Формирование навыка смыслового чтения с помощью игровых технологий
Обновленный ФГОС ставит перед школой задачу формирования функциональной грамотности как приоритетную. Способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания обеспечивает решение широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности.
Одной из составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность, т.е. способность самостоятельно прочитать, понять, использовать прочитанный текст в определенных жизненных ситуациях. Основы читательской грамотности закладываются в семье, в дошкольных образовательных учреждениях и, конечно, в начальной школе. Осознанное чтение – это базовое умение, на котором формируется вся остальная образовательная деятельность школьника.
На разных этапах школьного обучения читательская деятельность носит дифференцированный характер, формирование читательской грамотности в начальной, средней и старшей школе различается целями и задачами, уровнем сложности, характером изучаемых текстов. Соответственно возрастным особенностям педагоги подбирают тексты и задания к ним. Но в любом возрасте учащиеся с удовольствием выполняют учебные задачи игрового характера.
Использование элементов игры способствует скорейшему достижению положительного результата, созданию ситуации успеха для каждого ребенка. Особенно широко используется игровая деятельность в самом начале обучения чтению. Материал учебника часто ограничен и не всегда дает возможность обеспечить дифференцированный подход на уроке. Многоразовое прочтение одних и тех же слов быстро утомляет более слабо подготовленных учащихся и не представляет интереса для хорошо читающих детей. В такой ситуации приходит на помощь игра. Решая игровую задачу, ребенок незаметно для себя учится сливать слоги с новой буквой. Усвоение новых и совершенствование имеющихся знаний происходит на занимательном материале, где учебная задача «замаскирована» под игровую.
Например, при работе над слияниями с буквой Я не обязательно просто много раз прочитывать подходящие слова. Можно предложить детям такое задание: мальчикам и девочкам раздать мячики определенного цвета (закрасить кружочки соответственно именам). При выполнении этого задания ребятам необходимо не просто прочесть предложенные слова, а проявить осознанность чтения, понять, чье имя - мальчика или девочки - они прочитали. Закрашивание кружочков дополнительно служит развитию моторики пальцев, дает момент передышки в чтении. После выполнения задания можно дополнительно попросить ребенка прочитать имена только девочек, только мальчиков, посчитать, сколько их, сравнить количество и т.д.
Упражнения в прочтении слов по слогам, деление слов на слоги тоже можно обыграть. Чтение данных конструкций вызывает у ребенка улыбку и недоумение, ведь таких слов не существует. В данном упражнении «слова» составлены из двух слов с общим слогом. Задание – определить, какие слова «подружились».
Формированию осознанности чтения служат и разнообразные перфокарты. Детям нужно понять значение слова или смысл предложения, соотнести его с заданием и закрасить кружок определенным цветом.
Подобные карточки можно использовать и для установления соответствия между предметом и его отличительными характеристиками. Например, вспомнить, какие характерные особенности есть разных животных, и соединить линией название животного с подходящим словом.
Дети младшего школьного возраста очень любят лабиринты. Такое задание может не только послужить формированию навыков чтения, но также готовить к изучению правил русского языка, способствовать развитию логического мышления, умения классифицировать понятия. Дорожку из слов можно раскрасить цветными карандашами, это облегчит процесс проверки выполнения задания и разнообразит для учащегося сам процесс работы над лабиринтом.
Например, нужно найти дорожку из слов, чтобы помочь зайцу найти морковки. А дорожка состоит из слов – названий предметов.
Следующий лабиринт предлагает поставить машинку в гараж, но ехать можно только по тем клеткам, где написано название одного предмета. Таким образом, выполняется пропедевтика изучения числа имен существительных.
Следующий лабиринт предлагает прочесть пословицу, опираясь на «ключик» - схему движения по таблице. Решение более сложного задания поможет проверить умение разделять предложения на отдельные слова (дополнительно можно предложить записать пословицу), а также способствует формированию нравственных качеств, умения смоделировать ситуацию.
Сюжетная линия следующего задания предлагает ребенку помочь сказочному герою добраться до нужной точки, спастись от преследования, добыть какое-то сокровище или лакомство. Задание построено по принципу «круговых» примеров: каждое новое слово начинается с последней буквы предыдущего. Поэтому не имеет значения, с какого именно слова ребенок начинает выкладывать дорожку, успех будет в любом случае.
Например, нужно помочь мышке добраться до домика, чтобы не попасть кошке в лапы. Учащийся читает слова на карточках и выкладывает их на схему дорожки.
Выполнение всех представленных заданий связано с практической деятельностью, т.е. обеспечивает получение видимого для ребенка результата своей работы, а это особенно важно в младшем школьном возрасте. При работе с такими заданиями прослеживаются и межпредметные связи.
В современном мире без интерактивных компьютерных технологий не обойтись. С ранних лет дети учатся обращаться в телефонами и компьютерами. Гаджеты заняли весьма значительное место в жизни ребенка. Их тоже можно эффективно использовать в обучении. Ресурсов для самостоятельного создания мини-игр разработано множество. Можно создавать игры для формирования и совершенствования навыков, проверки их сформированности. Использовать такие игры можно и во время урока (при наличии оборудования в классе), и во внеурочной деятельности, и самостоятельно родителям в свободное время.
Один из ресурсов для создания интерактивных игр – Genially. Вот несколько примеров таких простейших игр для первого класса.
1. Игра «Построй предложение»
Ребенку нужно перетащить слова в определенные ячейки так, чтобы получилось связное предложение. Есть возможность самопроверки: при нажатии на знак вопроса в верхней строке появляется образец предложения. Учитель-создатель игры может предусмотреть не просто предложение, а, например, правило из программы по русскому языку.
2. Игра «Птицы- звери» (перетаскивание слов в нужные колонки)
Игра развивает осознанность чтения, реализует межпредметные связи с уроками окружающего мира. Так же, как и в предыдущей игре, есть возможность самопроверки при нажатии на иконку лампочки.
3. Игры «Все наоборот» и «Кто как передвигается?»
В этих играх ребенок соединяет линией пары выбранных им слов. Правильный вариант появляется через 30с в окошке вверху справа. Время можно задать любое, в зависимости от степени формирования навыка чтения, таким образом, ресурс дает возможность дифференцированного подхода к обучающимся.
Работа с этими и другими мини-играми позволяет разнообразить образовательную деятельность, использование игровых заданий на уроках чтения и во внеурочной деятельности способствует более успешному формированию навыков осознанного чтения, что является неотъемлемым компонентом читательской грамотности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.