Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Саянская средняя общеобразовательная школа»
Доклад
«Формирование коммуникативной
компетенции на уроках
английского языка путем применения УУД»
Составитель: Дамшаева Оюна Субановна,
учитель английского языка
Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной
системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися
конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия — к мысли.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Выделяют основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные.
Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
Социальное развитие — формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Личностное развитие — развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции уметь учиться; формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Познавательное развитие — формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Коммуникативное развитие — формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.
УУД представляют собой целостную систему, в которой генезис и развитие каждого из видов УУД определяется его отношением с другими УУД и общей логикой возрастного развития.
Понятие и состав коммуникативных УУД.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Соответственно в состав коммуникативных действий входят:
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
2. Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3. Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
4. Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Базовые виды коммуникативных УУД
В основу выделения базовых коммуникативных универсальных учебных действий положена концепция структуры и динамики психологического возраста (Л. С. Выготский) и теория задач развития (Р. Хевигхерст).
Коммуникативная деятельность:
1. Коммуникация как общение (интеракция) – ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции в общении и взаимодействии, учет разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и др.
2. Коммуникация как совместная деятельность (кооперация) – организация и планирование работы в группе, в то числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты.
3. Коммуникация как условие интериоризации - речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии, способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания.
Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что
ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам
речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Это
обуславливает необходимость формирования коммуникативных
компетентностей через последовательное развитие универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Задания для учащихся, формирующие универсальные учебные действия также можно разделить на группы:
№ |
Основные виды универсальных учебных действий
|
Тип/характер задания, формирующего данное УУД
|
1 |
Личностные |
- на этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить уровень успешности на данном учебном занятии; - проведение физминуток на ИЯ (установка на здоровый образ жизни); - задания типа «Оцени поведение главного героя. Как бы повёл себя ты на его месте?»
|
2 |
Регулятивные |
- составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом по аудированию или чтению; - составление плана как последовательности речевых действий при подготовке устного монологического и диалогического высказывания; - задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте», «Прочти последний абзац истории и догадайся, что произошло с главной героиней», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»; - контрольные задания, в том числе тестового характера;
|
3 |
Познавательные |
-формулировка познавательной задачи самими учащимися; - организация проектной деятельности учащихся; - подготовка устного и письменного речевого высказывания; - формулирование проблемы текста; - извлечение необходимой информации из прочитанного (услышанного) аутентичного текста; - составление таблиц, схем-моделей; - замещение буквы звуком; - выделение гласных и согласных букв/звуков в словах; - классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.; - самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование)
|
4 |
Коммуникативные |
- организация совместной работы учащихся (парная, групповая формы) |
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
— умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС, можно также предложить учащимся такие задания:
- упражнение на логическое заполнение пропусков;
- составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;
-поиск ошибок в письмах и текстах;
- составление текстов из предложенного набора предложений;
- выстраивание логических смысловых цепочек;
- подготовка творческих мини-проектов;
- заполнение анкет.
В своей практике для формирования коммуникативной компетенции я наиболее часто использую парную и групповую работу. В этом виде деятельности формируются все виды УУД:
· коммуникативные - умение выразить свои мысли на иностранном языке, умение участвовать в обсуждении проблем.
· познавательные - поиск и выделение информации.
· регулятивные - контроль, коррекция, оценка.
· личностные – смыслообразование (обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями).
Диалогическая речь
Диалоги применяются мною как в начальной, так и в средней школе. Диалоги позволяют не только формировать коммуникативный навык у учащихся, но и помогают закреплять грамматические и лексические структуры. Применение их на практике способствует их более быстрому запоминанию. Ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием.
Виды диалога |
Коммуникативные задачи и соответствующие им речевые действия |
Диалог этикетного характера |
-Приветствовать и ответить на приветствие; -представиться, представить другого; -попрощаться; -поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них; -начать, поддержать и закончить разговор; -вежливо переспросить; -выразить благодарность и отреагировать на нее; согласиться/не согласиться с чем-либо; выразить радость/огорчение. |
Диалог-расспрос |
а) Типа интервью: - целенаправленно запрашивать информацию, в одностороннем порядке задавая вопросы: Кто? Что? Где? Куда и т.д. б) Обмен вопросами и сообщениями: - запрашивать и сообщать информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот. |
Диалог-побужде-ние |
-Обратиться с просьбой, выразить готовность/отказ ее выполнить; -дать совет и принять/не принять его; -высказать предложение и выразить согласие/несогласие с ним; -пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие. |
Диалог-обмен мнениями, сообщениями |
-Выслушать сообщение/мнение собеседника и согласиться/не согласиться с ним; -выразить свою точку зрения, обосновать ее, чтобы убедить собеседника; выразить сомнение, неуверенность; выразить одобрение/неодобрение. |
В начальной школе я применяю преимущественно диалог этикетного характера и диалог расспрос. С помощью проектора я показываю ученикам план задания. Ученики одновременно в парах разыгрывают диалоги, а я хожу между рядами, слушаю, при необходимости оказываю поддержку и помощь более слабым ученикам. Например, при повторении темы «Знакомство» ученикам 3 класса я даю задание составить диалог этикетного характера по следующей схеме.
Kate -поздороваться - спросить, как зовут собеседника - спросить о возрасте - узнать, откуда собеседник - рассказать о том, что ты любишь делать - попрощаться |
Polly -ответить на приветствие -представиться, спросить имя собеседника -сказать свой возраст и спросить о возрасте собеседника - сказать, откуда ты и спросить, откуда собеседник - рассказать о том, что ты любишь делать - попрощаться |
При прохождении модального глагола can/can’t –уметь/не уметь в 3 классе детям предлагается выполнить в парах следующее задание:
- поздороваться
- узнать, как дела у собеседника
- рассказать о том, что ты умеешь делать (минимум 3 предложения)
- рассказать о том, что ты не умеешь делать (минимум 3 предложения)
- попрощаться
Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. В ролевых играх могут участвовать более двух учеников. Учащиеся получают определенные роли и задачи. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. Учащимся средних классов нравятся ролевые игры («Больница», «Аптека», «Прием у врача», «В магазине», «Интервью» и другие).
При повторении в 5 классе настоящего длительного времени я даю учащимся задание разыграть «разговор по телефону» по определенной схеме.
Разговор по телефону.
M: Yes?
K: Good afternoon.
M: Good afternoon.
K: Is Olga at home?
M: Yes, she is. Who is speaking?
K: This is Kate, Olga's friend. May I speak to her?
M: Yes, you may.
O: Yes?
K: How are you, Olga?
O: I am well, Thank you. And how are you?
K: I am well too. And what are you doing?
O: I am doing my homework. And what are you doing?
K: I am watching TV. By the way, what is our homework?
O: Exercise 4.
K: Thank you. Good-bye.
O: Bye-bye.
При выполнении этого задания у обучающихся формируется не только коммуникативный навык, но также умение строить предложения в настоящем длительном времени и применять их по ситуации.
При закреплении темы «Посещение Великобритании» в 6 классе я проводила в парах ролевую игру «Турист из Москвы».
Турист из Москвы - поздороваться и представиться (кто, откуда) - рассказать, что вы вчера приехали в Лондон, хотите посмотреть его достопримечательности - поблагодарить и рассказать о Красной площади - попрощаться
|
Житель Лондона - поздороваться и представиться (кто, откуда) - предложить посетить Трафальгальскую площадь (или другое место) и рассказать о ней - поблагодарить за рассказ, сказать, что хотели бы посетить Москву - попрощаться |
Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащихся, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.
Таким образом, суммируя все вышесказанное, считаю, что формирование и развитие коммуникативных УУД на уроках английского языка протекает более успешно, при использовании перечисленных коммуникативных действий. Процесс выполнения подобранных заданий стимулирует обучающихся быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, воображение, творческое мышление и самостоятельность.
Основная педагогическая и филологическая задача учителя английского языка – организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке, которые являются мощными механизмами, обеспечивающими должный уровень коммуникативной компетенции обучающегося, а именно качественное овладение английским языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.