ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • docx
  • 06.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 13.docx

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых – неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности актуализируют проблему профессиональной ориентации подрастающего поколения. Знакомство детей с трудом взрослых – это значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми, расширение и уточнение знаний о профессиях, активизация словарного запаса [2] В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими. Система ранней профессиональной ориентации дошкольников включает в себя создание условий для формирования ранних профессиональных устремлений, выделение этапов формирования представлений о профессиональной деятельности взрослых, обеспечивая тем самым свободный выбор его предстоящего жизненного пути [3]. Задача педагога готовить детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Важно, чтобы дети: - понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни; - уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда; - познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате; - были готовы трудиться сами – по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо; - учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности [1]. Начинать работы по ранней профориентации необходимо как можно раньше, мы реализуем работу уже во второй младшей группе. Ничто не может этому способствовать так, как игра. Значение игры трудно переоценить, ведь именно в процессе игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, учиться общаться и договариваться. Игра – это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем пользоваться ими в реальной жизни. Важным аспектом в игре является участие воспитателей и родителей, т. к. это возможность в игровой форме дать ребенку новые знания, представления об окружающем мире, обучить его чему-либо. Кроме того, совместные игры – это замечательная возможность для взрослых узнать мысли и чувства детей, установить с ним более теплые и доверительные отношения. В нашей группе есть большая картотека игр для детей младшего дошкольного возраста по ранней профориентации. Приведем примеры некоторых игр. Игра «Выбираем работу» Цель: дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызвать интерес к труду людей любой профессии. Ход игры Воспитатель вместе с детьми встаёт в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая: Будем дружно подрастать В космонавты мы пойдём И работу выбирать. И ракеты поведём. (Дети имитируют звук работы двигателя и полёт ракеты, действуя по показу воспитателя). В капитаны мы пойдём, (Дети показывают, как капитаны смотрят в бинокль.) Корабли мы поведём. В вертолётчики пойдём, (Дети бегут и делают круговые движения над головой.) Вертолёты поведём. А мы в лётчики пойдём, В комбайнёры мы пойдём Мы в пожарные пойдём Самолёты поведём. И комбайны поведём. И пожар тушить начнём. Кто где работает?» Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место. воспитатель – в детском саду; учитель – в школе; врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе; повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д. «Кто это делает?» Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий. Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер. Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка. Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец. Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т. п. «Для человека, какой профессии это нужно?» Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии. Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу. Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику. Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке. Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д. «Игрушки у врача» Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар». Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача. Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь. Магазин «Детский мир» Цель: познакомить детей с работой продавца, привить элементы навыков социального общения. Оборудование: различные игрушки, фантики от конфет. Ход игры: Воспитатель говорит: «Все дети любят играть в игрушки. У вас дома много игрушек?» Дети отвечают – да, много. Воспитатель спрашивает, откуда они появились? Дети отвечают – подарили, купили. Воспитатель спрашивает, были ли дети в магазине детских игрушек, предлагает детям рассказать, как это произошло, с кем они ходили в магазин, какую игрушку купили. После этого воспитатель предлагает поиграть в магазин игрушек. Дети рассаживают игрушки на «витрине» (стеллаже, столе, шкафу) и делятся на продавцов и покупателей. Так как магазин создан детьми, в роли денег выступают фантики от конфет. Покупатель приходит в магазин, выбирает понравившуюся игрушку. Продавец показывает игрушку, рассказывает, как в нее надо играть, сколько она стоит. Покупатель расплачивается фантиками и уходит. Играет следующая пара продавец – покупатель. Далее дети меняются ролями. В ходе игры педагог корректирует поведение игроков, если это необходимо, напоминает, в какие моменты нужно сказать слова «спасибо» и «пожалуйста». Таким образом, знакомство младших дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор, но и формирует у детей определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации. Библиографический список 1. Баранова Н.А. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых / Н.А. Баранова, Т.В. Гугуман, В. Ф. Попова, О. Г. Романенко // Молодой ученый. 2015. № 7 (87). С. 731-734. 2. Кот Т.А. Ранняя профориентация воспитанников дошкольных образовательных организаций//Гуманитарные науки. 2019. С. 12-18. 3. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие. Самара: Изд-во ЦПО, 2013. 45 с.