Формирование просодических компонентов речи у заикающихся
Оценка 4.8

Формирование просодических компонентов речи у заикающихся

Оценка 4.8
pptx
23.04.2024
Формирование просодических компонентов речи у заикающихся
Формирование просодических компонентов речи.pptx

Формирование просодических компонентов речи у заикающихся

Формирование просодических компонентов речи у заикающихся

Формирование просодических компонентов речи у заикающихся

Громова В.А.
Учитель-логопед
МБОУ Щёлковский лицей №7 ГОЩ

Просодика и заикание Просодическая сторона речи - это совокупность ритмико- интонационных свойств речи

Просодика и заикание Просодическая сторона речи - это совокупность ритмико- интонационных свойств речи

Просодика и заикание

Просодическая сторона речи - это совокупность ритмико- интонационных свойств речи. Просодика включает в себя следующие компоненты: интонацию, мелодику, тембр, темп, ритм, силу голоса, громкость, высоту, паузы, логическое ударение, полетность голоса.
Речь заикающихся имеет значительные отклонения от нормы по интонационным характеристикам: интонационная незавершенность окончания фразы, нарушения синтагматического ударения внутри фразы, отсутствие паузы в конце синтагм и фраз. В целом речь заикающихся интонационно обеднена.

Нормализация просодической стороны речи включает в себя следующие задачи:

Нормализация просодической стороны речи включает в себя следующие задачи:

Нормализация просодической стороны речи включает в себя следующие задачи:

Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности)

Нормализация процесса речевого паузирования

Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз. На первых этапах коррекционного воздействия уже в период “щадящего речевого режима” заикающиеся обучаются передавать основные виды интонации с помощью невербальных средств общения, активно используются пантомимику.

1

2

3

Обучение передачи основных видов интонации (интонации завершенности, незавершенности, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков и жестов 4

Обучение передачи основных видов интонации (интонации завершенности, незавершенности, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков и жестов 4

Обучение передачи основных видов интонации (интонации завершенности, незавершенности, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков и жестов

4

Вопросительная интонация. Голосовые упражнения сопровождаются плавными движениями руки, что позволяет лучше контролировать изменения голоса по высоте. Характерно повышение основного тона голоса. Рука совершает круговое движение и резко идет вверх на завершающей фазе голосоподачи

Восклицательная интонация. Сопровождается резким, сильным взмахом руки вверх. Характерна либо сильным понижением голоса на нужном слове, либо резким повышением его

Интонация незавершенности. Сопровождается плавным, полукруговым движением руки вверх

Интонация завершенности. Сопровождается плавным движением руки вниз

Полученные навыки интонирования постепенно вводятся в слог, слово, фразу и в спонтанную речь.
У детей такие формы работы проводятся в процессе игровых ситуаций и на основе образцов, которые дает логопед. Одним из видов обучения интонационной выразительности является использование междометий в передаче интонаций радости (Ax! Ox!), печали (о-о), сожаления (ох-ох)…

Оно происходит на уровне синтагмы и должно быть выделено силой голоса, или так называемым логическим ударением

Оно происходит на уровне синтагмы и должно быть выделено силой голоса, или так называемым логическим ударением

Оно происходит на уровне синтагмы и должно быть выделено силой голоса, или так называемым логическим ударением. Выделение синтагмы, как единого интонационно-смыслового образования связано с обучением процессу паузирования

Обучение выделению значимого слова

5

Для устной речи так же, как и для чтения вслух характерны лингвистические паузы, которые разделяют между собой синтагмы и связаны с тем или иным видом интонации. При обучении заикающихся интонационному оформлению высказывания следует добиваться, чтобы то или иное интонационное оформление синтагмы маркировалось паузой.

Таким образом, у заикающихся формируется навык посинтагматического произнесения фраз.

6

Обучение паузированию

Работу над процессом паузирования хорошо начинать на материале стихов, где конец строки всегда совпадает с окончанием речевого выдоха и оформлением паузы. Затем используются фразы диалогической речи, чтение, пересказ, и постепенно переходят к спонтанному высказыванию

Такая тренировка на первом этапе проводится на материале эталона гласных

Такая тренировка на первом этапе проводится на материале эталона гласных

Такая тренировка на первом этапе проводится на материале эталона гласных. Предлагается интонационно завершенный ряд гласных, при этом один из гласных особо выделяется при помощи ударения

Формирование голосовых модуляций

7

Выделение ударных элементов гласного ряда должно сочетаться с интонационным модулированием голоса или интонационным оформлением данного ряда гласных. Такие упражнения начинаются с произнесения одного эталона гласных, постепенно наращивая их количество (до 4, 6, 8 эталонов гласных произносятся слитно). Это могут быть интонации вопроса, ответа, завершенности, незавершенности.

При выполнении заданий на сочетание гласных звуков важно следить за тем, чтобы при переходе от одного звука к другому голос звучал непрерывно, а менялось только…

При выполнении заданий на сочетание гласных звуков важно следить за тем, чтобы при переходе от одного звука к другому голос звучал непрерывно, а менялось только…

При выполнении заданий на сочетание гласных звуков важно следить за тем, чтобы при переходе от одного звука к другому голос звучал непрерывно, а менялось только положение губ и языка
Чтобы эти звуки не вызывали затруднений, нужно произносить их легко и без напряжения (слегка смыкать губы, слегка касаться кончиком языка зубов и т. п.)
Данный навык переносится на слитное произнесение коротких синтагм.

Интонационное членение тесно связано с ритмом моторной реализации высказывания, т

Интонационное членение тесно связано с ритмом моторной реализации высказывания, т

Интонационное членение тесно связано с ритмом моторной реализации высказывания, т.е. по существу оно является ритмо-интонационным членением.

Работа над интонационным членением текста

8

Ритмо-интонационное членение речевого потока в свою очередь тесно связано с организацией речевого дыхания

Таким образом, развитие речевого дыхания и ритмо-интонационного членения высказывания способствует формированию артикуляторно-дыхательных циклов в соответствии с синтагматическим делением текста

Работа над пересказом прослушанного текста облегчается тем, что здесь присутствует опора на готовый языковой материал и определен сюжет последовательности событий

Работа над пересказом прослушанного текста облегчается тем, что здесь присутствует опора на готовый языковой материал и определен сюжет последовательности событий

Работа над пересказом прослушанного текста облегчается тем, что здесь присутствует опора на готовый языковой материал и определен сюжет последовательности событий. Для подготовительной работы и в случаях затруднений детей используются наводящие вопросы, опорные слова, предметные картинки.

Пересказ коротких текстов с делением на смысловые и логические отрезки

9

Работа над пересказом прослушанного текста включает:

• пересказ текста с опорой на наглядный материал;

• пересказ текста по плану;

• пересказ прослушанного текста без опоры;

• пересказ текста сюжетно-ролевого содержания 

Является переходной ступенью к самостоятельной речи и охватывает: • работа над вопросно-ответной формой речи; • ответы на вопросы по картине; • ответы на вопросы по…

Является переходной ступенью к самостоятельной речи и охватывает: • работа над вопросно-ответной формой речи; • ответы на вопросы по картине; • ответы на вопросы по…

Является переходной ступенью к самостоятельной речи и охватывает:
• работа над вопросно-ответной формой речи;
• ответы на вопросы по картине;
• ответы на вопросы по тексту;
• составление вопросов к картине;
• составление вопросов к тексту

Формируется из плавности речи и является более сложным видом монологической речи:
• по предметной картине с использованием схемы;
• по серии сюжетных картин (от трех до восьми);
• по сюжетной картине;
• по описанию пейзажной картины

Работа над плавностью речи

10

Самостоятельное составление рассказов

11

Данный вид работы облегчается опорой на наглядный материал, однако отсутствует языковой материал и сюжет последовательности событий. 

Завершающий этап в коррекционной работе с заикающимися

Завершающий этап в коррекционной работе с заикающимися

Завершающий этап в коррекционной работе с заикающимися. Они составляют самостоятельно рассказы на заданную тему о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанными, о событиях дома, составляются творческие рассказы и инсценировки на заданную тему. Также проводятся речевые тренировки-диалоги, ролевые игры, организуются публичные выступления и т.д.

Закрепление полученных навыков плавной речи

12

Специфика работы с детьми, имеющими разные уровни сформированности речи, заключается в преимуществе отдельных направлений работы, в степени самостоятельности детей, в дифференцированном подборе речевого материала

Те дети, у которых речевое развитие условно приближается к норме , могут более интенсивно работать над плавностью речи

Те дети, у которых речевое развитие условно приближается к норме , могут более интенсивно работать над плавностью речи

Те дети, у которых речевое развитие условно приближается к норме, могут более интенсивно работать над плавностью речи. Но поскольку обнаруживаются некоторые затруднения в построении связного речевого высказывания с ними проводятся дополнительные логопедические занятия по развитию устной связной речи

Для детей, речь которых характеризуется явлениями нерезко выраженного ее недоразвития, в логопедические занятия по развитию речи включаются специальные задания и упражнения по коррекции нарушений отдельных компонентов речи

Дети, в речи которых наблюдаются все признаки ее общего недоразвития, требуют значительной индивидуализации занятий, тщательного выбора материала в зависимости от речевых возможностей этих детей, включения в логопедическую работу развития всех сторон речи

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2024