Формирование основ читательской грамотности на занятия внеурочной деятельности.
Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку.
Читать должно быть интересно» А. Н. Толстой.
Семь чудес света создали люди в древности: - величественные египетские пирамиды, прекрасную статую Зевса в Олимпии, висячие сады ассирийской царицы Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды, огромную медную статую бога Гелиоса на острове Родос, мавзолей и маяк в Александрии.
Но есть еще одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь: - Научить. Посоветовать. Рассказать. Это - книга.
Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг. Она ведет нас от познания первых несложных истин все дальше и дальше. Она рассказывает и про сказочных богатырей, и про школьную жизнь, и по дальние страны. С книгой каждый из нас путешествует в будущее и в далекую – далекую историю.
Сегодня проблема детского и взрослого чтения актуальна и заслуживает огромного внимания: нынешние школьники и молодые люди все реже обращаются к книгам, ходят в библиотеки, отдавая предпочтение компьютерным играм, социальным сетям, телевизору, в лучшем случае электронным книгам, тем самым лишая себя, возможно, единственной духовной пищи. А ведь книга является энциклопедией жизни. Она учит читателя отличать добро от зла, предательство от преданности, пробуждает стремление человека к развитию и самосовершенствованию личности, поэтому в 21 веке полноценными читателями надо успеть стать в детстве, иначе потом жизненный стремительный темп может не оставить для этого времени.
Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, но все чаще учителя слышат в качестве главной причины неприготовленного задания по литературе слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно оформленные фолианты, полные собрания сочинений — большая редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.
Безусловно, семья,
в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой
читают родители — это еще одна предпосылка грамотности и «чутья» к родному
языку. При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного
чтением, ребенок практически никогда не берет в руки книгу. Он должен ощущать,
что жизнь его родителей немыслима без книг, тогда и в его жизнь они войдут.
Родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от
учения детей, их приобщения к грамотности, чтению, что семейное чтение очень
важный аспект духовно- нравственного воспитания. Использование книг из
библиотек- важный элемент обучения детей.
Международные и внутренние исследования учёными образовательных достижений российских школьников показали противоречия между высокими предметными знаниями и умениями, с одной стороны, и затруднениями в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме, характерной для средств массовой информации, с другой стороны.
От обучения чтению – к чтению для обучения, это важный посыл федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. И хотя материалов для чтения в начальной школе много, оказалось, что современных детей надо увлекать чтением. В качестве одного из инструментов формирования информационной грамотности через увлекательное чтение для учеников вторых - четвёртых классов разработан учебно-методический комплекс О. Н. Крыловой «Работа с текстом».
Программа курса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования, авторской программы курса внеурочной деятельности по формированию навыков осознанного чтения, программа учитывает возрастные, обще учебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель курса
Формирование у учащихся начальной школы умений по работе с информацией.
Задачи
- Сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению.
- Расширить кругозор школьников.
- Развивать познавательные интересы, формировать стремление детей к размышлению и поиску.
- Способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.
Огромное значение авторы придают выбору информации для каждого варианта, выбрано в качестве основных содержательных линий: современная наука, общество, спорт, экология, природные явления и другое.
Это пособие, который раздаётся ученикам один раз в две недели. Ребёнок знакомится с материалом, изучает предложенные статьи и выполняет увлекательные задания. Задания предполагают разный формат ответа и направлены на формирование различных аспектов читательской компетентности. Это мотивирует ученика и повышает его интерес – задания не надоедают. Вместе с пособием ребёнок не только расширяет свой кругозор, но и учится эффективно работать с информацией, приобретает информационные умения, получает удовольствие от учения. Одна книжка содержит 25 тем.
Меня заинтересовала эта программа. Но начинать работать по ней нужно со 2 класса. В этом учебном году на занятиях по внеурочной деятельности
« Функциональная грамотность» первый модуль « Основы читательской грамотности». Я , ориентируясь на программу О.Н. Крыловой, решила для работы с учащимися взять тетрадь « Развитие речи». В тетради задания ориентированы на работу с текстом. Работы можно проводить и в группе ,и индивидуально. Дети учатся работать с разными видами текста по содержанию: небольшие, привлекательные тексты, сопровождаются разными видами творческих заданий .
Время обучения в начальной школе считается временем, когда у школьников происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Не сплошные тексты сочетают несколько источников информации, с которыми учащиеся встречаются в реальной действительности: текст с иллюстрациями, таблицы. Содержание текстов не выходит за пределы жизненного опыта младших школьников, с одной стороны, а с другой – тексты включают разнообразные учебные и практические ситуации, которые могут встретиться детям в реальной действительности
Одной из форм проверочных работ в начальной школе при реализации стандартов второго поколения определена комплексная работа, позволяющая оценить уровень достижения метапредметных результатов у младших школьников по двум междисциплинарным программам: “Чтение: работа с информацией” и “Программа формирования универсальных учебных действий”.
Комплексная работа отличается от других видов проверочных работ по структуре, она включает текст и несколько заданий на межпредметной основе. Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий. Поэтому в задачных формулировках указаны разные виды деятельности учащихся: прочитай, запиши, допиши, вставь, отметь, соедини и другие.
Работа с данной тетрадью развивает у учащихся основы читательской грамотности и помогает в подготовке к комплексной работе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.