Формирование практических умений и навыков на уроках технологии для детей с ОВЗ
Трудовое обучение – одно из главных условий подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и занимает ведущее место в коррекционно-образовательном пространстве.
Система профессионально-трудовой подготовки учащихся входит в структуру единой социально-психологической адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реальной среды и жизни. Основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.
Занятия трудом обучающимися заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что такие дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствует применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.
В коррекционной педагогике накоплен значительный опыт работы по трудовому обучению учащихся с ограниченными возможностями психического развития, который отражается в современных подходах к построению системы профессионально-трудовой подготовки обучающихся с ОВЗ. В различных психолого-педагогических исследованиях отмечается, что правильно организованное трудовое обучение - эффективное средство коррекции недостатков развития умственной деятельности обучающихся. Оно занимает одно из центральных мест в системе учебно-воспитательной работы и позволяет решать задачи социальной реабилитации учащихся с нарушением интеллекта.
Особое внимание в процессе трудового обучения обращается на формирование трудовых умений и навыков в трудах JI.C. Выготского, А.Н. Граборова, Г.М. Дульнева, Б.И. Пинского, C.JI. Мирского, A.M. Щербаковой, и многих других.
В психолого-педагогической литературе до сих пор не уточнены соотношения между понятиями "умения" и "навыки". Большинство психологов и педагогов считают, что умение - более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения.
Умение и навык - это способность совершать то или иное действие, а различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.
Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно, определенным способом и с определенным качеством.
Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности. Он возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения, без осознания промежуточных шагов. То, что данное действие стало навыком, означает, что обучающийся в результате упражнений приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.
Когда мы формируем в процессе обучения способность совершать какое-то действие, то способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, т.е. умение переходит в навык.
Но в ряде случаев, когда действие сложное, и его выполнение состоит из многих шагов, при любом совершенствовании действия оно остается умением, не превращаясь в навык. Поэтому умения и навыки различаются еще в зависимости от характера соответствующих действий. Если же действие сложное, то выполнение этого действия, как правило, формируется как умение, в состав которого, входит один или несколько навыков.
Процесс формирования учебных умений и навыков (общих и узкопредметных) является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений (особенно общие) формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.
Список литературы
1. Мирский С.Л. «Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе», М., Просвещение, 1980
2. «Школа и производство», № 1, 1986, Н.И.Сакс «Методика работы с инструкционными картами»
3. Мирский С.Л. «Развивающее обучение - главное условие подготовки учащихся вспомогательной школы к труду» ж. Дефектология № 1, 1999
4. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогическое исследование. М, «Педагогика», 1969.
5. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. Гальперина П.Я. и Талызиной Н.Ф.. М., 1968.
6. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. – 3-е изд. стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.