Формирование компетентностей обучающихся на уроках физики
Формирование компетентностей обучающихся, т.е. способности применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Поэтому проблема ключевых компетенций находит все более широкое обсуждение и применение. Компетенции в общем смысле помогают индивидууму в решении стоящих перед ним задач, в том числе крайне специфических, дают возможность строить жизнь, приносящую удовлетворения и активно участвовать в дальнейшем политическом и культурном развитии общества, а также позволяют личности быть постоянно востребованной на рынке труда.
Выделено три ключевые компетенции: информационная, коммуникативная и самоорганйзационная или самообразовательная. Таким образом, компетентностный подход заключается в формировании трех названных компетентностей и позволяет проверять не знания, а умения ребенка применить знания в незнакомой ситуации, решать проблемы, выражать мысли, работать с информацией, делать выводы.
Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые метаобразовательные конструкторы: компетентности, компетенции и метакачества.
Компетентности – это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий принципов, смыслообразующих положений.
Ключевые компетентности многофункциональны, межпредметны и надпредметны, многомерны, поэтому технология их формирования достаточно сложна, однако ряд позиций компетентностного подхода можно реализовать в образовательном процессе урока физики. Это формирование у детей способов организации собственной деятельности, формирование интегральных, информационных и коммуникативных способностей, то есть развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Таким образом, главным направлением моей деятельности является реализация компетентностного подхода в образовательном процессе урока.
Компетентностный подход выражается в решении следующих основных задач:
- реализация структуры деятельности с позиции компетентностного подхода;
- дифференциациясодержания предмета, обеспечивающая освоение базового и повышенного уровня обучения;
- отбор средств, методов, приёмов, использование технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении.
Содержание деятельности составляют три взаимосвязанные этапа урока:
• Целеполагание
• Самостоятельная продуктивная деятельность
• Рефлексия
Этап целеполагания с позиции компетентностного подхода предусматриваются качественные изменения: учитель создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. В компетентностном уроке именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию. В организации данный этап не прост, требует осознанного выбора средств, приемов. Наиболее эффективным приемом является создание проблемных нестандартных ситуаций. Под проблемной ситуацией нами понимается ситуация учебного действия, которую нельзя разрешить только по средствам использования учащимися знаниевых алгоритмов.
Вторым элементом методической структуры компетентностного урока является этап самостоятельной продуктивной деятельности. В компетентностном уроке самостоятельная работа, спланирована учеником для достижения его образовательной цели. Эта работа продуктивна, так как ее результат – продукт, лично создается учеником.
Анализируя деятельность учителя и ученика можно отметить, что ведущая роль на уроке в обучении принадлежит ученику, задача учителя – обеспечить условия, предоставить учащимся выбор средств обучения, способов действия и форм работы. На уроках физики предлагается в основном следующее: учебники и задачники, справочную, энциклопедическую, научно-популярную литературу, видеоматериалы, презентации, физический эксперимент. Форма работы ученика может быть индивидуальной, парной, групповой.
На всех уроках в качестве материалов для закрепления знаний и умений используются готовые дидактические разработки, предлагаемые в учебно-методическом комплекте.
Предъявление учащимися новых знаний происходит в разных формах: устное сообщение, ответ учителю, рассказ в группе, составленный опорный конспект, структурная схема или таблица, часто учащиеся предлагают свои творческие разработки.
Выстраиваемая таким образом работа на уроке формирует у учащихся умение планировать свою деятельность и достигать поставленные цели.
Важным элементом методической структуры компетентностного урока является рефлексия. В структуре в новой позиции ответственность за результат делегируется ученику, поэтому рефлексия результата и процесса необходима. В урочной деятельности разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.