Формирование основ национальной культуры средствами реализации дополнительной общеразвивающей программы
В настоящее время человечество переживает бум развития техники, уникальных технологий. За материальный прогресс мы расплачиваемся падением духовности и нравственности. Определенная часть молодежи стесняется говорить на родном языке, говорить о принадлежности своему народу, все больше предпочитает западную культуру и западный образ жизни.
Сегодня проблемы воспитания личности находятся в центре внимания педагогов, ведутся поиски новых подходов в создании концепций воспитания нового поколения людей с духовным видением мира.
Важнейшей основой решения проблем является возрождение принципов народности, согласно которой обучение, воспитание и вся система образования строится с учетом психологии, истории, языка того народа, к которому относится индивид.
Формирование национального самосознания и толерантности происходит на основе целостного восприятия содержания культуры своего народа, русской и мировой культуры. Чем выше национальное самосознание человека, тем бережнее его отношение к культуре и традициям другого народа, тем уважительней и плодотворней его взаимоотношения с людьми другой национальности. Нельзя познать чужую культуру, отрешившись от своей собственной. Межэтническое взаимопонимание предполагает диалог культур.
В ходе изучения татарского языка русскоязычными обучающимися происходит их приобщение и погружение в татарскую этнокультуру. Происходит взаимовлияние и взаимопроникновение национальных культур и языков народов, что имеет исключительно важное значение для более глубокого понимания и осмысления своей культуры и языка.
Этнокультуроведческий материал содержит примеры из истории, жизни и быта татарского и русского народа, так как с их помощью формируются языковая и коммуникативная компетенции обучающихся и страноведческие знания. Всё это способствует воспитанию культуры межнационального общения, гармоничному сосуществованию представителей различных народов.
В кабинете «Этнографии татарского народа» собираются материалы из истории, жизни и быта татарского, русского и других народов нашей страны, проектные работы самих обучающихся.
Использование на занятиях татарского языка этнокультурного материала помогает обучающимся оперировать знаниями в области исторического прошлого, географического положения района, делать небольшие сообщения о культуре народа изучаемого языка и сравнивать ее с родной культурой, употреблять в речи разговорные формулы и этикетные выражения с учетом реальной ситуации общения.
Прежде всего, нужно отметить, что этнокультуроведческий материал может найти отражение в различных видах работы:
• насыщение учебного материала лексикой, относящейся к материальной и духовной культуре, общественным и семейно – родственным отношениям, декоративно – прикладному творчеству;
• поисково – познавательная работа с двуязычными словарями.
• творческие задания, направленные на раскрытие смысла пословиц и поговорок.
Интеграция национальной культуры реализуется в целях формирования целостного представления о национальной культуре татар. Занятия с содержательными элементами национальной культуры будут способствовать формированию личности с высоким интеллектуальным и культурным уровнем, а также уважительному отношению к культуре, семье других народов.
Обучение татарскому языку иноязычных необходимо вести с учётом особенностей культуры народа – носителя изучаемого языка, постепенного приобщения к ее традициям и обычаям. Важная задача – нахождение общих обычаев, традиций, объединяющих два языка и две культуры.
В учебных целях чтобы проявить интерес, этнокультуроведческий материал можно разделить на несколько лексических групп:
• быт и материальная культура татарского народа и других народов;
• духовная культура, народное творчество;
• семейно – родственные отношения;
• национальные блюда.
Естественно, для освоения языка прежде всего необходимо учить его слова, благодаря чему русскоязычные обучающиеся начинают понимать его особенности, что помогает им мыслить непосредственно на изучаемом языке, активизирует речевую деятельность, совершенствует ее. Однако этнокультуроведческий материал следует использовать параллельно с изучением родной культуры.
Применение наглядности и метода сравнения с родной культурой значительно облегчает усвоение материала благодаря действенности использования зрительно – слуховых образов, интенсифицирует учебный процесс, тексты являются источником новой информации.
Использование декоративно – прикладного искусства как важнейшего источника формирования диалога культур двух народов не случайно: только искусство может вобрать в себя единство общечеловеческих ценностей, которые присущи народам.
Опыт убеждает нас в том, что введение этнокультурного компонента на уроках и занятиях действительно даёт положительный результат.
Литература:
1.Ведерникова Т.И. «Этнография и праздничная культура народов Самарского края». Самара. 1991 год
2. Низамов Р.А. «Уроки нравственности». Казань. Изд. «Магариф». 2000 год
3. luiza-m.narod.ru›smi/tarih/17-narod-odej.htm
4. bankknig.org›…yetnografiya…tatarskogo-naroda.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.