ФОРМИРОВАНИЕ РАННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Оценка 5

ФОРМИРОВАНИЕ РАННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Оценка 5
docx
06.12.2022
ФОРМИРОВАНИЕ РАННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
30.docx

ФОРМИРОВАНИЕ РАННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ

 В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ранняя профориентация рассматривается как неотъемлемое условие всестороннего, полноценного развития ребенка, в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования определено формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; о видах труда, о профессиях, личностных и деловых качествах человека-труженика (Федеральный государственный стандарт, 2013).Поэтому уже на дошкольной ступени образования необходимо организовывать работу по ранней профориентации. Старший дошкольный возраст связан с развитием когнитивного процесса по формированию у детей целостной картины мира, включающей представления о себе как личности и своей деятельности, о людях труда и сложном мире профессий, что позволяет им реализовать личностные интересы и способности в процессе профориентационных дидактических игр. На данном этапе взросления целесообразно дать ребенку достаточный объем информации о конкретных профессиях, расширить список профессий за счет, наиболее востребованных в настоящем и будущем, и таким образом, создать для ребенка ситуацию выбора, а также в определенной степени способствовать его личностному развитию и формированию первичной установки на профессиональное самоопределение. Также формируются конкретно-наглядные представления о профессиях. Важным на данном этапе является формирование у дошкольников положительного отношения к миру профессий, уважительного отношения к трудящемуся человеку, к результатам профессиональной деятельности. В дошкольном возрасте ребенок осваивает мир профессий по принципу «от близкого к далекому» [4, С. 39]. Традиционно перечень профессий, обозначенных в образовательных программах дошкольного образования, ограничивается профессиями родителей и ближайшего окружения детей (повар, дворник, воспитатель, парикмахер, водитель и пр.). Занятия по профориентации представляют собой эффективную форму организации деятельности детей. Желательно, чтобы на таких занятиях дети сначала получали информацию о работе людей различных профессий, а затем проигрывали увиденное в практической деятельности. В ходе исследования нами были изучены формы и методы профориентационной работы в дошкольном образовательном учреждении. К основным методам и формам работы в дошкольном образовательном учреждении по профессиональному ориентированию детей старшего дошкольного возраста относим следующие: 1) организованная деятельность в группе (ознакомительные рассказы, беседы, занятия по профориентированию: рисование, лепка, конструирование); экскурсии, прогулки, сюжетно-ролевые игры, костюмированные праздники, театрализованные постановки, развлечения в свободной форме (песни, басенки, стихи); 2) развитие станций развивающей предметно-пространственной среды; 3) общение с родителями детей, посещающих ДОУ. В данной статье мы рассмотрим такой метод, как использование дидактических игр и экскурсии. Дидактические игры профориентационной направленности особенно продуктивны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Предварительная подготовка детей к дидактическим играм, развивающих представления о профессиях, осуществляется в разных видах деятельности и общения детей, и в дидактической игре воссоздается некоторое подобие определенного вида профессиональной деятельности человека Организуя дидактическую игру, органически включающую познавательную, продуктивную и игровую деятельность, педагог не только выполняет задачу облегчить процесс самостоятельного познания детей путём направляемой им дидактической игры, но и помогает ему сформировать миропонимание как участника естественного процесса собственного развития, содействовать профессиональному выбору. В процессе профориентационной дидактической игры у детей старшего дошкольного возраста прослеживается довольно четкая организация игрового пространства, более разнообразными становятся их действия, которые создают представления о конкретных про- фессиях взрослых, способствуют формированию их первых профессиональных предпочтений. Дидактические игры детей 5-6 лет «уже предполагают воссоздание образа, а не показ какого-либо отдельного признака» [9]. Участвуя в специально создаваемых педагогом дидактических играх, ребенок чувствует себя активным субъектом процесса познания в игровом пространстве, и, будучи подготовленным в силу своих возрастных и психологических особенностей, с учетом свойств темперамента и характера, он в состоянии сформировать представления о предположительно своей будущей профессии. Что касается старших дошкольников, то их «больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада» [8, С. 66]. Подводя итог, говорим о том, что в настоящее время динамично развивается большое число различных направлений в образовании, которые определяют профессиональную ориентацию, дают возможность построить новые модели для детского восприятия [7, с. 328]. Представление детей о различных профессиях отличается яркими красками и сопровождается эмоциональными составляющими. Ребенок, наблюдая за работой взрослого, обычно старается поучаствовать в этом процессе. Такую инициативу надо всячески поощрять. Этот процесс пробуждает любопытство, что в свою очередь ведет за собой рождение интереса, который может перейти в серьезное увлечение. Работа воспитателей дошкольного образовательного учреждения по формированию ранней профориентации должна быть направлена на осознание ребенком в доступной ему форме требований к предъявляемой профессии и набора соответствующих умений, а также понимание человеческих качеств, необходимых специальности; определение склонностей личного порядка и желания заниматься этого рода деятельностью. Считаем, что профориентационная работа в дошкольном образовательном учреждении носит ознакомительно-информационный характер и представляет собой общее знакомство детей с миром профессий, содействует общему развитию и расширению кругозора ребенка Библиографический список 1. Баранова, Н.А. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых / Н.А. Баранова, Т.В. Гугуман, В.Ф. Попова, О.Г. Романенко. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015. — № 7 (87). – С. 731-734. 2. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – Москва: Междунар. образоват. и психолог. колледж, 1995. – 144 с. – Текст: непосредственный. 3. Иванова, Н.В. Теоретические и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста / Н.В. Иванова, М.А. Виноградова. – Текст: непосредственный // Ярославский педагогический вестник. – 2019. № 3 (108). – С. 38–45. 4. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий / В.П. Кондрашов. – Москва: Николаев, 2004. URL: https://cyberleninka.ru/article (дата обращения: 04.11.22). – Текст: электронный.


 

ФОРМИРОВАНИЕ РАННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ РАННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ДОУ. В данной статье мы рассмотрим такой метод, как использование дидактических игр и экскурсии

ДОУ. В данной статье мы рассмотрим такой метод, как использование дидактических игр и экскурсии

Этот процесс пробуждает любопытство, что в свою очередь ведет за собой рождение интереса, который может перейти в серьезное увлечение

Этот процесс пробуждает любопытство, что в свою очередь ведет за собой рождение интереса, который может перейти в серьезное увлечение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2022