Формирование математической компетенции у детей с нарушением интеллекта
Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушением интеллекта является одним из важных направлений в обучении. Математические представления связаны с реальным окружающим миром. Изучая математику, ребенок учится правильно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем, выполнять элементарные арифметические действия в игровой, трудовой, конструктивной, изобразительной, бытовой деятельности. Если ребенок воспринимает цвет, форму, величину, количество предметов, то он способен адекватно воспринимать окружающую действительность, обретать собственный жизненный опыт.
Весь предшкольный период, от 3-х до 7-ми лет, является подготовительным для усвоения математических знаний в дошкольном детстве, а затем и в начальной школе. Этот период оказывается упущенным у детей с нарушением интеллекта, потому что их развитие с первых дней жизни отличается от развития здоровых детей: для них характерны пониженный интерес, а под час и различие к окружающему миру, отсутствие внимания к игрушкам и другим предметам ближайшего окружения. Чрезвычайно поздно у таких детей появляются первые действия с предметами – хватание и манипулирование.
В предшкольном возрасте дети с недостаточным интеллектом не понимают функционального назначения предметов. Их действия с ними стереотипны, нецеленаправленны (дети стучат игрушками о пол, раскидывают их по комнате, грызут). Дети не удерживают взгляд на предметах, не рассматривают их. Они не ориентируются на свойства предметов (цвет, форму, величину и др.). А если предметная деятельность не возникает, значит и сенсорный опыт не накапливается. И это затрудняет или даже делает невозможным усвоение математических представлений в раннем возрасте. В результате к моменту поступления в специальный детский сад (4-5й год жизни) а также в школу (на домашнюю или другую форму обучения), дети 6-ти, 7-ми лет характеризуются недоразвитием или полным отсутствием математических представлений. Они имеют недостаточные представления о количественных отношениях, счете, форме, величине предметов, пространстве и времени. Для них типичны низкий уровень зрительного восприятия, трудности при выделении и группировке предметов по качественному признаку; отсутствие интереса к решению познавательных задач; равнодушное, а иногда и негативное отношение к занятиям; получив задание, они в любой момент могут отказаться от его выполнения.
Что же делать? Ведь многочисленные исследования подтверждают, что ребенок с недостаточным интеллектом может овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи. С учетом этого, одной из главных задач начального этапа коррекционной работы является установление с таким ребенком личностного эмоционального контакта и делового сотрудничества. С этой целью применяются различные игровые задания. Перед детьми ставятся игровые задачи (поиграть со сказочным героем, помочь сказочному герою и т.п.), выполняя которые, они решают познавательные задачи. Максимальное использование практических действий и игровых приемов заинтересовывает и активизирует детей, дает возможность наладить с ребенком деловое сотрудничество, сформировать интерес к занятиям. Детям особенно нравится, когда сказочные герои, игрушки приходят к ним, здороваются, хвалят их, просят о помощи: это повышает внимание, активность, желание выполнять задания.
В связи с особенностями психического развития детей с нарушением интеллекта все обучение должно носить наглядно-практический характер т.е. математические представления они усваивают, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами. Осуществляя действия по подражанию, дети видят каждый предмет в руке учителя, и каждое выполненное им действие: выбор необходимого предмета, способы деятельности с ним и последовательность выполнения действий – дается в готовом виде. Однако, на первых порах, даже выполнение действий по подражанию может вызвать трудности. Поэтому часто приходится прибегать к совместным действиям: педагог берет руку ребенка в свою и совместно с ним выполняет нужное действие. В дальнейшем ребенка приучают действовать по образцу, а затем и по словесной инструкции.
Первоначально все задания на занятиях должны иметь как вербальную, так и невербальную форму выполнения. Ведь многие дети недостаточно владеют речью или не владеют ею вовсе. Дети имеют возможность наблюдать речевое поведение взрослого и подражать ему. Выполняя какие-либо действия, педагог сопровождает их речью, а также дает словесный отчет о проделанных действиях. Если речь у ребенка не появляется, то отрабатываются невербальные выражения – жесты, мимика, интонация. В процессе обучения нужно активно подключать руку ребенка как важнейшее средство познавательного развития детей с недостаточным интеллектом. Движения руки (ощупывание, обведение по контуру) способствуют точности восприятия предмета – рука учит глаз. При формировании представлений – большой-маленький, длинный-короткий, пустой-полный, много-мало и др., ребенок должен не только видеть, но и тактильно, чу вственно ощущать его. Тактильно-двигательное восприятие так же, как и зрительное, начинается с узнавания, а завершается формированием представлений о предмете.
В первые месяцы обучения используется только объемный наглядный дидактический материал (игрушки, предметы). Работать с плоскостными предметными изображениями, картинками не следует: дети с недостаточным интеллектом часто не узнают предметы, изображенные на картинках, тем более не понимают, какие действия они совершают. Кроме того, движения рук детей неловкие, так как многие из них имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики; они с трудом берут плоскостной материал, портят его, сжимая в руке. С учетом этого, плоскостные игрушки, пособия начинают использоваться через месяц – полтора после начала занятий. Это должны быть красочные, четкие изображения хорошо знакомых детям предметов (мячики, елочки, грибочки и др.), выполненные из картона.
Все занятия необходимо проводить в игровой форме. Детям нравится занятия в виде воображаемых путешествий, прогулок; нравится участвовать на занятиях в решении проблемных ситуаций. Во время занятий детям предлагают только простые упражнения и задания.
Организованные таким образом занятия способствуют формированию у детей с недостаточным интеллектом математических представлений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.