Формирование связной речи и мелкой моторики посредством игрового пособия «Волшебные Гонзики»
Оценка 4.8

Формирование связной речи и мелкой моторики посредством игрового пособия «Волшебные Гонзики»

Оценка 4.8
docx
18.10.2022
Формирование связной речи и мелкой моторики посредством игрового пособия «Волшебные Гонзики»
формироание связной речи и мелкой моторики.docx

Формирование связной речи и мелкой моторики посредством

игрового пособия «Волшебные Гонзики»

                                                                                   

Выполнила: воспитатель гр. ЗПР -Горбенко Т.С.

МОУ «Бендерский детский сад №25»

1 кв. категория

    Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом.

Слайд №2 Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями. Дети с задержкой психического развития довольно длительное время остаются на этапе вопросно-ответной формы речи. Переход же к самостоятельному связному высказыванию очень труден для этих детей и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов.

Слайд №3 Речевая деятельность детей с задержкой психического развития имеет е особенности:

      - использование в речи слов без понимания и смысла, неполноценность не только спонтанной   

         речи, но и отраженной; 

     -несформированность грамматического строя речи;

    -  недостаточность словообразовательных процессов.      

       Таким детям доступна простота диалогической речи и, наоборот, для них представляет сложность монологическая речь.  Для ребенка, получившего задание пересказать содержание текста, важным является воспроизведение содержания текста наиболее подробно, с наибольшей точностью. Память ребенка с задержкой психического развития захватывает на непродолжительное время слова и выражения из текста, требуемые для пересказа. Однако, задержанные памятью только для такой цели, они потом очень быстро «выветриваются», так и не войдя в активный словарный запас. Следует отметить, что неполноценная игровая деятельность детей с ЗПР также тормозит развитие новых форм речи.    

         Формирование связной речи у этих детей приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация их обучения предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

      Для успешной коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи дошкольников с задержкой психического развития педагогу необходимо реализовать следующие задачи:

  - закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

  - формирование навыков построения связных монологических высказываний;

  - развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

  - усвоение норм построения связного развернутого высказывания (тематическое единство,  

     соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-

     фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.);

  - формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению

     главных смысловых звеньев рассказа-сообщения;

  -обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами

    родного языка.

       Доктор медицинских наук, профессор М. М. Кольцова отмечала, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от их пальцев. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

     Слайд №4  На рисунке канадского невролога У.Г.Пенфилда, получившем название «гомункулюса (человечка) Пенфилда», изображена проекция кисти и пальцев руки в коре больших полушарий головного мозга. Большие размеры проекции руки и ее близость к моторной речевой зоне привели ученых к мысли о том, что тренировка тонких движений пальцев рук будет оказывать большое влияние на развитие речи. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, затрудняющийся с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот, сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

 У детей с нарушениями в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учёными доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Хорошо сформированная устная речь является важным условием для начала успешного обучения ребёнка в школе.

         Для того чтобы интерес детей к ежедневным занятиям не снижался и эффективность выполнения упражнений не уменьшалась, возникает необходимость в поиске и применении эффективных инновационных методов в познавательно-речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов.

     Как известно, дошкольный возраст – это возраст игр! И все постигается в игре. Любого ребенка можно завлечь живой эмоционально-окрашенной игрой. Игра, как известно, дело творческое, бесконечное и заразительное. Цель педагога – помочь детям реализовать свои задатки путем выработки специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка. Изучая этот вопрос, я познакомилась с пособием «Веселые Гонзики- смешные глазки».

   Впервые их представил всеобщему вниманию Вячеслав Владимирович Воскобович. Не педагог по образованию, он сам для своих детей изготавливал разные игры. Одной из которых и была игра «Волшебные Гонзики».

       Всем, кто хоть раз увидел разноцветных Гонзиков, тоже захочется с ними поиграть. Смешные «глазки» надеваются на пальцы, и они «оживают» в руках у детей и взрослых. Играть можно как одному, так и со сверстником или взрослым. Маленькие, легкие и удобные по форме, эти «глазки» можно брать с собой всюду, где приходится проводить время в томительном ожидании. Время, проведенное с Гонзиками, наполнено увлекательной игрой.

     Это атрибуты, с которыми дети свободно фантазируют, создают различные образы, моделируют для них костюмы и придумывают игры. На игру с Гонзиками невозможно смотреть без улыбки.

Глазки наделяют различными чертами характера, настроением, в зависимости от этого подбирают цвет перчаток. Перчатки дополняют различными  деталями (ушками, хвостиком, короной, и т.д.). Декорации можно изготавливать в совместной деятельности с детьми и оформлять «сцену» в зависимости от театрального замысла.

 Слайд №5 Это пособие помогает выполнять ряд задач:

     - Обучающие: формировать у ребёнка мотивацию и стойкий интерес к игровым занятиям, повысить работоспособность, подготовить руку к письму.

     - Развивающие: развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук,  

        стимулировать речь, пространственное мышление и актерское мастерство.

     - Воспитывающие: установление тёплого телесного контакта между детьми, между ребёнком и  

        взрослым.

      Это пособие подходит для детей от рождения, без ограничения по возрасту, в зависимости от цели, которую ставит перед собой взрослый.

Гонзики могут разговаривать, петь, читать стихи и даже участвовать в театрализованных сценах. Малышам помогают освоить название всех пальцев. Использовать эту удивительную игрушку можно целый день в различных видах деятельности.

Слайд №6  В чем же секрет данного пособия?

· своей яркостью и неординарностью приковывает внимание детей;

· принцип от простого к сложному;

· позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку;

· основа - игровой момент;

· доступность и простота в использовании (можно применять как в индивидуальных, так и в групповых занятиях, могут использовать как специалисты, так и родители);

· использование во время постановки, автоматизации и дифференциации звуков;

· помогает в работе над расширением словаря, связной речью;

· создает положительный эмоциональный фон, снимает фактор тревожности, неуверенности;

· динамика использования игрушки Гонзика;

· движений пальчиков с речью;

· появляются свободные движения тела, без скованности и зажимов;

· положительный настрой на занятие, что дает возможность быстрее достигать коррекционных результатов.

Четверостишие перед каждой игрой позволит детям настроиться на игру с Гонзиками.

 

 

Игры с Гонзиками, способствующие развитию связной речи

 Слайд №7 Весёлые рифмовки не сложны для восприятия, но в то же время достаточно информативны и лексически нагружены, что для детей, особенно с нарушением речи, очень важно.

Взрослый:

Солнышко встало - утро настало!

Гонзики, Гонзики - утром оживают!

Гонзики, Гонзики - глазки открывают!

Всем, кого увидят –

Шлют они «Привет!»,

 И от вас, ребята, ждут они ответ

       Педагог задает рифму, а ребенок, на руку которого надеты Гонзики, подбирает слово. Если дети затрудняются сразу на слух подобрать рифму, то можно предложить им выбрать картинки с изображением предметов, название которых подходит к рифме.

Ребенок: Ок-ок-ок! Здравствуй, шумный …ветерок!
Ок-ок-ок! Здравствуй, быстрый… катерок!
Ичка-ичка-ичка! Здравствуй, тёплая… водичка!
Чок-чок-чок! Здравствуй, маленький… сверчок!
Онок-онок-онок! Здравствуй, шустренький… зайчонок!
Онок-онок-онок!
Здравствуй, серенький …волчонок!
Ёнок-ёнок-ёнок! Здравствуй, хитренький… лисёнок!
Ёнок-ёнок-ёнок! Здравствуй, ласковый… котёнок!

Ёное-ёное-ёнок! Здравствуй, маленький…козлёнок!

Здравствуй, шумная детвора! Ура! Ура! Ура!

          Таким образом весёлое и смешное стихотворение может стать словесной «игрушкой» в руках ребёнка, особым взглядом на мир, выраженный в слове. Сочинять рифмы, когда приходит время, старается каждый ребёнок, потому что это для него такая же интересная игра, как и сотни других, без которой он не сможет овладеть богатством родного языка. Такие весёлые рифмовки не сложны для восприятия, но в то же время достаточно информативны и лексически нагружены, что для детей, особенно с нарушением речи, очень важно. А если в этой игре принимают участия и такие очаровательные, смешные, забавные Гонзики, то даже ребёнок, имеющий нарушение речи, с удовольствием будет творить, сочинять, фантазировать! Гонзики побуждают ребёнка к диалогу, стимулируют развитие речи, помогают побороть излишнюю робость и застенчивость.

Слайд №8  Игра «Большой-маленький»
Гонзики, Гонзики - смешные существа,
Гонзики, Гонзики - забавная братва!
Превратить большой предмет
Им поможет в маленький
Озорник звук [Ж]-
Очень уж удаленький.
Был красный флаг, а стал-…( флажок),
Был белый снег, а стал…
Был синий круг, а стал…
Был жёлтый стог, а стал…
В других словах он пошалил,
И вот какие получил:
Берег-…, друг-…, сапог-…, рог- …, пирог-…, утюг-… .

Слайд №9  Игра «Гонзики- счетоводы»

Гонзики, Гонзики - смешные существа,
Гонзики, Гонзики - забавная братва!
Считают быстро всё вокруг:
И стол, и стул, и даже, круг!

(Детям предлагается от лица Гонзиков посчитать предметы и правильно назвать. Важно: следить за правильной постановкой окончаний)
У двух Петрушек по пять …ватрушек.
У дяди Лёни пять ульев, у дяди Пети пять…стульев.
У тети Маши пять коров, у тети Даши пять …столов.
У тёти Лены шесть ножей, у трёх мышек шесть…ушей.
У тёти Даши пять внучат, а у волчицы пять …волчат.
В детсад пришли пять малышей, им нужно пять …карандашей.
Надели дети пять шарфов, у нас есть в группе пять…шкафов..  и т.д.

 Игра « Отгадай, что у кого в кармане?»
Гонзики, Гонзики - смешные существа,
Гонзики, Гонзики -забавная братва!
Гонзики любят вопросы задавать,
Быстро сумеют рифму подобрать!
У нашего Антошки в кармане …две картошки.
У нашей кошки в кармане… две брошки.
У нашей свинки в кармане …две картинки.
У нашего кота в кармане… два болта.
У нашего козлёнка в кармане… две пелёнки.
У нашего малыша в кармане… два карандаша.
У нашей малышки в кармане …две книжки.
У нашей матрёшки в кармане…две серёжки.
У нашей Машки в кармане…две шашки.
У нашей мошки в кармане…две крошки и т.д.

«Собираемся в дорогу »
Ведущий: "Гонзики собираются в путешествие и кладут в чемодан ...".
Ребенок от имени Гонзика говорит: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д. По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации.

  «Готовим завтрак, обед, полдник, ужин»
Ведущий: «Гонзики готовят завтрак, давай составим меню».
Ребенок: «Обычно на завтрак я ем бутерброд».
Следующий игрок: «А я не ем на завтрак бутерброд, я люблю ...». Следующий: «Я не люблю, ни бутерброд, ни..., я ем ...» и т. д.

 Слайд №10  «Сервируем стол»
Ведущий: «Давайте поможем Гонзикам накрыть стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу».
Ребенок- Гонзик: «Я накрываю  стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу, подставку для салфеток»
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что еще считает необходимым и т. д.

 «Собираемся на прогулку»
Ведущий: «Гонзики собираются в лес. Помогите им. Я надену резиновые сапоги.»
Ребенок: «Я собираюсь в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко.»
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т.д.

«Скажи наоборот»

Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением. Гонзик на одной руке у взрослого и на одной руке у ребенка. Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает, например:
Сахар сладкий, а перец ...   Дорога широкая, а тропинка ...   Пластилин мягкий, а камень ...   Чай горячий, а мороженое ...  Кисель густой, а морс ...  Лист наждака шершавый, а лист бумаги ...  Заяц бежит быстро, а черепаха ползет ...   Днем светло, а ночью...

Слайд №11  Стихи-диалоги.  Используйте Гонзиков при прочтении стихов-диалогов. Стихи можно читать по ролям, а можно предложить ребенку читать за обоих персонажей — при условии, что он знает текст наизусть. Гонзиков в этом случае он надевает на указательные пальцы рук. Стихи-диалоги развивают речь, воображение, творческие способности, умение владеть своим голосом, тренируют память, повышают самооценку ребенка. Предложите ребенку поговорить от имени «Гонзика» — придумать ему имя, одеть его (самостоятельно выбрать цвет перчатки, рассказать его историю, поделиться проблемами, ответить на вопросы других детей. Подобные задания позволят развить актерские навыки дошкольников, а также в игровой форме узнать, что волнует ребенка, — ведь рассказывая о проблемах  Гонзика, он невольно делится своими проблемами.

     Предложите ребенку надеть Гонзика на средний палец правой руки и слегка приподнять его — это будет голова жука. Остальные пальцы — его лапки. Руки ребенка должны находиться на столе. Левая рука в положении стоя упирается локтем на стол, ладонь раскрыта кверху, пальцы широко расставлены — это дерево. Передвигая лапки по столу, жучок ползет к дереву.

  «Жучок»

Вот в лесу жучок живет. (Жучок забирается по левой руке на ладонь.)

Он на дерево ползет.
На листочек он забрался   (Покачать ладонь левой руки с жучком.)
И тихонько покачался.
Это упражнение развивает мелкую моторику ребенка, воображение. По аналогии с ним вы можете придумать упражнения с новыми героями, используя соответствующий литературный материал.

«Веселый диалог»

Двое детей с Гонзиками на указательных пальцах ведут диалог.


-Милый Гонзик, где ты был?

-В детский сад гулять ходил.

-Что там делал?

-Развлекался!

-Как?

-Зарядкой занимался.

-А еще?

-Читал, писал и по мамочке скучал!


«Встреча  Гонзиков» (диалог)


- С добрым утром! Как дела?

- Как всегда, жизнь весела!

Утром очень много дел,

Все, что раньше не успел:

Приберу и постираю,

Вечерком в лото сыграю.

А твои-то как дела?

- На концерт ходил вчера,

Посмотрел, певцов послушал,

Мы с тобой бы спели лучше,

Потому что мы вдвоем

Замечательно поем!

А давай с тобою вместе

Мы пойдем на конкурс песни!

Завоюем приз большой –

И прославимся с тобой!


       Слайд №12  Игры с Гонзиками можно использовать:

       -для развития актерского мастерства: ребёнок может надеть Гонзика и просто говорить не от своего имени, а от имени Гонзика. Можно учить стихи, можно отвечать на вопросы и задания взрослого, а можно говорить о каких-то проблемах Гонзика.

       - для развития памяти и внимания: один ребёнок надевает одного или нескольких Гонзиков на определенные пальцы и выполняет ими определенные действия (Гонзики кивают, говоря «да», говорят «нет», здороваются…). А другой ребёнок должен как можно лучше запомнить, а затем повторить все эти действия.

     -для развития мелкой моторики пальцев рук. Что дает возможность формированию художественных способностей. Многие упражнения требуют развития мелкой моторики и ловкости. Без тренировки может не получиться не только у детей, но и у взрослых.

    -для развития речевых процессов, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации звуков, а также формирования лексико-грамматического строя и связной речи, ее эмоциональный окрас.

    Слайд №13  Таким образом, игровое пособие «Веселые Гонзики» способствует тренировке тонких движений пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на общее развитие ребенка и способствует преодолению и профилактике нарушений речи у детей. Даже если речь ребенка развивается без особенностей, необходимо заботиться о совершенствовании у него тонких движений пальцев рук, а на помощь вам придут веселые и смешные Гонзики.

Слайд №13


 

Скачано с www.znanio.ru

Формирование связной речи и мелкой моторики посредством игрового пособия «Волшебные

Формирование связной речи и мелкой моторики посредством игрового пособия «Волшебные

Слайд №4 На рисунке канадского невролога

Слайд №4 На рисунке канадского невролога

Гонзика ; · движений пальчиков с речью; · появляются свободные движения тела, без скованности и зажимов; · положительный настрой на занятие, что дает возможность быстрее…

Гонзика ; · движений пальчиков с речью; · появляются свободные движения тела, без скованности и зажимов; · положительный настрой на занятие, что дает возможность быстрее…

И вот какие получил: Берег-…, друг-…, с апог-…, рог- …, п ирог-…, утюг-…

И вот какие получил: Берег-…, друг-…, с апог-…, рог- …, п ирог-…, утюг-…

Слайд №11 Стихи-диалоги.

Слайд №11 Стихи-диалоги.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2022