Формирование смыслового чтения через организацию работы с текстом
Оценка 4.6

Формирование смыслового чтения через организацию работы с текстом

Оценка 4.6
docx
24.04.2020
Формирование смыслового чтения через организацию работы с текстом
проект Формирование смыслового чтения.docx

Проект

«Формирование смыслового чтения

через организацию работы с текстом.»

Срок реализации: сентябрь 2018-май 2020 г

Разработчики  проекта

Зорина О.М.

Чайкина С.А.

Сергеева Е.Е.

Гвоздкова С.А.

Мелендина Н.Н.

Дылдина Н.А.

Иванова Т.В.

Актуальность проекта

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль.

Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.

Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

В ФГОС НОО подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

На современном этапе развития общества умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться  на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения, поэтому работа над формированием навыков смыслового чтения должна стать одной из важных составляющих учебного процесса.

Для того чтобы научиться понимать текст, обучающимся необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией независимо от предметной области.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим

смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов

А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения,

связанные с:

􀀀 осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной

задачи;

􀀀 определением основной и второстепенной информации;

􀀀 формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать

оценку информации, откликнуться на содержание.

Понятие «текст» следует трактовать широко. Он может включать не только слова, но

и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части

будут в структуре всех универсальных учебных действий:

􀀀 в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к

школе;

􀀀 в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция

деятельности;

􀀀 в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память,

творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря. Смысл – т.е. с мыслью, что означает, какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания и т.п.

Мысль, в свою очередь всегда привязана к действию. Любая мысль означает определенные действия, ведущие к конечной цели, состоянию,

образу. Это не поток информации, а именно предпосылки действия и результата.

Необходимо понимать разницу между понятиями «смысл» и «значение».

Л.С.Выготский («Мышление и речь», 1934) отмечал что «если «значение» слова является

объективным отражением системы связей и отношений, то «смысл»– это привнесение

субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации».

Проблема

 Отсутствие специально организованной работы с текстом по  формированию смыслового  чтении. Неумение обучающихся работать с текстом. По итогам ВПР выяснилось, что дети не умеют преобразовывать текст в

Участники

Учащиеся 1-4 классов, учителя , родители

Цель

Разработка  подходов к организации образовательного   пространства по формированию смыслового чтения через организацию работы с текстом во внеурочной деятельности в 1-4 классах.

Задачи

1. Изучить теорию вопроса  смыслового чтения;

2. выявить начальный уровень овладения учащимися смысловым  чтением;

 

3.Разработать систему сформированности  навыка смыслового чтения.

4.Разработать систему работы  во внеурочной деятельности по освоению детьми умения  переводить информацию в таблицы, схемы , диаграммы.

Ожидаемые результаты

Создание методических разработок по формированию у обучающихся умения преобразовывать информацию в таблицы, схемы, диаграммы.

Использование методов и подходов по формированию смыслового чтения.

Разработка

Гипотеза

Если у учащихся сформируем  стратегии смыслового чтения, то получим личность способную размышлять, расширять свои знания и

возможности

Объект исследования

Уровень овладения учащимися смысловым чтением.

Предмет исследования

Способы и приёмы   смыслового чтения

Основные направления  деятельности по реализации проекта

-разработать мониторинг измерения и оценки смыслового чтения

--освоение и внедрение в практику работы педагогов технологии смыслового чтения 

Риски

Полная потеря интереса к тексту и чтению вообще

Предполагаемый эффект от реализации проекта

 Школьники не только будут относиться к тексту как формальному источнику информации, но и будут любить читать, любить  и сам процесс работы с текстом.

Сроки реализации проекта

2 года(2018-19, 2019-20г)

Планирование педагогами деятельности по смысловому чтению опирается на

принцип преемственности: учитывается связь с планируемыми результатами,

установленными при освоении обучающимися начальной школы с разделом «Чтение. Работа с текстом» междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий».

Результат:

НОО выпускник  4 класс

Работа с текстом:

поиск

информации и

понимание

прочитанного

Выпускник научится:

• находить в тексте конкретные

сведения, факты, заданные в

явном виде;

• определять тему и главную

мысль текста;

• делить тексты на смысловые

части, составлять план текста;

• вычленять содержащиеся в

тексте основные события и

устанавливать их

последовательность;

упорядочивать информацию по

заданному основанию;

• сравнивать между собой

объекты, описанные в тексте,

выделяя 2–3 существенных

признака;

• понимать информацию,

представленную в неявном виде

(например, находить в тексте

несколько примеров,

доказывающих приведённое

утверждение; характеризовать

явление по его описанию;

выделять общий признак

группы элементов);

• понимать информацию,

представленную разными

способами: словесно, в виде

таблицы, схемы, диаграммы;

• понимать текст, опираясь не

только на содержащуюся в нём

информацию, но и на жанр,

структуру, выразительные

средства текста;

• использовать различные виды

чтения: ознакомительное,

изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в

соответствии с целью чтения;

• ориентироваться в

соответствующих возрасту

словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность

научиться:

• использовать формальные

элементы текста (например,

подзаголовки, сноски) для поиска

нужной информации;

• работать с несколькими

источниками информации;

• сопоставлять информацию,

полученную из нескольких

источников.

 

Работа с текстом:

преобразование и

интерпретация

информации

пересказывать текст подробно и

сжато, устно и письменно;

• соотносить факты с общей идеей

текста, устанавливать простые

связи, не показанные в тексте

напрямую;

• формулировать несложные

выводы, основываясь на тексте;

находить аргументы,

подтверждающие вывод;

• сопоставлять и обобщать

содержащуюся в разных частях

текста информацию;

• составлять на основании текста

небольшое монологическое

высказывание, отвечая на

поставленный вопрос.

 

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0f63/0008604a-a21aa7b7/img36.jpg

 Результат: Преобразование и интерпретация информации

Начальная школа

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
  • структурировать   текст
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
  • интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Результат: Оценка информации

Начальная школа

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
  • откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Пути достижения планируемых результатов освоения обучающимися стратегии смыслового чтения. Формирование навыков смыслового чтения реализуется через внеурочную деятельность.

       Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (в таблицы, кластеры, диаграммы

Классы

Чему учить?

Предметы

Внеурочная деятельность

Приёмы

формы

1 классы

 

 

Курс «Чтение с увлечение. По дорогам сказок» (Мелендина Н.Н.)

Курс «Тропинка  к своему   Я» Чепкасова Е.М.)

Чтение сказок (составление схем последовательности событий,, по ним рассказывать эпизоды сказки, сопоставлять сюжеты с иллюстрациями к тексту )

 

Квест-игры

«Путешествие со звёздочкой Алидой»

2 классы

 

 

«Смысловое чтение на математике»

 

Квест-игры

 

3 классы

 

 

«Смысловое чтение» (Сергеева Е.Е.)

 

Образовательное событие, квест-игра

4 классы

 

 

« Моё Прикамье»

 

Образовательное событие, КСК

 

План реализации проекта

Этап реализации проекта

Мероприятие

Дата

Ответственные

Аналитический

Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения

 

сентябрьноябрь

Учителя предметники

 

Анкетирование родителей «Домашнее чтение»

ноябрь

Классные руководители.

 

Родительские собрания «Важность чтения  для успешного обучения ребёнка»

ноябрь

Классные руководители.

 

Изучение педагогами технологии   смыслового чтения

 

декабрь

Учителя предметники

Основной этап

Проведение  мероприятий с применением технологии смыслового чтения (квест-игра, образовательное событие)

Январь-апрель

Учителя предметники

 

Взаимообмен опытом (мастер-классы, круглые столы и т.д.)

март

Учителя предметники

 

Театрализованное представление по страницам любимых книг

апрель

 

Учителя предметники, классные руководители

Заключительный

(аналитический)

Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения

май

Учителя предметники

 

Анализ результатов диагностики

май

Учителя предметники, зам.дир по УЧ

 

 


 

Проект «Формирование смыслового чтения через организацию работы с текстом

Проект «Формирование смыслового чтения через организацию работы с текстом

На современном этапе развития общества умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения

На современном этапе развития общества умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения

УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря

УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря

Использование методов и подходов по формированию смыслового чтения

Использование методов и подходов по формированию смыслового чтения

Выпускник получит возможность научиться: • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; • работать с несколькими источниками информации; • сопоставлять информацию,…

Выпускник получит возможность научиться: • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; • работать с несколькими источниками информации; • сопоставлять информацию,…

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи,…

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи,…

Результат: Оценка информации

Результат: Оценка информации

Н.Н.) Курс «Тропинка к своему

Н.Н.) Курс «Тропинка к своему

Театрализованное представление по страницам любимых книг апрель

Театрализованное представление по страницам любимых книг апрель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020