Формирование познавательных интересов у школьников на уроках русского языка.
Оценка 4.8

Формирование познавательных интересов у школьников на уроках русского языка.

Оценка 4.8
docx
25.08.2023
Формирование познавательных интересов у  школьников на уроках русского языка.
ПР№3 Капустина НС 3 курс,ускор..docx

Формирование познавательных интересов у  школьников на уроках русского языка.

1.Анализ программ и учебников по русскому языку УМК « Школа 21 века»

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.

 

1 класс

- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

- Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

2 класс

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

3класс

·         раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы;

·         определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;

·         планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схемах, памятках);

·         осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приемы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

4 класс

·         осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·         записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

·         создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

·         осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·         осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·         осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

·         осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

·         строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

·         произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение

Название пособия, автор, год издания

Учебники

1.      Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык. Учебник. 1 класс. М.:Вентана-Граф.

2.      Русский язык:2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч., Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. 4-е изд., перераб.-  М.:Вентана-Граф.

3.      Иванов С.В.. Кузнецова М.И., Евдокимова А.О. Русский язык, 3 класс, в двух частях.

4.      Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.– М.: Вентана-Граф.

Рабочая тетрадь

1.      Прописи к учебнику «Букварь»:1 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений, в 3 частях/М.М.Безруких, М.И.Кузнецова. М.:Вентана-Граф.

2.      Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова. М.:Вентана-Граф.

3.      Пишем грамотно. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях.
Кузнецова М.И.

Методическая литература

1.      Русский язык. 1 класс: система уроков по учебнику С.В.Иванова, А.О. Евдокимовой, М.И.Кузнецовой/авт.-сост. С.В.Николаева, И.Г.Смирнова. – Волгоград: Учитель.

2.      Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам/ С.В.Иванов,  М.И.Кузнецова. – 3-е изд., перераб. –М.:Вентана-Граф.

Дидактический материал

1.      Русский язык. Разноуровневые задания. 1 класс/Сост. Н.С.Ульянова – М.:ВАКО.

2.      Игры на уроках русского языка. 1-4 классы. Дидактический материал./Сост. Кибирева Л.В., Мелихова Г.И.- М.: Дрофа.

 

2.Подберите   дидактические игры, загадки, стихи и другие занимательные материалы и упражнения, направленные на формирование познавательного интереса учащихся.

 

Игра « Наборщик» – на каждую букву записать по одному слову;

Книга: к- кошка; н- нос; и-иголка; г- гусь; а- арбуз;

Игра « Найди букву», например: т..кв.(тыква), б.н.н(банан), ш.о.л.(школа). ит.д

 Игра « Путаница» -рабуз-арбуз,онкфеты-конфеты, калей-лейка, бейрово-воробей; фельтроп(портфель),мальбо(альбом), мигазиян(гимназия), динаро(Родина), цояй(яйцо).

Игра « Змейка» ,например: астра- аист-туфли-иголка-апельсин-нос-санки-игрушка и.тд

Кто как голос подает? Воробей (чирикает), ворона(каркает),собака(лает) и т.д.

Кто чей ребенок? Указать стрелками:

Корова жеребенок,

Курица теленок;

Лошадь цыпленок

 Составить слова из слогов: мо, ко, ло; (молоко);а,син, пель(апельсин); ре,за,бе(береза) ; ко,ло,яб( яблоко); ведь,мед ( медведь) и т.д

 Исправь ошибки:

верблют(д),каза(о), ачки(о),званок(о), агарот(о,о,д),загатка(д), даска(о),со\нце(л),гарох(о), внушка(ч),ана(о), крушка(ж).

 Пропущенные слоги: .... стрюля; ..чик; ... радь; ... са; ... ведь; ...нан; .... ла; В этой игре дети на одно слово дают множество вариантов ответов, например(чик) –мальчик,зайчик, кончик ,пальчик и т.д., т.е опять же интерес к предмету, пополняется словарный запас, развивается активность, логика, оттачивается произношение слов.

 Усложненные виды заданий: «Анаграмма» путем перестановки букв образовать новые слова. Здесь дети узнают новые слова

Лес – сел; ложка-жалко; насос-сосна; банка-кабан; крот-корт; лама-мала, Казан- наказ ;

«Кто где живет?» соотнести стрелками:

медведь нора

Белка берлога лиса дупло

 Игра « Какое слово спрятано?» внутри-три, подвал-два, столетник-сто, лет; удочка-дочка; бусы-усы; резкий ветерМоську загнал в подворотню – термос;

 Игра « Замени цифры словами » ос3ё (острие) , 100л ( стол),пи100лет-пистолет, о5- опять, осе3на (осетрина),ви3на(витрина),за1ка ( заколка),

прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно про3 все 100ловые наборы (прежде чем вся семья опять сядет за стол, предварительно протри все столовые наборы)

Игра « Что лишнее?» тинасплин, лейк, мальбо,теерв, калиней (пластилин,клей,альбом,линейка, лишнее ветер)

 Отгадай слова : ВLGEUCRНА- ВЕСНА; SDУFVТRКLА- УТКА: ГWUРZУШFA-ГРУША; такие игры развивают наблюдательность, внимательность,учат различать и находить «лишние» буквы;

 Письмо рисунками

Цель – учить составлять предложения, слова с опорой на рисунок, звуко-буквенный анализ слова, смысловое единство слов в предложении.

Даны картинки. Играют две команды. Ребята из первой команды должны «написать письмо», составив рисунки в определенной последовательности. Дети из второй команды должны «прочесть» это письмо, сложить первые буквы названий предметов.

Например: гриб, рыба, арбуз, чай, игра, переезд, рак, игра, лед, единица, трибуна, единица, лед, игра (грачи прилетели)

Придумайте предложение

Цель – учить употреблять несклоняемых существительных в предложениях.

Учитель называет неизменяемые слова: пальто, метро, кофе, какао и др.

Дети придумывают предложения с этими словами. Затем учитель строит вопросы так, чтобы неизменяемые слова в ответах учащихся употребили в косвенных падежах.

 Что бывает высокое (длинное, широкое, низкое, узкое)?

Цель – учить согласовывать сущ. и прил.

Ведущий называет прилагательное и бросает мяч одному из играющих, который должен назвать предмет, характеризующийся этим признаком.

Например: высокий (дом, дерево). Ученик, назвавший предмет, бросает мяч другому игроку.

Сколько получится?

Цель – учить различать смысловое ударение в предложении в зависимости от порядка слов в предложении.

Из слов, написанных на доске, составить несколько предложений, которые отличаются порядком употребляемых слов.

Например, вчера, домой, пришел, вечером, я. Сколько различных предложений получится?

 Вопросы «цепочкой»

Цель – учить раскрывать единство текста.

Дети садятся в круг. Ведущий задает вопрос одному из играющих, тот отвечает на него и на основе своего ответа строит свой вопрос следующему ученику и т.д.

Например:

- Какое время года сейчас?

- Зима. Какие деревья зимой?

- Все белые, словно в шубы и шапки одетые. На что похожи белые сугробы? и т.д.

Игра с картинками

Цель – учить составлять предложения по сюжетным картинкам, отрабатывать интонирование предложений.

Школьникам раздаются картинки, на которых изображены действия людей или животных. Например: девочка рисует, дети играют, кошка играет с котятами. Учащиеся должны составить по картинке предложения, а затем, изменяя цель высказывания, делают эти предложения вопросительными.

Например:

Мама - кошка играет с котятами. (Мама-кошка играет с котятами?).

 Какое слово подойдет?

Цель – учить подбирать устойчивые словосочетания.

К каждому животному, нарисованному на картинках (ослик, пес, муравей, лиса, волк) подберите слово, которое его верно характеризует (верный, упрямый, хитрая, зубастый, трудолюбивый).

Строчная или прописная?

Цель – учить различать слова в нарицательном и собственном значении.

Учитель пишет на доске слова (пушок, вера и т.д.);

Играющие делятся на две команды. Первая придумывает предложение с одним из данных слов, чтобы оно писалось со строчной буквы, а вторая – с прописной.

Подскажи словечко

Цель – учить распространять предложения.

Учитель начинает предложение, ученики заканчивают его. Учитель может начать предложение с однородными членами предложения, чтобы дети в продолжении подобрали другие однородные члены. (Поезд проносился мимо лесов, полей, ...).

 

3.Проработайте  статьи  журнала  «Начальная школа», «НШ: до и после».  Подберите материал:

https://n-shkola.ru/articles/view/64

Аннотация- Ссылка на статью в журнале «Начальная школа», задания которой могут быть использованы как на уроках, так и во внеклассной работе, а также при составлении работ для олимпиад по русскому языку, так же для организации эффективной познавательной деятельности учащихся.

 https://n-shkola.ru/articles/view/51

Аннотация- Иллюстрация использования технологии моделирования на уроках русского языка.

https://n-shkola.ru/articles/view/56

 Аннотация- статья, в которой рассказывается о развитии познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования.

4.  Разработайте конспект урока русского языка с дидактическим оснащением,  направленный на формирование познавательного интереса учащихся.

Конспект урока русского языка  1 классе

Тема: Повторение орфограмм в словах.

Цели урока:

  • Развивать умение распознавать слова, которые нужно проверять, находить в словах орфограммы;
  • Подбирать проверочные слова, сравнивать согласные буквы в проверочном и проверяемом словах;
  • Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
  • Прививать интерес и любовь к русскому языку, устному народному творчеству.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя об особенностях этого урока, урока – сказки.

«Жил-был царь. Царица у него умерла, и остался он с дочкой, царевной Василисой. Была она умница, красавица. Очень ее царь любил.

Но вот однажды пришла большая беда. Поднялся сильный ветер, тучи закрыли солнце, налетел на царство Змей Горыныч, которому давно нравилась Василиса. Унес он царевну в тридевятое царство.

Много царевичей пытались спасти Василису, но все напрасно. Тогда пошел Иван, крестьянский сын. Мать дала ему наказ: быть внимательным, думать, не спешить с решением и ответом, а в помощь дала волшебный клубочек, который поможет ему найти правильную дорогу. Пойдем и мы вместе с Иваном спасать Василису».

II. Минутка чистописания.

«Сяду ровно, не согнусь, за работу я возьмусь. Я тетрадочку открою, уголочком положу. Я от вас, друзья, не скрою, ручку правильно держу».

https://urok.1sept.ru/articles/608651/f_clip_image003.jpg

  • Посмотрите, на что похожа наша дорожка? Буквы б, д.
  • Какие звуки обозначают эти буквы? Твердые и мягкие.
  • Дать характеристику этих звуков, назвать их пары по глухости – звонкости.

«И продолжим путь».

https://urok.1sept.ru/articles/608651/f_clip_image005.jpg

III. Наблюдение над парными согласными в конце слова.

«Идем мы с Иваном дальше. Впереди дремучий лес, а пройти надо. Клубочек катится. Давайте сами себе проложим дорогу. На деревьях листочки со словами. Надо взять их, прочитать, правильно записать слова и проверить».

(Веера с парными согласными).

Слова:

  • ЯСТРЕ(б,п),
  • ТРУ(д,т),
  • КУС(д,т,),
  • ГРИ(б,п),
  • ОТВЕ(д,т),
  • САМОЛЕ(д,т),
  • ХЛЕ(б,п).

IV. Физминутка.

«Молодцы, ребята, деревья расступились, идем дальше. Но что-то стало холодно – чувствуется приближение зимы. Давайте немного погреемся». (Массирование мочек ушей, точек над переносицей, подушечек пальчиков (игра на фортепиано)).

V. Восстановление деформированных предложений.

«Но перед нами новое препятствие. Это болото. Надо постараться пройти по кочкам. Но для этого надо составить предложения из слов, которые лежат у вас в конвертах. Работаем парами».

1 ряд: УКУТАЛ, ДЕРЕВЬЯ, СНЕГ

2 рад: СПРЯТАЛИСЬ, СУГРОБ, В, ЕЛОЧКИ

3 ряд: ЛЕСУ, ТИШИНА, В, СТОИТ

«Запишите эти предложения в тетрадях так, чтобы получился текст».

3 ученика записывают свои предложения на доске и составляют текст из них. Класс сравнивает свои тексты с написанными на доске текстами.

«А следующее задание – надо подчеркнуть главные члены предложения и выделить орфограммы».

VI. Физминутка.

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!

VII. Игра «Какое слово лишнее?»

«Идём мы дальше. А чтобы не скучать в дороге, давайте поиграем! Какое слово лишнее?

СОБАКА, ГОРА, ОВЦА, КОРОВА.

Правильно – ГОРА, но почему? (Дети дают ответы: неодушевленное, все остальные слова обозначают животных).

Вот мы и подошли к горе, на которой стоит замок Змея Горыныча. Но как подняться? Нам нужна лестница. Мы ее соорудим из слов кроссворда».

Загадки:

  • Птичка-невеличка, ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок – получается прыжок. (Воробей).
  • Окраской сероватая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая – известная персона. (Ворона).
  • Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (сорока).

Учитель записывает слова в кроссворд.

Ребята, а какие это слова? Назовите одним словом, кто это? Что общего в написании этих слов? Запишите их в тетради. Можно ли проверить написание этих слов? (Нет – это словарные слова, их надо запоминать).

https://urok.1sept.ru/articles/608651/1.gif

VIII. Обобщение. Какие слова надо проверять?

«Ну, вот мы и забрались по лестнице на гору в замок Змея Горыныча. Но войти не можем, дверь закрыта на замок. Какие похожие слова – а чем они отличаются друг от друга? (Замок-замок отличаются значением и ударением).

Чтобы открыть дверь, надо решить грамматическую задачу. «Пока мы шли к Змею Горынычу, началась зима. Я взяла несколько слагаемых: снег, холод, дуб, мороз, медведь, лошадь, след, сугроб. Что получилось в сумме? Дети предлагают варианты: зима, лес, охота. Зимние слагаемые, которые я вам назвала, – это слова, на конце которых стоит парный согласный – его надо проверять:

  • Докажите, что это опасное место (Ответ – пишу не так, как слышу).
  • Как проверить эти слова, чтобы написать правильно? (Дети проверяют).

IX. Звуко-буквенный разбор слова ДУБ.

«Последнее испытание – чтобы спасти Василису, надо провести звуко-буквенный разбор слова. Думаю, это не будет трудно для вас!»

ДУБ – /Д У П/ – ДУБЫ.

X. Итог урока.

«Молодцы! Мы спасли Василису. Вот они с Иваном возвращаются домой. Давайте вспомним, что нам пришлось выполнить на уроке, чтобы спасти Василису (дети перечисляют).

Рад Иван, рада Василиса, рад Царь, рады и мы. И я думаю, что вы дома расскажите своим мамам про наше путешествие. Молодцы!»

5. Разработайте сценарий  внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся начальных классов, направленного на формирование познавательного интереса учащихся.

 

Викторина « Знатоки русского языка»

Описание работы: Данная викторина, поможет учащимся развить свои интеллектуальные способности в области русского языка. Это поможет учителю проверить в нестандартной форме уровень знаний обучающихся.

Задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями школьников.

Цель занятия: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку.

Задачи:

1) образовательная: расширять лексический и словарный запас детей;

2) развивающая: развивать творческие и познавательные способности обучающихся, внимание и мышление;

3) воспитательная: воспитывать любовь и интерес к родному языку, показывая его красоту и неповторимость.

Оборудование: презентация, ручки и листочки для записи ответов, карточки с текстом для конкурса «Играем в прятки», гость урока Царь Грамотей (нарисованный из картона, или изображение на слайде)

Ход занятия: 
Учитель: Могуч и прекрасен наш родной русский язык. А. С. Пушкин с благоговением относился к русскому языку, призывал любить и изучать его.

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. К слову нужно относиться бережно. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», — писал поэт В. Шефнер.

Сегодня на нашем конкурсе «Грамотейка» мы побываем в волшебном царстве Грамматики, познакомимся с царём Грамотеем, узнаем, чему вы научились на уроках русского языка. Давайте сначала представимся царю Грамотею, поближе узнаем друг друга.

(Дети делятся на команды, команды представляются друг другу)

Учитель: Молодцы, ребята! Проверим готовность команд к соревнованиям.

- Задание от его Величества царя Грамотея! Вы эрудированные ребята и прекрасно знаете, что благодаря пословицам, поговоркам, крылатым выражениям наша речь становится яркой, богатой, красивой и образной. И первый наш конкурс «Разминка». Вам надо раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми.

В данном конкурсе участник, который быстрее всех поднимет руку и ответит верно, приносит своей команде 2 балла.

1-й к о н к у р с«Разминка».

1. Рукой подать (близко).

2. Через час по чайной ложке (медленно).

3. Морочишь голову (обманываешь).

4. Во весь дух (быстро).

5. Засучив рукава (работать хорошо).

6. Прикусить язык (замолчать).

7. Ни пуха, ни пера (пожелание удачи).

8. Опустив рукава (плохо работать).

9. Яблоку негде упасть (Тесно).

10. Слышно, как муха пролетит (о полной тишине).

11. Ловить ворон (бездельничать).

12. Козёл отпущения (о человеке, на которого сваливают чужую вину).

13. В рубашке родился (удачливый, счастливый человек).

14. Зуб на зуб не попадает (холодно).

15. Пускать пыль в глаза (обманывать).

16. На душе кошки скребут (плохо, горько).

Учитель: Следующий наш конкурс фразеологический. Вспомните фразеологизмы и добавьте подходящее по смыслу слово. Здесь, так же за правильный ответ команда получает 2 балла.

2-йк о н к у р с «Фразеологический»

До ______ до времени. (поры) Как только_______ носит(земля) ____________ не дура. (губа)Гиблое___________(место)Держи _________ шире. (карман)_________ из глаз посыпались.

Днём с ____________(огнём)Не в коня________(корм) (ерунда)________ на постном масле. Набрать в рот ________(воды)

Бросать деньги____(на ветер)(молоко)_____ на губах не обсохло.

Выйти сухим ______(из воды) (мороз) __________ по коже дерёт.

3-йк о н к у р с«Словоград»

Учитель: Здесь команда получает 3 балла

Головной убор ( _ _ _ _ _ _) страна(панама)

Литературное произведение ( _ _ _ _ _ ) мужское имя(роман)

Кровеносный сосуд ( _ _ _ _ ) столица Австрии (вена)

Часть суток ( _ _ _ _ _ ) приём гостей(вечер)

Сельскохозяйственное орудие ( _ _ _ _ ) девичья краса(коса)

Выражение лица ( _ _ _ _ ) взрывной снаряд(мина)

Часть речи ( _ _ _ _ ) объединение(союз)

Пластинка ( _ _ _ _ ) спортивный снаряд(диск)

Выпуклость на лбу ( _ _ _ _ _ _ ) плод ели (шишка)

Лиственное дерево ( _ _ _ ) глупый человек (дуб)

4-й конкурс «Фразеологический »

Учитель: Каждая команда отвечает по очереди, за правильный ответ получает 1 балл.

1.Добавить недостающее слово – название животного.

Голоден как…(волк)

Труслив как…(заяц)

Колючий как…(еж)

Надут как…(индюк)

Болтлив как…(сорока)

Хитер как…(лиса)

Здоров как…(бык)

Изворотлив как…(уж)

Упрям как…(осел)

5-й Конкурс « Отгадай пословицу» ( 3 балла)

1. Игорь проиграл Борису партию в шахматы, вместо того чтобы признать себя побеждённым, стал горячиться, доказывая, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не машут.)

2. Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Кончил дело – гуляй смело. Делу время – потехе час.)

3. Решала девочка головоломку и никак не могла решить. Прибежала к подруге и говорит: «Давай решать вместе!» Подумали и решили. Какая пословица припомнилась им? (Ум хорошо, а два лучше.)

4. Коля удил рыбу двумя удочками. Клюнуло на одной, он подсёк, тащит, вдруг видит – на другой клюёт. Бросил он первую удочку – и к другой. На другой сорвалось, а пока подбежал к первой, рыба с крючка ушла. Какую пословицу вспомнил огорчённый мальчик? (за двумя зайцами погонишься, ни одного, ни поймаешь)

6-й Конкурс «Дополни пословицу».

Учитель: В этом конкурсе участвует один игрок от каждой команды. Если игрок самостоятельно отвечает на вопрос, то зарабатывает 10 очков, если игроку помогает команда, то он получает 5 очков.

Задание выполняется устно.

Пословицы для первой команды:

1.- Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

- Век живи … (век учись).

- Нет друга – … (ищи, а нашел – береги)

- Друзья … (познаются в беде).

-Слово не воробей……………..(вылетит не в поймаешь)

2.- За двумя зайцами … (погонишься, ни одного не поймаешь).

- Поспешишь … (людей насмешишь).

- Семеро … (одного не ждут).

- Красна птица пером, а … (человек умом).

- Цыплят по … (осени считают).

3. В здоровом теле………..(здоровый дух.)

Лучше не обещать……………………( чем слово не сдержать.)

Скромность ………………….(красит человека.)

Легко найти счастье………………( а потерять и того легче.)

Всё приходит вовремя для того…………………..(кто умеет ждать.)

7-й Конкурс «Отгадай слово».

Учитель: Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по частям (по составу).За правильный ответ команда получает 5 баллов.

1 команда:

Корень мой из слова СКАЗКА,

Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка в слове РАСХОД,

Окончание в слове ДОМ.

(Ответ - РАССКАЗЧИК)

2 команда:

Корень в слове ВЯЗАТЬ,

Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,

Суффикс в слове СКАЗКА,

Окончание в слове РЫБА.

(Ответ - ЗАВЯЗКА)

3 команда:

Корень в слове СНЕЖИНКА,

Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,

Суффикс в слове ЛЕСНИК,

Окончание в слове СТОЛ.

(Ответ - ПОДСНЕЖНИК).

8-й конкурс“Играем в прятки”

Учитель: Лучше умственной зарядки нет для взрослых и детей,

Кто играет с нами в прятки, тот становится умней.

Найдите животное в этих стихотворных строках. За каждое найденное животное 2 балла.

Жили в доМЕ ДВЕ ДИкие кошки.

Как хорошо после дожДЯ, ТЕЛята рады, рад и я.

Меня пронырой соВЫДРАзнят, нырять и плавать плохо разве?

Сбегу скорее под отКОС, УЛЯГУСЬ спать в тени берёз.

НемноГИЕНАайдут мой след, я здесь, а кажется, что нет.

Этот виД РОЗ Давно разводят в Румынии.

Дон И ВОЛГА соединяются каналом.

Увянут сКОРОВАсильки. Дышать легКО, ЗАкат пылает, прохладный вечер наступает.

ЗнаКОМА Рыбам тень моя, над гладью рек танцую я.

9-й конкурс « Грамматическаяарифметика»

Учитель: Каждая команда отвечает по очереди и за правильный ответ получает 1 балл.

ров + поза =?Вид транспорта(паровоз)

охра + под =? Водный транспорт (пароход)

паста + клин =?Диск со звуковой записью дляпроигрывания

( пластинка)

лик + пена = ?Птица с большим зобом (пеликан)

вода + ринг =? Гроздь сладких ягод(виноград)

рыба + соки =?Фрукты(абрикосы)

Учитель: Наш конкурс эрудитов русского языка подошёл к концу. Царь Грамотей благодарит вас за ваши знания, творчество. Но впереди у вас много открытий, увлекательных путешествий, интересных грамматических задач на уроках русского языка. Надо многое знать и уметь, а главное любить родной язык, чтобы в совершенстве изучить строгую, трудную, умную и замечательную науку ГРАММАТИКУ!

Подведение итогов, награждение.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Формирование познавательных интересов у школьников на уроках русского языка

Формирование познавательных интересов у школьников на уроках русского языка

Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке

Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке

Интернета; · записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов

Интернета; · записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов

Рабочая тетрадь 1.

Рабочая тетрадь 1.

Игра « Какое слово спрятано?» внутри-три, подвал-два, столетник-сто, лет; удочка-дочка; бусы-усы; резкий ветерМоську загнал в подворотню – термос;

Игра « Какое слово спрятано?» внутри-три, подвал-два, столетник-сто, лет; удочка-дочка; бусы-усы; резкий ветерМоську загнал в подворотню – термос;

Например: Мама - кошка играет с котятами

Например: Мама - кошка играет с котятами

Подбирать проверочные слова, сравнивать согласные буквы в проверочном и проверяемом словах;

Подбирать проверочные слова, сравнивать согласные буквы в проверочном и проверяемом словах;

III. Наблюдение над парными согласными в конце слова

III. Наблюдение над парными согласными в конце слова

На болоте две подружки, Две зеленые лягушки

На болоте две подружки, Две зеленые лягушки

VIII. Обобщение. Какие слова надо проверять? «Ну, вот мы и забрались по лестнице на гору в замок

VIII. Обобщение. Какие слова надо проверять? «Ну, вот мы и забрались по лестнице на гору в замок

Разработайте сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся начальных классов, направленного на формирование познавательного интереса учащихся

Разработайте сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся начальных классов, направленного на формирование познавательного интереса учащихся

В данном конкурсе участник, который быстрее всех поднимет руку и ответит верно, приносит своей команде 2 балла

В данном конкурсе участник, который быстрее всех поднимет руку и ответит верно, приносит своей команде 2 балла

Пластинка ( _ _ _ _ ) спортивный снаряд(диск)

Пластинка ( _ _ _ _ ) спортивный снаряд(диск)

Век живи … (век учись). - Нет друга – … (ищи, а нашел – береги) -

Век живи … (век учись). - Нет друга – … (ищи, а нашел – береги) -

Найдите животное в этих стихотворных строках

Найдите животное в этих стихотворных строках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2023