Формирование способности
и готовности самообучения иностранным языкам
Учитель английского языка
МКОУ «Тагайская СШ им. Ю.Ф.Горячева»
Ф.А.Тимажева
Как показывает практика, возрастающее отставание обучающегося из класса в класс в изучении иностранного языка объясняется недостаточной сформированностью положительных мотивов, познавательного интереса, т.е. недостаточной мотивацией к учебной деятельности в целом и желанием осваивать языки самостоятельно в частности. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что на начальном этапе изучения иностранного языка у ребят интерес к нему велик, но затем, уже на среднем уровне, происходит постепенное исчезновение этого качества.
Нет секрета в том, что подлинный интерес к предмету приходит с первым успехом в том или ином виде деятельности и исчезает постепенно с исчезновением достижений. Успех в учение связан с легкостью и быстрым усвоением материала, которые появляются в основном у тех ребят, которые обладают развитыми к освоению англоязычными способностями: хорошей памятью, ярким слухом, развитым вниманием. Все эти качества в виде задатков есть у каждого ребёнка (ученика), от учителя требуется развить их. Признаюсь, что сделать этот неимоверно сложно.
Учителю необходимо научить обучаемого систематически оценивать себя не только в конце процесса, а на каждом этапе выполнения задания, при этом он должен четко увидеть, где он самостоятельно работает, проявляя творческий интерес, а на каком этапе ему помогли. Этот анализ в итоге должен перерасти в алгоритм, действуя согласно которому ученик добивается желаемых результатов.
В случае, когда человек научивается работать по алгоритму, ему легко понять и работать по памяткам, а учителю разработать и составить эти памятки или алгоритмы. Речь веду о памятках для обучения разным видам речевой деятельности: как сделать монологические сообщения, построить диалог, понять задание на аудирование, как работать с текстом-источником информации для обучения вслух, а также тесты для самоконтроля. Итогом работы по памятке, алгоритму будет ускорение и облегчение процесса усвоения материала. С помощью этого приёма достигается определение смысла в учебной деятельности, формируется методика самообучения. Мы знаем, что методика самообучения- это более высокая ступень мыслительной и предметной деятельности обучающегося. Это формирование интеллектуальных умений, объёма памяти, т.е. разных приёмов запоминания: произвольного и непроизвольного, механического и осознанного, запоминание с помощью клише и опорных символов. Изучение в частности английского языка с помощью опорных символов, сигналов, ключевых слов, клише, ускоряет, делает прочными процессы усвоения. Речь веду о памятках для обучения разным видам речевой деятельности: как сделать монологические сообщения, построить диалог, понять задание на аудирование, как работать
Умение работать с текстом, составлять планы, пользоваться словарями, подбирать лексику, речевые на ту или иную тему в основе формирования способности и готовности самообучению. Всё это нужно ученику, который должен научиться ставить учебные цели, контролировать себя в процессе своего учения, а в дальнейшем определить свои индивидуальные приёмы самообразования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.