Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентированная направленность. По мнению ряда отечественных ученых (В. П. Беспалько, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, А. А. Пинский, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов), смысл современного образования состоит в формировании у обучающихся ключевых компетенций.
Ключевая компетенция может быть определена как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной, продуктивной деятельности в определенной сфере. Применительно к школьникам ключевые компетенции - это такие функциональные умения, которые помогут им в выполнении настоящих и будущих социальных ролей ("ученик", "абитуриент", "студент", "субъект общения", "гражданин", "потребитель", "работник-специалист" и др.).
В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают:
Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.
В Государственном стандарте по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Языковая компетенция - способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка благодаря изучению лексики, фразеологии, усвоению морфологических нормы согласования, управления, построения предложений разных видов.
Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.
Для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации.
Коммуникативная компетенция предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умения и навыки анализа текста.
Учитель способен развивать данные ключевые компетенции, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения, развивать интегрированные способы учебной деятельности. Развитию этих компетенций способствует активное использование в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также новых средств и технологий обучения.
Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, Интернет. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника.
Использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет повысить качество учебного процесса, но требует кропотливой совместной деятельности учителя и учеников. Дидактические возможности ИКТ позволяют мне не только активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти мобилизовать внимание моих учащихся, но и включить их в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений. Понимая особенности современных детей, я стала использовать компьютер как активное средство обучения. Имеющиеся ресурсы позволили мне создать свою систему работы по формированию информационно – коммуникационной компетентности у учащихся. Как бы интересно и захватывающе не был написан учебник, как бы красиво ни рассказывал учитель, образ территории лучше создается при использовании ярких фотографий и иллюстраций. При этом особенно важным является использование зрительного канала восприятия. Программа разработки презентаций Power Point позволяют подготовить материалы к уроку, комбинируя различие средства информации, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. Демонстрация на экране высококачественных иллюстраций позволяет создать более полный образ изучаемого объекта.
Оптимальное сочетание традиционных уроков и уроков с использованием ИКТ формируют положительную мотивацию к изучению предмета. Использование данных технологий для отслеживания качества результата образования позволяет:
§ отслеживать умения работать с учебным текстом в сжатые временные сроки;
§ отслеживается динамика овладения способами обработки информации; повышается интенсивность мыслительной деятельности;
§ развивается и проверяется скорость и качество мыслительных операций;
§ происходит формирование информационной, коммуникативной компетенций;
§ повышается мотивация, так как учащиеся привлекаются к подготовке уроков, заданий;
§ происходит интеграция способов учебной деятельности, проверяются как специальные, так и общеучебные навыки.
В своей практике применяю различные электронные мультимедийные пособия:
§ Мультимедийные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, разработанные в соответствии с Государственным стандартом образования, содержат теоретический, практический и тестовый материал по темам каждого курса. Каждый такой урок имеет красочные иллюстрации, таблицы, схемы. Теоретический материал в большинстве случаев подается блоками, что дает возможность овладевать образовательными компетенциями и экономить время на практическую работу над орфографическими и пунктуационными правилам
§ Электронное учебное издание "Библиотека школьника" (Мир книги "Олма", Директмедиа Паблишинг, 2006), где представлено 455 литературных произведений. Использование такой хрестоматии дает определенный эффект
§ электронная универсальная "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия", содержащая энциклопедические статьи, иллюстрации, видеофрагменты, виртуальные экскурсии, интерактивные таблицы, актуальные статистические данные по странам мира и регионам России, иллюстративные исторические хроники.
Пособие знакомит с пятью видами словарей, что особенно необходимо при словарно - орфографической работе. Кроме толкования лексического значения слова энциклопедия предоставляет еще и красочные иллюстрации.
На некоторых уроках с целью расширения знаний обучающихся об окружающем мире используем кратковременные видеосюжеты, служащие своеобразной иллюстрацией некоторых упражнений в целом или отдельных предложений.
На уроках литературы с помощью фонотеки, содержащейся в пособии, слушаем живой голос поэтов и писателей, фрагменты из некоторых произведений, музыку из кинофильмов, звучание музыкальных инструментов. Так, в повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" говорится: "Литавры грянули, - и скоро на площадь, как шмели, стали собираться чёрные кучи запорожцев". Наши учащиеся никогда не видели описываемого музыкального инструмента и не слышали его. А "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия" такую возможность предоставляет. Можно услышать также живой голос поэта или писателя, а также их произведения в исполнении мастеров слова
Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, имеет ряд преимуществ: экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся.
Конечно, компьютерные тесты нельзя считать доминирующей формой контроля, но для многих учащихся работа с ними будет значительно более значащей, чем при традиционной форме опроса, так как может стать средством самоутверждения.
Ресурсы Интернет в последнее время стали доступны всем. Сообщения, доклады, рефераты, исследовательские работы, проекты, как правило, строятся на материале Интернет. Из всего многообразия информации обучающиеся учатся выбирать самое необходимое, находить главное, структурировать материал. Актуальна еще и другая задача: формирование критического отношения к найденной информации, умение проверять ее достоверность.
Часто использую компьютерную программу Mind Maps, с помощью которой мои обучающиеся создают интеллект-карты по всем разделам школьного курса русского языка. Это позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ГИА и ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время, способствует развитию логического мышления, совершенствованию связной речи, обогащению словарного запаса, формированию орфографических и пунктуационных навыков. Приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше и доля усвоенного материала значительно выше, чем на других уроках.
Использование умений работать на компьютере при проведении интегрированных уроков, проектов, интеллектуальных марафонов, способствует созданию ситуации успеха у моих учеников, повышают их мотивацию.
Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока и в нужной последовательности. Это позволяет сделать урок более ярким, увлекательным. Презентации использую как на отдельных этапах урока, так и для связи занятия в единое целое. Слайды в сочетании с анимацией, интерактивными элементами обеспечивают качественно новый уровень предоставления информации.
Конечно, подготовка к уроку с применением презентации требует много времени. Но есть и преимущества в проведении таких уроков: у учащихся повышаются интерес и мотивация к изучению предмета. В течение трёх лет наблюдается повышение качества знаний по предмету.
Мною создан банк данных образовательных ресурсов Интернет по русскому языку и литературе:
§ уроки-презентации по русскому языку и литературе
§ интерактивные таблицы
§ дополнительный справочный материал по творчеству писателей
§ компьютерные тесты и тренажёры
§ ЦОРы
§ интеллект-карты
Компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы своего применения. Педагогические технологии не являются исключением. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе не дань моде, а актуальная проблема современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.