Формирование личностных качеств детей с ТМНР в учебно-воспитательном процессе.
В 2016 году в нашу школу поступили на обучение в 1 класс дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР). Второй вариант обучения.
Начиная работу с этим классом, я столкнулась с такой проблемой, что помимо отклонений в умственном развитии, у таких деток не сформированы многие необходимые для обучения и социализации личностные качества. Нарушена волевая сфера. В связи с неразвитостью волевых процессов дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Отсутствует интерес к какой-либо деятельности, или, как правило, он носит кратковременный, неустойчивый характер. Навыки самообслуживания развиты на низком уровне. Помощь необходима была во всех режимных моментах: переодевание, мытье рук, посещение туалета, прием пищи. Затруднение вызывало так же организация взаимодействия детей друг с другом, так как даже игровая деятельность у них не сформирована.
Обучение программному материалу заняло второстепенную роль. Все усилия были направленны на формирование необходимых личностных качеств обучающихся.
Хотелось бы отметить, что немаловажную роль в данном процессе играют личностные качества самого педагога. Безусловно педагогу необходимо обладать профессиональными качествами такими как: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность; умение поставить цель, избрать путь ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, повышение качества своего труда и т.д.
Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств – человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, объективность, уважение к людям, нравственность, оптимизм. Необходима сильная воля, так как процесс формирования волевых качеств достаточно длительный, требующий много усилий и терпения. Своей волей мы как бы заменяем (дополняем) волю ребенка. Требовательность, настойчивость – это неотъемлемые составляющие в нашей работе. При этом требования должны быть едиными от всех участников учебно-воспитательного процесса.
Приучение детей к режиму обучения в школе - еще одно направление работы. По звонку ученики должны входить в класс. Садиться за свои парты, высиживать необходимое количество времени. Слушать учителя, выполнять задания по мере своих возможностей. Все эти действия формировались с помощью словесных методов, а так же наглядного демонстрирования необходимого действия. На сегодняшний момент у детей моего класса данные навыки сформированы на среднем уровне. Практически все дети выполняют необходимые действия, но иногда случаются и сбои.
На начальных этапах адаптации детей к школьному обучению, к новым окружающим их людям, формированию самостоятельности уделялось немного внимания. Детям оказывалась значительная помощь со стороны взрослого во всех режимных моментах. Например, Софию приходилось полностью переодевать до и после занятий физкультурой, так как ребенок не умел делать это сам. Сережу сопровождать в туалет. Всем детям необходимо было помогать соблюдать последовательность при мытье и сушке рук. При этом все действия взрослого имели словесное подкрепление, обращали внимание детей как правильно надо это делать. Но постепенно, когда детки стали привыкать к новой обстановке и людям, помощь со стороны взрослого уменьшалась, стимулируя ребенка на выполнения тех или иных действий самостоятельно. Так же в учебном плане прописан предмет, который называется «Человек». Целью данного курса является развитие у детей с ТМНР навыков самообслуживания.
На становление личности обучающихся оказывает большое влияние семейное воспитание, детско-родительские отношения. Поэтому работе педагога с родителями уделяется особое внимание.
В своей работе с семьями я придерживаюсь определенной системы. В нее включены такие направление, как просветительская работа, организация совместной деятельности родителей с детьми, выполнение рекомендаций и заданий педагога в домашних условиях.
Целью просветительского направления работы являлось формирование педагогической грамотности родителей в области развития детей с нарушением интеллекта.
Использовались следующие формы работы:
- индивидуальные беседы
- лекции
- классные и общешкольные родительские собрания
- привлечение родителей к созданию специальной индивидуальной программы развития(СИПР)
В индивидуальных встречах с родителями обговаривались определенные аспекты работы педагога и родителей с ребенком, учитывая его специфические особенности развития. Например, для Сони спланированы мероприятия по коррекции аутоагрессивных проявлений как в учебной деятельности, так и во внеурочное время дома. Для Сергея разработан комплекс упражнений на снятие тревожности у ребенка. Для Семена подготовлены и проведены мероприятия на снятие психоэмоционального напряжения.
Организация совместной деятельности родителей с детьми включает в себя: проведение групповых занятий; совместное участие с детьми в мероприятиях школы, конкурсах; участие в спортивных эстафетах, играх и состязаниях; присутствие на общешкольных мероприятиях. Целью данного направления являлась оптимизация детско-родительских отношений в семьях.
На всех вышеперечисленных этапах работы с данными семьями, родителям предлагалось выполнение домашних заданий со своим ребенком с целью уменьшения психоэмоциональной дистанции в их отношениях, снятия эмоционального напряжения. Так же домашним заданием для всех родителей было соблюдение единых требований к ребенку как в школе, так и дома. Со всеми семьями налажен положительный контакт. Все родители включены в работу и стараются выполнять рекомендации, данные в школе.
Следующее направление работы по развитию личностных качеств является формирование умения детей контактировать друг с другом, общаться в детском коллективе. Организация перемен, проведение классных часов, использование игровых моментов на уроках, участие в мероприятиях школы – всё это помогает нашим деткам преодолеть барьеры в общении, приучает их к социуму.
На данный момент МЫ обучаемся уже в 3 классе. У всех наблюдается положительная динамика в развитии. Сергей и София стали более самостоятельные. Соня стала тянуться к общению с другими детьми. Семен всегда придет на помощь, как однокласснику, так и учителю. Очень любит выполнять поручения.
В этом учебном году к нам в класс поступил новый мальчик Артур. За 3 месяца обучения ребенок преобразился. Стал более активный, начал проявлять интерес к общению с детьми. Мама хорошо идет на контакт, выполняет все рекомендации педагога.
Процесс формирования личностных качеств детей с ТМНР, как оговаривалось ранее, достаточно длительный. Каждый ребенок индивидуален, и поэтому каждому необходимо разное время для продвижения в развитии. Но даже небольшие положительные изменения говорят о том, что мы все вместе двигаемся в правильном направлении.
Гумерова Т.В. МОУ СКШИ г.Нерюнгри
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.