ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ УМК “SPOTLIGHT”

  • docx
  • 01.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная статья рассматривает проблему использования опор в процессе обучения монологической речи на уроках английского языка. В статье раскрывается сущность понятия монологическая речь, ее специфические характеристики, качества, типы и разновидности. Статья содержит основные требования к уровню подготовки выпускников в соответствии с примерной учебной программой. В статье представлены несколько классификаций опор, основанных на использовании разных критериев. Статья дает подробное описание применения опор, направленных на формирование навыков монологической речи на уроках английского языка на разных этапах обучения.
Иконка файла материала ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ.docx

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ УМК “SPOTLIGHT”

 

 

В соответствии с требованиями ФГОС главной целью обучения английскому языку в средней школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. способности  осуществлять общение. Одной из важнейших составляющих  коммуникативной  компетенции  является  речевая  компетенция, которая включает в себя  умения в четырех видах речевой деятельности: письмо, чтение, аудирование и говорение. В методике обучения иностранным языкам принято выделять две формы говорения: диалогическую и монологическую речь.

Формирование  навыков  монологической  речи  является  более  сложным,  чем  формирование навыков диалогической речи. В данной статье мы остановимся подробно на формирование навыков монологической речи на основе использования опор.

Вопросы, касающиеся обучения монологической речи на уроках иностранного языка разрабатывали известные лингвисты, методисты и психологи, среди которых Гальскова Н.Д., Мильруд Р.П., Пассов Е.И., Царькова В.Б., Бим И.Л., Рогова Г.В., Верещагина И.Н.,Л. С. Выготский, И. А. Зимния, Д. Б. Эльконин, П.Я.Гальперин и другие.

Что же такое монологическая речь? Что представляет собой система опор для обучения монологической речи?

Цель данной статьи рассмотреть основы обучения навыкам монологической речи и описать наиболее эффективные опоры, способствующие их формированию в ходе обучения английскому языку.

Указанной цели можно достичь, решив следующие задачи:

-            раскрыть сущность понятия «монологическая речь»

-            рассмотреть основные характеристики и типы монологической речи

-            представить классификацию и основные виды опор для обучения монологической речи

-              описать эффективные опоры обучения монологической речи на примере УМК

«Английский в фокусе»

Актуальность темы статьи состоит в том, что в настоящее время основным требованием в обучении иностранному языку является формирование навыков монологической речи учащихся.

В методической литературе существует множество определений понятия

«монолог».

Рогова Г.В. утверждает, что «монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, сам определяет структуру, композицию и языковые средства».

По мнению Пассова Е.И. «монологическое высказывание - это высказывание одного человека объемом свыше двух фраз, т.е. от сверхфразового единства до целого текста».

Р. Н. Миньяра  - Белоручев считает, что монологическая речь представляет собой развернутое высказывание одного лица, состоящее из предложений, между которыми имеется логическая связь.

И.А. Зимняя  определяет монолог как часть диалога, предполагающего наличие собеседника.

Исходя  из  приведенных  определений,  мы  можем  выделить  важнейшие

характеристики монологического высказывания, среди которых:

-            непрерывный характер;

-            логичность и связность;

-            смысловая законченность высказывания.

Монологическое высказывание имеет ряд качеств, к которым относятся:

1.              целенаправленность;

2.              логичность;

3.              структурность или связность как последовательность изложения;

4.              завершенность;

5.              продуктивность;


6.              непрерывность;

7.              самостоятельность;

8.              выразительность.

Принято выделять несколько типов монологической речи, а именно: монолог- сообщение,  монолог-описание,  монолог-рассуждение,  монолог-повествование, монолог-убеждение.

В соответствии с примерной программой учащиеся 11 класса должны овладеть тремя типами  монологической речи, а именно: монолог-описание, монолог- повествование, монолог-рассуждение.

Монолог-описание    это  характеристика  предмета,  лица  или  явления, включающая перечисления их основных качеств, признаков и особенностей. Цель такого монолога состоит в том, чтобы собеседник  смог представить объект описания в своем сознании. Для монолога-описания характерно использование прилагательных. Структура монолога-описания: общая характеристика объекта, последовательное перечисление его признаков, оценочные суждения.

Монолог-повествование это перечисление происходящих друг за другом событий, сцен и картин. Основная цель повествования передать действия и состояния  объекта,  разворачивающиеся  во  времени  и  логическом  порядке. Структура  повествования:  завязка,   развитие  событий-  кульминация  ,  конец- развязка. Для передачи логической последовательности в монологе повествовании используются слова связки: firstly, then, after, later, and, finally и т.д.

Монолог рассуждение передает причинно-следственные отношения между входящими в его состав суждениями, из которых вытекают умозаключения. Для данного  вида  монолога  характерно  использование   вводных  слов  и  союзов. Структура монолога рассуждения: тезис аргументы и доказательства вывод. Рассуждение  представляет  собой  самый  трудный  тип  монологического высказывания.

Разновидностями  монологической  речи  являются  различного  рода выступления:  лекция,  сообщение,  доклад,  рассказ,  характеристика,  описание, приветственная речь, похвала, порицание, отчет и т.д. 

Монологическое высказывание может быть на уровне слова, словосочетания, фразы, сверхфразового единства и текста.

В основе обучения монологической речи лежат два пути: «путь сверху», когда исходной единицей  обучения является готовый текст и «путь снизу», когда исходной  единицей  обучения  является  предложение,  представляющее  собой элементарное высказывание. «Путь сверху» предполагает максимальное усвоение содержания  текста,  его  языкового  оформления  и  структуры  для  построения собственного высказывания. «Путь снизу» предполагает построение собственного высказывания, следуя от одного предложения к нескольким, включающим оценку и мнение.   Оба  пути  используются  при  обучении  как  подготовленной,  так  и неподготовленной речи, т.е. или с опорами или без.

Примерная программа предъявляет определенные требования  к уровню подготовки  выпускников  общеобразовательных  учреждений.  Относительно монологической речи программа предполагает развитие следующих «умений»:

-            делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме;

-            кратко передавать содержание полученной информации;


-                 рассказывать  о  себе,  своём  окружении,  своих  планах,  обосновывая  свои намерения/поступки;

-            рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы;

-                 описывать  особенности  жизни  и  культуры  своей  страны  и  страны/стран изучаемого языка.

Объём монологического высказывания — 12—15 фраз».

Исходя  из  требований  программы,  мы  можем  сказать,  что  обучение монологической речи представляет определенную трудность, поскольку учащимся надо думать о содержании и форме его изложения, употреблять нужную лексику и грамматику. Преодолению этих трудностей способствуют опоры.

Опора  это одно из важнейших  средств обучения  монологической речи. Опора это последовательно представленный ряд информационных ориентиров, стимулирующих коммуникативную деятельность учащихся и  позволяющих им строить собственное монологическое высказывание. Цель опор состоит в том, чтобы изложить учебный материал так, чтобы на основе собственных ассоциаций и логической  последовательности  его  предъявления,  он  бы  стал  доступным, отпечатался в памяти учащихся.

Говоря о классификации опор, следует отметить, что единой классификации не существует. В основе существующих классификаций лежат различные критерии. Сегодня возможнопредставить несколько классификаций опор, разработанных разными авторами.

По  степени  выраженности  содержания  и  смысла,  различают  опоры содержательные, в которых информация  развернута и смысловые, в которых информация  сжата  и  подсказывает  только  общий  смысл  высказывания. Содержательные и смысловые опоры в свою очередь подразделяются на вербальные и изобразительные. Представленная ниже  классификация опор В. Б. Царьковой, разработана на основе данного критерия:

 

Таблица 1 Классификация опор по В.Б. Царьковой Е.И.

 

Опоры

Содержа- тельные

словесные (вербальные)

изобразительные

Текст (зрительно, аудитивно): План

Логико-синтаксическая схема Логико-коммуникативная программа

Кинофильм, диафильм, картинка (серия), рисунок (серия), фотография (серия), репродукция картины, кроки, коллаж, разного рода карты план

Смысловые

Слова как смысловые вехи, лозунг, подпись, афоризм цитата, поговорка, пословица

Диаграмма, схема, таблица, графики, цифры, даты, символика, плакат, карикатура

Следует пояснить, что слова как смысловые вехи включают фразеологизмы, устойчивые словосочетания, образные выражения, которые, как правило, дословно не переводятся, а также обычные слова.

По способу презентации материала выделяют вербальные, художественно- изобразительные и графические опоры. Различаются они тем, что они вызывают ассоциации  посредством  слов  или  изображением  реальной  действительности.


Графические опоры подразделяются на символические, схематические и вербально- схематические. Структурные связи на графических опорах  принято показывать прямой линией, а причинно- следственные связи, процессы и явления - стрелкой.

 

Таблица 2 Классификация опор по способу презентации материала

 

Вербальные

Художествен- но-

изобразитель- ные

Графические

текст-образец;

предметные,

структурные  схемы,  схемы  причинно-

речевая

тематические,

следственных  связей,  схемы-рисунки,

ситуация;план;

сюжетные

графики и диаграммы

ключевые слова;

картинки;

 

символические:

диаграммы

«семейное дерево», графики, символы;

вербально-

схематические: (интеллект-карты или идейные решетки); логико-

коммуникативные схемы; таблицы; опорные схемы и конспекты;

функциональные опоры;

карточки типа “flowchart” (с

последовательностью событий);

семантические карты, схемы и решетки; денотатные карты; коллажи; комиксы

тематическая

репродукции

последователь-

картин;

ность речевых

фотографии;

образцов

иллюстрации

(вопросов);

проблемного

логико-

характера;

синтаксические

рисунки

схематические: план города, квартиры,

комнаты и др.);

карты (страны, города или иной местности);

маршруты

схемы;«структурн

 

ый скелет»;

 

подстановочные

 

таблицы;

 

неполные речевые

 

образцы;

 

пословицы и

 

поговорки; цитаты;

 

афоризмы;

 

подписи

 

По степени самостоятельности в составлении опор выделяют объективные и субъективные.  Под  объективными  подразумевают  опоры,  которые   учащиеся получают в готовом виде. А под субъективными понимаются такие опоры, которые учащиеся разрабатывают самостоятельно. Опоры второго вида  считаются  более эффективными,  благодаря  своей  индивидуализированности,  так  как   каждый учащийся выбирает тот материал, который подходит ему в качестве помощи к ответу, учитывая свои потребности и возможности. Составлению субъективных опор обязательно должна предшествовать работа с объективными.

Существует  классификация,  в  которой  опоры  соотносятся  с  речевыми формами, которыми являются:

1.          Структурный скелет- эта логическая схема, состоящая из предложений, данных в определенной последовательности, не подсказывая словесное оформление.

2.          Логико-смысловая схема это схема, состоящая  из вопросительных слов, заданных в определенной последовательности


3.          Структурная схема, которая включает в себя логическое и синтаксическое строение высказывания и морфологические особенности.

4.            План в виде утверждений или вопросов (таблица, диаграмма).

5.              Опоры на начало и концовку (вводные слова, первое предложение). В качестве примера  можно  привести  следующее  из  учебника  английского  языка  УМК

«Английский в фокусе 7 класс» задание: «Рассказать о случае, который произошел c вами на выходных. Начните рассказ словами «It was on warm Sunday morning….» и закончить словами «… We felt relieved.»

Еще  одна  классификация  основана  на  критерии  развернутости.  Данная классификация  предложена  В.Б.  Царьковой.     В  соответствии  с  данной классификацией опоры делятся на три группы. Первая группа это максимальные опоры, которые включают текст, серию рисунков, фото, кроки. Вторая группа это расширенная подсказка. К сюда относятся: простой план, картина, фразеологизмы и устойчивые словосочетания. Третья группа это минимальная опоры, включающие карты, диаграммы, афоризмы, символы, плакаты, карикатуры. Для достижения цели по теме необходимо начинать ее изучение с максимальной опоры, затем переходить с расширенной и минимальной опоре, заканчивая тему безопорным этапом работы.

Мы обычно выбираем вид опор и их количество в зависимости от ряда факторов:  возраст  учащихся,   уровень  их  подготовки,  особенности  речевой ситуации, цель речевого упражнения. Для того чтобы заинтересовать учащихся, побудить  их  к  монологическому  высказыванию,  опоры    должны  быть разнообразными и увлекательными.

Давайте рассмотрим более подробно некоторые из вышеуказанных опор, использованием которых я могу поделиться. Все примеры опор разработаны на основе УМК “Spotlight”.

Интеллект-карта  (идейная  сетка,  карта  памяти)  представляют  собой графического способ отображения содержания темы посредством слов. Интеллект карты является технологией записи мыслей, идей, разговоров. В центре находится тема, от нее отходят ключевые слова, а от них в свою очередь отходят ассоциации в виде слов, относящиеся к разным частям речи, словосочетаний, иллюстраций, фотографий и др. Связь между темой и ключевыми словами с ассоциациями обозначается стрелками, цветом, цифрами, шрифтом. Данный прием имеет ряд достоинств, а именно: четко обозначенная тема и взаимосвязь с составляющими ее элементами.  Ментальные  карты  можно  использовать  на  разных  этапах,  при актуализации ранее изученного материала по теме, при работе с текстом, при систематизации нового материала.

Например, 8 классе Module  2  Тема “Tasty traditions”.Данная интеллект- карта составлена на основе текста “Anobento”. Тема в центре листа, ключевые слова вместе  с  ассоциациями  позволяют  учащимся  дать   определение“Anobento”, информацию о дате и стране его происхождения, месте покупки и продуктах входящих в его состав, правилах его подачи и внешнем виде.


Логико-коммуникативные схемы (ЛКС). Как известно одной из характеристик монологической   речи   является   логичность,   выражающаяся   в   ее структурированности.  Структура  монолога  включает  вступительную  часть, аргументирующую часть и заключение. Научить учащихся строить именно такие высказывания могут помочь логико-коммуникативные схемы (ЛКС), включающие вербальные  элементы  (слова,  словосочетания,  предложения)и  невербальные (рисунки, аппликации, символы, геометрические фигуры, знаки, цифры).В ЛКС представлена  логическая  последовательность  высказывания,  а  смысловое содержание  задано  частично.  Поэтому  учащиеся  должны  раскрыть  смысл высказывания. В качестве аргументации можно использовать определенные речевые клише. Структура ЛКС, включающая несколько блоков информации помогает учащимся  установить  смысловые  связи  между  ними  и  построить  связное высказывание.  Лексическое  наполнение,  грамматические  структуры  и  речевые клише должны становиться более сложными на старшем этапе обучения.

Приведу в качестве примера один из возможных вариантов ЛКС в 4 классе по теме «My best  friend».  Предложения следует   составлять   слева направо: вступление This is my…best friend;  (имя, род занятий, возраст, рост, цвет глаз  и  волос,  характер, предпочтения       друга, отношение к другу-I love my best friend)


Для составления рассказа о    животном    использую следующие    символы    и иллюстрации: вопросительный знак  -  название  животного; палитра  -цвет;  тарелка-еда; дом-    место    обитания; сантиметровая  лента-размер;

животные-способ

передвижения,         что предполагает  рассказ  о  том, что это за животное, какого размера, цвета, части тела, чем

питается, среда обитания,  общая характеристика животного и отношение к нему говорящего.

Логическая схема («Структурный скелет»). Назначение структурного скелета

помочь учащимся запомнить и воспроизвести   текст-образец часто описательного характера. Схема      состоит      из последовательности

предложений с необходимыми грамматическими  структурам, но  не  содержит   подсказки лексического    оформления.

«Скелет»  можно   предложить на  доске,  карточках,  плакате или  слайде.  Показывая  на соответствующую      часть картинки   с   изображением комнаты (дома) и т.д., учитель

описывает  ее.  Затем,  показывая  другую  картинку,  предлагаю  рассказать  об изображенном на картинке с опорой на «скелет». В качестве примера приведу

«структурный скелет» по теме “My Room” в 5 классе. При описании комнаты следует повторить грамматический материал: обороты there is (аre), названия мебели, предлоги места.

Структурная схема в виде неполных предложений определяет форму и последовательность  изложения.  Например,  при  обучении  умению  рассказать биографию предлагаю учащимся следующую структурную схему: Например: ЛCC

«Знаменитые русские» УМК «English in Spotlight» 8 класc

 

Изображение выглядит как Человеческое лицо, женщина, снимок экрана, одежда

Контент, сгенерированный ИИ, может содержать ошибки.I want to tell you about… I’d like to tell you about…


He is a famous (best-known, world-famous, well-known) writer, poet, film star, pop singer, politician, artist, reporter, scientist, ballet dancer, opera singer etc...) _

_ was born in…(place) on…(date) _

From his(her) childhood he (she) was fond of_

_ went to_

_attended

_ was good at_

_studied in…

_ entered _ .

_was accepted to…

_got interested in_

At the age of _he graduated from… _

_ got a certificate (a degree in_)

After graduation from _ _ worked as a_

_worked hard (coped with difficulties, succeeded in_, made achievements in_, made a great contribution into_, performed the leading parts in_, took part in  sports, singing, writing competitions, discussed_, designed_, developed_, invented_, discovered_)

_got the position of_

_ was awarded a prize (a medal)

_won (got) _

I  respect and admire (him, her) because _is_(hard-working, courageous, outstanding, determined)

Подстановочные таблицы (Substitution tables) являются одним из видов опор, которые позволяют  активизировать употребление в речи разговорных клише, комбинировать различные структуры в речи в зависимости от коммуникативной задачи, запомнить большой объем информации. Их можно использовать на разных этапах урока.

Подстановочные  таблицы  дают  возможность  учащимся  осуществлять  выбор лексики по предложенной ситуации. Составляя таблицы, учитель должен помнить о том, чтобы они содержали не только положительные, но и отрицательные варианты характеристики или отношение к предмету речи. Постановочная таблица может стимулировать высказывание малого и большого объема. Подстановочная таблица имеет постоянные и переменные величины, поэтому при графическом оформлении подстановочной таблицы рекомендуются постоянные величины размещать слева или в средней части таблицы, а переменные величины справа. Подстановочная таблица призваны снимать лексические и грамматические трудности. Например: 8 класс УМК “English in Spotlight” Module 2e Describe a place to go shopping in your town Данная таблица дает возможность построить монологическое высказывание объемом 8 предложений как минимум.

 

In my town there are a lot of…

Department stores a car boot sale Fleamarkets shopping malls

The best place for shopping is

called…

 

It is situated…

located …

in the town centre              not far from the town centre

in a 10- minute walk from my house   in a 10-minute bus ride from


 

 

my house

There are a lot

of…

open air stalls   inside stalls   food stalls   clothes stalls   music

stalls

It is open…

every day except Mondays, from early in the morning till sunset, from

9am to 5pm

They are full of…

second hand goods   handcrafted items       silk scarves vintage clothes      antiques            silver jewelry leather bags       leather purses        embroidered handbags

rare books        70s style second hand jeans

You can see…

friendly loud street vendors      indecisive excited shoppers

They …

call out to shoppers to look at   offer a great variety of… offer a massive diversity of…

walk around the…            look through the goods which are on sale

are in search of a bargain.       look for a new outfit.

You  can  find

goods at

low, high, reduced, unbelievably good, bargain prices , with a discount

You can pay…

by credit card, by cheque, in cash

The atmosphere

is

unique       colouful       fun

You can try…

rice noodles       sweet and sour chicken            tasty

snacks

Одним из видов  смешанных опор является опорный конспект. Опорный конспект раскрывает основное содержание темы с помощью содержащихся в нем опорных сигналов. Опорными сигналами могут являться  ключевые слова, схемы, словосочетания, аббревиатуры, цифры, рисунки, и т.д.Опорный конспект может быть также представлен на плакате либо на слайде. Работа с опорным конспектом проходит по определенному алгоритму.  На уроке учитель предъявляет опорный конспект в первый раз, сопровождая свой рассказ показом  соответствующего опорного сигнала. Если одного раза недостаточно, то рассказ учителя можно повторить. В ходе рассказа учащиеся повторяют за  учителем новые слова или наиболее  трудные  слова  и  фразы.  При  наличии  времени  можно  предложить учащимся повторить трудные предложения целиком. После этого один из наиболее подготовленных учащихся воспроизводит рассказ по опорному конспекту. Затем

учителю следует организовать опрос  остальных  учащихся. В качестве домашнего задания учащиеся  получают  копии опорного  конспекта,  чтобы запомнить и воспроизвести его рассказ  в сокращенном или в полном объеме на следующем уроке.

Предлагаю  в  качестве примера  опорный  конспект тема”My School” в 5 классе.


Исходя из информации, содержащейся в опорном конспекте можно составить следующее монологическое высказывание:

This is my school. It is small and old. It has one floor. There is a garden behind the school. There is a sports ground near the school. There are a lot of flowers in front of the school. I go to school 5 days a week. I’m in the 5thgrade. My school starts at 8.30. My lessons finish at 3 o’clock. You can see a cloak room, a computer classroom a gym, a canteen there. At school we learn a lot of subjects: Russian, Literature, Maths, English, Chemistry, History, Arts, Information Technology, Geography, Biology. We have breaks between lessons. After the third lesson we have lunch. During the breaks we play games.

 

Одной из основных опор для формирования и развития  монологических навыков является текст, который имеет определенную структуру, состоящую из трех частей

- вступление, основной части и заключения. На практике такой текст используется учителями  как  образец  для  порождения  нового  высказывания,  т.е.  создание монолога-описания на основе текста-описания).

В  ходе  работы  с  текстом  вначале  необходимо  снять  лексические  и грамматические трудности, выявить основную мысль и второстепенные факты, установить причинно-следственные связи, проверить понимание текста. Когда такая работа проделана,  приступаем к заданиям, направленным на создание нового высказывания. Высказываниями на основе текста могут быть ответы на вопросы по его содержанию, ответы на проблемные вопросы, вопросы, связанные с тематикой текста, характеристика героев текста с опорой на текст, пересказ текста, составление собственного текста на основе текста-образца.

Вызывают интерес тексты, представленные  в виде рекламы, меню, объявления, рецепта, театральной афиши, программы (пребывания в городе, концерта, спектакля и т.д.), расписания транспорта, уроков, распорядка рабочего дня); плана (проведения мероприятия, выходного дня, каникул),аннотации, отзыва, проспекта выставки, театральной  афиши  и  т.д.Любой  из  таких  текстов  содержат  необходимую информацию, раскодировав которую мы получаем монологическое высказывание.

Например, на основании информации, содержащейся в данной афише можем

сказать о названии театра, спектакля, главных  исполнителях,   времени начала спектакля, стоимости билетов, способе их приобретения.

Canadian Ballet Theatre presents “The Nutcracker”.

It  is  a  famous  ballet  written  by Tschaikovsky.

 

The main parts are performed by the principal dancersM. Dumchrnko and D. Makhateli.

The performance is on at the Winter Garden Theatre which is at 189 Yonge Street.


The performance is on Saturday on the 19th of December. It starts at 2.30 1nd 7.30.

Adult tickets cost $20

The price for childern tickets is $ 15

You can purchase tickets at the box-office.You can also buy them in advance by calling 449827.

 

Географическая  карта  является  изобразительной  опорой  и  может

мотивировать  учащихся  на  продуцирование монологического    высказывания,    которое включает  информацию  о  названии  страны, географическом положении, частях, входящих в ее состав,  столице, крупных городах, реках, морях.  В  зависимости  от  специфики  карты монологическое  высказывание  может  быть расширено  за  счет  фотографий  основных достопримечательностей,       национальных костюмов и т.д.

План.  Одним  из  распространенных  видов вербальных    опор    для    построения монологического высказывания  является план, представляющий  собой  перечень  смысловых блоков.  Существуют  разные  виды  планов.  В зависимости  от  их  развернутости  выделяют

простой и развернутый план, в зависимости языкового оформления выделяют: назывной  или  традиционный,  вопросный,  тезисный  и  схематический  планы. Максимально свернутый план это назывной план, представляющий собой краткие заголовки  частей  высказывания.  Развернутый  план  кроме  пунктов  имеет  и подпункты.  Вопросный  план   состоит  из  списка  вопросов  по  тексту  или высказыванию. Тезисный план –это краткое содержание одного или двух абзацев, содержащей основную мысль. Схематический план - это список ключевых слов или словосочетаний,  по  которым  легко  восстановить  полный  текст.Самыми распространенными видами плана являются назывной план и вопросный план. Приведу несколько примеров.

Традиционный план:

5 классModule 2 English speaking countries

10 класс Module 5b Holiday

Name: Area: Population:

Officiallanguage: Capital:

Big cities:

Symbols: Currency:

Type of holiday: Place to stay: Activities: Weather: Problems: Feelings:


План в виде вопросов. План в виде вопросов представлен в виде перечня

вопросов, отвечая на которые, учащиеся передают содержание темы высказывания.

7 класс Module 2a Answer my questions about Arthur Conan Doyle

When was he born? Where was he born? Where did he study?

What did he do before writing? What books did he write?

What famous character did he create? What does Sherlock Holmes look like? What is he like?

Who was his companion?

When did Arthur Conan Doyle die?

Использование опор на уроках по формированию навыков монологической речи будет эффективным, если они будут соответствовать следующим требованиям:

-        соответствие опор возрастным особенностям учащихся

-        соответствие вида опоры и цели высказывания;

-            правильная последовательность предъявления системы опор в зависимости от особенностей монологической речи;

-          правильное оформление опор с точки зрения цветового восприятия. Известно, что различные цвета оказывают различное влияние на эмоциональное состояние учащихся. Например,  красный  цвет  активизирует  психическое  напряжение;  зеленый   цвет воздействует  успокаивающе,  синий   цвет  способствует  релаксации.  В  своем воздействии  желтый  цвет  стимулирует  умственную  деятельность,  пробуждает интеллектуальные потребности;

Использование опор на уроках дает учителю несколько преимуществ, а именно:

-        развивают память

-        активизируют логическое мышление

-        помогают структурировать высказывание

-        экономят время и др.

Однако  в  методической  литературе  подчеркивается,  что  опоры    явление временное, и это подразумевает постепенное снятие опор и изменение их характера в зависимости от этапа изучения темы, этапа урока и этапа обучения. Момент, когда следует убрать опоры учитель должен почувствовать сам и не пропустить его, в противном случае у учащихся выработается только навык подготовленной речи. Задача учителя при использовании опор состоит в том, чтобы сначала продемонстрировать учащимся алгоритм работы с опорами, а затем предоставить возможность учащимся самим построить монологическое высказывание по предъявленному алгоритму.

В заключение следует отметить, что  опора  является  важным средством обучения говорению. Использование разных видов  опор представляется достаточно эффективным при обучении обучающихся подготовленной  монологической речи. Опоры  на уроках английского языка позволяет значительно повысить качество обучения  говорению. Кроме того, благодаря применению  опор  увеличивается эффективность восприятия обучающимися учебного материала, уроки  становятся более  увлекательными.  Все  вышеперечисленное  способствует  формированию коммуникативной  компетентности  учащихся,  что  и  подтверждает  актуальность

рассматриваемой в статье проблемы.