Спириденко Светлана Викторовна,
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ № 138,
г.Екатеринбург
Формирование ключевых компетенций обучающихся
через применение технологии проектного обучения
Современный ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии.
В настоящее время возросла роль таких качеств личности, как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми разных профессий и культур.
Ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но часто испытывают значительные трудности в деятельности, требующей применения этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.
Формированию ключевых компетенций обучающихся способствует применение на уроках и во внеурочной деятельности технологии проектного обучения.
Цель проектного обучения – создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся применять приобретённые знания для решения практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в группах; развивают исследовательские умения; развивают системное мышление.
Проекты бывают исследовательские, практико-ориентированные, информационные проекты, а также проекты, включающие совокупность поисковых, творческих и игровых элементов.
Исследовательские проекты («Энциклопедия одного слова», «Моя семья» и т.п.)
Творческие проекты используются и как способ закрепления нового материала, и как обобщение по теме, и в качестве вспомогательного элемента при объяснении нового материала. Форму проекта обучающиеся выбирают сами (презентация, видеоролик, ролевая игра). Так, интересные мысли ученических сочинений могут стать основой для творческих проектов «Крепкая семья – сильная держава», «Россия духом сильна».
В качестве учебного проекта можно применять в практике и творческие домашние задания: стихотворные впечатления от прочитанного, кроссворды, иллюстрации к изученному материалу; создание творческих работ типа стилизации под произведение автора.
Игровые проекты эффективно используются на уроках литературы. Это, как правило, различные инсценировки, когда обучающиеся, выступая в роли персонажей, не только интерпретируют художественное произведение, но учатся выполнять различные социальные функции, дают нравственную оценку различным социальным явлениям. («В гостях у сказки»).
Бинарные проекты – проекты, совместные с учителями –предметниками (постановка спектакля на английском языке, инсценирование песни на английском языке, проект «»Суперчитатель» ).
Практико-ориентированные проекты («В здоровом теле – здоровый дух», «Речевая культура: Мы – за!», «Чемпионат проектных игр»).
Технология проектного обучения позволяет создавать благоприятный климат при организации образовательного процесса, атмосферу толерантности, взаимопомощи. Индивидуальный темп работы над проектом - это выход обучающихся на свой уровень развития, таким образом обеспечивается дифференцированный подход в обучении. При этом работа с сильными учениками идёт не по пути увеличения объёма изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий.
Работа над проектами не только развивает коммуникативные и информационные компетентности, но и воспитывает у обучающихся собранность, ответственность, исполнительность, обязательность, формирует умение оценивать свои возможности, развивает креативное мышление.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.