Формирование творческой самостоятельности и инициативности у учащихся на уроках технологии
Захаров Артур Николаевич
Учитель технологии
Менделеевского бюджетного общеобразовательного учреждения
« Средняя общеоразовательна школа №1»
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества»
(В.А. Сухомлинский)
Современный этап развития педагогики и школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с принципом соревновательности разных моделей школ, методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на формирование творческой личности.
Наша общая задача – воспитать всесторонне гармонично развитого человека, способного активно, творчески решать стоящие перед ним задачи, готового и способного творчески, с полной отдачей сил работать.
Одной из основных задач уроков технологии является трудовое воспитание. «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; должно дать ему возможность найти для себя любимое занятие в жизни, возможность реализовать себя и отыскать свое призвание. Но таким ли является воспитание в наше время?
Образовательная область предмета «Технология» способствует развитию у учащихся функциональной технологической грамотности, общетрудовых знаний и умений, необходимых по всех сферах профессиональной деятельности, формирует такие важные качества личности, как трудолюбие, уважительное отношение к труду, бережливость, упорство в достижении поставленной цели, предприимчивость, творческий подход к принятию решений.
Главная цель моей работы – это ежечасно, ежедневно, из года в год отдавать ребёнку свой жизненный и душевный опыт, формируя из него человека-личность, развитого всесторонне и гармонично, развивать в нем самостоятельность и творческое мышление.
Человек так создан, что он должен постоянно познавать новое, думать, фантазировать, развиваться, идти вперёд. Этого можно добиться только в творческом самовыражении. Актуальность темы. Причины её выбора.
Актуальность данного направления в работе с детьми мне видится с нескольких позиций.
Во–первых перед педагогикой сегодня, наряду с традиционными задачами передачи общественного опыта, знаний, выработанных предшествующими поколениями, встают задачи творческого развития личности, где каждый человек приобретает особую значимость и ценность, уникальность своего существования.
Во–вторых, творческие способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование их на практике.
В–третьих, одной из задач, поставленных перед педагогическим коллективом нашей школы – это развитие творческих способностей школьников, связанных с самостоятельным поиском новых способов деятельности, способностей ставить проблемы и находить пути их решения.
Сам предмет «Технология» - это творческий предмет, представляет большие возможности и реализации творческой, разносторонней личности. На своих уроках стараюсь успешно реализовать эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. В нашей школе есть все условия для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета: хорошая материально-техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, множество наглядных средств, творчество учителя.
Теоретическая интерпретация опыта.
Мой опыт основывается на научных разработках ведущих педагогов и психологов: В.А. Сухомлинского, А.Н. Леонтьева, Ш.А. Амонашвили, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Н.Е. Щурковой и др. Это педагогика здравого смысла, педагогика сотрудничества, гуманно – личностная педагогика, педагогика творчества.
В основе технологии следующие принципы:
· «Все дети талантливы».
· «В каждом ребёнке чудо, ожидай его».
На становление моего опыта также повлияли следующие работы:
· А.М. Матюшкин. Развитие творческой активности школьников.
· А.П. Волков. Приобщение школьников к творчеству.
Мне очень близки следующие высказывания:
«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной для здоровья и умственного развития ребёнка зубрёжке… Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
(В.А.Сухомлинский)
«От учителя требуется большая чуткость, но особенно бережно он должен относиться к замыслам, которыми делятся с ним дети».
(В.А. Левин)
«У каждого ребёнка есть определённые способности и таланты. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых».
(Н.Т Винокурова)
Учащимися 5 и 6 класса были представлены четыре научно – исследовательские работы:
- «Вторая жизнь изделиям из пластика» (в 2016г. 5 класс отмечен грамотой за I место на республиканской научно – практической конференции и региональном научно – практической семинаре где мы выступили с проектом « Вода источник жизни на земле».
Работая над этим проектом учащиеся 6 класса многое для себя открыли.
Чтобы сохранить водоём, дать новую жизнь роднику, мы нашли исток. Мы вместе с ребятами набрали камней и засыпали дорожку. Конечно проводя исследовательскую работу нам помогали и взрослые.
Какие материалы требуются для восстановления колодца и как обустроить лестницу что бы сельчанам было удобно спускаться к нему, учащиеся сами делали выводы по ходу работы.
Для формирования творчески активной личности на уроках технологии способной к саморазвитию использую следующее:
· развитие творческой активности учащихся;
· включение учащихся в творческую деятельность;
· использование методов проблемного обучения;
· развитие качеств творческого мышления: самостоятельность, критичность
При объяснении теоретического материала использую различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даем задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся класса, тем самым, ставя перед учеником проблему.
На занятиях используем проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставится проблема, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
Заключение.
Формирование творческих способностей учащихся приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.
Хочется отметить, что контроль и руководство со стороны учителя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, иначе невозможно свободное проявление личности. Одно из обязательных условий работы – это сотрудничество и сотворчество педагога с ребёнком, создание тёплой атмосферы .Всё это способствует развитию творческих способностей ребят, формирует у него такие личностные качества, как инициативность, ответственность, способность мыслить нестандартно.
Завершить свою работу хочу словами В.А. Сухомлинского: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».
Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.