"Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка путем применения УУД""
Оценка 4.8

"Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка путем применения УУД""

Оценка 4.8
docx
25.04.2023
"Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка путем применения УУД""
доклад 1 формирование.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Саянская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

«Формирование коммуникативной

компетенции на уроках

 английского языка путем применения УУД»

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Дамшаева Оюна Субановна,

учитель английского языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия».

 

Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной

системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к

саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного

присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися

конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Перемены, происходящие в современном обществе, требу­ют ускоренного совершенствования образовательного про­странства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением ста­новится обеспечение развивающего потенциала новых обра­зовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспи­тания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Ло­гика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, стро­ится по формуле: от действия — к мысли.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образова­тельного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвое­ния, т. е. умения учиться.

Выделяют основные виды универ­сальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оце­нивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познава­тельные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и ком­муникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и само­развитию.

Социальное развитие — формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеж­дений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Личностное развитие — развитие готовности и способ­ности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятель­ности, высокой социальной и профессиональной мобильнос­ти на основе непрерывного образования и компетенции уметь учиться; формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации и нравственных оснований личност­ного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действи­ям, принятию ответственности за их результаты; целеустрем­лённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формиро­вание нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопас­ности личности и общества в пределах своих возможностей.

Познавательное развитие — формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять сво­ей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овла­дение методологией познания, стратегиями и способами по­знания и учения; развитие репрезентативного, символическо­го, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие — формирование компетент­ности в общении, включая сознательную ориентацию уча­щихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрос­лыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять сво­бодное общение на русском, родном и иностранных языках.

УУД представляют собой целостную систему, в которой генезис и развитие каждого из видов УУД определяется его отношением с другими УУД и общей логикой возрастного развития.

Понятие и состав коммуникативных УУД.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктив­но взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

 

Соответственно в состав коммуникативных действий входят:

 

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2. Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 

3. Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проб­лемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

4. Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

5. Умение с достаточной полнотой и точ­ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диа­логической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Базовые виды коммуникативных УУД

В основу выделения базовых коммуникативных универсальных учебных действий положена концеп­ция структуры и динамики психологического возраста (Л. С. Выготский) и теория задач развития (Р. Хевигхерст).

Коммуникативная деятельность:

1. Коммуникация как общение (интеракция) – ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции в общении и взаимодействии, учет разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и др.

2. Коммуникация как совместная деятельность (кооперация) – организация и планирование работы в группе, в то числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты.

3. Коммуникация как условие интериоризации - речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии, способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания.

Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что

ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам

речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Это

обуславливает необходимость формирования коммуникативных

компетентностей через последовательное развитие универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

            Задания для учащихся, формирующие универсальные учебные действия также можно разделить на группы:

 

 

 

Основные виды универсальных учебных действий

 

Тип/характер задания, формирующего данное УУД

 

1

Личностные

- на этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить  уровень успешности на данном  учебном занятии;

- проведение физминуток на ИЯ (установка на здоровый образ жизни);

- задания типа «Оцени поведение главного героя. Как бы повёл себя ты на его месте?»

 

2

Регулятивные

- составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом по аудированию или чтению;

- составление плана как последовательности речевых действий  при подготовке устного монологического и диалогического высказывания;

- задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте», «Прочти последний абзац истории и догадайся, что произошло с главной героиней», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»;

- контрольные задания, в том числе тестового характера;

 

3

Познавательные

-формулировка познавательной задачи самими учащимися;

- организация проектной деятельности учащихся;

- подготовка устного и письменного речевого высказывания;

- формулирование проблемы  текста;

- извлечение необходимой информации из прочитанного (услышанного) аутентичного текста;

- составление таблиц, схем-моделей;

- замещение буквы звуком;

- выделение гласных и согласных букв/звуков в словах;

- классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.;

- самостоятельное выведение правил (грамматические явления,    словообразование)

 

4

Коммуникативные

- организация совместной работы учащихся (парная, групповая формы)

 

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других  людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий:

     планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

      постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

      разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

      управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

      умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС, можно также предложить учащимся такие задания:

- упражнение на логическое заполнение пропусков;

- составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;

-поиск ошибок в письмах и текстах;

- составление текстов из предложенного набора предложений;

- выстраивание логических смысловых цепочек;

- подготовка творческих мини-проектов;

- заполнение анкет.

В своей практике для формирования коммуникативной компетенции   я наиболее часто  использую парную и групповую работу. В этом виде деятельности  формируются все виды УУД:

·        коммуникативные -  умение выразить свои мысли на иностранном языке, умение участвовать в обсуждении проблем.

·        познавательные -  поиск и выделение информации.

·        регулятивные -  контроль, коррекция, оценка.

·        личностные – смыслообразование (обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями).

Диалогическая речь

Диалоги применяются мною как в начальной, так и в средней школе. Диалоги позволяют не только формировать коммуникативный навык у учащихся, но и помогают закреплять грамматические и лексические структуры. Применение их на практике способствует их более быстрому запоминанию. Ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием.

Виды диалога

Коммуникативные задачи

и соответствующие им речевые действия

Диалог этикетного характера

-Приветствовать и ответить на приветствие;

-представиться, представить другого;

-попрощаться;

-поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;

-начать, поддержать и закончить разговор;

-вежливо переспросить;

-выразить благодарность и отреагировать на нее;

согласиться/не согласиться с чем-либо;

выразить радость/огорчение.

Диалог-расспрос

а) Типа интервью:

- целенаправленно запрашивать информацию, в одностороннем порядке задавая вопросы: Кто? Что? Где? Куда и т.д.

б) Обмен вопросами и сообщениями:

- запрашивать и сообщать информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот.

Диалог-побужде-ние

-Обратиться с просьбой, выразить готовность/отказ ее выполнить;

-дать совет и принять/не принять его;

-высказать предложение и выразить согласие/несогласие с ним;

-пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие.

Диалог-обмен мнениями, сообщениями

-Выслушать сообщение/мнение собеседника и согласиться/не согласиться с ним;

-выразить свою точку зрения, обосновать ее, чтобы убедить собеседника;

выразить сомнение, неуверенность;

выразить одобрение/неодобрение.

 

В начальной школе я применяю преимущественно диалог этикетного характера и диалог расспрос. С помощью проектора я показываю ученикам план задания. Ученики одновременно в парах разыгрывают диалоги, а я хожу между рядами, слушаю, при необходимости оказываю поддержку и помощь более слабым ученикам.  Например, при повторении темы «Знакомство» ученикам 3 класса я даю задание составить диалог этикетного характера по следующей схеме.

Kate

-поздороваться

- спросить, как зовут собеседника

- спросить о возрасте

- узнать, откуда собеседник

- рассказать о том, что ты любишь делать

- попрощаться

Polly

-ответить на приветствие

-представиться, спросить имя собеседника

-сказать свой возраст и спросить о возрасте собеседника

- сказать, откуда ты и спросить, откуда собеседник

- рассказать о том, что ты любишь делать

- попрощаться

 

При прохождении модального глагола can/cant –уметь/не уметь в 3 классе детям предлагается выполнить в парах следующее задание:

- поздороваться

- узнать, как дела у собеседника

- рассказать о том, что ты умеешь делать (минимум 3 предложения)

- рассказать о том, что ты не умеешь делать (минимум 3 предложения)

- попрощаться

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. В ролевых играх могут участвовать более двух учеников. Учащиеся получают определенные роли и задачи. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. Учащимся средних классов нравятся ролевые игры («Больница», «Аптека», «Прием у врача», «В магазине», «Интервью» и другие).

При повторении в 5 классе настоящего длительного времени я даю учащимся задание разыграть «разговор по телефону» по определенной схеме.

Разговор по телефону.

M: Yes?

K: Good afternoon.

M: Good afternoon.

K: Is Olga at home?

M: Yes, she is. Who is speaking?

K: This is Kate, Olga's friend. May I speak to her?

M: Yes, you may.

O: Yes?

K: How are you, Olga?

O: I am well, Thank you. And how are you?

K: I am well too. And what are you doing?

O: I am doing my homework. And what are you doing?

K: I am watching TV. By the way, what is our homework?

O: Exercise 4. 

K: Thank you. Good-bye. 

 O: Bye-bye.

При выполнении этого задания у обучающихся формируется не только коммуникативный навык, но также умение строить предложения в настоящем длительном времени и применять их по ситуации.

При закреплении темы «Посещение Великобритании» в 6 классе я проводила в парах ролевую игру «Турист из Москвы».      

 

Турист из Москвы

- поздороваться и представиться (кто, откуда)

- рассказать, что вы вчера приехали в Лондон, хотите посмотреть его достопримечательности

- поблагодарить и рассказать о Красной площади

- попрощаться

 

Житель Лондона

- поздороваться и представиться (кто, откуда)

- предложить посетить Трафальгальскую площадь (или другое место) и рассказать о ней

- поблагодарить за рассказ, сказать, что хотели бы посетить Москву

- попрощаться

 

Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащихся, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

Таким образом, суммируя все вышесказанное, считаю, что формирование и развитие коммуникативных УУД на уроках английского языка протекает более успешно, при использовании перечисленных коммуникативных действий. Процесс выполнения подобранных заданий стимулирует обучающихся быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, воображение, творческое мышление и самостоятельность.

Основная педагогическая и филологическая задача учителя английского языка – организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке, которые являются мощными механизмами, обеспечивающими должный уровень коммуникативной компетенции обучающегося, а именно качественное овладение английским языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.


 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Саянская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Саянская средняя общеобразовательная школа»

Когда – то очень давно Герберт

Когда – то очень давно Герберт

Познавательное развитие — формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять сво­ей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овла­дение методологией познания, стратегиями и способами по­знания и…

Познавательное развитие — формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять сво­ей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овла­дение методологией познания, стратегиями и способами по­знания и…

Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра; 5

Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра; 5

Основные виды универсальных учебных действий

Основные виды универсальных учебных действий

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении…

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении…

Ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием

Ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием

Например, при повторении темы «Знакомство» ученикам 3 класса я даю задание составить диалог этикетного характера по следующей схеме

Например, при повторении темы «Знакомство» ученикам 3 класса я даю задание составить диалог этикетного характера по следующей схеме

M : Yes ? K: Good afternoon

M : Yes ? K: Good afternoon

Основная педагогическая и филологическая задача учителя английского языка – организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке, которые являются мощными механизмами, обеспечивающими должный уровень…

Основная педагогическая и филологическая задача учителя английского языка – организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке, которые являются мощными механизмами, обеспечивающими должный уровень…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2023