управленческое решение. Руководитель должен иметь авторитет среди работников, но при этом проявлять гибкость в отношении к другим работникам, которые тоже принимают управленческие решения, и должен уметь правильно, понятно и доступно донести решение до подчиненных. Они, в свою очередь, должны быть уверены в его способности отвечать за собственные решения, именно это позволит выделить ему вотум доверия подчиненными. И тем не менее «...главное – это умение человека справляться со своей работой. Если человек обладает такой способностью, все остальное зависит уже от самой компании. Если такой способности нет, другие положительные качества работника никому не нужны» [8, с. 57].
Желание и умение человека справляться с ведением бизнеса и формирует его авторитет у партнеров по бизнесу и работников предприятия. В России существует такая особенность ведения бизнеса, как подавление инициативы подчиненных, что совершенно не связано с авторитетом, но имеет прямую связь с авторитарным стилем руководства, что и характерно для российского менталитета. Происходит это по той причине, что российские бизнесмены пока не умеют правильно организовать работу или управление инициативой. Возникает множество вопросов в процессе организации инициативной деятельности: как представить инициативное предложение в организации? как организовать процесс обсуждения предлагаемой инициативы? как выработать решение продвижения инициативы и как инициатор должен нести ответственность за проявленную инициативу? Каждая инициатива может перерасти в новую разрабатываемую идею, что очень ценно для инновационного бизнеса. Поэтому современный бизнес требует от руководителя умения и работать в команде, и организовать работу команды. Такого рода деятельность характеризуется такими качествами руководителя, как восприимчивость и готовность учитывать мнение других; готовность передать право принятия решения; допущение права подчиненных на ошибку. Одновременно совершенствуется готовность доверять подчиненным; готовность постоянно совершенствовать контроль исполнения [9, с. 57]. На этой основе разрабатываются правила его поведения при делегировании полномочий, которые оптимизируют процесс управления бизнесом в целом. О таком качестве, как умение организовать контроль в непрерывных его формах для каждого члена команды, следует говорить особо, а организации контрольных мероприятий нужно обучать и руководителя, и подчиненных. Обстановка на предприятии должна быть организована так, чтобы и подчиненные, руководители среднего звена к контрольным мероприятиям на предприятии относились как к обыденному процессу, а здесь понадобится талант работника учета.
Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Но есть такие виды деятельности, где оно из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию кардинальную, профессионально значимую. Иначе говоря, общение уже выступает не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Именно функциональным и значимым для развития бизнеса в целом является общение в учетной и предпринимательской деятельности. Оно выступает как инструмент воздействия и взаимодействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», поскольку из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты продвигающие, профессионально-творческие. Коммуникативные качества необходимы как руководителю бизнеса, так и представителя служб, обслуживающих бизнес: учетной и законодательной (налоговой) служб.
Набор необходимых качеств формируется в течение всей жизни, человек имеет врожденные качества и приобретает их, в том числе профессиональные, специальные.
В процессе профессионального образования необходимо выделить и развивать основные качества и специалиста, и будущего предпринимателя. В современном рыночном обществе процесс образования, включающий и обучение, и воспитание, должен быть направлен на развитие именно тех качеств, обладатель которых может быть востребован на современном рынке труда для профессиональной деятельности или в условиях самозанятости, что определяет востребованность выпускника на рынке.
Основные группы качеств специалиста и будущего предпринимателя: интегративность, авторитет, интеллект, наличие воображения, умение принять решение, умение организовать контроль, представить обоснование принятых решений, в том числе на основании организованного и проводимого контроля.
Интегративность объединяет профессиональные качества, касающиеся владения технологиями той направленности, в которой работает предприятие, владение системами основами учета и права налогообложения, менеджмента и маркетинга, логистики. Это прежде всего постоянная борьба со всеми видами потерь на производстве, постоянный поиск возможностей улучшения методов и форм организации производства, путей прогресса в области повышения производительности, гибкости и оперативности производства, качества продукции, а также уровня обслуживания потребностей [10, с. 24].
Авторитет включает доминантность, уверенность в себе, эмоциональную уравновешенность, стрессоустойчивость, способность управлять собой, независимость и самостоятельность в формировании профессионального мнения, наличие разумного риска и ответственности, гибкость поведения в изменяющемся мире, надежность, верность данному обещанию и гарантиям, способность разработки и принятия управленческих решений. Глядя на доминирующего, уравновешенного, способного управлять собой руководителя, подчиненные будут не только подчиняться ему, но и с уважением принимать его предложения, выполнять его распоряжения.
Интеллект и воображение при наличии четких личных ценностей, постановки и корректировки разумных личных целей, способности к самосовершенствованию и стремления к инновациям дают возможность организации бизнеса, сопровождающих бизнес служб и активного развития бизнеса, в том числе на начальном этапе в целом.
Умение спланировать деятельность принять решение на основе постоянного анализа, дать четкие инструкции по выполнению решения, мотивировать работников на выполнение задуманного, организовать контрольные мероприятия по выполнению решения является основополагающим для деятельности предприятия. В таком случае и принятие решения, достигаемое в том числе за счет авторитета бизнесмена, и желание работников достичь цели, и своевременно организованный контроль способствуют развитию предприятия в целом.
Предпринимательские способности – это умение предпринимателя рационально использовать землю, капитал и труд, принимать наилучшие – наиболее выгодные решения, прогнозировать ситуацию, расчетливо рисковать [11, с. 18].
Профессионально важные качества личности управленца можно определить как личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и успешность руководителя в организации и продвижении собственного бизнеса. Нужно сказать о том, что интегративность, авторитет, интеллект, наличие воображения – как умение предвидеть ситуацию, умение принять решение и нести за него ответственность, умение организовать контроль и постоянно проводить контрольные мероприятия, невзирая на лица – это качества бухгалтера. Основные группы качеств являются сходными для управляющих бизнесом и бухгалтеров, что закладывается именно в процессе формирования специалиста, поэтому нужно сказать, что основные качества предпринимателя, можно приобрести именно в процессе обучения специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Интегративность, как способность заниматься несколькими направлениями в деятельности и бизнесе одновременно, достаточно редкое качество. Многие специалисты хотели бы заниматься только тем направлением, которое присуще их профессиональным качествам. Специалисты такого рода является ценными для крупного или, может быть, среднего бизнеса, если для таких видов деятельности предусмотрены разные должности. Причем это касается и экономистов, и бухгалтеров, и управленцев. На крупном предприятии бухгалтер-экономист может осуществлять деятельность одного направления: например: бухгалтер какого-либо направления, экономист-аналитик, специалист по налогам, налогообложению и налоговой оптимизации. Главный бухгалтер, или финансовый директор объединяют деятельность всех работников учета и финансов и уже проявляют интегративные качества в своей деятельности.
В малом бизнесе количество направлений деятельности не меняется, но главный бухгалтер малого предприятия должен исполнять обязанности и бухгалтера по направлениям, и финансового директора, и налогового аналитика, и аналитика-экономиста, юриста. Сам предприниматель должен совмещать направления деятельности управляющего, аналитика, юриста, владеть основами учета, налогообложения. Только в таком случае два лица – управляющий бизнесом и главный бухгалтер – смогут найти точки соприкосновения, что так важно для современного развития бизнеса в целом. Малый бизнес может стать для главных бухгалтеров стартовой площадкой предпринимательства, а потом и мостиком, соединяющим организацию малого бизнеса, его продвижение, постоянное его совершенствование, что в дальнейшем определит деятельность бухгалтера сначала в малом, а затем в среднем и крупном бизнесе как в качестве работника учета, так и управления. Тем самым будет решен вопрос занятости и востребованности выпускников вузов в регионах страны.
Как мы уже отмечали, формирование качеств современного специалиста, способного к предпринимательской деятельности, может быть организовано в процессе обучения в вузе. В целом «метод обучения является системой последовательных действий преподавателя, организующего познавательную и практическую деятельность обучаемого, устойчиво ведущую к усвоению им содержания образования» [12, с. 167].
Достаточно давно была создана система проблемного образования. Джон Дьюи (1859–1952) профессор Мичиганского, Колумбийского и Чикагского университетов, организатор знаменитой экспериментальной Школы-лаборатории при Чикагском университете (1896–1904), крупнейший американский философ и преобразователь школы, писал в своей первой журнальной статье более ста лет назад: «Единственная возможность научить ребенка жить в существующих условиях – это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями. Истинным ориентиром школьных предметов должна быть не наука, не литература, не история и не география, а социальная деятельность самого ребенка. Знакомство с наукой должно происходить не как с каким-то совершенно новым содержанием, а как с факторами, уже вовлеченными в прошлый опыт ребенка, и как с инструментами, с помощью которых можно легко и эффективно этот опыт упорядочить» [13].
Для реализации принципа формирования личности, способной создать и сопровождать бизнес, может быть применена именно технология проектного обучения, организованная на базе преподавания специальных дисциплин в вузе. Подготовка и продвижение проекта обучаемыми поможет как формированию предпринимателя, так и подготовки личности к предстоящей деятельности – не только теоретической, но и практической.
По словам Дж. Дьюи, метод проектов можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда обучаемый самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс. Он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое здание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Необходимо здесь отметить роль педагога, сформировать постановку его деятельности в учебном процессе в рамках избранной педагогической технологии, чем будет определен дальнейший путь профессионального развития специалиста, а значит, и раз-
витие общества в целом.
Ссылки:
1. Медведев Д. Выступление на Первом российском молодежном инновационном конвенте.
[Электронный ресурс]. URL:
http://rodionov.viperson.ru/wind.php?ID=531863 (дата обращения: 06.12.2011).
2. Медведев Д. Россия, вперед! [Сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/news/5413 (дата обращения: 06.12.2011).
3. Зайцева Г.В. Современные формы проблемного обучения в целях формирования специалиста, востребованного обществом: Инновационная деятельность в системе образования : монография / науч. ред. д-р пед. наук, проф. Г.Ф. Гребенщиков. М., 2010. 359 с.
4. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д, 1999.
5. Друкер П.Ф. Бизнес и инновации / пер. с английского. М., 2007. 432 с.
6. Столяренко Л.Д. Психология управления : учеб.
пособие. Изд. 2-е. Ростов н/Д, 2005. 512 с.
7. Друкер П.Ф. Эффективный управляющий
[Электронный ресурс]. URL:
http://globalbooki.ru/business/piter_druker_effecti ve_manager (дата обращения: 06.12.2011).
8. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента / пер. с англ. М., 2004. 432 с.
9. Столяренко Л.Д. Указ. соч.
10. Щекин Г.В. Управление бизнесом : экспресскурс для деловых людей / авт.-сост. Г.В. Щекин. 4-е изд. Киев, 2004. 232 с.
11. Абчук В.А. Курс предпринимательства. СПб., 2001. 544 с.
12. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. М., 1989.
13. Дьюи Д. Мое педагогическое кредо [Электронный ресурс]. URL:
http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/7/9 (дата обращения: 06.12.2011).
References (transliterated):
1. Medvedev D. Vystuplenie na Pervom rossiyskom molodezhnom innovatsionnom konvente. [Electronic resource]. URL:
http://rodionov.viperson.ru/wind.php?ID=531863 (date of access: 06.12.2011).
2. Medvedev D. Rossiya, vpered! [Site]. URL: http://www.kremlin.ru/news/5413 (date of access: 06.12.2011).
3. Zaytseva G.V. Sovremennye formy problemnogo obucheniya v tselyakh formirovaniya spetsialista, vostrebovannogo obshchestvom: Innovatsionnaya deyatelʹnostʹ v sisteme obrazovaniya : monograph / sci. ed. d-r pedagogical sci, prof. G.F. Grebenshchikov. M., 2010. 359 s.
4. Kratkiy psikhologicheskiy slovarʹ / under general ed. by A.V. Petrovskiy, M.G. Yaroshevskiy. Rostov n/D, 1999.
5. Druker P.F. Biznes i innovatsii / transl. from English. M., 2007. 432 s.
6. Stolyarenko L.D. Psikhologiya upravleniya : textbook. 2nd ed. Rostov n/D, 2005. 512 s.
7. Druker P.F. Effektivniy upravlyayushchiy
[Electronic resource]. URL:
http://globalbooki.ru/business/piter_druker_effecti ve_manager (date of access: 06.12.2011).
8. Druker P.F. Entsiklopediya menedzhmenta / transl. from English. M., 2004. 432 p.
9. Stolyarenko L.D. Op. cit.
10. Shchekin G.V. Upravlenie biznesom : ekspresskurs dlya delovykh lyudey / author.-comp. G.V. Shchekin. 4th ed. Kiev, 2004. 232 p.
11. Abchuk V.A. Kurs predprinimatelʹstva. SPb., 2001. 544 p.
12. Teoreticheskie osnovy protsessa obucheniya v sovetskoy shkole. M., 1989.
13. Dʹyui D. Moe pedagogicheskoe kredo [Electronic resource]. URL: http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/7/9 (date of access: 06.12.2011).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.