Формирование цифровой экосистемы МБОУ «Гимназия» в рамках инновационной деятельности
Все мы сегодня находимся на этапе цифрового прорыва во всех сферах общественной жизни. Переживает трансформацию и система образования.
Поэтому сам собой возник вопрос, возможно ли в этих условиях учить детей так же, как мы это делали вчера.
Сейчас все абсолютно уверены, что для современной школы необходимо создавать новые, совершенно иные образовательные условия: из пассивного поглотителя знаний ребенок должен превратиться в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя, разработчика. Новые Федеральные государственные стандарты предполагают изменение принципов организации образовательного процесса, в центре которого теперь находится ученик. Речь идет о создании такого пространства (экосистемы), в котором каждый ученик создает для себя свою личную школу при помощи цифровых технологий.
Мы с Вами, педагоги, сегодня формируем цифровую экосистему - открытую совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач процесса образования. Это обусловлено общественной потребностью в творчески мыслящих личностях, стремящихся к активной самостоятельной деятельности, самореализации, конкурентноспособных, готовых генерировать и реализовывать новые идеи в различных областях знаний, т.е. в центре данной экосистемы находится ученик.
Таким образом, образовательный процесс сегодня становится индивидуализированным и персонифицированным.
В течении пяти лет педагогический коллектив МБОУ «Гимназия» осуществляет деятельность в рамках Программы «Индивидуальная образовательная траектория – образовательная программа ученика», которая является подпрограммой Программы развития школы. Задачей данной деятельности выступает создание условий для реализации индивидуальных учебных планов (маршрутов) гимназистов с целью профессионального самоопределения и развития их способностей и одаренности.
В рамках деятельности по созданию условий для реализации модели персонифицированного обучения в 2017 году мы включились в два сетевых инновационных проекта ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»: совместно с кафедрой информационных технологий «Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс непрерывного развития ИКТ-компетентности педагога», цель которого создание модели и организация продуктивного сетевого взаимодействия педагогов для поиска новыx подходов к непрерывному развитию ИКТ-компетентности педагогов; совместно с кафедрой иностранных языков «Профессиональная компетентность учителя иностранного языка», цель которого развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка.
Под руководством специалистов НИРО педагогический коллектив включился в освоение перспективных цифровых технологий обучения. Одним из ведущих направлений стало внедрение в образовательный процесс смешанных форм обучения: были апробированы различные формы смешанного обучения, наиболее эффективными оказались ротация и персонализация.
В рамках реализации инновационного проекта было организовано взаимодействие на корпоративном ресурсе НИРО среды Moodle. Особенно эффективно прошли обучающие мастер-классы, когда ведущие педагоги гимназии, используя созданные ими пошаговые инструкции обучали коллег использованию различных прогрессивных Интернет-сервисов. За время реализации инновационного проекта на базе НИРО были обучены 2 тьютора (Зубанов М.А. и Румянцева О.А.) по программе «Методика использования интерактивного оборудования в учебном процессе в условиях реализации ФГОС», которые в дальнейшем обучили 25 педагогов гимназии по каскадной модели в объеме 36 часов.
Участие в работе инновационного проекта позволила нам создать свой корпоративный образовательный ресурс на платформе Moodlee – это образовательные модули по основным предметам учебного плана гимназии 9-11 классов (автор – Зубанов М.А.).
На базе гимназии ежегодно проходят городские мероприятия, на которых педагоги презентуют свой инновационный опыт: как построить современный урок, используя технологию «перевернутый класс», технологию смешанного обучения, интерактивные формы; как разработать индивидуальный учебный план. Педагоги гимназии стали активными участниками межрегиональной научно – практической конференции «Современный учитель в цифровом пространстве» и межрегионального интернет – форума «Эффективное практики использования информационно – коммуникационных технологий в учебной и внеурочной деятельности. Опыт работы педагогов гимназии по формированию цифорового пространства был представлен на областном семинаре «Формы инновационных педагогических практик как эффективный способ достижения качества образования в соответствии с требованиями ФГОС».
Значимым результатом инновационной деятельности стало развитие сетевых навыков, позволивших не только активно участвовать педагогам и учащимся в Интернет – проектах различных уровней, но и организовывать собственные. Такая работа позволяет совершенствовать ИКТ-компетенции, навыки WEB 2.0, развивать межпредметные и метапредметные умения, причем как у педагогов, так и у учащихся. За 2018-2020гг педагоги и учащиеся активно проявили себя в 9 сетевых проектах муниципального, регионального и федерального уровней, организованных ГБОУ ДПО НИРО, образовательными учреждениями г.Арзамаса и Нижегородской области, завоевав 14 призовых командных мест. Инициировали 6 сетевых проектов:
- муниципальный сетевой проект «Православный Арзамас» http://krasich777.wixsite.com/pravarzamas, 2017г. (авторы Краснов С.В., Грачева Н.Е.)
- региональный сетевой проект «Наследие меценатов Нижегородской области» - 34 команды школ Нижегородской области и АФ ННГУ) https://krasich777.wixsite.com/naslvlad 2018г. (автор Краснов С.В.)
- межрегиональный сетевой веб - квест «Помним! Чтим! Гордимся!», посвященный 75летию Победы, в котором приняло участие - 24 команды школ Нижегородской области и других субъектов РФ (г. Кострома) https://lesenokef.wixsite.com/pobeda75, 2019г. (автор Грачева Н.Е.)
- региональный сетевой интернет – проект с международным участием по иностранному языку «Поэтический гений» https://poeticgeniusarz.wixsite.com/main, 2019г. (автор Варламова Е.Г.)
- региональный сетевой интернет - проект с международным участием «Лучше нет родного края», в котором приняло участие - 112 команд Нижегородской области https://rodnoykray.wixsite.com/main/about, 2019-2020гг. (автор Варламова Е.Г.)
- региональный сетевой интернет - проект с международным участием «Чудо света – 800», в котором приняло участие - 160 команд Нижегородской области, 2020-2021гг. (автор Варламова Е.Г.).
В 2019г. гимназия стала победителем конкурсного отбора среди школ Нижегородской области по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда». В рамках гранта в школе было оборудовано 2 современных кабинета с Интерактивными панелями (на 10 касаний), нетбуками-трансформерами на каждого учащегося, позволяющими работать в клавиатурном и сенсорном режимах. Теперь одномоментно в школе с помощью стационарных и мобильных компьютерных классов могут проводиться цифровые уроки в 7 кабинетах! Для того чтобы данное обеспечение эффективно работало все педагоги гимназии (44 человека) прошли курсовую подготовку на базе НИРО по программе «Применение современных информационно - коммуникационных и цифровых технологий в условиях функционирования цифровой образовательной среды», обучение продолжают и сейчас на сайте Единый урок.рф.
В рамках данного проекта 3 педагога повысили свою квалификацию по программе «Образовательная деятельность в условиях цифровой образовательной среды. Подготовка команды внедрения» на базе НИРО. Квалификационной работой слушателей стал проект «Концепция программы цифровой трансформации образования в образовательной организации» по направлению «Персонифицированное обучение. Работа с одаренными детьми». Проект был представлен в рамках встречи с руководителем Центра Цифрового образования Мольковым Андреем Сергеевичем.
Персонализировать процесс обучения нам помогает эффективное применение цифровых образовательных платформ, в рамках которых учитель контролирует текущие изменения в развитии у учащихся: видит, сколько времени потребовалось ученику для освоения темы, какие ошибки были допущены, какие разделы вызвали затруднения и т.д. В мае 2020г. гимназия включена в реестр ОО апробации цифровой платформы персонализированного обучения, обеспечивающей реализацию индивидуальных траекторий обучения и оценки результатов в рамках проекта благотворительного фонда ПАО "Сбербанк" "Вклад в будущее". 12 педагогов в рамках апробации повысили свою квалификацию по программе «Персонализация образования в условиях цифровой трансформации». 9 педагогов активно начали внедрять в работу возможности образовательной платформы «Мобильное электронное образование», и сегодня вы увидите результат этой работы в рамках творческой площадки.
Участие в инновационных проектах способствовало развитию как педагогов, так и учреждения в целом, способности творить, изобретать, соизмерять свои усилия и решительно двигаться к намеченной цели, учитывая интересы окружающих.
Именно настойчивость, целеустремленность наших педагогов и позволили гимназии в январе 2021 года стать участником региональной инновационной площадки министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области «Проектирование технологии внедрения целевой модели цифровой образовательной среды» (под руководством заведующий кафедрой информационных технологий ГБОУ ДПО НИРО Каняниной Татьяны Ивановны и руководителя Центра Цифрового образования Молькова Андрея Сергеевича). Цель площадки - проектирование образовательного процесса на основе современных цифровых и педагогических технологий. Задачами проекта являются:
- развитие цифровой экосистемы образовательной организации как пространства личного и цифрового взаимодействия субъектов друг с другом и с цифровой средой.
- Педагогический дизайн образовательного процесса на основе цифровых образовательных онлайн платформ и цифровых сервисов, с использованием технологий цифровой дидактики.
- Разработка программа цифровой трансформации образования в образовательной организации.
В рамках данного проекта планируется внесение изменений в ООП, создание банка методических рекомендаций, уроков с использование кабинетов ЦОС, создание корпоративных ресурсов, педагогических продуктов, постоянное обучение педагогов цифровым технологиям, использование системы автоматизированного контроля.
Перейти на новый метод обучения не так просто. Нужна определенная смелость и мужество, и сегодня мы можем с уверенностью сказать «Мы можем учить по-другому!» Но при этом не стоит забывать и про педагогическую целесообразность использования тех или иных средств информационно-коммуникационных технологий, цифровых ресурсов и сервисов Интернета на конкретном этапе урока.
Желаем вам, уважаемые коллеги, смелости и упорства для новых открытий и достижений, всегда добиваться поставленных целей и не утратить интереса ко всему новому и неизвестному!
.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.