Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся четвертого класса на уроках литературного чтения посредством квест-уроков
Оценка 4.7

Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся четвертого класса на уроках литературного чтения посредством квест-уроков

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
06.06.2022
Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся четвертого класса на уроках литературного чтения посредством квест-уроков
Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся четвертого класса на уроках литературного чтения посредством квест-уроков
Формирование пууд обучающихся 4класса на уроках литературного чтения посредством квестов.docx

 

 

 

 

 

Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся четвертого класса на уроках литературного чтения посредством квест-уроков

Педагогическая статья

 

Исполнитель

Юшкова

Снежана  Анатольевна

Специальность 44.02.05

Коррекционная педагогика

в начальном образовании

Научный руководитель

Чащина Татьяна

Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каменск-Уральский

2022

Введение

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) представляет собой совокупность обязательных требований к начальному общему образованию.

В основе ФГОС НОО лежат представления об уникальности личности каждого выпускника начальной школы, индивидуальных возможностях каждого школьника и ученического сообщества в целом, профессиональных качествах учителей и управленческих команд системы образования, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных возможностей учащимся, в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации.

ФГОС НОО включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования [2, с.5].

Требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования включают:

Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося к окружающему миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту учебно-познавательной деятельности (осознание её социальной значимости, ответственность, установка на принятие учебной задачи и др).

Метапредметные, результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию;

Предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира [3, с.12].

Как считает Александр Григорьевич Асмолов, для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

         Одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи.

Для достижения планируемых метапредметных результатов начального общего образования ФГОС НОО предусмотрена урочная и внеурочная деятельность.

Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной и иной деятельностью постоянной группы обучающихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.(В.А. Сластенин и В.П. Каширин)

Берни Додж выделял несколько классификаций форм организации урока, одной из которых является квест-урок.

Квест (от английского «quest» – вызов, поиск, приключение) – это интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать логические загадки, справиться с трудностями, возникающими на их пути, для достижения общей цели. Организация урока в форме квеста позволяет обучающимся проявить не только предметные, но и метапредметные, личностные результаты, поэтому целесообразно изучить особенности организации квест-уроков.

В соответствии с обозначенной актуальностью была сформулирована тема исследовательской работы: «Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся четвертого класса на уроках литературного чтения посредством квест-уроков»


 

Глава 1 Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в четвертом классе

 

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС НОО) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [3, с.4].

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача ФГОС второго поколения. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России от 22 декабря 2009 года № 15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ФГОС начального общего образования введен в действие с 1 января 2010 года для пилотных школ, с 1 сентября 2011 года для всех школ РФ [2].

Требования ФГОС к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на уровне начального общего образования, самоценность уровня начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения [2].

Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) [3, с.12].

Предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира [3, с.12].

         Как считает Александр Григорьевич Асмолов, для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

         Одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи.

Усвоение общего приема решения проблемных задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций — умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.

1.                               При обучении различным предметам используются задачи, которые принято называть учебными. С их помощью формируются предметные знания, умения, навыки и метапредметные результаты [5, с.91].

Реализация современных требований потребует от учителя начальной школы особого профессионализма: кроме функции координатора, организатора, помощника, консультанта, он должен овладеть командной, совместной, коллективной формой работы; быть союзником психолога, социального педагога и пр.

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Реализация технологии деятельностного метода в условиях реализации ФГОС НОО обеспечивается следующей системой дидактических принципов, таких как принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества.

К формам организации урока в деятельностном подходе относятся интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование. Данные формы активизируют учебную деятельность обучающихся, их психические процессы.

Все эти формы эффективно сказываются на учебно-познавательной деятельности детей, так как младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению [6, с.57]. Успешным этот переход считается в том случае, когда учитель использует активные и практико-ориентированные формы и методы в образовательном процессе. Благодаря этим формам у обучающихся формируются личностная и эмоционально-волевая сферы.

По периодизации Льва Семёновича Выготского, младший школьный возраст – это возраст от 7 до 10-11 лет, ведущим видом деятельности в этом возрасте считается учебная деятельность – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям [6, с.61].

В своём пособии «Как проектировать универсальные учебные действия», А. Г. Асмолов описывает, как формировать познавательные УУД на уроках литературного чтения. Требования к результатам изучения этого предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных — с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации.

Литературное чтение — осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. В начальной школе важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение.

Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

·        смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

·        самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

·        основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

·        эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

·        действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

·        эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

·        умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

·        умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

·        умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;

·        умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации [5, с.136].

Согласно мнению Александра Григорьевича способность обучающегося самостоятельно успешно осваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия в силу обобщённого характера открывают обучающимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно – смысловых и операциональных характеристик.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, моделирование, преобразование модели, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, формирования умений и компетентностей, образа мира и ценностно - смысловых оснований личностного морального выбора [5, с.27].

Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетных образовательных технологий - проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно-коммуникативных технологий. Указанные технологии не только решают задачи освоения содержания предмета, но и способствуют становлению компетентностей обучающихся: информационной, социальной, личностной, коммуникативной, что в полной мере соответствует задачам развития современного образования в условиях новой социально-образовательной ситуации.

Программа формирования универсальных учебных действий на уровне начального общего образования конкретизирует требования ФГОС НОО к личностным и метапредметным результатам освоения примерной основной образовательной программы начального общего образования (ПООП НОО) и служит основой не только для разработки программ учебных предметов, курсов, но и для выбора форм начального общего образования, форм организации образовательной деятельности [3, с.10].

Для определения особенностей работы по реализации требований ФГОС НОО обратимся к определению форм организации образовательного процесса. Образовательным процессом называют всестороннее и многофакторное воздействие на человека, которое позволяет социализироваться и развиваться личности. Форма организации образовательного процесса – это способ донести до человека ту или иную информацию посредством разной организации ее подачи.

В.А. Сластенин и В.П. Каширин отмечают, что  урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течении точно установленного времени руководит познавательной коллективной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников [18, с.213].

Целью современного урока становится развитие обучающегося как субъекта познавательной деятельности. Урок по ФГОС должен быть актуальным, важным, практико-ориентированным, существенным и значимым для настоящего времени, отвечающий современным потребностям человека и общества.

Сейчас задача учителя направлять действия детей, а не передавать им готовые знания. Урок должен носить проблемный характер. Проблему урока формируют обучающиеся под руководством учителя. Необходимо обсудить различные точки зрения на решение данной проблемы, найти общий путь решения, выстроив логическую цепочку, подвести обучающихся к значимости получаемых знаний, умению их применить на практике.  Задача  учителя на уроке вызвать как можно больше вопросов у детей, простимулировать самостоятельный поиск ответов в течение урока, добиться того, что ученик думает совместно с учителем.

Можно сделать вывод, что современный урок, в отличие от традиционного, это урок совместной деятельности учителя и ученика. Современный урок имеет уже известные педагогу этапы, которые отличаются при построении традиционного и современного урока. Отличия современного урока от традиционного также представлены в таблице №1 (Таблица №1) [13, с.175].

Таблица №1

Отличия урока по ФГОС от традиционного

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок по ФГОС

 Объявление темы урока

Преподаватель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

 

Окончание таблицы №1

Сообщение целей и задач

Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей

[19]

По мнению М. Н. Скаткина, урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени [17, с. 161].

Структура урока по ФГОС НОО выглядит так:

1. Мотивация на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.

2. Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.

3.    Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи. Очень важно все действия проговаривать вслух.

4.  Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства. Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.

5. Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.

6. Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

8. Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели [12, с.84].

Рассмотрим механизмы, позволяющие осознать структуру и содержание современного урока, направленного на достижение планируемых результатов ФГОС НОО.

Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенных возрастах способствуют формированию тех или иных типов деятельности. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность.

Обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса интериоризации («вращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие).

Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. 

Эти условия могут задаваться и описываться с помощью описания образцов деятельности, с помощью описания различных методических или дидактических средств, через описание последовательности выполняемых действий, через особенности организации урока или иной единицы учебного процесса. Можно также использовать понятие учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Учебная ситуация должна и может стать основой любого урока [10, с.18].

На наш взгляд, проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом:

·        возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка),

·        специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений),

·        меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

Эффективным способом реализации обобщенных способов действий является также работа над проектом, либо организация уроков в форме квеста, структура   которых совпадает со структурой учебной деятельности.

Стоит отметить, что проектирование уроков в логике системно-деятельностного подхода требует предварительной подготовки, включающей:

·        анализ содержания предмета с целью выявления обобщенных способов действий и предметных компетенций, осваиваемых учащимися в процессе изучения предмета;

·        определение перечня универсальных учебных действий, формируемых в рамках предмета, на основе сопоставительного анализа предметных, метапредметных и личностных результатов;

·        выбор способов достижения результатов на основе изучения психолого-педагогической литературы по проблемам развивающего обучения, методических рекомендаций по реализации авторской программы, реализуемой учителем, опыт работы, в том числе в условиях вариативных программ;

·        выбор способов текущей диагностики (своей деятельности и деятельности учеников);

·        проектирование, проведение, самоанализ уроков (взаимопосещение и взаимоанализ).

            Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что изменения в уроке коснулись как деятельности учителя, так и деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.

           Как отмечает А. Г. Асмолов, необходимо стремиться к тому, чтобы школьники не боялись выполнять нестандартные задачи, могли применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизит у детей уровень тревожности при их выполнении, повысит мотивацию к обучению [5, с.135].

Важнейшей задачей педагога становится построение урока литературного чтения, как основной формы организации обучения, соответствующего ряду требований.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.  Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта [5, с.46].

Структура современного урока литературного чтения включает в себя следующее содержание:

1.     Мотивация детей на предстоящую деятельность и проверка готовности к уроку.

2.     Актуализация опорных знаний и умений. На данном этапе происходит актуализация материала по теме предыдущего урока. Актуализировать знания можно с помощью разных приёмов и методов, благодаря которым формируются следующие познавательные универсальные учебные действия: находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц, а также другие познавательные УУД, которые зависят от выбора приёма для актуализации, а также от предыдущей темы урока.

3.     Постановка целей и задач урока. На данном этапе определяется тема урока, цель и задачи, выстраивается план. На данном этапе, в процессе постановки плана и задач, а также при их фиксировании, у детей формируются следующие познавательные универсальные учебные действия: находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц.

4.     Освоение новых знаний и способов действий. На данном этапе урока дети осваивают новый материал по плану, который был определён на целеполагании. В зависимости от темы урока и содержания заданий, на данном этапе формируются следующие познавательные УУД: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); находить в литературных текстах средства художественной выразительности; находить пословицы и поговорки;

5.     Первичное закрепление. Этот этап направлен на закрепление у обучающихся знаний по новой теме урока. Используются различные приёмы, направленные на обобщение и систематизацию изученного на урока материала, которые позволяют формировать такие познавательные УУД как: находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); находить в литературных текстах средства художественной выразительности; находить пословицы и поговорки; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора.

6.     Рефлексия. На данном этапе дети возвращаются к плану и делают вывод о проделанной работе: все ли пункты плана выполнили, все ли задачи решили, достигли ли цели. Также на данном этапе учитель получает обратную связь от детей по которой может отследить, на сколько эффективно была усвоена новая тема урока.

Таким образом, можно сделать вывод, что ФГОС НОО – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.  ФГОС определяет требования к достижению планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования – личностных, метапредметных и предметных. Познавательные УУД входят в группу метапредметных результатов. Для их достижения предусматриваются внеурочные занятия и урочная деятельность. Уроки литературного чтения также направлены на достижение результатов по ФГОС. Литературное чтение — осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование универсальных учебных действий, в том числе познавательных. Согласно мнению Александра Григорьевича Асмолова, способность обучающегося самостоятельно успешно осваивать новые знания, умения и компетентности, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают обучающимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях, а также в строении самой учебной деятельности.

 

Глава 2 Особенности организации квест - уроков на уроках литературного чтения в четвертом классе

 

Для определения особенностей организации квест - уроков на уроках литературного чтения обратимся к мнению Панова А. И. Он представляет общий план урока на основе системно-деятельностного подхода:

1.     Постановка учебной задачи. Введение в ситуацию учебной задачи начинается с постановки учителем проблемной ситуации, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. При этом особая роль отводится мотивации предстоящего знания. Затем учащимся предлагается самим определить цель данного урока.

2.     Решение учебной задачи. Работа складывается из нескольких заданий, наборы которых меняются в зависимости от конкретных условий той или иной учебной задачи. Важно, чтобы «открытие» новых понятий детьми шло поэтапно и каждый этап сопровождался четкими выводами, сделанными учащимися.

3.     Моделирование содержания изучаемого понятия (в графической или знаковой форме). По мере изучения модель будет углубляться, расширяться, постоянно опираясь на предварительное рассмотрение. Ученик при этом находится в ситуации: «Я знаю, что есть то, что я знаю; но я знаю, что есть то, чего я не знаю, и я это узнаю».

4.     Моделирование общего способа умственной деятельности - следующий этап урока. Это своеобразная пошаговая инструкция (алгоритм) по выделению изучаемого понятия из массы других языковых явлений либо применению изучаемого понятия (правила). Оно позволяет школьнику контролировать свои действия с тем, чтобы выйти на желаемый результат. Общий способ умственной деятельности записывается в специальных тетрадях и отрабатывается во время тренировочных упражнений. Этот прием хорош тем, что школьники при ошибочном результате могут вернуться к «инструкции» и определить, на каком этапе у них происходит «сбой», что нужно повторить, что они не до конца уяснили для себя и т.д.

5.     Конкретизация изучаемого понятия. Выполняя тренировочные работы по усвоению изучаемого понятия, школьник обращает внимание на содержание собственных действий, рассматривает их с точки зрения результата, требуемого учебной задачей. Важно при этом проводить мотивацию выполнения задания (зачем мы будем выполнять это упражнение?), обучать детей умению анализировать само задание.

6.     Рефлексивно-оценочный этап - заключительный этап, при котором учащийся оценивает свою деятельность с точки зрения усвоения модели рассматриваемого понятия и общего способа умственной деятельности.

Чтобы реализовать системно-деятельностный подход в соответствии с современными тенденциями, необходимо организовать коллективную деятельность на уроке. В результате такой коммуникации участники должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги и полилоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т. е. выработать в себе качество саморефлексии. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

·        связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

·        планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

·        привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

·        оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой [16, с.12].

Отличительные особенности урока литературного чтения, согласно ПООП, выделяет вид речевой и читательской деятельности – аудирование (слушание), то есть восприятие на слух звучащей речи [3, с. 142]

Также согласно ПООП НОО уроки литературного чтения включают в себя:

·        чтение вслух;

·        чтение про себя;

·        работу с разными видами текста;

·        библиографическую культуру;

·        работу с текстами художественного произведения;

·        работу с учебными, научно-популярными и другими текстами;

·        говорение (культуру речевого общения);

·        письмо (культуру письменной речи);

·        круг детского чтения;

·        литературоведческую пропедевтика (практическое освоение);

·        творческую деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) [3, с. 143 - 148]

На современном этапе развития образовательной системы появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с обучающимися, в основе которых лежит их активизация и включение в образовательный процесс. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса, реализовать их творческие способности, воплощать имеющиеся знания и навыки в практической деятельности.

К таким формам организации образовательной деятельности относятся интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование и многое другое. Все эти формы могут существовать как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться педагогом при планировании учебных занятий [15, с. 17].

Одной из форм организации является квест-урок. Рассмотрим подходы к определению данного понятия.

         Квест (от английского «quest» – вызов, поиск, приключение) – это интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать логические загадки, справиться с трудностями, возникающими на их пути, для достижения общей цели [8, С.4].

Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен летом 1995 года Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего. Ученый разрабатывал инновационные приложения Internet для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет. Именно он, также, выделил три принципа классификации веб-квестов, более подробно описанных в предыдущей главе.

Попытки расширить и дополнить определение Берни Доджа были предприняты Томасом Марчем, который значительно детализировал понятие и представил ряд теоретических формулировок, помогающих глубже проникнуть в суть технологии квеста.

Во многом опираясь на труды Л.С. Выготского, Т. Марч утверждал, что этот вид поисковой деятельности нуждается в «опорах», которые должен предоставить учитель. Опоры – это помощь учащимся работать вне зоны их реальных умений. Примерами опор могут быть такие виды деятельности, которые помогают учащимся правильно строить план исследования, вовлекают их в решение проблемы, направляют внимание на самые существенные аспекты изучения.

Согласно критериям оценки качества квеста, разработанным Т. Марчем, хороший образовательный квест, или квест-урок должен иметь:

·        интригующее введение;

·        четко сформулированное задание, которое провоцирует мышление высшего порядка;

·        распределение ролей, которое обеспечивает разные углы зрения на проблему;

·        обоснованное использование интернет-источников.

Рассмотрим возможную структуру урока-квеста и требования к его отдельным элементам. Элементами квеста можно назвать:

·        Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, составлен предварительный план работы, сделан обзор всего квеста.

·        Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

·        Список информационных ресурсов необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным. Он может быть в электронном виде на различных носителях, в бумажном виде, в виде ссылок на ресурсы в Интернет, адресов веб-сайтов по данной теме.

·        Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания.

·        Описание критериев и параметров оценки квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в квесте.

·        Руководство к действиям определяет, как организовать и представить собранную информацию. Оно может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением «заготовок» веб-страниц и др.).

·        В заключении суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие учащихся продолжить свои изыскания [9, с.44].

Использование урока-квеста, как новой информационной технологии, может усовершенствовать процесс преподавания, повысить его эффективность и качество, осуществляя такие педагогическими цели как: развитие личности обучаемого, подготовка ребёнка к комфортной жизни в условиях информационного общества; развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого); эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии Мультимедиа); развитие коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения); развитие умений осуществлять исследовательскую деятельность; формирование информационной культуры.

По структуре образовательные квесты классифицируются на:

·        последовательные квесты, в них шаг за шагом предлагается головоломка, разгадав которую участники получают подсказку для прохождения следующего этапа;

·        квесты-проекты, позволяющие организовать исследовательскую деятельность школьников в игровой форме;

·        квесты-бродилки, где нужно не только проходить очередной этап, но и собирать подсказки, которые, возможно, пригодятся для выполнения заданий.

По назначению основной деятельности участников:

·        Веб-квест — это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

·        Тематический образовательный квест. Данная форма предполагает организацию квеста по определенной изучаемой теме, памятной дате, дате календарных праздников и т.д.

·        Смешанный квест интегрирует в себе признаки отдельных форм квеста для максимального выполнения поставленных задач в учебном процессе. Могут быть межпредметными. При планировании смешанных квестов педагоги используют все многообразие вариативных заданий для учащихся, включают и перемещение участников, и поиск, и использование информационных технологий, и сюжет, и опережающее задание – легенду.

·        Творческий квест требует от учащихся создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, пьеса, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация, проект и так далее) [7, С.63 - 65].

Все задания для квеста делятся на три вида:

1. Головоломки: разгадывание ребусов, кроссвордов, шарад, анаграмм, прохождение лабиринтов и т.д.

2. С использованием реквизита: проявить невидимые чернила, открыть замок или шкатулку и т.д.

3. Активные действия: из частей собрать артефакт, собрать ингредиенты для зелья, преодолеть физическое препятствие и т.д.: 

Благодаря этим заданиям формируются познавательные УУД в процессе исследовательской работы над заданием. Благодаря этому можно сформировать такие умения и навыки как: поиск нужной информации, построение логических связей, самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения, обобщать полученные сведения, сравнивать, анализировать, выдвигать гипотезы, проводить классификацию, формулировать проблему и т.д. [8, С. 4].

При формировании познавательных УУД важно учитывать и структуру игровых квестов:

1. Наличие интересных героев (люди-актеры, с атрибутами тех героев, которых они изображают)

2. Наличие наград за проделанные задания (например, жетоны, либо получение части ответа на главный вопрос игры, в конце игры грамоты за места, кубки и т.п.)

3.  Наличие ведущего команды (не подсказчика, а помощника).

Последовательность квеста:

1. Определить цели и задачи

2. Определить целевую аудиторию

3. Определить количество команд и участников

4. Определить сюжет, форму квеста, написать сценарий

5. Определить необходимое пространство и ресурсы

6. Рассчитать количество организаторов и помощников

7. Провести анализ полученных результатов (сильные, слабые стороны, возможности и угрозы)

8. Назначить дату и смотивировать участников [4, с.62].

Рассмотрим этапы создания квест игры на уроке литературного чтения с учащимися:

·        Выбор темы:

Каждый педагог должен осознавать, что необходимо не просто рассказать ребятам о том, что они должны сделать, а постараться создать обстановку желания. Можно рассказать ребятам о том, что такое квест, считают ли они, что сами здесь и сейчас могут стать создателями игры. Предложить им темы (несколько вариантов), либо предложить создание игры к какому – либо школьному событию или ближайшему празднику.

·        Определение целевой категории (количества команд из класса) и определение масштаба проведения квеста (кабинет, школа, район, город и тд).

·        Определение количества этапов:

Разделить ребят на несколько групп (это можно сделать после определения этапов игры), например, 5 групп по 4 человека. Работа ребят по командам:

Работа ребят в командах может осуществляться несколькими способами:

Ø при помощи листа ватмана в каждой группе

Ø при помощи заранее подготовленной анкеты

Ø при помощи компьютерного класса (с использованием ИКТ).

·        Заключительный этап.

Любой квест интересен в меру сложными, необычными и забавными испытаниями, которые нужно выполнить для получения подсказки и продвижения на следующий уровень игры [9, с.59].

В образовательном процессе квест – это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр.

Берни Додж выделяет три принципа классификации веб-квестов:

1. По длительности выполнения.

2. По предметному содержанию.

3. По типу заданий, выполняемых участниками.

По длительности выполнения различают два типа веб-квестов: кратковременный (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на 1-3 занятия) и длительный (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок).

По предметному содержанию различают монопроекты (охватывают отдельную проблему, тему или учебный предмет) и межпредметные (включают в себя несколько учебных предметов и тем из них).

По типу заданий, которые выполняют участники, квесты делятся:

·        пересказ предполагает демонстрацию понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;

·        планирование и проектирование включает разработку плана или проекта на основе заданных условий;

·        самопознание направлено на исследование любых аспектов личности;

·        компиляция подразумевает трансформацию формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;

·        творческое задание – это творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика;

·        аналитическая задача предполагает поиск и систематизацию информации;

·        детектив, головоломка, таинственная история (тут участники делают выводы на основе противоречивых фактов);

·        достижение консенсуса подразумевает выработку решения по острой проблеме;

·        оценка включает обоснование определенной точки зрения;

·        журналистское расследование – это объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);

·        убеждение заключается в склонении на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;

·        научные исследования основаны на изучении различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников [20, С.4].

Отметим преимущество использования квеста по литературному чтению перед стандартным уроком. В основе квест-урока лежит системно-деятельностный подход. Учитель является организатором учебного процесса в образовательном путешествии. Его роль не давать готовые ответы, а указывать возможные пути получения недостающей информации. Работая в группах, дети самостоятельно знакомятся с биографией автора произведений и его деятельностью, могут практически проверить понимание прочитанного, а также выполнить задания творческого характера, представляют результаты своего труда одноклассникам и осуществляют самооценку, взаимооценку. Создание квест – урока литературного чтения требует большой предварительной подготовки:

·        выбирается тема квеста, возможно, сайт, на котором будет создан квест, разрабатывается визитная карточка с указанием направления, возрастной группы обучающихся, типа квеста.

·        Определяется цель квеста, роли, разрабатываются задания для каждой роли (от двух до пяти).

·        При создании сайта, на котором будет создан квест, он публикуется в интернете (становится доступным для всех пользователей).

Считаем необходимым выделить требования к уровню подготовки обучающихся для прохождения квеста:

·        обучающиеся должны знать содержание литературного произведения;

·        уметь интерпретировать изученное произведение на основе личностного восприятия;

·        работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации;

·        уметь аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, отстаивать свою позицию;

·        при условии создания сайта для прохождения квеста обучающиеся должны уметь работать с файлами (создавать, копировать, осуществлять поиск), уметь применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов, уметь создавать типовые документы на компьютере,

·        уметь создавать мультимедийные компьютерные презентации.

На уроках литературного чтения, из вышеперечисленных, целесообразно использовать следующие виды квестов:

·        Веб-квест как форма дистанционного обучения на уроках литературного чтения.

·        Тематический образовательный квест.

·        Смешанный квест по пройденным темам и произведениям раздела учебника.

·        Творческий квест

Таким образом, урок – это форма организации педагогического процесса, при которой учитель в течение установленного времени руководит познавательной деятельностью постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них. Главной особенностью современного урока является создание и организация условий, инициирующих детское действие, направленное на самостоятельное обсуждение и решение проблемных вопросов друг с другом. Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов, благодаря чему ребёнок развивается. Для организации деятельности детей используют различные технологии и интерактивные формы. Одной из таких форм является урок-квест. Уроки-квесты направлены на всестороннее развитие личности обучающегося, это одна из новых технологий деятельностного подхода, благодаря которой обучающиеся активно включаются в образовательный процесс. Так как квест, это интерактивная форма, он включает в себя взаимодействие между участниками, это помогает развивать социальные навыки и сотрудничество, умение работать в команде, а также реализовывать творческие способности детей, воплощать имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. Особенность квестов по литературному чтению состоит в том, что они проводятся по темам программы предмета, при этом, квесты можно проводить как по отдельному произведению, так и по произведениям раздела учебника, либо произведениям автора. Также квест эффективен тем, что так или иначе может устанавливать межпредметные связи, так как суть различных заданий может включать в себя необходимость знаний математики, русского языка, окружающего мира. Квесты на литературном чтении повышают интерес к предмету, помогают развивать навыки работы в команде, творческие способности, помогают достигать результатов, заявленных во ФГОС.

 

Глава 3 Подходы к организации квест-урока литературного чтения по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся четвертого класса

 

         На основе вышеперечисленных требований и особенностей квестов необходимо выстраивать квест-уроки по литературному чтению, направленные на формирование познавательных УУД у обучающихся четвертого класса.

Квест-урок – это совершенно новая форма обучения, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность. Он не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Он способствует развитию аналитических способностей, развивает фантазию и творчество, так как участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

В рамках организации квест-урока по литературному чтению возможно формирование метапредметных и личностных результатов начального общего образования. В личностных можно выделить такие результаты как:

·        понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

·        собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.) [11, с.120].

В рамках организации квест-урока литературного чтения возможно формирование метапредметных результатов начального общего образования, а именно – познавательные УУД. Среди них можно выделить такие результаты как: 

·        находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

·        анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);

·        находить в литературных текстах средства художественной выразительности;

·        находить пословицы и поговорки; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

·        предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора [11, с.121-122].

         Благодаря квестам на уроках литературного чтения происходит всестороннее развитие обучающихся: развиваются коммуникативные, регулятивные и познавательные навыки. Именно познавательные способности обучающихся позволяют успешно решать поставленные задачи в квестах.

      Рассмотрим структуру квест – урока литературного чтения, направленного на формирование познавательных УУД у обучающихся четвертого класса в таблице №2.

 

Таблица №2

Структура квест-урока по литературному чтению

Этап урока

Этап квеста

Познавательные УУД

Мотивация

Вступление

находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц [5, с.136]; определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения [11, с.121-122].

Актуализация опорных знаний и умений.

Постановка целей и задач урока.

Центральное задание

находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; находить пословицы и поговорки [5, с.136]; создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9-10 предложений [11, с.121-122].

Освоение новых знаний и способов действий.

Описание процедуры работы

находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); находить в литературных текстах средства художественной выразительности;

находить пословицы и поговорки; проявлять индивидуальные творческие способности при

Первичное закрепление.

 

Продолжение таблицы №2

 

 

сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора [5, с.136]; находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;  сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия; сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или

Освоение новых знаний и способов действий.

Описание процедуры работы

находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); находить в литературных текстах средства художественной выразительности;

находить пословицы и поговорки; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя

Первичное закрепление.

 

Продолжение таблицы №2

 

 

из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора [5, с.136]; находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;  сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия; сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом; находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг; сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9-10 предложений; понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; предлагать вариант решения

 

Окончание таблицы №2

Рефлексия

Описание критериев и параметров оценки квеста

нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора; определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения [11, с.121-122]. Сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9-10 предложений; понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы [11, с.121-122].

Заключение

 

При организации квест-уроков литературного чтения, на этапе описания процедуры работы, можно выбрать литературное произведение, оно не должно быть объемным.  Произведение делится на части: эти части могут соответствовать главам. К каждой части (главе) необходимо придумать вопрос, чтобы ответ был в тексте. Количество вопросов должно соответствовать количеству частей (глав). Кроме этого, нужно найти цитату из этого же произведения. Цитата должна состоять из такого количества слов, сколько учитель подготовил вопросов. Вопросы печатаются на листе, остаются места для ответов.  Класс делится на команды, каждой команде раздается лист с первым вопросом. Ответ на вопрос пишется на листе и отдается учителю, если ответ правильный, то выдается лист со вторым вопросом и одно слово из цитаты из текста (слова должны быть перепутаны). Победителем считается та команда, которая верно ответила на все вопросы и правильно составила цитату из текста. Данный вариант задания помогает обучающимся развивать умение анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника).

Также, на этом же этапе, необходимо использовать задания, направленные на работу со средствами художественной выразительности. Особенно эффективно это будет организовано на уроках, когда дети проходят лирические стихотворения. Дети делятся на команды, и каждая команда получает таблицу, где в заголовках указаны средства художественной выразительности. Обучающимся необходимо найти в произведении нужные средства выразительности и зафиксировать их в ограниченный промежуток времени. Побеждает та команда, которая вписала как можно больше средств выразительности, после чего получает подсказку к решению центрального задания квеста. Задания подобного типа не только развивают умения находить в литературных текстах средства художественной выразительности, но и находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц.

Урок литературного чтения так или иначе предусматривает под собой работу над устным народным творчеством, в которое входят потешки, небылицы, пословицы и поговорки, загадки, считалочки, поэтому в квесте присутствуют задания на подобную тематику. Эффективно провести блиц-опрос на заданную тему. Участникам команда задаётся одна тема, например «Дружба». Командам надо за определённый период времени найти среди пословиц, поговорок и фразеологизмов на разную тему те, которые относятся именно к дружбе, а затем назвать их. Побеждает та команда, которая вычленила как можно больше пословиц и поговорок, после чего получают подсказку к центральному заданию квеста. Задания подобного типа помогают обучающимся развивать умения находить пословицы и поговорки, отличать их от фразеологизмов. Такое задание можно использовать также для постановки темы квеста на этапе вступления, когда темой будет пословица, найденная обучающимися в тексте, или несколько пословиц, имеющие один смысл. Их смысл – тематика квеста.

Урок литературного чтения – это уроки, на которых дети могут проявлять и развивать своё творчество, в этап описания процедуры работы включаются задания, направленные на активизацию креативности детей. При организации квест-уроков используются задания, направленные на развитие творчества обучающихся, где они могли бы проявить индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий. Учитель отбирает три коротких фрагмента знакомых детям произведений для инсценировки. По жребию команда вытягивает конверт с одним из фрагментов.  По жребию группа детей делится на две команды – актёры и зрители. Актёрам предлагается инсценировать фрагмент произведения или прочитать его выразительно, а зрителям необходимо угадать, какое произведение показывают их одноклассники. Команда получает подсказку к центральному заданию только в том случае, если правильно назовут произведение и автора. Также можно предложить детям задания, направленные на развитие устой и письменной речи, например – сочинить свою сказку, стихотворение в группе, когда один начинает, остальные продолжают и заканчивают. Дети получают подсказку только в том случае, если их сказка имеет персонажей, чёткое начало и конец, сюжетную линию, а стих имеет рифму, начало и конец. Для удобства можно дать детям первую фразу, с которой может начинаться стих.

Для анализа поступков произведения, когда обучающимся необходимо предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора, детям, на этапе описания процедуры работы предлагается задание, направленное на их социальный опыт. Перед детьми появляется изображение героя произведения, который совершил неправильный поступок. Детям необходимо объяснить герою, в чём была его ошибка и дать советы, которые помогли бы герою исправить его поступок. Задание засчитывается только в том случае, если их аргументы были понятные, полные, конкретные и учитывали особенности произведения и его героев.

Собрав все необходимые подсказки, дети приступают к решению центрального задания квеста – это может быть фраза из произведения, которую нужно собрать, фрагмент пазла или шифра.

Таким образом, можно сделать вывод, что познавательные УУД входят в группу метапредметных результатов. Для их достижения предусматриваются внеурочные занятия и урочная деятельность. Уроки литературного чтения также направлены на достижение результатов по ФГОС. Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование универсальных учебных действий, в том числе познавательных. Согласно мнению Александра Григорьевича Асмолова, способность обучающегося самостоятельно успешно осваивать новые знания, умения и компетентности, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают обучающимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях, а также в строении самой учебной деятельности.

Для организации деятельности детей используют различные технологии и интерактивные формы. Одной из таких форм является урок-квест. Уроки-квесты направлены на всестороннее развитие личности обучающегося, это одна из новых технологий деятельностного подхода, благодаря которой обучающиеся активно включаются в образовательный процесс. Использование квестов на уроках литературного чтения в четвёртом классе позволяет развивать следующие познавательные УУД: находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); находить в литературных текстах средства художественной выразительности; находить пословицы и поговорки; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора.

Кроме того, квест помогает развивать интерес к предмету, творческие способности, воображение учащихся; формирует навыки поисковой деятельности, развивает умение самостоятельно работать с информацией, расширяет кругозор, эрудицию, мотивацию.

Для достижения результатов, квест необходимо выстраивать по определённому алгоритму, соблюдая требования и особенности организации данной интерактивной формы. Это является главной отличительной особенностью квест-урока. Он обязательно должен включать в себя интригующее введение; четко сформулированное задание, которое провоцирует мышление высшего порядка; распределение ролей, которое обеспечивает разные углы зрения на проблему; центральное задание; список информационных ресурсов необходимых для выполнения задания; описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания; описание критериев и параметров оценки квеста; руководство к действиям; подведение итогов.  


 

Список использованных источников

2.                 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-РФ. – Текст: электронный // Гарант: [сайт]. – 2020. – 8 дек. – URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 08.09.2021).

3.                 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 г. № 286. – Текст: электронный // Гарант: [сайт]. – 2021. – 5 июл. – URL: https://base.garant.ru/400907193/ (дата обращения: 15.04.2021).

4.                 Об утверждении Примерной основной образовательной программы начального общего образования: решение Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г.  №1/15. – Текст: электронный // Городской методический центр: [сайт]. – 2016. – 31 авг. – URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/primernaya-osnovnaya-obraz-programa-nachalnogo-obshego-obrazov.html (дата обращения: 02.10.2021).

5.                 Андреева, М. В. Технологии web-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции / М. В. Андреева. – Москва: МШУ; Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: тезисы докладов I Международной научно-практической конференции, 2004. – 90с. – Текст: непосредственный. 

6.                               Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли /под ред. А.Г. Асмолова. — Москва: Просвещение, 2013. - 152 с. – Текст: непосредственный.

7.                 Выготский, Л. С.  Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва: Педагогика, 1991. – 480с. – Текст: непосредственный.

8.                 Горбунова, О. В. Веб-квест в педагогике как новая дидактическая модель обучении / О. В. Горбунова. - Текст: непосредственный // Школьные технологии. – 2016. - № 3. – С. 63-65.

9.                 Зонова, С. А. Образовательный веб-квест как средство формирования универсальных учебных действий на уроках различного типа / С. А. Зонова, Ю. А Новосёлова. - Текст: непосредственный // E-Scio. – 2020. - №5. – С. 3-4.

10.            Игумнова, Е. А. Квест-технология в образовании: учебное пособие / Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2016. – 163 с. – Текст: непосредственный.

11.            Капустина, Т. А. Учебная ситуация и УУД: дань моде или необходимость? Методическое пособие / Т. А. Капустина. – Санкт-Петербург: АППО, 2013. – 60с. – Текст: непосредственный.

12.            Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – Москва: Просвещение, 2014. – 128с. – Текст: непосредственный.

13.            Лукьянова, М.И. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие / М. И. Лукьянова. – Москва: Центр педагогический поиск, 2009. – 176с. – Текст: непосредственный.

14.            Матвеева, Е. И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) / Е. И. Матвеева, И. Е. Патрикеева. – Москва: БИНОМ, 2011. – 175 с. – Текст: непосредственный.

15.            Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 4 класс / М. Р. Битянова, Т. В. Меркулова, А. Г. Теплицкая, Т. В. Беглова. – Москва: БИНОМ, 2012. – 102 с. – Текст: непосредственный.

16.            Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. – Москва: Кафедра-М, 1999. – 224 с. – Текст: непосредственный.

17.            Панов, А. И.  Системно-деятельностный подход в образовании (методические рекомендации) / А. И. Панов. – Томск: ББК, 2002. – 36с. Текст: непосредственный.

18.            Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения: Проблемы и суждения / М. Н. Скаткин. – Москва: Педагогика, 1971. – 205с. Текст: непосредственный.

19.            Сластенин, В.А Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин – Москва: Академия, 2001. – 480 с. – Текст: непосредственный.

20.            Мусина, К. А. Отличия традиционного урока от урока по ФГОС / К. А. Мусина. – Текст: электронный // edcommunity.ru: [сайт]. – 2016. – 9 июн. – URL:https://edcommunity.ru/communication/blogs/detail.php?blog=ksenia0887mailru-blog&id=1756 (дата обращения: 07.12.2021).

21.            Осяк, С. А. Образовательный квест – современная интерактивная технология / С. А. Осяк, С. С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е. Н. Яковлева [и др]. – Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования : [сайт]. – 2015. – 1 июл. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20247 (дата обращения: 18.11.2021).

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся четвертого класса на уроках литературного чтения посредством квест-уроков

Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся четвертого класса на уроках литературного чтения посредством квест-уроков

Введение Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее –

Введение Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее –

Как считает Александр Григорьевич

Как считает Александр Григорьевич

универсальных учебных действий у обучающихся четвертого класса на уроках литературного чтения посредством квест-уроков»

универсальных учебных действий у обучающихся четвертого класса на уроках литературного чтения посредством квест-уроков»

Глава 1 Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в четвертом классе

Глава 1 Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в четвертом классе

Требования ФГОС к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на уровне начального общего образования,…

Требования ФГОС к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на уровне начального общего образования,…

Одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи

Одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи

К формам организации урока в деятельностном подходе относятся интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование

К формам организации урока в деятельностном подходе относятся интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование

В своём пособии «Как проектировать универсальные учебные действия»,

В своём пособии «Как проектировать универсальные учебные действия»,

Согласно мнению Александра Григорьевича способность обучающегося самостоятельно успешно осваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия…

Согласно мнению Александра Григорьевича способность обучающегося самостоятельно успешно осваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия…

Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетных образовательных технологий - проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно-коммуникативных технологий

Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетных образовательных технологий - проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно-коммуникативных технологий

Целью современного урока становится развитие обучающегося как субъекта познавательной деятельности

Целью современного урока становится развитие обучающегося как субъекта познавательной деятельности

Окончание таблицы №1 Сообщение целей и задач

Окончание таблицы №1 Сообщение целей и задач

Структура урока по ФГОС НОО выглядит так: 1

Структура урока по ФГОС НОО выглядит так: 1

Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух

Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух

Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов

Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов

Эффективным способом реализации обобщенных способов действий является также работа над проектом, либо организация уроков в форме квеста, структура которых совпадает со структурой учебной деятельности

Эффективным способом реализации обобщенных способов действий является также работа над проектом, либо организация уроков в форме квеста, структура которых совпадает со структурой учебной деятельности

Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки

Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения

Первичное закрепление. Этот этап направлен на закрепление у обучающихся знаний по новой теме урока

Первичное закрепление. Этот этап направлен на закрепление у обучающихся знаний по новой теме урока

Уроки литературного чтения также направлены на достижение результатов по

Уроки литературного чтения также направлены на достижение результатов по

Моделирование содержания изучаемого понятия (в графической или знаковой форме)

Моделирование содержания изучаемого понятия (в графической или знаковой форме)

Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо: · связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся; · планировать урок с использованием…

Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо: · связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся; · планировать урок с использованием…

На современном этапе развития образовательной системы появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с обучающимися, в основе которых лежит их активизация и включение в образовательный…

На современном этапе развития образовательной системы появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с обучающимися, в основе которых лежит их активизация и включение в образовательный…

Попытки расширить и дополнить определение

Попытки расширить и дополнить определение

Список информационных ресурсов необходимых для выполнения задания

Список информационных ресурсов необходимых для выполнения задания

Мультимедиа); развитие коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию…

Мультимедиа); развитие коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию…

Творческий квест требует от учащихся создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, пьеса, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация, проект и так далее) [7,

Творческий квест требует от учащихся создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, пьеса, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация, проект и так далее) [7,

Определить сюжет, форму квеста, написать сценарий 5

Определить сюжет, форму квеста, написать сценарий 5

Любой квест интересен в меру сложными, необычными и забавными испытаниями, которые нужно выполнить для получения подсказки и продвижения на следующий уровень игры [9, с

Любой квест интересен в меру сложными, необычными и забавными испытаниями, которые нужно выполнить для получения подсказки и продвижения на следующий уровень игры [9, с

С.4]. Отметим преимущество использования квеста по литературному чтению перед стандартным уроком

С.4]. Отметим преимущество использования квеста по литературному чтению перед стандартным уроком

Определяется цель квеста, роли, разрабатываются задания для каждой роли (от двух до пяти)

Определяется цель квеста, роли, разрабатываются задания для каждой роли (от двух до пяти)

Творческий квест Таким образом, урок – это форма организации педагогического процесса, при которой учитель в течение установленного времени руководит познавательной деятельностью постоянной группы учащихся с…

Творческий квест Таким образом, урок – это форма организации педагогического процесса, при которой учитель в течение установленного времени руководит познавательной деятельностью постоянной группы учащихся с…

Глава 3 Подходы к организации квест-урока литературного чтения по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся четвертого класса

Глава 3 Подходы к организации квест-урока литературного чтения по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся четвертого класса

В рамках организации квест-урока литературного чтения возможно формирование метапредметных результатов начального общего образования, а именно – познавательные

В рамках организации квест-урока литературного чтения возможно формирование метапредметных результатов начального общего образования, а именно – познавательные

Таблица №2 Структура квест-урока по литературному чтению

Таблица №2 Структура квест-урока по литературному чтению

Продолжение таблицы №2 сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из…

Продолжение таблицы №2 сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из…

Продолжение таблицы №2 из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора [5, с

Продолжение таблицы №2 из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора [5, с

Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого,

Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого,

При организации квест-уроков литературного чтения, на этапе описания процедуры работы, можно выбрать литературное произведение, оно не должно быть объемным

При организации квест-уроков литературного чтения, на этапе описания процедуры работы, можно выбрать литературное произведение, оно не должно быть объемным

Урок литературного чтения так или иначе предусматривает под собой работу над устным народным творчеством, в которое входят потешки, небылицы, пословицы и поговорки, загадки, считалочки, поэтому…

Урок литературного чтения так или иначе предусматривает под собой работу над устным народным творчеством, в которое входят потешки, небылицы, пословицы и поговорки, загадки, считалочки, поэтому…

Дети получают подсказку только в том случае, если их сказка имеет персонажей, чёткое начало и конец, сюжетную линию, а стих имеет рифму, начало и конец

Дети получают подсказку только в том случае, если их сказка имеет персонажей, чёткое начало и конец, сюжетную линию, а стих имеет рифму, начало и конец

Для организации деятельности детей используют различные технологии и интерактивные формы

Для организации деятельности детей используют различные технологии и интерактивные формы

при самостоятельном выполнении задания; описание критериев и параметров оценки квеста; руководство к действиям; подведение итогов.

при самостоятельном выполнении задания; описание критериев и параметров оценки квеста; руководство к действиям; подведение итогов.

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Зонова, С. А. Образовательный веб-квест как средство формирования универсальных учебных действий на уроках различного типа /

Зонова, С. А. Образовательный веб-квест как средство формирования универсальных учебных действий на уроках различного типа /

Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения:

Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2022