ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

  • docx
  • 12.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 12.docx

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Цель: Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Задачи: • создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви; • обучать умению слушать • учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении; • развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях; • учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано; • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; • упражнять детей в словообразовании по аналогии. Материал: плоскостной цветок “Цветик-семицветик”, музыкальное сопровождение, музыкальная кукла в нарядном платье, муляжи овощей и фруктов, колокольчик, корбка с конфетами на каждого ребёнка. Ход занятия: Ребята, посмотрите, какой красивый цветок расцвёл у нас в группе. Это цветиксемицветик. Вы помните такую сказку? Вот и наш цветок не простой, а волшебный. Если сорвать один из лепестков, можно оказаться, где только пожелаем. А вы хотите отправиться в путешествие? С какого лепестка начнём? Лети, лети лепесток Через запад на восток, Через север через юг, Оставайся, сделав круг Лишь коснёшься ты земли Быть по-нашему вели. Вели, чтобы мы оказались на Северном полюсе. 1. Какие кругом снега, льдины. Да здесь холодно! Как же нам согреться? (варианты ответов детей). Мы можем согреться, передав друг другу доброту наших сердец, тепло наших рук и горячие улыбки. Хотите попробовать? - Я передаю тепло моего сердца Сашеньке, улыбаюсь, крепко пожимаю ему руку. (дети выполняют упражнение по кругу). Ребята, почувствовали тепло доброты и жар нашей дружбы? Улыбнитесь, возьмитесь за руки. Все согрелись? Тогда можно путешествовать дальше. Какой лепесток теперь сорвём? Лети, лети лепесток Через запад на восток, Через север через юг, Оставайся, сделав круг Лишь коснёшься ты земли Быть по-нашему вели. Вели, чтобы мы оказались на острове комплиментов. 2. Нас встречает принцесса острова (нарядная, музыкальная кукла). Хотите с ней познакомиться? - Меня зовут Наталья Владимировна, а тебя как? - Меня зовут Даша. - Очень приятно познакомиться. Дашенька, а я не одна со мной мои друзья, и они тоже будут рады с тобой познакомиться (дети следуя предложенному образцу знакомятся с куклой). Принцесса Дашенька девочка, а все девочки любят, когда им говорят красивые слова, хвалят их. Давайте подарим Дашеньке комплименты, кукла благодарит каждого ребёнка. (Дети с помощью воспитателя учатся выстраивать словесную конструкцию комплимента, например: “Дашенька, какие у тебя лучистые глаза”, “А какое длинное и красивое у тебя платье с воротничком и карманами” и т.д.) Погостили мы у тебя Дашенька, а теперь нам пора отправляться дальше. Очень было с тобой приятно познакомиться. Какой лепесток сорвём на этот раз? Лети, лети лепесток Через запад на восток, Через север через юг, Оставайся, сделав круг Лишь коснёшься ты земли Быть по-нашему вели. Вели, чтобы мы оказались в царстве вкусов. 3. Ребята, что же мы видим в этом царстве? (муляжи овощей и фруктов) Что можно из них приготовить? (Соки) Возьмитесь за руки, у нас получилась соковыжималка, именно с её помощью готовят соки, и мы попробуем приготовить, и обязательно попробуем получившийся сок. А я по вашим лицам постараюсь угадать какой сок на вкус сладкий, кислый или горчит (дети мимикой изображают вкусовые ощущения, воспитатель отгадывает, в случае затруднений подсказывает детям). Вы успешно продемонстрировали разнообразие вкусов полученных соков, лимонный был кислый, банановый-сладкий, луковый-горький и т.д. а теперь предлагаю отправиться дальше в наше путешествие. Лети, лети лепесток Через запад на восток, Через север через юг, Оставайся, сделав круг Лишь коснёшься ты земли Быть по-нашему вели. Вели, чтобы мы оказались в театре. 4. Кто выступает в театре? Я думаю, из вас получились бы замечательные артисты. Может, попробуете? (желающие дети участвуют разыгрывании пантомимических этюдов). Дети изображают: старичка, сердитого водителя, испуганного зайца, плачущего малыша, хитрую лису, сердитого медведя, радостную девочку. Замечательные артисты, молодцы! Вы не устали ещё путешествовать? Интересно, где мы окажемся, когда сорвём следующий лепесток? Лети, лети лепесток Через запад на восток, Через север через юг, Оставайся, сделав круг Лишь коснёшься ты земли Быть по-нашему вели. Вели, чтобы мы оказались в стране гномов. 5. Гномы это кто? (предположения детей) Ребята, а хотите превратиться в настоящих гномов? В этом нам поможет волшебный колокольчик. - Колокольчик ты звени в гномиков нас преврати. У гномиков есть любимая игра, я могу вас научить (игра проводиться в парах). Я гном, ты гном (Ребёнок указывает на себя и на партнёра) У меня дом, у тебя дом. (Из ладоней изображает крышу над своей головой и над головой партнёра) У меня щечки гладки, (Далее аналогично в соответствии с текстом) У тебя щечки гладки. У меня бровки чёрны, СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095 ВЕСТНИК дошкольного образования 34 ВЫПУСК № 14 (213) 2022 У тебя бровки чёрны. Я твой друг, (Протягивает руку) Ты мой друг. (Партнёт кладёт руку сверху) Мы любим друг друга. (Обнимают друг друга) - Колокольчик зазвени гномов в ребяток преврати. Какие забавные, дружные гномики у нас получились. Смотрите, а у нас всего два лепестка волшебных осталось, может нам отправиться на остров сюрпризов. Лети, лети лепесток Через запад на восток, Через север через юг, Оставайся, сделав круг Лишь коснёшься ты земли Быть по-нашему вели. Вели, чтобы мы оказались на острове сюрпризов. 6. На этом острове есть необычный предмет, который мы никогда раньше не видели, попробуйте его отыскать. (Дети находят необычно украшенную коробку с конфетами для каждого ребёнка) - Угощайтесь, пожалуйста. Наше путешествие заканчивается, у нас остался последний лепесток, он поможет нам вернуться в детский сад. Мы побывали сегодня в разных местах, учились дарить друг другу улыбки, согревая ими сердца своих друзей, познакомились с принцессой Дашей, радовали её комплиментами, старались быть артистами, помогали друг другу. И я скажу вам на прощанье “До новой встречи” или “До свиданья”, добавлю также - Будьте вы здоровы! А завтра поиграем снова. Настя сорви последний лепесток. Лети, лети лепесток Через запад на восток, Через север через юг, Оставайся, сделав круг Лишь коснёшься ты земли Быть по-нашему вели. Вели, чтобы мы оказались в своем садике. В группу почтальон Печкин приносит детям письмо. В нем написано: "Здравствуйте ребята! Пишет вам самый веселый в мире клоун – Фантик! Я приглашаю вас всех к себе на День Рождения, обещаю море игр, много всяких вкусностей, а в конце вас ждет веселая дискотека! До меня добраться вам поможет карта. Следуйте строго по ней и не отклоняйтесь от курса. Жду вас с нетерпением на мой день варения! Ваш Фантик – Бантик!" Ведущая: Ну что, раз такое дело, надо обязательно идти к Фантику на день рождения! А как же быть с подарком? Ребята, что мы можем Фантику подарить? (Воспитатель с детьми делают своими руками подарок и упаковывают его в красивую бумагу) Ведущая: Но вот и готов подарок, теперь можно отправляться в путь! (Воспитатель вместе с детьми рассматривают карту и начинают свой путь согласно плану на карте, где обозначены помещения: зимний сад, физкультурный зал и прогулочная веранда для младшего возраста. Дети поднимаются на веранду 3-го этажа в зимний сад, попадают в сказку "О Попе и его работнике Балде". Веранда оформлена по сказке - берег моря, на берегу стоят Черт и Балда.) Черт: Ты зачем, Балда, к нам пожаловал? Балда: (с веревкой в руке) Да вот, хочу веревкой море морщить, да вас, проклятое племя, корчить! Черт: Скажи, за что такая немилость? Балда: Как за что? Вы не платите оброка, не помните положенного срока! Черт: Какой тебе надобен оброк? Об оброке мы век не слыхали, Не было чертям такой печали. Ну, так и быть…Возьми, да с уговором, Чтобы впредь не было никому горя, Кто скорее из нас оббежит около моря, Тот и бери себе полный оброк, А вот тебе и мешок (Черт подает Балде мешок) Балда: (Обращает внимание на детей) А вот и подмога ко мне подошла. А ну, ребята, помогите мне с Чертом справится! Ведущая: Подожди, Балда, чтобы было все по-честному, надо нам разделиться на две команды. (Дети делятся на две команды. Проводится соревнование "Прыжки в мешках вокруг моря". Заранее приготовлен мешок с оброком для победившей команды) Ведущая: Черт, Балда – помогите нам дальше в нашем плане разобраться. Нас Фантик пригласил к себе на день рождение и прислал план. Подскажите, куда идти дальше? Балда: А-а, знаем где живет Фантик. Черт: Во-он, посмотрите, вас следующая сказка ждет "Три богатыря", держите к ним путь. А дальше они вам подскажут! 1 Богатырь: (Зовет детей) Эй, ребята, идите к нам скорее! (Дети проходят в картинную галерею, попадают в сказку "Три богатыря") Ведущая: Ребята, смотрите какие богатыри. Интересно, чем они здесь занимаются? 2 Богатырь: Мы тут силой своей меряемся. Никак не можем решить, кто из нас сильнее. 3 Богатырь: Помогите наш спор разрешить. (Богатыри показывают свою силу молодецкую. Один богатырь выжимает воду из камня, второй – гнет железный прут, а третий – этот прут выпрямляет) Ведущая: Да все вы силачи хорошие, но нам надо идти в гости к Фантику. Подскажите нам дорогу. Богатыри: Туда только самые сильные смогут добраться. Как у вас дела с вашей силой обстоят? Ведущая: Наши ребята тоже очень сильные! Богатыри: Вот мы сейчас и проверим. Сильные смогут пройти через испытание, а слабые с нами останутся! (Проводится соревнование "Тележка" – один ребенок держит другого за ноги, первый на руках через галерею продвигается вперед. Таким образом, дети проходят в уголок для спортивных настольных игр, попадают в сказку к Лешему и Кикиморе. 2 макета болота, а между ними тропинка из пеньков.) Кикимора: Леший, ты посмотри, кто к нам пожаловал Леший: Ну вот, три тысячи лет никого не было, а эти – пришли, нашумели и всех пиявок распугали! Кикимора: Да хватит тебе ворчать, мухомор ты старый, давай их лучше напугаем! (Кикимора и Леший воют, прыгают, бросают в детей игрушечных насекомых) Ведущая: Да хватит вам уже! Не боимся мы вас, помогите лучше дорогу к Фантику найти. Кикимора: С вами совсем неинтересно – ничего не боитесь, даже скучно стало. Леший: А я придумал, как нам над детьми пошутить! К Фантику, значит, хотите? Дети: Хотим! Леший: (Показывает на пеньки) Тропинку видите среди болота? Кто по ней пройдет, тот к Фантику попадет, а кто в болото упадет – совсем пропадет! Кикимора: (Хихикает) Вот здорово! (Дети переправляются через болото по пенькам, проходят в спортивный зал и попадают в сказку "Доктор Айболит". Зал оформлен в виде джунглей. Под деревом сидит Бармалей, держится за зубы и плачет. Доктор Айболит его лечит) Бармалей: (Плачет) Ой, зубки мои, зубки! Ой, плохо и больно мне! Айболит: Будешь теперь знать, как есть все подряд и не ухаживать за зубами! Бармалей: Доктор, ну, пожалуйста, вылечи мне зубы! Я буду хорошим! Айболит: (Обращается к детям) Поверим Бармалею? Вылечим его зубы? (Делает вид, что вырывает Бармалею зуб) А вы, ребята, знаете, что надо делать, чтобы сохранить зубы здоровыми? (Ответы детей) Айболит: Очень полезны витамины. А источник витаминов – это, прежде всего, овощи и фрукты! Посмотрите, сколько всего растет в джунглях. Давайте соберем эти полезные плоды, а ты, Бармалей будешь нам помогать. (Муляжи фруктов и овощей заранее развешаны на спортивных снарядах: шведской стене, канатах, шестах, веревочной лестнице и т.д. Дети делятся на 2 команды: команда мальчиков с Бармалеем, команда девочек с Айболитом. В руках у Бармалея и Айболита по корзине. Проводится игра "Чья корзина быстрее наполнится".) Бармалей: Вот так здорово! Зубы у меня уже не болят. Хотите, я покажу вам свою любимую игру? Видите – упало дерево, пойдемте к нему, я вам расскажу, что делать дальше. (Проводится игра "Бой дубинками". Дети, стоя на бревне, стараются надувными дубинками сбросить соперника с бревна. Победителем признается тот, кто устоит) Ведущая: Что-то, ребята, мы заигрались и совсем забыли про Фантика. Подскажите, Айболит, как нам дальше пройти к Фантику? Айболит: Да вы уже почти пришли. Фантик – наш сосед. Вам осталось преодолеть последнее препятствие. (Дети преодолевают полосу препятствий: подлезание под дуги, проползти в туннель, перешагивание, ходьба по узкому канату, прыжки и т.д. Дети проходят в прогулочную веранду для младшего возраста, красиво украшенную шарами и игрушками. Там они видят Фантика, плачущего и очень грустного.) Фантик: Ребята, наконец-то вы пришли. Я уже думал, что вы где-то заблудились. Что случилось? Почему вы так долго добирались до меня, ведь я вам прислал очень подробный план? Ведущая: Путь к тебе был очень нелегок. (Дети рассказывают Фантику, что с ними приключилось и кого они встретили в дороге) Фантик: (Повеселев) Хорошо, что все ваши приключения закончились, давайте теперь веселиться и играть! Я приготовил для вас интересные конкурсы и викторины! Ведущая: Мы, Фантик, пришли к тебе не с пустыми руками, а с подарком! С днем рождения тебя! (Дети поздравляют Фантика и дарят ему свой подарок, который приготовили в группе) Фантик: Я о таком всегда мечтал, спасибо, ребята, вам большое! (Далее проводятся конкурсы с воздушными шарами: кто быстрее лопнет шар, кто больше наберет в руки и удержит шаров и т.д. Праздник завершается дискотекой или веселым чаепитием.) Ведущая: Спасибо тебе, Фантик, но нам пора возвращаться в детский сад, приходи, и ты к нам в гости! Фантик: Подождите, я вам приготовил угощение! А ну-ка, налетай, шоколадки разбирай! Я теперь самый счастливый в мире клоун! У меня столько друзей! Цели занятия: 1. Развитие психических процессов: слухового внимания, слуховой памяти, зрительной ориентировки на собеседника 2. Коррекция речевых нарушений, развитие детского музицирования 3. Закрепление знаний детей по теме «Зимующие птицы» 4. Воспитание произвольного поведения во всех видах игр, воспитание личностных качеств, грамматического строя речи 5. Развитие координации движения, звуковысотного слуха, темпбрового слуха, темпа и ритма движений, коллективизма, умения соблюдать правила Оборудование: бубны, ушки зайцев, обручи, маска совы Дети входят под марш, перестраиваются в круг Упражнение на ощущение тела «Здравствуй, здравствуй, не зевай» Логопед: Вот опять пришла зима, снег укутал все дома Есть у нас надежный друг, он протянет сотни рук. Там шумят дубы и клены, бывает летом он зеленый, Всегда полон он чудес, как зовется друг наш? …… Дети: Лес Логопед: Трамвай туда нас отвезет, на остановке он нас ждет Песня «Веселый трамвай» Наш трамвай звенит, звенит (ритмичные удары в бубен) И по рельсам он бежит (ритмичные удары в бубен) Динь-динь-динь………… (звеним наверху бубном) Логопед: Дети, мы уже в лесу, покрасуйтесь на красу. Исполнение попевки с движением «Небо синее» Небо синее (поднять руки вверх) Роща в инее (опустить кисти рук вниз) Утро раннее (руки развести в стороны) Все румянее (Опустить руки вниз) Выйдет солнышко (скрестить руки над головой) Колоколнышко (сжимать и разжимать кулачки) Всех согреет нас (обнять себя руками) В этот ранний час (опустить руки вниз) Исполняем ритмические движения: хлопки, щелчки, удары среднем и указательным пальцами правой руки по ладони левой руки, хлопки по коленям Логопед: Мы приехали удачно, воздух чистый и прозрачный! Дыхательная гимнастика Вдох – погладить нос от крыльев к переносице, Выдох – и обратно пальцы просятся, Пальчиком ноздрю закрой, подыши ноздрей другой. Пальчик быстро поменяй, упражненье повторяй. Ритмическая разминка По тропиночке пойдем друг за дружкою гуськом (ходьба змейкой) Мы в сугробах утопаем, ноги выше поднимаем (ходьба с высоким подниманием коленей) Осторожней все шагайте, только веток не ломайте. Ветки хрупкие сейчас, просят: «Берегите нас» (ходьба в полуприседе) Речь с движением «Зима» Раз – зима (хлопок, руки на пояс, топнуть правой ногой) Два – зима (хлопок, руки на пояс, топнуть левой ногой) Вьюги да метели (руки вверх, раскачивать) Птицы улетели (кружатся, руки «крыльями») Логопед: Грустно стало вдруг в лесу, чьи следы там на снегу? Только черный нос торчит, глаз косой на нас глядит Кто же это? Угадайка, это наш трусишка……….. Дети: Зайка Логопед: Ты, малыш, не бойся нас, поиграем мы сейчас Игра «Кто быстрее займет норку» Логопед: Не ленись, не зевай, сколько зайцев сосчитай Игра на развитие грамматического строя речи (один заяц, два зайца,…пять зайцев) Логопед: Все сугробы позади, вот преграда на пути Речка быстрая бежала, только льдом ее сковало Пробежать по льду реки нам помогут….что? Дети: Коньки Логопед: Их на ножки надевайте и скорее в круг вставайте Танец «Конькобежцы» Логопед: Чтобы дальше в лес идти, согреться нужно по пути Дети, каждому из вас сделаем сейчас массаж Дети встают друг за другом паровозиком Идет по спинке холодок (постукивают пальчиками по спине друг друга) Ок-ок-ок (стучат ладонями по спине сверху вниз) Дует зимний ветерок (гладят ладонями) Ок-ок-ок (стучат ладонями по спине сверху вниз) Сделаю тебе массаж (растирают ребрами ладоней) Аш-аш-аш (стучат ладонями) Тебя согрею, друг ты наш (поколачивают кулачками) Аш-аш-аш (стучат ладонями) Логопед: Послушайте, кто это? Тук-тук-тук, тук-тук-тук – раздается громкий стук. Это радостная весть означает - пища есть. Дети: Дятел Пение с отбиванием ритма хлопками Дятел сядет на сучок, тук-тук-тук, тук-тук-тук. Дятел смотрит где жучок? Туки-туки-туки-тук. Снег идет, метут метели, так-так-так, так-так-так. Прячьтесь, птицы, прячьтесь, звери. Туки-туки-туки-так. Артикуляционная гимнастика «Дятел» «Щелкаем клювом»,- рот открыть – закрыть «Дятел долбит дерево» -д-д-д Закрепление названий, обозначающих части тела птицы Логопед: Вы птицы, а я человек. Я буду говорить о себе, а вы – о птице. У меня – голова. – И у меня голова. У меня нос. А у меня клюв. У меня руки. А у меня крылья. У меня ноги. А у меня лапочки. А сейчас отгадайте, кто это? Я ночью гулять вылетаю из дома, Мне ночью в лесу все тропинки знакомы А днем в том лесу мне легко заблудиться, Скажите скорее, какая я птица? Дети: Сова Подвижная игра «Совушка-сова» Совушка-сова, большая голова, На пеньке сидит, головой вертит, Глазками хлоп-хлоп-хлоп, Лапками топ-топ-топ. По лесу летала, мышек искала Логопед: Наступает вечер, птицы ложатся спать, И мы тоже ложимся отдыхать. Релаксация (Звучит спокойная музыка, дети лежа слушают) Логопед: А теперь вставайте, и прощаемся. Занятие наше окончено. Дети: До свидания. Совместная деятельность взрослого и детей. Её значение в процессе экологического воспитания. Воспитательдетского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так. Чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна быть совместная деятельность взрослого и ребёнка. Какие же виды совместной деятельности могут оказать решающее воздействие на становление начал экокультуры дошкольников? Основное место в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой всё живое, находящееся в поле зрения ребёнка, нормально развивается (растёт, цветёт, даёт потомство и т.д.) Эта деятельность - не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения. Создание эколого - развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, включающий в себя организацию групповых уголков природы, минифермы. Теплицы, площадки природы и пр., ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает детей думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся на одном жизненном пространстве с детьми. Методом эта деятельность становиться лишь в том случае, если она включена в педагогический процесс и выполняется совместно - взрослыми и детьми. Совместная организационно- -хозяйственная, трудовая деятельность в зелёной зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включённости детей и взрослых. Дошкольники становятся участниками этой деятельности, когда: - слушают рассказ воспитателя о разных делах и событиях ДОУ; - наблюдают за деятельностью взрослых; - практически участвуют в ней. Какие бы формы не принимала совместная деятельность, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных - с точки зрения экологии - действиях. Взрослый своим поведением создаёт образец взаимодействия с природой, неравнодушное отношение к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» и в помещении. И на участке детского сада. Самая распространённая её форма - создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка природы. Кроме того, осуществляется организация совместной трудовой деятельности в зимнем саду, на огороде, в цветнике и других экозонах ДОУ. Старшие дошкольники могут коллективно трудиться после того, как они обретут первые навыки и умения и будут хорошо знать объекты труда (как и за кем следует ухаживать). Например, взрослый с подгруппой детей может провести «генеральную уборку». Воспитатель распределяет между детьми обязанности, просит выяснить, что надо делать, а потом уже приступать к уборке. Коллективный труд старших дошкольников - это реальная помощь взрослым. Аналогичным образом организуется совместная деятельность по выращиванию растений на участке ДОУ (в огороде, цветниках) - каждый раз дети осматривают зелёных питомцев, выясняют, чего им не хватает или что мешает, а затем поливают, пропалывают и т.д. Труд детей какого объёма он ни был, становится осмысленным, экологически целесообразным: - если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся; - если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей. Таким образом, забота взрослых дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания - методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, экологической культуры и достичь конкретных целей: - Демонстрация воспитателем образца взаимодействия человека с природой, в котором реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение. - Демонстрация способов общения с объектом природы, обеспечивающих заинтересованное, эмоционально окрашенное, практическое взаимодействие с ними. - Ненавязчивое обучение детей приёмам и операциям по уходу за растениями и животными, построенное на основе понимания потребностей живого организма. - Косвенное обучение диалогу, вопросно - ответной речи, умению слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова. - Развитие наблюдательности, формирование понимания причинно - следственных связей в природе. Высокий уровень: Проявляет активность в общении с окружающими, охотно включается в совместную деятельность. Самостоятельно воспроизводит некоторые формы культурного поведения. Понимает правила поведения в группе. Дружелюбно относится к сверстникам, правильно реагирует на ярко выраженное эмоциональное состояние близких. Сохраняет устойчивое, жизнерадостное, активное настроение; любознателен, задает вопросы, проявляет настойчивость в освоении новых действий. Средний уровень: Приветлив к окружающим, проявляет интерес к словам и действиям взрослых. Эмоционально откликается на ярко выраженное состояние ближних. Играет рядом с детьми, вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий. Сохраняет положительное настроение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих и повторению одобренных действий. Низкий уровень: Проявляет недоверие к окружающим, боязнь общения; контакты со сверстниками непродолжительны, часто конфликтны. Негативные реакции на просьбы взрослых. Неустойчивое эмоциональное состояние, негативные проявления по отношению к взрослым, сверстникам. Если детей включают в совместный со взрослыми и доступный труд, они трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше и сделать больше. Объясняется это тем, что на них сильно воздействует пример окружающих, в котором понастоящему раскрываются трудовые взаимоотношения. Вот почему важно учитывать этот фактор, использовать его для воспитания у детей положительного отношения к труду, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений в процессе труда. Включение детей. В труд взрослых на практике реализуется двумя путями: во время наблюдений и экскурсий, когда даются сведения о работе тружеников ближайшего окружения, и при организации совместной трудовой деятельности со взрослыми. В детском саду имеются все возможности для ознакомления детей с разнообразным трудом взрослых: няни, повара, дворника, шофера, почтальона, комбайнера, садовода. В этом труде с ярко выраженным общественным характером дети могут принять непосредственное посильное участие. Поэтому, рассказывая о работе взрослых в детском саду и за его пределами, необходимо находить возможность и для включения детей в него.