Проект
«Формирование смыслового чтения
через организацию работы с текстом.»
Срок реализации: сентябрь 2018-май 2020 г
Разработчики проекта |
Зорина О.М. Чайкина С.А. Сергеева Е.Е. Гвоздкова С.А. Мелендина Н.Н. Дылдина Н.А. Иванова Т.В. |
Актуальность проекта |
Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста. В ФГОС НОО подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. На современном этапе развития общества умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения, поэтому работа над формированием навыков смыслового чтения должна стать одной из важных составляющих учебного процесса. Для того чтобы научиться понимать текст, обучающимся необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией независимо от предметной области. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с: осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; определением основной и второстепенной информации; формулированием проблемы и главной идеи текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Понятие «текст» следует трактовать широко. Он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря. Смысл – т.е. с мыслью, что означает, какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания и т.п. Мысль, в свою очередь всегда привязана к действию. Любая мысль означает определенные действия, ведущие к конечной цели, состоянию, образу. Это не поток информации, а именно предпосылки действия и результата. Необходимо понимать разницу между понятиями «смысл» и «значение». Л.С.Выготский («Мышление и речь», 1934) отмечал что «если «значение» слова является объективным отражением системы связей и отношений, то «смысл»– это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации». |
Проблема |
Отсутствие специально организованной работы с текстом по формированию смыслового чтении. Неумение обучающихся работать с текстом. По итогам ВПР выяснилось, что дети не умеют преобразовывать текст в |
Участники |
Учащиеся 1-4 классов, учителя , родители |
Цель |
Разработка подходов к организации образовательного пространства по формированию смыслового чтения через организацию работы с текстом во внеурочной деятельности в 1-4 классах. |
Задачи |
1. Изучить теорию вопроса смыслового чтения; 2. выявить начальный уровень овладения учащимися смысловым чтением;
3.Разработать систему сформированности навыка смыслового чтения. 4.Разработать систему работы во внеурочной деятельности по освоению детьми умения переводить информацию в таблицы, схемы , диаграммы. |
Ожидаемые результаты |
Создание методических разработок по формированию у обучающихся умения преобразовывать информацию в таблицы, схемы, диаграммы. Использование методов и подходов по формированию смыслового чтения. Разработка |
Гипотеза |
Если у учащихся сформируем стратегии смыслового чтения, то получим личность способную размышлять, расширять свои знания и возможности |
Объект исследования |
Уровень овладения учащимися смысловым чтением. |
Предмет исследования |
Способы и приёмы смыслового чтения |
Основные направления деятельности по реализации проекта |
-разработать мониторинг измерения и оценки смыслового чтения --освоение и внедрение в практику работы педагогов технологии смыслового чтения |
Риски |
Полная потеря интереса к тексту и чтению вообще |
Предполагаемый эффект от реализации проекта |
Школьники не только будут относиться к тексту как формальному источнику информации, но и будут любить читать, любить и сам процесс работы с текстом. |
Сроки реализации проекта |
2 года(2018-19, 2019-20г) |
Планирование педагогами деятельности по смысловому чтению опирается на
принцип преемственности: учитывается связь с планируемыми результатами,
установленными при освоении обучающимися начальной школы с разделом «Чтение. Работа с текстом» междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий».
Результат: |
НОО выпускник 4 класс |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного |
Выпускник научится: • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; • определять тему и главную мысль текста; • делить тексты на смысловые части, составлять план текста; • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2–3 существенных признака; • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться: • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; • работать с несколькими источниками информации; • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
|
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации |
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
|
Результат: Преобразование и интерпретация информации
Начальная школа
Результат: Оценка информации
Начальная школа
Пути достижения планируемых результатов освоения обучающимися стратегии смыслового чтения. Формирование навыков смыслового чтения реализуется через внеурочную деятельность.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (в таблицы, кластеры, диаграммы
Классы |
Чему учить? |
Предметы |
Внеурочная деятельность |
Приёмы |
формы |
1 классы |
|
|
Курс «Чтение с увлечение. По дорогам сказок» (Мелендина Н.Н.) Курс «Тропинка к своему Я» Чепкасова Е.М.) |
Чтение сказок (составление схем последовательности событий,, по ним рассказывать эпизоды сказки, сопоставлять сюжеты с иллюстрациями к тексту )
|
Квест-игры «Путешествие со звёздочкой Алидой» |
2 классы |
|
|
«Смысловое чтение на математике» |
|
Квест-игры
|
3 классы |
|
|
«Смысловое чтение» (Сергеева Е.Е.) |
|
Образовательное событие, квест-игра |
4 классы |
|
|
« Моё Прикамье» |
|
Образовательное событие, КСК |
План реализации проекта
Этап реализации проекта |
Мероприятие |
Дата |
Ответственные |
Аналитический |
Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения |
сентябрьноябрь |
Учителя предметники |
|
Анкетирование родителей «Домашнее чтение» |
ноябрь |
Классные руководители. |
|
Родительские собрания «Важность чтения для успешного обучения ребёнка» |
ноябрь |
Классные руководители. |
|
Изучение педагогами технологии смыслового чтения
|
декабрь |
Учителя предметники |
Основной этап |
Проведение мероприятий с применением технологии смыслового чтения (квест-игра, образовательное событие) |
Январь-апрель |
Учителя предметники |
|
Взаимообмен опытом (мастер-классы, круглые столы и т.д.) |
март |
Учителя предметники |
|
Театрализованное представление по страницам любимых книг |
апрель |
Учителя предметники, классные руководители |
Заключительный (аналитический) |
Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения |
май |
Учителя предметники |
|
Анализ результатов диагностики |
май |
Учителя предметники, зам.дир по УЧ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.