ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Оценка 4.8

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Оценка 4.8
docx
13.12.2022
ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
17.docx

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Забота о молодом поколении, его здоровье, как физическом, так и духовном, - одна из главнейших задач современного образования на всех его этапах. Много лет подряд в нашем государстве ведется целенаправленная работа по формированию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного и школьного возрастов. При этом, как многократно убедились и ученые, и педагоги-практики, работающие с детьми, формирование здорового образа жизни (ЗОЖ - здесь и далее) - это не только обеспечение двигательной активности и правильного питания в образовательных организациях, но и формирование устойчивой потребности ребенка в ЗОЖ: осознание им правильности и необходимости соблюдения правил гигиены, отказа от «неправильной» еды, позитивного отношения к прогулкам и спорту, формирование полезных привычек и т.д. (также см. об этом в книге Н.В. Елжовой «Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении»). Исследования ученых в области формирования ЗОЖ активно продолжаются и сегодня. Например, о важности формирования активной позиции дошкольника по отношению к собственному здоровью пишет Н.М. Ятьяева, что подтверждает актуальность нашего обращения к данной теме. Самым трудным для педагога остается именно формирование потребности ребенка в ЗОЖ, поскольку, к сожалению, далеко не во всех семьях придерживаются правильного с точки зрения отношения к здоровью поведения, а модель поведения в семье, как известно, является чаще всего определяющей в жизни ребенка. В рамках данной статьи остановимся на задаче формирования понятия о ЗОЖ у детей дошкольного возраста посредством обращения к примерам из детской художественной литературы. Дети дошкольного возраста особенно сензитивны: они легко верят в реальное существование сказочных героев и персонажей рассказов, с удовольствием повторяют за любимыми героями, готовы подчиняться правилам, которым следуют Мишка/внучка Аленка/ Барсук и т.д., даже если взрослые «додумают» эти правила, выходя за рамки литературного произведения. В этом случае достаточно легко акцентировать внимание детей на моментах, связанных с ЗОЖ, особенно если взрослые обсуждают вместе с ребятами поведение персонажей. В дошкольной образовательной организации достаточно большое количество времени отводится на чтение художественной литературы вслух, поэтому в любой группе есть целый «набор» сказок и рассказов, в которых можно найти эпизоды, где так или иначе затронута тема ЗОЖ. Но даже если выбор книг небогат, можно организовать книгообмен при участии родителей. Не будем разделять литературу на отечественную и зарубежную, поскольку на книжной полке могут оказаться произведения самых разных авторов, и разделим эпизоды с ЗОЖ на несколько групп: связанные с физическими упражнениями и спортом; связанные с играми, прогулками и развлечениями на свежем воздухе (поощряется двигательная активность); связанные с формированием навыка здорового питания, приготовлением здоровой пищи; связанные с соблюдением режима дня, гигиеной (сюда же отнесем полезные привычки); связанные с ответственным отношением к своему и чужому здоровью; связанные с формированием экологического мышления; связанные с трудом (формирует положительное отношение к труду, к работе, особенно связанной с физической активностью, а не пассивным времяпровождением). Приведем примеры литературных произведений для первой группы. Произведение «Регата Лисьего леса» из прекрасной серии книг современного английского автора Синтии Патерсон «Сказки Лисьего леса» демонстрирует, как друзья - главные герои произведения - с увлечением трудятся над созданием корабля для участия в регате, и, как выясняется, участвуют в этих спортивных соревнованиях каждый год. Так же сильно увлечена большой мечтой и одноименная героиня серии книг «Маруся» (авторы - Жильбер Делаэ) в рассказе «Балет», и что примечательно - и в первом, и во втором произведении описан не только спортивный азарт и успехи героев, но и то, как порой им было непросто преодолеть трудности, усталость и лень, но продолжить заниматься. Это замечательный момент для обсуждения с детьми, что спорт - это иногда не только развлечение, но и большой труд, но если преодолеть себя, то результат обязательно будет. Из отечественной литературы можно взять стихотворение В. Степанова «Круглый кот» (кот был ленив и толст, но потом начал заниматься физическими упражнениями, ему понравилось, он стал стройным, красивым котом и уже не захотел возвращаться к прежней жизни) и рассказ В. Сутеева «Как Чернобурчик в футбол играл» (о друзьях, которые с увлечением играют в футбол). Приводя примеры для второй группы, снова обратимся к серии книг «Маруся»: рассказы «В лесу» и «В деревне» являются хорошими примерами того, как можно интересно и с пользой проводить время на свежем воздухе. Очень много примеров, связанных с формированием навыка здорового питания, приготовлением здоровой пищи, можно найти в детской литературе, причем как в современной, так и в фольклоре. Например, в известнейшей сказке «Три медведя» медведица варит для своей семьи похлебку, но т.к. современные дети часто не понимают, что именно это такое, в ряде изданий «похлебка» заменена на «каша», а в чешской песенке «Семейка» (входит в традиционное собрание переводов С. Маршака) мышка варит мышатам кашу, и они с удовольствием ее едят. При обсуждении данных текстов можно обратить внимание, что каша - один из самых популярных завтраков даже в сказках, а ведь дети в саду и дома тоже часто едят кашу, это вкусная и полезная еда. При чтении другой переводной песенки С. Маршака «Детишкам - молочко» и рассказа Г. Цыферова «Облачковое молочко» можно обратить внимание, что даже детки сказочных персонажей любят и пьют молоко. Пожурить за капризы при выборе еды и порассуждать, в каких случаях правильно быть переборчивым, стоит предложить детям при чтении сказки В. Даля «Привередница»: Малашечка привыкла есть только самое сладкое да вкусное, но потом, чтобы спасти братца, прекращает капризничать и перебирать едой. Подобный вопрос можно задать детям и при чтении рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб». В серии «Жили-были кролики...» известной французской писательницы Женевьевы Юрье очень много упоминаний о еде: пушистые герои завтракают, обедают и ужинают, ходят на пикники и готовят сами, и даже выращивают овощи, ягоды и фрукты на собственных огородах. Несмотря на то, что это кролики, их сказочный «рацион» приближен к рациону обычного ребенка, и в ряде рассказов (например, «Сгоревшие пончики», «Огород крольчонка Одуванчика») можно обратить внимание детей, как много овощей и фруктов едят герои, как любят они заботятся о растениях на своих грядках и как строг папа Онессим в вопросах еды. В серии книг «Для самых-самых маленьких» издательства «Карапуз» поучительный рассказ логопеда О. Громовой «Не хочу, не буду!» позволит поговорить о полезной и не очень еде: мама Зайчиха договаривается с Зайкой о том, что он будет есть на завтрак, предлагая ему заменить, например, не слишком подходящую для детского питания колбасу сыром. Данную книгу можно также порекомендовать родителям, часто сталкивающихся с проблемой уговорить дошкольников есть полезные продукты. Героиня уже неоднократно упоминавшейся в статье серии книг о Марусе Ж. Делаэ в рассказах «В магазине» и «Повар» может стать примером положительного отношения к здоровой пище: можно вместе с ребятами обсудить ее список покупок в магазине и предложенные поваром блюда для приготовления. Обсуждение также можно вести по принципу «от обратного»: почему Маруся не покупает чипсы, кока-колу, сладкую вату и прочее? Ведь они в магазине одни, без мамы, и ей никто не может запретить купить и съесть то, что ей хочется? Эпизоды, связанные с соблюдением режима дня, гигиеной, формированием полезных привычек, можно найти в небольшом рассказе для малышей Е. Лежениной «Радуга для Тошки» (главный герой делает зарядку по утрам); конечно же, у К. Чуковского в сказках «Мойдодыр», «Федорино горе», у В. Маяковского в стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо»; в книге для малышей Т. Рожковой «Настя и Дуся» из серии «Для самых-самых маленьких» (режимные моменты); в сказке советской и российской детской писательницы С. Прокофьевой «Часы с кукушкой» (как страдал весь город без часов, когда обидели кукушку: нарушился весь режим дня); в популярной сказке В. Путилиной «Приключения Дук-ду» (бельчонок не забывает умываться по утрам и делать зарядку). Множество примеров из детской литературы можно подобрать на тему, связанную с ответственным отношением к своему и чужому здоровью: стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине», рассказ В. Осеевой «Лекарство» (обсуждаем с детьми, как важно давать родителям отдохнуть, жалеть их и помогать им, когда они болеют); стихотворение А. Барто «Мы с Тамарой ходим парой» (девочки тренируются быть санитарами, готовы оказать медицинскую помощь); сказки С. Патерсон «Регата Лисьего леса» (друзья помогают своим соперникам кроликам, перевернувшимся на лодке и упавшим в холодную воду) и «Заколдованная долина» (ищут лекарство для заболевшей подружки Рози); сказки «Парад-алле» (все бросаются на помощь кенгуру, повредившему лапу), «Тетя Цинния и страшилище» (посторонние кролики помогают замерзшей девочке-крольчишке выбраться из оврага и заботятся о ней), «Сгоревшие пончики» (героиня помогает перевязать пострадавшему от ожога лапу) из серии «Жили-были кролики»; сказка В.Путилиной «Приключения Дукду» (бельчонок, хоть и трусишка, но доктора не боится и спокойно посещает лечебницу). При обсуждении темы заботы о здоровье будет уместно строить диалог, апеллируя к личному опыту и мнению детей: а вы когда-нибудь помогали своим мамам и папам? заботились о них? видели ли вы, как помогают заболевшим/пострадавшим детям и взрослым? нужно ли вообще помогать другим? а заботиться о своем здоровье? боитесь ли вы ходить к врачу? почему? И т.п. Как пример литературы, позволяющей формировать экологическое мышление, можно привести книгу современных авторов М. Дороченковой и А. Кравчук «Экологические приключения двух веселых блошек». В ней найдется не только большое количество информации об окружающем мире, но и объяснение, почему нужно заботиться о природе. В отдельную группу мы выделили книги, которые формируют положительное отношение к труду, к работе, особенно связанной с физической активностью, а не пассивным времяпровождением. Так, в сказках Ш. Перро «Золушка» и братьев Гримм «Госпожа Метелица» (вариант: «Бабушка Вьюга») героини, которым в итоге достается счастливая доля, не просто красивы, но в первую очередь трудолюбивы; а в сказке О.Аверина «Сонная трава» физический труд излечивает короля от бессонницы. Подчеркнем, что разделение произведений литературы на группы, выделенные нами, условно. По итогам проанализированного можно сделать вывод, что в одной и той же книге нередко встречаются сразу несколько эпизодов из различных групп, объединенных общей темой ЗОЖ. При этом обратим внимание, что заострять внимание при чтении литературы на моментах, связанных с формированием понятия о ЗОЖ, следует не безоговорочным «менторским тоном», многократно назидательно повторяя, как важно есть кашу на завтрак или мыть руки перед едой и т.д., а максимально через вовлечение в диалог юных слушателей: спросить, насколько правильно, по их мнению, поступает герой (помыл лапки перед едой, обязательно умылся утром, боялся показывать больную лапу доктору и т.д.), как бы поступил ребенок на месте вымышленного персонажа (помог бы перебинтовать ногу пострадавшему? съел ли бы бутерброд от незнакомца? почистил бы зубы? и т.п.), что было бы, если бы герой поступил иначе? Пусть дети хоть и под руководством взрослого, но сами приходят к правильным выводам, подсказывают друг другу, вырабатывают общее мнение. Информация, которую с энтузиазмом обсудили и «пропустили через себя», запоминается гораздо лучше. Таким образом, уже на ранней ступени образования можно и нужно формировать понятие о ЗОЖ, в том числе и в процессе чтения детской художественной литературы. Библиографический список: 1. Елжова, Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении / Н.В. Елжова. - Ростов на/Д: Феникс, 2011. - 216 с. 2. Ятьяева, Н.М. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 161-163. — URL https://moluch.ru/archive/188/47710/ (дата обращения: 27.05.2018).


 

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВОМ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВОМ

ЗОЖ на несколько групп: связанные с физическими упражнениями и спортом; связанные с играми, прогулками и развлечениями на свежем воздухе (поощряется двигательная активность); связанные с формированием…

ЗОЖ на несколько групп: связанные с физическими упражнениями и спортом; связанные с играми, прогулками и развлечениями на свежем воздухе (поощряется двигательная активность); связанные с формированием…

Детишкам - молочко» и рассказа

Детишкам - молочко» и рассказа

Е. Благининой «Посидим в тишине», рассказ

Е. Благининой «Посидим в тишине», рассказ

Пусть дети хоть и под руководством взрослого, но сами приходят к правильным выводам, подсказывают друг другу, вырабатывают общее мнение

Пусть дети хоть и под руководством взрослого, но сами приходят к правильным выводам, подсказывают друг другу, вырабатывают общее мнение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2022