ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 5

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
01.02.2020
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовая работа
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...3

1        Теоретические основы реализации норм речевого этикета в процессе внеурочной деятельности……………………………………………………….5

1.1Сущность понятия «речевой этикет»…………………………………………..5

1.2 Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии со ФГОС НОО…………………………………………………….8

1.3 Формы организации внеурочной деятельности младших школьников…....11

1.4 Кружок «Речевой этикет», как активная форма реализации задач формирования речевой культуры младших школьников……………………….16

Заключение………………………………………………………………………...24

Список использованных источников…………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы заключается в том, что в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.

Анализ методической, педагогической литературы, наблюдение за учебным процессом показывают, что работа по культуре речи проводится на уроках русского языка и литературы в малом объеме, фрагментарно. Спасают только элективные курсы и занятия по развитию речи, которые есть не во всех школах.  Как показывает анализ методической литературы, существуют различные классификации ошибок в речи учащихся, однако единой классификации нет, что затрудняет работу учителя в этом направлении. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Речевые  навыки у детей необходимо развивать, и чем раньше и интенсивнее будет проводиться эта работа, тем эффективнее она будет. Таким образом, тема является актуальной, она востребована на практике.

Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи (Е.И. Тихеева[23] , А.П. Усова[24] ,В.И. Яшина, М.М. Алексеева[30]   и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин[28] , А.Н. Гвоздев[9] , Л.С. Выготский [8]и др.).

Проблема исследования: при каких условиях внеурочная деятельность становится средством формирования основ речевого этикета у младших школьников?

Объект исследования – формирование речевого этикета.

Предмет исследования – внеурочная деятельность как средство формирования речевого этикета у младших школьников.

Цель исследования - разрешить выявленную проблему: при каких условиях внеурочная деятельность являться средством формирования речевого этикета у младших школьников?

Гипотеза – внеурочная деятельность будет являться средством формирования речевого этикета у младших школьников.

Задачи исследования:

- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

- обобщить опыт по внеурочной деятельности младших школьников как средстве формирования речевого этикета у младших школьников.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы; синтез, обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы реализации норм речевого этикета в процессе внеурочной деятельности

1.1    Сущность понятия «речевой этикет»

 

Одним из центральных понятий нашего исследования является понятие «речевой этикет», поэтому обратимся к некоторым источникам дающим определение понятиям «этикет» и «речевой этикет». Этикет – это важнейший компонент культуры общества, который представляет собой особый способ организации и развития человеческой жизнедеятельности.  Этикет – это свод правил поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей разного правового, социального, интеллектуального статуса [11,с.4].

 В «Малой энциклопедии этикета» дается следующее определение: «этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям». [29, с.230]. Бушелева Б.В. предлагает другое определение: «этикет – это правила, регулирующие форму, манеры поведения личности в межличностном пространстве»[6,с.120].

В отличии от многочисленных общих  определений «этикета», можно привести только несколько определений «речевого  этикета».
Так, А.
 Акишина и Н.И. Формановская  предлагают следующее определение: «речевой этикет – правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих. Такие правила приняты данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения и т.д.»[3, с.14]

Следующее определение речевому этикету, мы нашли у Л.П. Ступина и К.С. Игнатьева: «В широком его значении речевой этикет следует понимать как форму нормативного речевого поведения в обществе между представителями единой нации. В более узком значении под речевым этикетом подразумевается совокупность типовых высказываний, закрепленных национально-культурными и языковыми традициями в данном языковом коллективе для использования в конкретных социально-коммуникативных ситуациях».[21,с.9]

Некоторые ученые указывают, что понятие «речевой этикет» имеет двойственное толкование. В широком смысле  это все правила речевого поведения, все установленные обществом разрешения и запреты, связанные с речью. А в узком смысле  это специфические формулы, принятые для поддержания общения.

На наш взгляд, наиболее точным и всеобъемлющим, которого мы придерживались в нашем исследовании, является определение, предложенное Н.И. Формановской: «…под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». [3, с.12]

На основании рассмотренных  определений выведем свое понимание сущности понятия «речевой этикет». 

Существует несколько определений речевого этикета. Так, под речевым этикетом понимают

1) порядок речевого поведения, установленный в данном обществе [10,с.4]

 2) нормы речевого поведения, принятые в данном обществе, систему устойчивых формул общения [27,с.3]

3) правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях [5, с.10]

Сформулируем рабочее определение речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются выработанные обществом правила речевого поведения, обязательные для членов общества, национально специфичные, устойчиво закрепленные в речевых формулах, но в то же время исторически изменчивые.

  Л.А. Введенская даёт такое  определение речевому этикету: "Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения".[7, с.23].  Н.И.Формановская дает такое определение: “Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности” . [3,18]

Этикет – это сложная система знаков, демонстрирующих в процессе общения (вербального и невербального) отношение к другому человеку (собеседнику, партнеру и пр.), его оценку и одновременно оценку самого себя, своего положения относительно положения собеседника. Любое общение, любой текст мы выстраиваем в соответствии с этикетом, используя данный нам язык для налаживания контактов, поддержания и сохранения добрых отношений с другими людьми. Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих. Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, их социального статуса, места в служебной иерархии, профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера. Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это может быть и презентация, конференция, симпозиум, совещание, на котором обсуждается экономическое финансовое положение компании, предприятия; консультация; юбилей фирмы и др. Речевой этикет в определенной мере отражает нравственное состояние общества, его моральные устои [11, 4].

 Речевой этикет  это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. В различных сферах человеческой деятельности этикетные средства используются различно.

Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения в деловой сфере. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета.

Как было отмечено, речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Знание особенностей национального этикета, его речевых формул, понимание специфики делового общения той или иной страны, народа помогают при ведении переговоров, установлении контактов с зарубежными партнерами.

 Таким образом, можно сделать вывод: если учитывать факторы, формирующие  речевой этикет, знание и соблюдение норм речевого этикета, создаётся благоприятный климат для взаимоотношений, что способствует эффективности, результативности деловых отношений.

 

1.2  Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии со ФГОС НОО

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом  Начального Общего Образования внеурочная деятельность организуется по следующим  направлениям развития личности:

- спортивно-оздоровительное,

- духовно-нравственное,

- социальное,

- общеинтеллектуальное,

-общекультурное.

Реализуется он в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей. [1, 10]

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

 2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

 5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

 8) спортивно-оздоровительная деятельность;

 9) туристско-краеведческая деятельность.

Программа духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования по ФГОС второго поколения ставит перед нами определённую цель: создание культуросообразного подросткового сообщества у детей активной гражданской позиции и способности толерантного отношения к окружающим.

Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Внеурочная деятельность -  важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Школа и учреждение дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора.[12, с.5]

 Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности:

- создание оптимальных условий для развития и отдыха детей ;

- творческая самореализация детей;

- формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

- психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка;

- реализация игрового сюжета в деятельности в деятельности детей.

Общаясь с детьми, родителями отмечают, что это даёт положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В классах складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровье сберегающей среды.

Таким образом, внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

 

1.3  Формы организации внеурочной деятельности младших школьников

 

Внеурочная деятельность дополняет, расширяет образовательное пространство. Формы должны отличаться от тех, которые используются на уроке, поэтому мы можем видеть такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и так далее.[22,с.11]

 Кружок – форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Функции: расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха. Форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.

 Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Принципы клуба: добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом. Может иметь устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем, состав клуба не отличается обязательным постоянством. Результат деятельности - наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения Секция - форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.).

Секция – среда формирования физической культуры и здорового образа жизни. Результат - проявление у ребенка техники спортивного мастерства.

 Студия - форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности (театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая студия). Цели деятельности студий - развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, поддержка и развитие творческой одаренности.

Театр - форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.).

Мастерская - форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей. Отличительные черты: принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства; приоритет целей обучения и предметно-практических задач; ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий; демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).

 Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности. [22, с.14]

 Существует также примерный перечень форм внеурочной деятельности по направлениям:

- Спортивно-оздоровительное: занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, спортивные турниры, олимпиады, праздники, классные часы, спортивные и оздоровительные акции в окружающем школу социуме; туристические походы; военно-спортивные игры.

- Социальное направление: участие в праздниках чествования ветеранов, пожилых людей; социально значимые акции в социуме; разработка проектов социально значимой деятельности «Я – гражданин России»; коллективные творческие дела; тимуровское движение; трудовые десанты, социально-моделирующие игры.

- Духовно-нравственное направление: этические беседы, тематические диспуты, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии; благотворительные акции в социуме; туристические походы, экскурсии (очные и заочные), работа школьных музеев; день рождения школы (КТД); праздники; поисково-краеведческие экспедиции.

- Общеинтеллектуальное направление: предметные факультативы, олимпиады, исследовательская деятельность, школьные научные общества, конференции, общественный смотр знаний, чествование лучших учеников, интеллектуальные марафоны и др. Общекультурное направление: культпоходы в театры, кино (с последующим анализом), концерты, выставки, смотры-конкурсы, досуговоразвлекательные акции в социуме, фестивали искусств, занятия в коллективах художественной самодеятельности. [11,с. 42]

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:

 Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. [4, с 46]

Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма, свои методы. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами и методами, второй уровень — более сложными, третий уровень — самыми сложными. Например, этическая беседа даст только понимание школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). А вот участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей). Такая необходимость диктуется другой формой — проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя лично, не класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Необходимо помнить, что результаты должны достигаться последовательно, в соответствии с возрастными и психологическими особенностями. Практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов.

В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня.

          Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. В помощь организаторам внеурочной деятельности выпущен методический конструктор. Его авторами являются Д.В.Григорьев и П.В.Степанов[12].

Он основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности и может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учётом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.

Таким образом, можно сказать, что существует многообразие форм внеурочной деятельности. В зависимости от желаемых результатов выбирается необходимая форма внеурочной деятельности.

 

 

1.4  Кружок «Речевой этикет», как активная форма  реализации задач формирования речевой культуры младших школьников

 

 Кружковая работа - одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций и клубов различной направленности. Кружковая работа осуществляется в процессе внеурочной работы в образовательных учреждениях (школы, гимназии, училища и т.п.), а также в учреждениях дополнительного образования (дома творчества, дома культуры, клубы и т.п.)  Задача кружков - углублять и расширять кругозор учащихся, удовлетворять их интересы и запросы, развивать творческие способности, прививать практические умения и навыки и приобщать к общественно полезному и производительному труду.

Кружковая работа - одна из форм дополнительного образования детей, заключается в организации кружков, секций и клубов различных направлений. Она осуществляется в процессе внеучебной работы в образовательных учреждениях, а также в учреждениях дополнительного образования.

Кружковая работа предполагает определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожелания детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, игры, учета возрастных о индивидуальных особенностей.

В педагогической литературе обычно дается классификация организационных форм кружковой работы в зависимости от того, как организованы его члены: участвует ли в воспитательном процессе весь класс, отдельные ученики, небольшие группы учащихся. С учетом этого раскрываются такие формы:

1)фронтальная, или массовая, работа;

2)групповая,

3)индивидуальная работа.

Это наиболее распространенная классификация. Она раскрывает такие организационные формы, в которых находят отражение отношения воспитателей и воспитанников в процессе воспитания, формы их обучения[17, с.20]

Важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать, соблюдая правила речевого этикета. Существуют кружки, обучающие грамотности речи. Они имеют вариативное название: «Речевой этикет», «Азбука речевого этикета» и др.

       Подобные курсы знакомят с основными правилами современного русского речевого этикета, с этикетной ролью интонации, несловесных средств общения (жестов, мимики, телодвижений), разнообразными языковыми средствами, с помощью которых можно устанавливать и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения. А также с любопытными сведениями о русском речевом поведении, с информацией об истории русского речевого этикета, о национальных особенностях и обычаях разных народов и другими темами.

 Курс «Речевой этикет» важен с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества» [11, c.16]

 «Речевой этикет» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

 Из традиционной дидактики нам известно, что в основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать  свои ролевые позиции (автор – читатель – критик, старший - младший, знакомый - незнакомый и др.) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной  ситуации этикетные формулы.

       Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения, доброжелательности, взаимного внимания, что, в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми. Развитие речи ребенка тесно связано с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствования и обогащения её.

Речевое обучение детей предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, во-вторых, формирование умения выбирать нужную форму с учётом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). В-третьих, освоение ребёнком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения [19].

Курс «Речевой этикет» в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках  дети должны как можно больше сами говорить и писать.

Большая часть времени уделяется практике. Имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако  особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

 риторический анализ устных и письменных текстов;

– риторические задачи;

– риторические игры.

Риторический анализ   предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов:

- что сказал говорящий;

- что хотел сказать;

- что сказал ненамеренно.

Обсуждение этих вопросов позволяет сказать , в какой мере ребенку удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.

При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.

Риторические задачи   основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:

 кто говорит – пишет (адресант);

 кому говорит – пишет (адресат);

 почему (причина);

 для чего, зачем (задача высказывания);

 что – о чем (содержание высказывания);

 как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);

 где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

 когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения, если это важно.

Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.

В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п. Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным [19].

        Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. Занятие  имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала, в него включаются как сквозные (но не обязательно все на каждом  уроке):[2, с. 14]

- Пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнеси шёпотом, но отчётливо…», «Задули свечу» (для развития дыхания) ; «Пусть сейчас прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; комар: «З-з-з»; «Вспомним грустные стихи. Кто почитает?» и т.д.

- Ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.д. норм литературного языка;

- Импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие  спонтанную (неподготовленную) речь.

Эти сквозные виды работ, обеспечивая формирование определенных умений и навыков, позволяет переключить ребят с одного вида  деятельности на другой, снимает усталость. Поэтому, естественно, проводятся живо, на интересных примерах, с использованием различного рода мнемонических приёмов (особенно для усвоения норм), стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.

В содержание кружка  «Речевой этикет»  осуществляются тесные межпредметные связи [19 ]:

- с литературой, так как широко используются художественные произведения для  иллюстрации языковых фактов,  в составлении устных и письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться  основными формами речи (описание, рассуждение, повествование);

- с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);

- с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм  учитель опирается на те знания, которые получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что способствует эстетическому воспитанию учащихся, выявлять основной замысел произведения, понимать язык этих видов искусств. При  этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами. Введение курса необходимо на первой ступени обучения и непрерывное его продолжение течение всего пребывания детей в образовательном учреждении.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.

Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям [17, с.44].

Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».

Кроме этого, происходит обогащение личного опыта общения детей.

Они учатся ориентироваться в выполнении нравственных норм - заповедей в процессе общения. Происходит овладение нормами речевого этикета и культуры поведения, культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок». Строится правильное общение, подбираются формы высказываний в системах.

Таким образом, можно сказать, что кружок «Речевой этикет» является одной из форм внеурочной деятельности и нацелен на формирование речевого этикета у учащихся. Чем больше видов и типов внеклассной деятельности будет использовано, тем эффективнее будет работа по формированию речевого этикета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Цель нашего исследования -  разрешить выявленную проблему: при каких условиях внеурочная деятельность будет являться средством формирования речевого этикета у младших школьников?

В результате проведенного исследования по формированию речевого этикета младших школьников посредством внеурочной деятельности  нами было установлено, что формирование речевого этикета младших школьников происходит успешно при взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Хорошо организованная и систематически проводимая внеклассная работа  даёт возможность в непринуждённой, увлекательной форме закреплять знания, получаемые на уроках, а также является средством формирования речевого этикета у младших школьников

Кружок — основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Кружок «Речевой этикет» дает возможность школьникам овладеть знаниями о речевой культуре.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что актуальность выбранной  нами темы правомерна, т. к. в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. Анализ педагогической теории позволил выделить следующее: работа по культуре речи проводится на уроках русского языка и литературы в малом объеме, фрагментарно. Спасают только элективные курсы и занятия по развитию речи, которые есть не во всех школах.  Как показывает анализ методической литературы, существуют различные классификации ошибок в речи учащихся, однако единой классификации нет, что затрудняет работу учителя в этом направлении.

В соответствии с задачами исследования нами были проанализировано такое понятие как речевой этикет, а также выделены формы, методы и приёмы формирования речевого этикета у младших школьников.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что внеурочная деятельность будет являться средством формирования речевого этикета у младших школьников, полностью подтвердилась, задачи исследования решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: с изменениями и дополнениями на 2011 год. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.

2.     Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Авторские сценарии внеурочных занятий на темы этикета/ И.А., Агапова,  М.А.. Давыдова.  М.: Планета, 2015.- 256с.

3.     Акишина, А.А. Учебное пособие для студентов-иностранцев. /А. А. Акишина, Н.И. Формановская. — Русский язык, 1978. — 186 с.

4.     Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2014. - 176 c.

5.     Боженкова, Р.К. Русский язык и культура речи: Учебник / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин. - М.: Флинта, 2016. - 608 c.

6.     Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитанности./Б. В. Бушулева. - М.: Просвещение, 1988. - 137 с.

7.     Введенская, Л.А. Русский язык. Культура речи./ Л. А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева.- М.: КНОРУС, 2014. - 424 с.

8.     Выготский, Л. С. Мышление и речь./ В. С. Выготский. -  Монография. — 5-е изд., испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.

9.     Гвоздев, А. Н. Очерки по стилистике русского языка./ А. Н. Гвоздев.- М.:КомКнига,2005. – 408 с.

10. Гойхман, О. Я.  Речевая коммуникация/ О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 272 с.

11. Грабчикова,  Е. С. Речевой этикет. Факультативные занятия по русскому язык. 3 класс./ Е.С. Грабчикова.М.: Пачатковая школа,  2015.- 208с.

12.  Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор./ Д. В. Григорьев, П.В.   Степанов.  — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. 

13.  Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Т.М. Воителева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 176 c.

14.  Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.М. Воителева, Е.С. Антонова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 400 c.

15.  Володина, Н.С. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник-практикум. 20-е изд / Н.С. Володина и др. - М.: Флинта, 2014. - 320 c.

16.  Евладова, Е.Б. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования. Методическое пособие ФГОС. / Е.Б Евладова.  - М.: [не указанo], 2015.- 482 с.

17. Кузнецов, В. С. Внеурочная деятельность учащихся. / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: Просвещение, 2014. - 356 с.

18.  Курьянова, Е.Н. Авторизованная программа кружка «Юный риторик» с элементами театральной культуры // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/584088/.

19.  Рыба, С. В.Программа кружка «Речевой этикет» // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/programa-kruzhka-rechevoi-yetiket.html.

20. Сластенин, В.А. Педагогика./В.А. Сластенин,  И.Ф. Исаев,  Е.Н. Шиянов. — М.: Академия, 2014. — 608 с. 

21.   Ступин, Л. П. Современный английский речевой этикет / Л. П. Ступин, К. С. Игнатьев. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1980. - 143 с

22.  Тимофеева, Л.А. Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие. ФГОС ДО./ Л.А.  Тимофеева. – М.: Центр Педагогического образования, 2015. – 302с.

23.  Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего возраста). / Е. И. Тихеева. – Москва, Просвещение 1981.-111 с.

24.   Усова, А.П Обучение в детском саду./А.П.Усова — М.:  Просвещение, 1970. — 208 с.

25.  Формановская, Н.И. Речевой этикет в русском общении. Теория и практика./ Н. И. Формановская. – М.: ВК, 2009. – 334 с.

26.  Ширяев, Е. Н.. Культура русской речи. Учебник для вузов./ Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. - М.: Издательская. группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. - 560 с.

27.  Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи./ Н.Ю.  Штрекер. - М.: Юнити-дана, 2011.- 351 с.

28.  Эльконин,  Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк. /Д. Б. Эльконин. - М.: АПН РСФСР, 1958. -115 с.

29.  Южин, В.И. Энциклопедия этикета/  В.И. Южин.- М.: Рипол Классик, 2007. - 265с.

30.  Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оглавление Введение………………………………………………………………………………

Оглавление Введение………………………………………………………………………………

Введение Актуальность темы заключается в том, что в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных…

Введение Актуальность темы заключается в том, что в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных…

Предмет исследования – внеурочная деятельность как средство формирования речевого этикета у младших школьников

Предмет исследования – внеурочная деятельность как средство формирования речевого этикета у младших школьников

Теоретические основы реализации норм речевого этикета в процессе внеурочной деятельности 1

Теоретические основы реализации норм речевого этикета в процессе внеурочной деятельности 1

Некоторые ученые указывают, что понятие «речевой этикет» имеет двойственное толкование

Некоторые ученые указывают, что понятие «речевой этикет» имеет двойственное толкование

Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и…

Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и…

Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения в деловой сфере

Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения в деловой сфере

Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов

Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов

Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности

Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности

В классах складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровье сберегающей среды

В классах складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровье сберегающей среды

Возглавляется клуб Советом, избираемым общим собранием членов клуба

Возглавляется клуб Советом, избираемым общим собранием членов клуба

Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности

Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта

А вот участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с…

А вот участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с…

Таким образом, можно сказать, что существует многообразие форм внеурочной деятельности

Таким образом, можно сказать, что существует многообразие форм внеурочной деятельности

С учетом этого раскрываются такие формы: 1)фронтальная, или массовая, работа; 2)групповая, 3)индивидуальная работа

С учетом этого раскрываются такие формы: 1)фронтальная, или массовая, работа; 2)групповая, 3)индивидуальная работа

Речевой этикет» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной…

Речевой этикет» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной…

Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т

Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т

От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т

От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т

При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого

При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков

Заключение Цель нашего исследования - разрешить выявленную проблему: при каких условиях внеурочная деятельность будет являться средством формирования речевого этикета у младших школьников?

Заключение Цель нашего исследования - разрешить выявленную проблему: при каких условиях внеурочная деятельность будет являться средством формирования речевого этикета у младших школьников?

В результате проведенного исследования по формированию речевого этикета младших школьников посредством внеурочной деятельности нами было установлено, что формирование речевого этикета младших школьников происходит успешно при…

В результате проведенного исследования по формированию речевого этикета младших школьников посредством внеурочной деятельности нами было установлено, что формирование речевого этикета младших школьников происходит успешно при…

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Агапова, И . А ., Давыдова,

Агапова, И . А ., Давыдова,

Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи:

Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи:

Ширяев, Е. Н.. Культура русской речи

Ширяев, Е. Н.. Культура русской речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020