Формирование учебной мотивации как залог успешного обучения ребенка
Сейчас сложно представить современного успешного человека без знаний и опыта, приобретенных с детства. В школьные годы ребенок начинает приспосабливаться к учебному процессу и осваивать его структуру. Как раз в этот период у ребенка формируется такое личностное качество, как упорство. Это помогает ему добиваться поставленных целей. Поэтому педагогу следует с особым вниманием отнестись к процессу формирования учебной мотивации у детей в школьный период.
В основе каждого действия лежит мотивация. В психологии термин «мотивация» определяется как комплекс побуждающих факторов, которые характеризуют степень активности личности. К побуждающим факторам относятся: стимулы, мотивы и ситуативные факторы, которые являются маркером повседневного поведения человека.
Мотив – причина, лежащая в основе любой деятельности, направленной на удовлетворение внутренних и внешних потребностей. Например, если мы убеждены, что человеку свойственен познавательный мотив, то мы подразумеваем, что и в других ситуациях у него будет проявляться тяга к познанию, то есть будет преобладать познавательная мотивация. Стоит отметить, что движущая сила каждого мотива играет важную роль в формировании мотивации. Часто влияние одного мотива бывает настолько сильным, что оно превышает влияние сразу нескольких мотивов. В основном, чем больше мотивов у человека, тем крепче будет его мотивация. Также можно повысить общий уровень мотивации, если активизировать дополнительные мотивы.
Таким образом получается, что общий уровень мотивации зависит:
- от числа мотивов, способных стимулировать деятельность;
- от актуализации ситуативных факторов;
- от силы мотива;
Мотивы – это относительно стабильная причина, по которой совершается та или иная деятельность. В то время мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы, которые, в свою очередь, изменяются под влиянием различных людей и ситуаций. Ситуативные факторы сильно влияют на мотивацию школьника. Среди ситуативных компонентов большое значение имеют требования учителя, существующая атмосфера в классе, а также сложность задания. Так как ситуативные факторы не является постоянными, на них может оказываться влияние, которое способно их изменить.
Потребность, как и мотивация, тоже является движущей силой любой деятельности человека. Потребность – это состояние нужды в чем-то, без чего невозможен процесс жизнедеятельности организма, развития человеческой личности, группы и общества в целом. Все потребности делятся на два вида: биологические и социальные. Биологические потребности свойственны всем живым организмам, в основном животным и человеку. Социальные потребности носят второстепенный характер и добавляют биологические потребности. Потребности зависят от уровня развития экономики и культуры страны.
Стимул – это побудительная причина, влияющая на изменение психологического состояния человека.
Павел Максимович Якобсон представляет свою классификацию мотивов. Первый вид мотивов носит название «отрицательные». Под этим подразумевается степень заинтересованности школьника, которая предполагает понимание неизбежности неприятностей из-за невыполнения своих школьных обязанностей. Это могут быть и замечания преподавателей, и неприятные разговоры с родителями. В большинстве случаев это учеба без особого желания и интереса. В такой ситуации для школьника получение образования не является приоритетом так же, как и регулярное посещение учебного заведения. Процесс мотивации здесь будет проходить под девизом «выбрать из двух зол меньшее». Желание посещать образовательную организацию не соотносится с потребностью получения знаний и навыков, которые могут пригодиться в будущем и обогатить личностные качества. Здесь мотив выступает в качестве необходимости. Обычно те школьники, которые руководствуются таким мотивом, терпят неудачи в изучении тех или иных предметов. Для того чтобы следовать этому мотиву, необходимо воспитывать в себе силу воли, дабы успешно справляться с возникнувшими затруднениями.
Второй вид мотивов учебного процесса связан с ситуациями, которые возникают в свободное от учебы время. Именно они оказывают благоприятное воздействие на процесс обучения. Влияние общественных масс воспитывает у учащегося чувство долга, которое обязывает его получить высшее образование. Наличие диплома о высшем образовании позволяет самореализоваться и стать полноценным гражданином своей страны. Такая мотивация в обучении, если она является приоритетной, делает учение не только осмысленным и необходимым, но и увлекательным. Стремление быть полезным обществу и своей семьи дает силы для преодоления трудностей и создает благоприятную атмосферу для проявления таких качеств, как выдержка, усердность и настойчивость.
Третий вид мотивов непосредственно связан с самим учебным процессом. Эти мотивы формируют желание учиться и стремление добиваться новых высот. При успешном освоении нового материала, учащийся испытывает удовольствие от повышения своего уровня знаний. Такая мотивация отражает устойчивые когнитивные процессы. Мотивация учебного процесса зависит от личности каждого учащегося, от его потребности в достижении успеха, а может и наоборот, от нежелания воспринимать информацию, работать над собой и прикладывать усилия в изучении учебных материалов.
Для того чтобы повысить мотивацию учащегося, следует обратить внимание на организацию процесса обучения и ближайшее окружение, которое имеет как прямое, так и косвенное влияние на формирование личности. Для того чтобы у школьника проявился интерес к изучаемому предмету, необходимо, чтобы он понимал целесообразность выполняемых действий, а также не имел внутреннего протеста. Из этого следует, что ученик должен внутренне осознавать и принимать необходимость выполнения поставленных задач.
А. К. Маркова приводит классификацию психологических принципов, направленных на формирование мотивации у школьников:
- необходимо учитывать возраст школьника при планировании учебного процесса. Определение перспектив развития мотивации;
- вовлечение ребенка в активный вид деятельности и взаимодействие с другими людьми;
- появление непривычных действий школьника, проявляющихся в мотивации к новым типам отношений. К предмету изучения – познавательная активность; к другому человеку – социальная активность; к себе – умение переносить мотивацию с одной сферы на другую; Основываясь на этих элементах, личность учащегося развивается как субъект учебного процесса, субъект коммуникативной ситуации, субъект мотивационной среды;
- качественная трансформация отдельных составляющих мотивационной среды, свободное регулирование как признак завершенности вышеуказанных элементов в этой среде;
- направленность на объединение двух главных способов развития мотивации в обучении: овладение учащимся «знакомых» мотивов, которые выступают в качестве примера, предлагаемого обществом (путь «сверху вниз»); вовлечение школьника в активный вид деятельности, который приводит к приобретению действующих мотивов (путь «снизу вверх»);
- способность оказывать влияние на формирование характера мотивации через способ обучения.
А. К. Маркова подчеркивает, что формирование мотивации является продолжительным процессом, тесно связанным с формированием личности. При этом отмечается, что познавательные мотивы могут перестраиваться быстрее, чем социальные. Познавательные мотивы состоят из «всех видов активного отношения к учению как к познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания; все виды познавательных мотивов».
Способность привлечь внимание школьника к обучению является одной из актуальных проблем в настоящее время. В начальной школе дети не проявляют должного интереса к добросовестному исполнению школьных обязанностей. Поэтому стоит обратить внимание на то, как ребенок понимает мотивы обучения, так как это формирует основу его дальнейшего интеллектуального развития и стремления к познавательной деятельности.
Период обучения в начальной школе является важным в жизни школьника, потому что именно в это время в нем формируется желание получить образование. Мотивация является неотъемлемой частью в процессе обучения и оказывает сильное влияние на результативность и успеваемость.
Важными компонентами любого мотивационного процесса выступают интересы, желания, намерения, задачи и цели. Те дети, которые проявляют неподдельный интерес к той или иной сфере, как правило, обладают стремлением к изучению и самостоятельной деятельности в этой сфере. Это стимулирует развитие образовательного процесса, который положительно влияет на успеваемость по изучаемым предметам.
При формировании педагогического процесса необходимо обратить внимание на следующие факторы. Они способствует увеличению мотивации к учебному процессу:
- содержание учебного материала;
- проведение учебного процесса;
- стиль преподавания;
- форма учебной деятельности (групповая/индивидуальная);
- выставление отметки учебной деятельности;
Вышеизложенные
факторы должны иметь только положительное значение. Учащиейся не должен
испытывать психологическое давление. Если возникла необходимость сделать
замечание по выполнению задания, то для начала стоит обратить внимание на
положительный аспект деятельности ученика. Благоприятное восприятие
преподавателем себя и своих учеников, хорошо влияет на рабочую атмосферу и
повышает учебную мотивацию. Иными словами, если учитель в состоянии создать
достойные условия для проведения занятия, то урок пройдет успешно, так как будут
отсутствовать психологические барьеры, которые могут стать источником
тревожности и напряженности и препятствовать эффективному обучению.
Преподаватель
не должен забывать, что неправильно организованное занятие может стать причиной
потери интереса к изучаемому предмету и процессу обучения в целом, а также
способствовать возникновению неэффективной рабочей обстановки. Отсутствие
интереса к изучаемой дисциплине может привести к асоциальному поведению,
которое влечет за собой пропуск занятий. Чтобы это избежать, необходимо
учесть, что проявление заинтересованности в предмете у школьника возникаетпроявляется
в первые дни пребывания в школе. Поэтому главной задачей преподавателя является
построение занятия таким образом, чтобы получение знаний помогло только укрепитьляло
заинтересованность в дисциплине и усилитьивало мотивацию
ребенка.
При выстраивании профессиональной деятельности, педагогу следует обратить внимание, что разнообразие школьного возраста характеризуется различными интересами.
Дети младшего школьного возраста более склоны к когнитивной деятельности. В этот период школьник активно исследует ранее ему неизвестное. Происходит процесс первичной социализации личности, освоение своей позиции в обществе.
Дети среднего школьного возраста руководствуются социальными мотивами. Они активно стремятся занять место в коллективе, получить одобрение со стороны общества, развить навыки, которые можно использовать в коммуникативной ситуации и налаживании отношений друг с другом.
Дети старшего школьного возраста заинтересованы в когнитивных мотивах саморазвития, проявляют заинтересованность в предметах, связанных с будущей профессией. Проявляются социальные мотивы, которые выражаются принятием коллектива.
Для того чтобы найти подход к учащемуся, который не проявляет особого интереса к учебе, первым делом следует выяснить причины отсутствия желания учиться. Чтобы это определить, необходимо прибегнуть к помощи школьного психолога.
Главные причины отсутствия желания учиться:
- проблемы по данной учебной дисциплине;
- отсутствие самоорганизации;
-нарушение взаимоотношений с педагогом, родителями, одноклассниками;
- отсутствие мотивации (наличие узкокогнитивных мотивов).
Принимая во внимание вышеизложенную информацию, прилагается список рекомендаций по созданию и укреплению мотивационной среды как для преподавателей, так и для родителей.
Рекомендации учителю по формированию мотивационной сферы учащегося
1. Правильно планировать учебное занятие. Для успешного проведения урока, необходимо составить план занятия и сформулировать основные темы, идеи и понятия. Чтобы сохранить интерес на протяжении всего учебного процесса, следует проявить изобретательность и привнести элемент неожиданности. Например, направить всё внимание на другой вид деятельности.
2. Контролировать уровень сложности преподаваемого материала. Он не должен быть слишком простым или сложным. Информация должна соответствовать психофизическому развитию учащегося. Нарушение этой рекомендации провоцирует умственную перегрузку учащихся и уменьшение интереса к изучаемому предмету. Учебные задачи не должны быть легкими в выполнении, на их выполнение должно затрачиваться определенное усилие. Это поможет проявиться способности к преодолению трудностей. Тем не менее не стоит использовать слишком трудные задачи. Они могут вызвать разочарование и повлияют на учебную мотивацию.
3. В течении занятия стоит отмечать особым вниманием успехи учащихся. Любой успех следует поощрять, даже самый незначительный. Это будет стимулировать учеников на дальнейшее активное участие в учебном процессе. Но и не стоит чрезмерно поощрять, так как этим можно обесценить похвалу.
4. Предоставляйте ученикам возможность самим справляться с поставленной задачей. Задачи на занятии должны быть увлекательными и нескучными.
5. Продемонстрируйте школьникам заинтересованность в их мнении на различные вопросы. Проведите дебаты, споры, дискуссии. Но не стоит забывать адекватно оценивать ситуацию.
6. Уделяйте внимание способам и решениям, которые были предприняты в ходе занятия. Это повлияет на укрепление самооценки и уверенности в себе. Не стоит делать акцент только на итоге работы.
7. Привлекайте внимание к процессу выставления отметок. Это поможет развить самоконтроль.
8. При укреплении мотивационной среды можно сделать упор на воспитательную роль классного коллектива. Но не стоит слишком часто прибегать к этой модели поведения, так как это может отразиться на познавательной активности класса.
9. Следуют поддерживать легкую и позитивную учебную атмосферу на занятии.
10. Важно учитывать взаимоотношения учащихся друг с другом в классе. Если в классе наблюдаются конфликтные ситуации, то найти способ их решить, так как это может негативно отразиться на психоэмоциональном состоянии ребенка и приведет к снижению учебной активности.
11. Стоит обратить внимание, какое место в организации учебного процесса занимает преподаватель. Педагог должен контролировать исполнение заданий, а также наблюдать за соблюдением правил поведения, но никак не быть в роли смотрителя и надзирателя. Также не допускается выполнение задания за ребенка.
Рекомендации для родителей по формированию и развитию учебной мотивации
1. Интересуйтесь школьной жизнью вашего ребенка. Он должен чувствовать заботу и заинтересованность в его делах.
2. При возникновении затруднений с выполнением домашнего задания, окажите ребенку помощь, но Вы не должны выполнять задание за него. Проявите достаточно терпения, чтобы объяснить и направить на правильное решение.
3. Активно проводите время с ребенком. Занимайтесь отвлеченной от школьной программы деятельностью. Это может быть совместное чтение книг или рисование.
4. Не стоит сравнивать своего ребенка с другими детьми. Достойно оцените его способности.
5. Станьте примером для вашего ребенка. Покажите ему, что Вы тоже находитесь в постоянном поиске чего-то нового и не теряете время впустую, а развиваетесь.
6. Не переусердствуйте с количеством сложным задач. Следует помнить, что большой объем материала может снизить интерес к учебе. Стоит постепенно увеличивать нагрузку.
7. Будьте рядом с вашим ребенком в любых начинаниях. Не ругайтесь на него, если что-то не получается. Детально объясните, как стоит выполнять задание.
8. Не забывайте привносить что-то новое в рутинные процессы, будь то рисование или чтение книг.
9. Оборудуйте комнату вашего ребенка всем необходимым. Она должна быть уютной и удобной. Не запрещайте ему помогать Вам в обустройстве.
Мотивация оказывает сильное воздействие на успеваемость ребенка и определяет его результативность в учебном процессе. Несформированность учебных мотивов необратимо ведет к снижению успеваемости, пропуску занятий и деградации личности. Таким образом основная задача педагога заключается в умении правильно организовывать учебный процесс, дабы повысить учебную мотивацию. Преподаватель должен понимать и учитывать психоэмоциональное состояние школьника. Мотивация ориентируется на решение поставленных задач, максимально призывая к проявлению активности и самостоятельности. Мотивы и цени складываются и развиваются с учётом уже имеющегося опыта и индивидуальных особенностей самого ученика.
Список источников:
1. Ильин Е. П. И46 Психология для педагогов. — СПб.: Питер, 2012. — 640 с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2010. -448с.
3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. -192с.
4. Маркова А.К., Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983. -96с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.