Формирование регулятивных учебных действий

  • docx
  • 22.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование регулятивных учебных действий.docx

Статья

 

«Формирование регулятивных учебных действий».

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Одним из видов таких действий будут относиться регулятивные учебные действия. К таковым относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция, оценка, саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Важной составляющей при этом будет заинтересованность самого ученика: без его волевых усилий ничего не получится. Интерес к самому предмету – вещь отнюдь не пустая.

Как же заинтересовать ученика? Ответ напрашивается сам собой: если учителю интересен его предмет, если учитель владеет предметом глубоко, его интерес может передаться и слушателям. Однако слово «может» просто так не уберешь. На помощь в этом случае придут формы работы с учениками, в которых подразумевается их активное включение в работу: проектная деятельность, работа в группах, уроки-диспуты, уроки-семинары, экскурсии, организация выставки на заданную тему. Ещё большим объёмом возможностей в этом вопросе обладает внеурочная деятельность. Это и спектакли, и КВНы, и походы, и та или иная помощь при проведении уроков в параллельных классах, или классах другой ступени обучения.

Предположим, что интерес у ребенка появился либо был изначально. Попробуем привести примеры методов и приемов формирования регулятивных учебных действий.

Регулятивное учебное действие

Возможности формирования РУД …

… на уроке

… во внеурочное время

Целеполагание

1.     При постановке цели урока (можно написать в тетради или на доске)

2.     Перед непосредственным выполнением упражнения

3.     Во время групповой работы (что мы будем делать вместе? с какой целью?)

1.     При постановке цели экскурсии, составления выставки и т.п.

2.     Во время индивидуальной работы с товарищем (оказанию ему посильной помощи в выполнении домашнего задания)

Планирование

1.     Планирование собственной самостоятельной работы или индивидуального задания (проекта)

2.     Планирование выполнения упражнений для повторения

1.     Планирование собственной работы в кружке (за что именно я буду отвечать? как будет выглядеть моя статья/ что нужно сделать, чтобы написать её?)

2.     Планирование участия в конкурсе, КВНе и т.д. (распределение ролей-заданий)

Прогнозирование

1.     Рефлексия в течение урока (всё ли мне понятно в новой теме? смогу ли я выполнить упражнение на заданную тему или рассказать её товарищу?)

2.     Рефлексия в конце урока-повторения (какие пробелы у меня остались? смогу ли я справиться со всеми типами упражнений на контрольной работе?)

1.     Предвосхищение результата при подготовке утренника, литературного вечера, праздника, стенгазеты

2.     Прогнозирование своих будущих действий во время участия в конкурсе или при подготовке выступления (что в следующий раз я сделаю по-другому?)

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном,

1.     Контроль самостоятельного выполнения упражнения при последующей проверке с доской, учебником, работой товарища (правильно ли я выполняю/ил упражнение?)

2.     Сличение только что открытого нового знания с текстом учебника

1.     Контроль во время самостоятельной подготовки к выступлению на празднике, митинге (какой материал соответствует моему выступлению? следует ли его изменить? справлюсь ли я сам или лучше обратиться за помощью?)

 

Коррекция

1.     Изменение собственных действий в соответствии с заданным заранее планом

2.     Коррекция составленного ранее плана (на уроке повторения, например, когда ясно, что правило хорошо закреплено и можно переходить к повторению другого)

1.     Коррекция собственных действий или планов при самостоятельной подготовке номера выступления

2.     Коррекция материалов при написании статьи, выпуске стенгазеты

Саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

1.     Рефлексия в течение урока (достигаю ли я постепенно намеченной цели или нужно быть внимательней?)

1.     Рефлексия после проведенного конкурса (что я сделал на отлично? что мне не удалось? почему?)

Особое внимание хочется обратить на вопросы, ведь как известно само собой ничего не получится: если ребенок сам выполнял упражнение, совсем не обязательно, что он при этом контролировал ход своих действий или корректировал их. Какие-то из предложенных в таблице вопросов можно представить учащимся на слайде презентации (достигаю ли я постепенно намеченной цели или нужно быть внимательней?), какие-то, может, стоит проговорить во время непосредственной работы над заданием (с чего лучше начать выполнять упражнение? что будет после? как можно самостоятельно себя проверить?).

Большое внимание при этом уделяется самостоятельности школьника. Здесь следует посмотреть и учителю на самого себя: как я веду урок, предоставляю ли я детям поле для самостоятельности или «разжёвываю всё и кладу в рот». Сделать ученика самостоятельным, а значит и заинтересованным в работе на уроке помогут ещё несколько моментов:

1.     обязательная оценка в конце урока (при этом самооценка ученика должна иметь приоритет над самооценкой учителя);

2.     справедливость во время выставления оценок;

3.     возможность оценивания работы отдельного учащегося другими учениками.

Предложенные педагогические приемы помогут учителю правильно подойти к важной составляющей обучения: формированию регулятивных учебных действий.