ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ
Оценка 4.7

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ

Оценка 4.7
docx
21.04.2020
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ  У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ  ПРЕДМЕТОВ ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ
Корщикова, Махмудова ЕкСВУ.docx

Корщикова Светлана Николаевна,

преподаватель географии,

магистр педагогики,

ЕкСВУ (г. Екатеринбург)

Махмудова Ольга Владимировна,

преподаватель истории,

магистр педагогики,

ЕкСВУ (г. Екатеринбург)

 

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ

ПРЕДМЕТОВ ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ

 

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но, в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и, порой, в вузе. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними.

Многолетние наблюдения показывают, что учащиеся, а позднее выпускники средней школы, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять знания, умения и навыки при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.

Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

В задачах обучения необходимо отражать применение, развитие, закрепление и обобщение знаний и умений, полученных обучающимися при изучении других предметов. В содержании учебного материала важно выделить вопросы, изучение которых требует опоры на ранее усвоенные (из других предметов) знания, а также вопросы, которые получат развитие в последующем обучении дисциплинам.

Одна из важнейших задач современного образования — показать обучающимся единство окружающего мира. Для формирования целостной картины мира целесообразно использовать на уроках межпредметные связи, с помощью которых школьники учатся видеть сходные законы и закономерности в развитии тех или иных процессов и явлений.

Таким образом, актуальность метапредметных результатов  в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. В рамках реализации программы ФГОС ООО мы должны решить несколько важных задач, и одна из них наиболее главная - это развитие личностного интереса к предмету, приводящее к достижению личностных результатов.

Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты: следующие УУД

·                     использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности;

·                     использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

·                     умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

·                     умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

·                     использование различных источников для получения информации

В связи с формированием метапредметных результатов предъявляются и новые требования к профессиональной деятельности и успешности преподавателя.

Педагогу необходимо:

·                     знать особенности содержания и структуры своего предмета, методы его конфигурирования с другими предметами;

·                     нужно осваивать и применять новые современные технологии

Но самое главное для современного педагога – изменить свою роль, стать модератором, тьютором, мотиватором, учить детей «учиться».

Урок истории – это сложная образовательная система, направленная на формирование у учащихся знаний, умений и ценностных отношений, на развитие ума, воспитание чувств и свойств личности. Но при этом урок – предполагает широкое использование межпредметных связей.

Межпредметные связи могут включаться в урок в виде простого сюжетного упоминания, фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Следует тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала по истории, а дополняли, обогащали эмоциональный фон, можно в ходе проведения интегрированного урока.

Хочется проследить связь истории с географией.

История современного общества сложна и разнообразна, это разнообразие зависит от особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры региона. Фактически в курсе географии и истории изучаются одни и те же процессы с учетом специфики каждого предмета. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, социально-экономическом развитии стран на разных этапах развития, закрепляет умение оперировать статистическим, табличным, картографическим материалом.

Покажем возможности использования межкурсовых и межпредметных связей при изучении курса истории Древнего мира и географии.

Характеризуя географическое положение, учитель опирается на умения учащихся читать легенду карты, сопровождать показ исторических объектов их словесным описанием.

Так, рассматривая местоположение и природу Древнего Египта, учитель фиксирует внимание школьников на северо-восточную часть Африки. Он говорит, что в северо-восточной Африке течет большая река Нил, в долине которого расположен древний Египет. Используя карту, учащиеся устанавливают, что он находится недалеко от экватора, в окружении пустынь.

Привлекая знания географии, можно спросить: «Каковы особенности пустыни? Могли ли там люди жить и заниматься хозяйством?» Учащиеся отвечают, что обилие солнца, отсутствие дождей, сильная жара сделали пустыни непригодными для жизнедеятельности человека. Затем целесообразно предложить ученикам самим найти Египет на карте.

Переходя к изучению географического положения и природы других стран древнего мира, можно использовать аналогичные приемы работы. При этом необходимо учитывать возрастающий уровень познавательной самостоятельности ученика. Если при изучении стран древнего Востока учитель сам в основном описывает местоположение, то при изучении Греции, Рима необходимо добиваться, чтобы ученики уже самостоятельно читали легенду карты и сопровождали показ по карте словесным описанием.

Предлагая учащимся охарактеризовать того или иного выдающего деятеля античного мира, учитель рекомендует им воспользоваться умениями описывать литературного героя, составлять план рассказа, давать устный отзыв.

При рассмотрении вопроса о развитии науки в странах древнего мира, учитель привлекает знания школьников из природоведения и географии: о Земле, Солнце и других небесных телах, о смене дня и ночи, времен года, об условном изображении поверхности Земли и т.д.

Например, территории государственных образований в разные исторические периоды входили в состав разных государств, а это пересекается со знанием географической карты.

По истории России в 10 классе изучается вопрос об особенностях становления Российской цивилизации, где учитывается влияние природно-географического фактора (северного географического положения, суровости климатических условий, наличие большого количества рек, удаленность от мировых морских и океанских путей, открытость границ, расположение в Европе и Азии и др.).

При изучении войн так же необходима опора на картографический материал и знание географических особенностей территории.

Знание географических особенностей территорий и природных явлений помогает преподавателю формулировать проблемные вопросы, которые повышают у учащихся интерес к предмету и возможность лучшего запоминания исторических событий и фактов.

Например, можно задать проблемный вопрос: «В1479 году во время осады греческого города Потидея, вода отступила больше обычного и открыла удобный путь для вторжения. Но прежде чем греки преодолели половину пути, вода вернулась с еще большей высотой, утопив нападающих. Потидейцы верили, что их спасла ярость Посейдона».

Что на самом деле произошло? (Учащиеся, зная географию,  могут объяснить, что произошло катастрофическое цунами).

На проблемном уроке, посвященном Отечественной войне 1812, говоря о причинах поражения непобедимой армии наполеона в России, учащиеся размышляют над цитатой А.С.Пушкина:

« Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог»?

Таким образом, использование внутрипредметных и межпредметных связей помогают отойти от прежнего информационно-оценочного стиля, когда все подается в готовом виде, также приобщает учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, к практическому применению полученных знаний.

Также ориентируют педагога  на творческий характер обучения, выработку у учащихся умений обобщать, сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы, давать оценку событиям прошлого и современности.

Осуществление внутри - и межпредметных связей в обучении истории, географии или других предметов будет проходить эффективнее при соблюдении системы методических условий:

- прежде всего, учителю необходимо глубоко осознать общую цель осуществления внутри - и межпредметных связей в учебном процессе, а именно: обеспечить последовательное формирование научного мировоззрения учащихся, понимания ими закономерностей общественного развития и осознанное применение теоретических знаний к анализу и оценке фактов прошлого и современности;

- кроме того, важно знать основные типы и виды связей, которые в органическом единстве способствуют обучению, воспитанию, и развитию учащихся с учетом современных требований, предъявляемых к преподаванию истории. Это хронологические связи – ретроспективные, предшествующие, перспективные, предваряющие, сопутствующие, синхронные, а также, информационные связи – фактические, понятийные, теоретические.

Применение внутри- и межкурсовых связей в обучении истории помогает учащимся успешно овладевать знаниями, формировать первоначальные представления об исторических событиях и явлениях.

Реализация внутри - и межпредметных связей способствует также развитию памяти учащихся и формированию умений на основе известного: делать выводы и обобщения о вновь изученном, воспроизводить предшествующие знания и переосмысливать их в процессе усвоения нового материала.

Восприятие школьниками новых знаний благодаря восстановленным в памяти фактам значительно усиливает эмоциональную сторону обучения, способствует воспитанию гражданских чувств и повышает интерес к изучаемому материалу.

 

 


 

Корщикова Светлана Николаевна, преподаватель географии, магистр педагогики,

Корщикова Светлана Николаевна, преподаватель географии, магистр педагогики,

Таким образом, актуальность метапредметных результатов в школьном обучении очевидна

Таким образом, актуальность метапредметных результатов в школьном обучении очевидна

Следует тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала по истории, а дополняли, обогащали…

Следует тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала по истории, а дополняли, обогащали…

Земле, Солнце и других небесных телах, о смене дня и ночи, времен года, об условном изображении поверхности

Земле, Солнце и других небесных телах, о смене дня и ночи, времен года, об условном изображении поверхности

Это хронологические связи – ретроспективные, предшествующие, перспективные, предваряющие, сопутствующие, синхронные, а также, информационные связи – фактические, понятийные, теоретические

Это хронологические связи – ретроспективные, предшествующие, перспективные, предваряющие, сопутствующие, синхронные, а также, информационные связи – фактические, понятийные, теоретические
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020