Формирование творческой самостоятельности и инициативности у учащихся на уроках технологии
Оценка 4.7

Формирование творческой самостоятельности и инициативности у учащихся на уроках технологии

Оценка 4.7
doc
18.04.2020
Формирование творческой самостоятельности и инициативности  у учащихся на уроках технологии
Формирование творческой самостоятельности и инициативности у учащихся на уроках технологии.doc

Формирование творческой самостоятельности и инициативности  у учащихся на уроках технологии

 Захаров Артур Николаевич

Учитель технологии

Менделеевского бюджетного общеобразовательного учреждения

« Средняя общеоразовательна школа №1»

 

                                         «Дети должны жить в мире красоты,

                                          игры, сказки, музыки, рисунка,

                                          фантазии, творчества»

                                                                 (В.А. Сухомлинский)

            Современный этап развития педагогики и школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с  принципом соревновательности разных моделей школ, методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на формирование творческой личности.

Наша общая задача – воспитать всесторонне гармонично развитого человека, способного активно, творчески решать стоящие перед ним задачи, готового и способного творчески, с полной отдачей сил работать.

Одной из основных задач уроков технологии является трудовое воспитание. «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; должно дать ему возможность найти для себя любимое занятие в жизни, возможность реализовать себя и отыскать свое призвание. Но таким ли  является воспитание в наше время?

Образовательная область предмета «Технология» способствует развитию у учащихся функциональной технологической грамотности, общетрудовых знаний и умений, необходимых по всех сферах профессиональной деятельности, формирует такие важные качества личности, как трудолюбие, уважительное отношение к труду, бережливость, упорство в достижении поставленной цели, предприимчивость, творческий подход к принятию решений.

    Главная цель моей работы – это ежечасно, ежедневно, из года в год отдавать ребёнку свой жизненный и душевный опыт, формируя из него человека-личность, развитого всесторонне и гармонично, развивать в нем самостоятельность и творческое мышление.

        Человек так создан, что он должен постоянно познавать новое, думать, фантазировать, развиваться, идти вперёд. Этого можно добиться только в творческом самовыражении.   Актуальность темы. Причины её выбора.

            Актуальность данного направления в работе с детьми мне видится с нескольких позиций.

Во–первых  перед педагогикой сегодня, наряду с традиционными задачами передачи общественного опыта, знаний, выработанных предшествующими поколениями, встают задачи творческого развития личности, где каждый человек приобретает особую значимость и ценность, уникальность своего существования.

Во–вторых, творческие способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование их на практике.

            В–третьих, одной из задач, поставленных перед педагогическим коллективом нашей школы – это развитие творческих способностей школьников, связанных с самостоятельным поиском новых способов деятельности, способностей ставить проблемы и находить пути их решения. 

 Сам предмет «Технология» - это творческий предмет, представляет большие возможности и реализации творческой, разносторонней личности.  На своих уроках стараюсь успешно реализовать эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. В нашей школе есть все условия для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета: хорошая материально-техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, множество наглядных средств, творчество учителя.

Теоретическая интерпретация опыта.

Мой опыт основывается на научных разработках ведущих педагогов и психологов: В.А. Сухомлинского, А.Н. Леонтьева, Ш.А. Амонашвили, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Н.Е. Щурковой и др. Это педагогика здравого смысла, педагогика сотрудничества, гуманно – личностная педагогика, педагогика творчества.

В основе технологии следующие принципы:

·         «Все дети талантливы».

·         «В каждом ребёнке чудо, ожидай его».

На становление моего опыта также повлияли следующие работы:

·         А.М. Матюшкин. Развитие творческой активности школьников.

·         А.П. Волков. Приобщение школьников к творчеству.

Мне очень близки следующие высказывания:

  «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной для здоровья и умственного развития ребёнка зубрёжке… Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

(В.А.Сухомлинский)

 «От учителя требуется большая чуткость, но особенно бережно он должен относиться к замыслам, которыми делятся с ним дети».

(В.А. Левин)

 «У каждого ребёнка есть определённые способности и таланты. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых».

(Н.Т Винокурова)

Учащимися 5 и 6  класса были представлены четыре научно – исследовательские работы:

- «Вторая жизнь изделиям из пластика» (в 2016г. 5 класс отмечен грамотой за  I место на республиканской научно – практической конференции  и региональном научно – практической семинаре где мы выступили  с проектом « Вода источник жизни на земле».

Работая над этим проектом  учащиеся 6 класса многое для себя открыли.

 Чтобы сохранить водоём, дать новую жизнь роднику, мы нашли исток. Мы вместе с ребятами набрали камней и засыпали дорожку. Конечно проводя исследовательскую работу нам помогали и взрослые.

 Какие материалы требуются для восстановления колодца и как  обустроить лестницу что бы сельчанам было удобно спускаться к нему, учащиеся сами делали выводы по ходу работы.

     Для формирования творчески активной личности на уроках технологии способной к саморазвитию использую следующее:

·      развитие творческой активности учащихся;

·      включение учащихся в творческую деятельность;

·      использование методов проблемного обучения;

·      развитие качеств творческого мышления: самостоятельность, критичность

При объяснении теоретического материала использую различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даем задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся класса, тем самым, ставя перед учеником проблему.

На занятиях используем проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставится проблема, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

Заключение.

Формирование творческих способностей учащихся приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

Хочется отметить, что контроль и руководство со стороны учителя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, иначе невозможно свободное проявление личности. Одно из обязательных условий работы – это сотрудничество и сотворчество педагога с ребёнком, создание тёплой атмосферы .Всё это способствует развитию творческих способностей ребят, формирует у него такие личностные качества, как инициативность, ответственность, способность мыслить нестандартно.

Завершить свою работу хочу словами В.А. Сухомлинского: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».

   Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Формирование творческой самостоятельности и инициативности у учащихся на уроках технологии

Формирование творческой самостоятельности и инициативности у учащихся на уроках технологии

Сам предмет «Технология» - это творческий предмет, представляет большие возможности и реализации творческой, разносторонней личности

Сам предмет «Технология» - это творческий предмет, представляет большие возможности и реализации творческой, разносторонней личности

Какие материалы требуются для восстановления колодца и как обустроить лестницу что бы сельчанам было удобно спускаться к нему, учащиеся сами делали выводы по ходу работы

Какие материалы требуются для восстановления колодца и как обустроить лестницу что бы сельчанам было удобно спускаться к нему, учащиеся сами делали выводы по ходу работы

Формирование творческой самостоятельности и инициативности у учащихся на уроках технологии

Формирование творческой самостоятельности и инициативности  у учащихся на уроках технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2020