Формирование коммуникативной компетенции обучающихся в процессе реализации принципа интегративности при изучении предметов гуманитарного цикла (русского языка, литературы, мировой художественной культуры)
Оценка 5

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся в процессе реализации принципа интегративности при изучении предметов гуманитарного цикла (русского языка, литературы, мировой художественной культуры)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
МХК +2
8 кл—9 кл
07.04.2024
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся в процессе реализации принципа интегративности при изучении предметов гуманитарного цикла (русского языка, литературы, мировой художественной культуры)
На уроке реализуется принцип интеграции предметов: МХК, русский язык, литература, формируются и развиваются коммуникативные умения учащихся
Интеграция предметов гуманитарного цикла. Вахрушева Е. Д. СОШ №2.docx

 

 

Е. Д. Вахрушева, учитель русского языка, литературы, мировой художественной культуры, заслуженный учитель РБ, победитель конкурса лучших учителей РФ в 2007 г.

МАОУ «СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Улан Удэ»,                                      Республика Бурятия

 

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся в процессе реализации принципа интегративности при изучении предметов гуманитарного цикла (русского языка, литературы, мировой художественной культуры)

 

             Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, технологических, методических аспектов образования, целевых установок и педагогических средств.

Современная педагогическая наука предлагает массу идей для практического воплощения в новых социальных и психолого-педагогических условиях. В качестве одного из методологических решений поставленной задачи доктор педагогических наук А. В. Хуторской предлагает включение в структуру образования общепредметное содержание образования (7). В имеющихся стандартах образования заложена предметно-ориентированная концепция, которая даёт возможность лишь предметных компетенций. Однако тенденции мирового социально-экономического и политического развития указывают на необходимость формирования метапредметных  (ключевых) компетенций. В современных условиях знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны, чтобы быть успешными в информационном обществе. Для человека не столько важна энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщённые знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности. В новых общеобразовательных стандартах по русскому языку после определения целей отмечено, что достижение этих целей «осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций» (6, с. 1). Остановимся более подробно на коммуникативной компетенции, формирование которой предполагает «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся» (6, с. 1).  Взяв на вооружение принцип интегративности, способствовать успешному овладению различными видами речевой деятельности обучающихся можно и необходимо не только на уроках русского языка, но и объединяя с ним другие предметы гуманитарного цикла -  литературу и мировую художественную культуру, предметы, которые наряду с русским языком составляют базовую основу современных гуманитарных знаний. Этот принцип востребован самой жизнью, которая предстаёт перед школьниками во всём своём сложном единстве и многообразии, и детям необходимо научиться видеть, понимать и осмысливать одни и те же явления в различных жизненных ситуациях.   

Исходя из вышесказанного, мы поставили перед собой следующие задачи:

·         способствовать вовлечению обучающихся в мировое пространство (показать многообразие и единство мира, обеспечить его целостное восприятие);

·         способствовать разностороннему развитию обучающихся, формированию процессуальных умений (современных метапредметных коммуникативных компетенций);

·         при подготовке к урокам и непосредственно на уроках давать возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал;

·         научить школьников самостоятельно добывать необходимые знания, интерпретировать, творчески перерабатывать их и воспроизводить в осмысленном виде.

        Изучив имеющуюся учебную и методическую литературу, творчески переосмыслив её, мы предлагаем разработки интегрированных уроков, объединяя курсы «Русский язык», «Литература», «Мировая художественная культура», взяв темы, имеющие точки соприкосновения.

        Рассмотрим таблицу, по которой можно проследить, как реализуется принцип интегративности при формировании коммуникативной компетенции учащихся на этих уроках.

Тема ведущего предмета

Материал и виды работы на интегрированных  предметах

 

 

Тип урока

Коммуникативная компетенция

Русский язык

Сочинение по картине М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

Литература

Произведение «Житие Сергия Радонежского» /в разделе «Из древнерусской литературы»/

МХК

Анализ произведения живописи

Устный анализ, подготовительная работа к письменному сочинению по картине

Формирование умений устно и письменно производить описание живописного полотна, пересказывать фрагмент из литературного произведения

МХК

«Возлюби ближнего своего…» (урок по творчеству Рембрандта)

Литература

Библейская притча о блудном сыне, повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

Русский язык

Творческая письменная работа по изученной теме

Урок-знакомство, урок погружение

Формирование умений сопоставлять изучаемые произведения, составлять устное и письменное высказывание по типу речи рассуждение

 МХК

«Письма из прошлого» (Тема письма на полотнах мастеров живописи прошлого). Фрагмент урока: анализ картины И. Е. Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану»

Литература

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (описание внешности героев)

Русский язык

Подготовительная работа к домашнему сочинению в форме письма

Защита проекта по теме урока в форме экскурсии по «художественной галерее»

Развитие  умений проводить поисковую и исследовательскую работу по отбору и анализу материала, творчески перерабатывать и подавать его,  сравнивать изучаемые произведения живописи и литературы, делать выводы

 

Рассмотрим реализацию принципа интегративности на ведущем уроке литературы с интегрированием элементов уроков русского языка и МХК. Урок литературы следует после изучения произведения древнерусской литературы «Житие Сергия Радонежского» (учебник  Г. С. Меркина  «Литература. 8 класс»). Для закрепления материала произведения и развития устной и письменной речи учащихся вместо сочинения по картине В. В. Мешкова «Золотая осень в Карелии», предлагаемого авторами учебника по русскому языку для 8 класса С. Г. Бархударовым и др., мы разработали  урок подготовки к написанию сочинения по картине М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». (Иллюстрация картины представлена в альбоме «Развитие речи» авторов Л. М. Зельмановой и Е. Н. Колокольцева, с. 7). Считаем этот выбор оправданным, так как на уроках литературы ученики познакомились с вышеназванным произведением в разделе «Из древнерусской литературы», и необходимо было закрепить полученные знания.  Нами  составлены вопросы к анализу картины, и учащимся для более полного анализа было предложено  дополнить эти вопросы своими. При устной работе над картиной учащиеся получили задание, кроме описания, включить пересказ фрагмента из «Жития…», который отражён Нестеровым на полотне: отрок Варфоломей, в будущем Сергий Радонежский, просит молящегося инока, встретившегося ему в пути: «Отец, отдали меня учиться читать, и никак не могу уразуметь ничего из того, чему учит меня учитель мой. Помолись Господу обо мне, чтобы вразумил Он меня святыми твоими молитвами» ( 4, с. 50). Так,  в процессе работы мы объединили уроки русского языка, литературы и мировой художественной культуры. На втором уроке ученики писали сочинение и в общем справились с ним неплохо. Но при проверке творческих работ возникло определённое затруднение: по какому предмету выставлять оценки. Мы решили сделать таким образом: за содержание, речь и грамотность традиционно поставили оценки по русскому языку, за включение в сочинение пересказа фрагмента из «Жития…» - по литературе, за полноту описания картины – по МХК. Таким образом, ученики получают на уроке сразу три оценки.

Следующий урок, к которому мы обратимся, это урок мировой художественной культуры с включением элементов литературы и русского языка в 9-м профильном историческом классе. Этот урок посвящён изучению творчества «великого голландца» Рембрандта, и на одном из его этапов учащиеся знакомятся  с самой знаменитой его картиной  «Возвращение блудного сына»,  которую художник, больной и одинокий, написал в конце жизни, преподав своим шедевром современникам и, сам того не ведая,  потомкам великий урок гуманизма. При подготовке к уроку ученики включились в поиск: необходимо было найти фрагмент из Библии – притчу о блудном сыне и прочитать её, перечитать повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (с повестью ученики познакомились в 6 классе), а также найти историю написания картины. В ходе урока ученики передавали содержание притчи о блудном сыне, вспоминали, что Пушкин при описании «смиренной, но опрятной обители» персонажа повести смотрителя Вырина сообщает о том, что на стенах были развешены «картинки», передающие содержание библейской притчи. Ученик, получивший индивидуальное задание, подготовил ответы на вопросы:

·         Случайно ли в домике смотрителя развешены картинки, иллюстрирующие библейскую притчу?

·         Как Пушкин решает проблему покаяния и прощения в своей повести?

Были заданы вопросы классу:

·         Кто из великих художников прошлого – Рембрандт или Пушкин – более трагично решает эту проблему?

·         Какой урок из произведений Рембрандта и Пушкина может извлечь для себя человек XXI века? (2, с. 42)

Ученики хорошо поняли глубокий смысл произведений Рембрандта и Пушкина, показали  своё  понимание смысла произведений, а предложенные вопросы дали детям прекрасную возможность проявить свои коммуникативные умения и навыки.

В своей работе по заявленной теме мы взяли на вооружение, кроме других современных технологий, и технологию проектирования. Эта технология, на наш взгляд, как раз способствует развитию творческой личности, которая сначала под руководством учителя, а в старших классах  и самостоятельно может реализовать в полной мере свой творческий потенциал.

            Учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования, а при обсуждении и защите проекта и коммуникативные умения и навыки.

Разъясним, как мы разработали и провели  урок по теме «Письма из прошлого» в 8 классе (разработка урока отправлена на Всероссийский конкурс «Лучший урок письма» в 2008 г.) Для подготовки мы выбрали форму проектно-исследовательской деятельности учащихся, которая наиболее соответствует современным требованиям. Вызвались добровольцы из учащихся, живо интересующихся искусством и литературой. Назовём некоторые этапы работы над проектом.

           Создан банк идей. По совету учителя творческой группе было предложено найти картины живописцев, которые показывают роль письма в жизни человека. На первом заседании учащиеся назвали живописцев и их произведения, из которых отобрали два произведения голландского живописца XVII в. Вермеера Делфтского «Девушка с письмом», «Дама, пишущая письмо», русского художника 2-й пол. XIX в. И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», советского художника XX в. А. И .Лактионова «Письмо с фронта», а также предложили защиту проекта в виде экскурсии  по художественной галерее (зал «Тема письма на полотнах великих мастеров»)

Исходя из предложенной темы, определена цель проекта:

 на примере знаменитых произведений живописцев показать роль письма в жизни людей прошлых эпох (XVIIXX веков).

Поставлены задачи:

·         подготовить выступления по найденным материалам;

·         в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» найти описание казаков Тараса и его сыновей Остапа и Андрия;

·         найти и подготовить выразительное чтение фрагментов письма, которое в исторической действительности написали казаки турецкому султану Махмуду IV;

·         составить презентацию картин к уроку.

Ученики нашли информацию в библиотеке, сети Интернет, в других источниках. На консультациях обсуждалась форма подачи материала, его дозировка, прошли репетиции защиты. Урок проводился в форме экскурсии по «залу художественной галереи ». Представляли полотна мастеров сами участники проекта. Мы остановимся на фрагменте урока, раскрывающем роль письма на картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Один из учеников-«экскурсоводов» сообщил об истории картины и проанализировал её фрагменты, иллюстрируя их с помощью презентации. Второй рассказал о том, как Гоголь описывает Тараса Бульбу и его сыновей в повести «Тарас Бульба», и предложил сравнить гоголевское описание с тем, как изобразил этих героев на своей картине Репин. Ученики – «экскурсанты» пришли к выводу, что художник очень похоже нарисовал гоголевских героев, так вдохновило его произведение великого русского писателя. В процессе урока формировались ключевые коммуникативные компетенции учащихся: умения связно, последовательно передавать содержание собранного материала,  творчески подавать его, пересказывать фрагмент из литературного произведения, активно вести беседу с классом, выразительно читать готовый текст (письмо султану), проводить устный сопоставительный анализ рассматриваемых произведений и др. Домашнее задание также было связано с темой письма: написать сочинение в форме письма другу, любому близкому человеку,  в котором рассказать о самой запомнившейся на уроке картине. Школьники с заданием справились успешно.

Подводя итоги, скажем, что принцип интегративности, реализуемый на объединённых уроках русского языка, литературы, мировой художественной культуры, действительно способствует формированию коммуникативных компетенций обучающихся, в полной мере раскрывает творческий потенциал личности, учит самостоятельно добывать необходимую информацию и перерабатывать её в соответствии с поставленными задачами. Учащиеся, у которых сформированы ключевые коммуникативные компетенции, смогут намного легче адаптироваться к сложным реалиям современной жизни.

 

Литература

  1. Васильева Т. В. Интегративный и компетентностный подходы в современных уроках истории и обществознания. – ИНТЕРНЕТ.
  2. Вахрушева Е. Д. Встречи с прекрасным. – Улан -Удэ: Издательство БГУ, 2007.
  3. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. Материалы для опытно-экспериментальной работы школ. – М. 2003.
  4. Меркин Г. С. Литература. 8 класс. – М.: Русское слово, 2004.
  5. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы. – Интернет-журнал «Эйдос» /Методика в школе/, 2003.
  6. Стандарты общеобразовательной школы. Русский язык. – Кадры образования. – ИНТЕРНЕТ, 2008.
  7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты.  - Доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО от 23 апреля 2002. ИНТЕРНЕТ.

 

Е. Д. Вахрушева, учитель русского языка, литературы, мировой художественной культуры, заслуженный учитель

Е. Д. Вахрушева, учитель русского языка, литературы, мировой художественной культуры, заслуженный учитель

Изучив имеющуюся учебную и методическую литературу, творчески переосмыслив её, мы предлагаем разработки интегрированных уроков, объединяя курсы «Русский язык», «Литература», «Мировая художественная культура», взяв темы, имеющие…

Изучив имеющуюся учебную и методическую литературу, творчески переосмыслив её, мы предлагаем разработки интегрированных уроков, объединяя курсы «Русский язык», «Литература», «Мировая художественная культура», взяв темы, имеющие…

С. Г. Бархударовым и др., мы разработали урок подготовки к написанию сочинения по картине

С. Г. Бархударовым и др., мы разработали урок подготовки к написанию сочинения по картине

Разъясним, как мы разработали и провели урок по теме «Письма из прошлого» в 8 классе (разработка урока отправлена на

Разъясним, как мы разработали и провели урок по теме «Письма из прошлого» в 8 классе (разработка урока отправлена на

Васильева Т. В. Интегративный и компетентностный подходы в современных уроках истории и обществознания

Васильева Т. В. Интегративный и компетентностный подходы в современных уроках истории и обществознания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2024