"Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка путем применения УУД""

  • docx
  • 25.04.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала доклад 1 формирование.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Саянская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

«Формирование коммуникативной

компетенции на уроках

 английского языка путем применения УУД»

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Дамшаева Оюна Субановна,

учитель английского языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия».

 

Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной

системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к

саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного

присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися

конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Перемены, происходящие в современном обществе, требу­ют ускоренного совершенствования образовательного про­странства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением ста­новится обеспечение развивающего потенциала новых обра­зовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспи­тания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Ло­гика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, стро­ится по формуле: от действия — к мысли.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образова­тельного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвое­ния, т. е. умения учиться.

Выделяют основные виды универ­сальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оце­нивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познава­тельные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и ком­муникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и само­развитию.

Социальное развитие — формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеж­дений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Личностное развитие — развитие готовности и способ­ности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятель­ности, высокой социальной и профессиональной мобильнос­ти на основе непрерывного образования и компетенции уметь учиться; формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации и нравственных оснований личност­ного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действи­ям, принятию ответственности за их результаты; целеустрем­лённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формиро­вание нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопас­ности личности и общества в пределах своих возможностей.

Познавательное развитие — формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять сво­ей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овла­дение методологией познания, стратегиями и способами по­знания и учения; развитие репрезентативного, символическо­го, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие — формирование компетент­ности в общении, включая сознательную ориентацию уча­щихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрос­лыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять сво­бодное общение на русском, родном и иностранных языках.

УУД представляют собой целостную систему, в которой генезис и развитие каждого из видов УУД определяется его отношением с другими УУД и общей логикой возрастного развития.

Понятие и состав коммуникативных УУД.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктив­но взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

 

Соответственно в состав коммуникативных действий входят:

 

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2. Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 

3. Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проб­лемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

4. Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

5. Умение с достаточной полнотой и точ­ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диа­логической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Базовые виды коммуникативных УУД

В основу выделения базовых коммуникативных универсальных учебных действий положена концеп­ция структуры и динамики психологического возраста (Л. С. Выготский) и теория задач развития (Р. Хевигхерст).

Коммуникативная деятельность:

1. Коммуникация как общение (интеракция) – ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции в общении и взаимодействии, учет разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и др.

2. Коммуникация как совместная деятельность (кооперация) – организация и планирование работы в группе, в то числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты.

3. Коммуникация как условие интериоризации - речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии, способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания.

Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что

ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам

речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Это

обуславливает необходимость формирования коммуникативных

компетентностей через последовательное развитие универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

            Задания для учащихся, формирующие универсальные учебные действия также можно разделить на группы:

 

 

 

Основные виды универсальных учебных действий

 

Тип/характер задания, формирующего данное УУД

 

1

Личностные

- на этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить  уровень успешности на данном  учебном занятии;

- проведение физминуток на ИЯ (установка на здоровый образ жизни);

- задания типа «Оцени поведение главного героя. Как бы повёл себя ты на его месте?»

 

2

Регулятивные

- составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом по аудированию или чтению;

- составление плана как последовательности речевых действий  при подготовке устного монологического и диалогического высказывания;

- задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте», «Прочти последний абзац истории и догадайся, что произошло с главной героиней», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»;

- контрольные задания, в том числе тестового характера;

 

3

Познавательные

-формулировка познавательной задачи самими учащимися;

- организация проектной деятельности учащихся;

- подготовка устного и письменного речевого высказывания;

- формулирование проблемы  текста;

- извлечение необходимой информации из прочитанного (услышанного) аутентичного текста;

- составление таблиц, схем-моделей;

- замещение буквы звуком;

- выделение гласных и согласных букв/звуков в словах;

- классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.;

- самостоятельное выведение правил (грамматические явления,    словообразование)

 

4

Коммуникативные

- организация совместной работы учащихся (парная, групповая формы)

 

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других  людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий:

     планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

      постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

      разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

      управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

      умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС, можно также предложить учащимся такие задания:

- упражнение на логическое заполнение пропусков;

- составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;

-поиск ошибок в письмах и текстах;

- составление текстов из предложенного набора предложений;

- выстраивание логических смысловых цепочек;

- подготовка творческих мини-проектов;

- заполнение анкет.

В своей практике для формирования коммуникативной компетенции   я наиболее часто  использую парную и групповую работу. В этом виде деятельности  формируются все виды УУД:

·        коммуникативные -  умение выразить свои мысли на иностранном языке, умение участвовать в обсуждении проблем.

·        познавательные -  поиск и выделение информации.

·        регулятивные -  контроль, коррекция, оценка.

·        личностные – смыслообразование (обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями).

Диалогическая речь

Диалоги применяются мною как в начальной, так и в средней школе. Диалоги позволяют не только формировать коммуникативный навык у учащихся, но и помогают закреплять грамматические и лексические структуры. Применение их на практике способствует их более быстрому запоминанию. Ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием.

Виды диалога

Коммуникативные задачи

и соответствующие им речевые действия

Диалог этикетного характера

-Приветствовать и ответить на приветствие;

-представиться, представить другого;

-попрощаться;

-поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;

-начать, поддержать и закончить разговор;

-вежливо переспросить;

-выразить благодарность и отреагировать на нее;

согласиться/не согласиться с чем-либо;

выразить радость/огорчение.

Диалог-расспрос

а) Типа интервью:

- целенаправленно запрашивать информацию, в одностороннем порядке задавая вопросы: Кто? Что? Где? Куда и т.д.

б) Обмен вопросами и сообщениями:

- запрашивать и сообщать информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот.

Диалог-побужде-ние

-Обратиться с просьбой, выразить готовность/отказ ее выполнить;

-дать совет и принять/не принять его;

-высказать предложение и выразить согласие/несогласие с ним;

-пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие.

Диалог-обмен мнениями, сообщениями

-Выслушать сообщение/мнение собеседника и согласиться/не согласиться с ним;

-выразить свою точку зрения, обосновать ее, чтобы убедить собеседника;

выразить сомнение, неуверенность;

выразить одобрение/неодобрение.

 

В начальной школе я применяю преимущественно диалог этикетного характера и диалог расспрос. С помощью проектора я показываю ученикам план задания. Ученики одновременно в парах разыгрывают диалоги, а я хожу между рядами, слушаю, при необходимости оказываю поддержку и помощь более слабым ученикам.  Например, при повторении темы «Знакомство» ученикам 3 класса я даю задание составить диалог этикетного характера по следующей схеме.

Kate

-поздороваться

- спросить, как зовут собеседника

- спросить о возрасте

- узнать, откуда собеседник

- рассказать о том, что ты любишь делать

- попрощаться

Polly

-ответить на приветствие

-представиться, спросить имя собеседника

-сказать свой возраст и спросить о возрасте собеседника

- сказать, откуда ты и спросить, откуда собеседник

- рассказать о том, что ты любишь делать

- попрощаться

 

При прохождении модального глагола can/cant –уметь/не уметь в 3 классе детям предлагается выполнить в парах следующее задание:

- поздороваться

- узнать, как дела у собеседника

- рассказать о том, что ты умеешь делать (минимум 3 предложения)

- рассказать о том, что ты не умеешь делать (минимум 3 предложения)

- попрощаться

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. В ролевых играх могут участвовать более двух учеников. Учащиеся получают определенные роли и задачи. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. Учащимся средних классов нравятся ролевые игры («Больница», «Аптека», «Прием у врача», «В магазине», «Интервью» и другие).

При повторении в 5 классе настоящего длительного времени я даю учащимся задание разыграть «разговор по телефону» по определенной схеме.

Разговор по телефону.

M: Yes?

K: Good afternoon.

M: Good afternoon.

K: Is Olga at home?

M: Yes, she is. Who is speaking?

K: This is Kate, Olga's friend. May I speak to her?

M: Yes, you may.

O: Yes?

K: How are you, Olga?

O: I am well, Thank you. And how are you?

K: I am well too. And what are you doing?

O: I am doing my homework. And what are you doing?

K: I am watching TV. By the way, what is our homework?

O: Exercise 4. 

K: Thank you. Good-bye. 

 O: Bye-bye.

При выполнении этого задания у обучающихся формируется не только коммуникативный навык, но также умение строить предложения в настоящем длительном времени и применять их по ситуации.

При закреплении темы «Посещение Великобритании» в 6 классе я проводила в парах ролевую игру «Турист из Москвы».      

 

Турист из Москвы

- поздороваться и представиться (кто, откуда)

- рассказать, что вы вчера приехали в Лондон, хотите посмотреть его достопримечательности

- поблагодарить и рассказать о Красной площади

- попрощаться

 

Житель Лондона

- поздороваться и представиться (кто, откуда)

- предложить посетить Трафальгальскую площадь (или другое место) и рассказать о ней

- поблагодарить за рассказ, сказать, что хотели бы посетить Москву

- попрощаться

 

Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащихся, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

Таким образом, суммируя все вышесказанное, считаю, что формирование и развитие коммуникативных УУД на уроках английского языка протекает более успешно, при использовании перечисленных коммуникативных действий. Процесс выполнения подобранных заданий стимулирует обучающихся быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, воображение, творческое мышление и самостоятельность.

Основная педагогическая и филологическая задача учителя английского языка – организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке, которые являются мощными механизмами, обеспечивающими должный уровень коммуникативной компетенции обучающегося, а именно качественное овладение английским языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.