ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К САМОКОНТРОЛЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  • docx
  • 10.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья _ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К САМОКОНТРОЛЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ_.docx

Формирование мотивации к самоконтролю на уроках математики в начальной школе

 

ГБОУ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5 Г.О. СНЕЖНОЕ" 

Швырёва Алёна Вячеславовна, учитель начальных классов

 

Аннотация. В статье исследуются методы и подходы, раскрывающие потенциал формирования мотивации к самоконтролю у младших школьников на увлекательных уроках математики. Анализируются тонкости психологических аспектов мотивации, а также предлагаются ценные практические рекомендации учителям по вдохновляющему внедрению элементов самоконтроля в образовательный процесс. Представлены яркие примеры заданий и упражнений, призванных помочь учащимся раскрыть в себе навыки саморегуляции и осознать ответственность за собственное обучение.

Ключевые слова: мотивация, самоконтроль, математика, начальная школа, учебный процесс.

Самоконтроль – драгоценный камень в короне качеств, необходимых для покорения математических вершин в начальной школе. Он наделяет учащихся способностью управлять своими действиями, подобно капитану, ведущему корабль, концентрироваться на задаче, словно луч солнца, и мудро распоряжаться временем. Формирование мотивации к самоконтролю на уроках математики – это взращивание в детях чувства ответственности за собственные триумфы и поражения на учебном поприще. Умение самостоятельно управлять своими действиями и учебными процессами – это компас, указывающий школьникам путь к целеустремленности и достижению амбициозных учебных целей.

 

Психологические глубины мотивации на уроках математики – это плодородная почва, на которой произрастает самоконтроль у учеников начальной школы. Важно понимать, что мотивация – это двуликий Янус, обладающий внутренним и внешним ликами. Внутренняя мотивация – это искра, зажженная собственными интересами, целями и убеждениями ученика, тогда как внешняя мотивация – это эхо, отражающее внешние стимулы, такие как похвала учителя или высокая оценка за задание.

Для успешного формирования самоконтроля учитель должен стать искусным садовником, взращивающим внутреннюю мотивацию учеников. Это возможно, если предлагать интересные, словно головоломки, и вызывающие положительные эмоции математические задачи, показывать неоценимую важность математики в канве повседневной жизни и поддерживать в них чувство триумфа при покорении сложных вершин. Слишком сложные задачи, как тяжелые гири, похвала за тривиальные достижения, словно пустые комплименты, или несправедливая оценка, как удар молнии, могут оказывать губительное влияние на мотивацию.

Учитывая психологические нюансы мотивации, учитель может разработать уникальный подход к каждому ученику, как к неповторимому цветку, поддерживая его внутреннюю мотивацию к самоконтролю на уроках математики. Такой подход способствует развитию у учащихся не только математических способностей, но и навыков саморегуляции, что станет надежным фундаментом для их дальнейшего образовательного и жизненного успеха.

Для успешного формирования мотивации к самоконтролю на уроках математики в начальной школе важно использовать богатую палитру стратегий. Одной из ключевых стратегий является постановка ясных целей. Учащиеся должны четко видеть перед собой горизонт, к которому стремятся, и понимать, какие конкретные шаги им необходимо предпринять. Другим действенным методом является поощрение усилий, а не только достигнутых результатов. Похвала за усердие, старания и тактическое использование стратегий самоконтроля – это топливо для внутренней мотивации учащихся. Также важно обучать детей искусству планирования времени и контролю за выполнением поставленных задач. Предоставление возможностей для самостоятельной работы и принятия решений также способствует формированию навыков самоконтроля. Кроме того, использование игровых элементов, соревнований и коллективного взаимодействия на уроках математики может стимулировать учащихся к саморегуляции и контролю над своими действиями. Все эти стратегии, словно кирпичики, складываются в прочный фундамент навыков самоконтроля, которые будут полезны им не только в изучении математики, но и в других сферах жизни.

Результаты многочисленных исследований убедительно доказывают прямую зависимость между уровнем самоконтроля учащихся и их академическими успехами. Ученики, обладающие способностью контролировать свои действия и эмоции на уроках математики, демонстрируют более впечатляющие результаты по сравнению с теми, кто лишен этого навыка. Такие дети, словно солдаты, лучше справляются с заданиями, обладают дисциплиной и целеустремленностью в достижении учебных целей. Более того, самоконтроль способствует формированию у учащихся устойчивого интереса к математике, поскольку они осознают ее важность для своего развития и будущей карьеры. Кроме того, исследования показывают, что ученики, освоившие навыки самоконтроля, более успешно решают проблемы, проявляют критическое мышление и обобщают математические знания. Таким образом, формирование мотивации к самоконтролю на уроках математики в начальной школе играет решающую роль в обеспечении учебного триумфа учащихся и их становлении как зрелых личностей. 

 

Список литературы

Аргинская, И.И. Особенности обучения младших школьников математике / И.И. Аргинская, Е.В., Вороницына, Е.В. Пачина А.Г Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников // Нач. школа. - 2004. - 11. - C.31-37


 

Посмотрите также