Формирование учебной мотивации младших школьников на уроках литературного чтения с применением интерактивной доски Smart Board
Оценка 4.7

Формирование учебной мотивации младших школьников на уроках литературного чтения с применением интерактивной доски Smart Board

Оценка 4.7
Документация
docx
русская литература
7 кл—11 кл
14.03.2020
Формирование учебной мотивации младших школьников на уроках литературного чтения с применением интерактивной доски Smart Board
в статье рассматривается возможность применения интерактивной доски Smart Board на уроках литературного чтения в начальной школе для повышения мотивации обучающихся.
Формирование учебной мотивации младших школьников с ИД Smart Board.docx

Семенова Дарья Сергеевна,

учитель начальных классов 1 категории, МБОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа» № 3, Пермский край, Добрянский район, пгт.Полазна.

 

Формирование учебной мотивации младших школьников на уроках литературного чтения с применением интерактивной доски Smart Board

 

Аннотация: в статье рассматривается возможность применения интерактивной доски Smart Board на уроках литературного чтения в начальной школе для повышения мотивации обучающихся.

Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, интерактивное обучение, интерактивная доска Smart Board, модель учебной мотивации младшего школьника.

Формирование учебной мотивации на уроках литературного чтения – главная задача учителя начальных классов, которую очень сложно решить в современное время. Сегодня, дети в условиях преобладания телевидения и Интернета не читают, в связи с чем возникают трудности в поддержании интереса к урокам литературного чтения. Все чаще современные учителя стали задаваться вопросом о том, как заинтересовать, увлечь и замотивировать учащихся. В программе по литературному чтению для 1- 4 классов общеобразовательной школы говорится о том, что главной целью уроков в начальной школе является формирование грамотного читателя, то есть литературное чтение обязывает учителя заняться проблемой мотивированного чтения.

Изучением проблемы мотивации занимались такие зарубежные психологи, как Левин К., Олпорт Г., А.Маслоу, Хеннинг.

Среди отечественных исследователей можно выделить Божович Л.И., Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, Маркову А.К., Матюхину М.В. Психолого-педагогическим изучением младшего школьного возраста занимались Выготский Л.С., Ермолаев О.Ю., Шадриков В.Д., Липкина А. И., а разработкой диагностических методов занимались такие педагоги и психологи, как Елфимова Н.В., Бадмаева Н.Ц., Дубовицкая Т.Д.

В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца XX и начала XXІ века, современный урок - это, прежде всего урок, направленный на такой процесс обучения, при котором невозможно неучастие младшего школьника. Так, современный урок должен быть основан на взаимодействии всех участников образовательного процесса, и именно интерактивные технологии обучения позволяют вовлечь в урок каждого обучающегося.

По мнению Г.И. Харченко интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.

Интерактивные технологии направлены на то, чтобы заинтересовать, мотивировать, нацелить на достижение результатов.

Интерактивная доска является одним из средств интерактивных технологий. Интерактивная доска - это сенсорный экран, подключаемый к специальному проектору, передающему изображение на поверхность доску, при этом с помощью прикосновения к доске можно управлять изображением.

Актуальность исследования обусловлена потребностью учителей начальных классов в определении оптимальных способов применения и организации использования интерактивной доски Smart Board на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования учебной мотивации младших школьников.

Целью нашего исследования было разработать и апробировать комплекс материалов к УМК «Школа России» по литературному чтению с использованием интерактивной доски Smart Board для формирования учебной мотивации младших школьников.

Так, в ходе анализа научно-исследовательской литературы был сделан вывод, что учебная мотивация – это сложное, системное образование, состоящее из познавательных и социальных мотивов учения. На основе этого нами была выстроена модель учебной мотивации младшего школьника. (рис. 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 – Модель учебной мотивации младшего школьника

Так, среди познавательных мотивов можно выделить любознательность, содержание учения и широту интересов, все данные мотивы связаны между собой и их развитие зависит не только от самого ребенка, но и тех, кто его окружает и, кто дает ему эти знания, в какой форме они преподносятся. Социальные мотивы представляют собственный авторитет, так как для младшего школьника важно быть принятым в классе, не быть изгоем, ведь общение играет для него немаловажную роль. Другими социальными мотивами являются авторитеты взрослых – родителей и учителя, так как ребенок всегда ждет одобрения своей деятельности, похвалы как знак того, что он движется в верном направлении. Третья категория мотивов – узко-личностные мотивы, такие как ответственность и долг, реализация энергии, признание окружающими, страх порицания. Стоит обратить внимание, что признание окружающими может носить как положительный, так и отрицательный характер, так как младший школьник, который будет получать слишком много одобрения начнет останавливаться в своем развитии. Детям постоянно нужен стимул для роста. Страх порицания же носит отрицательный характер, так как со временем слишком жесткие рамки и угрозы перестанут действовать на младшего школьника, и он перестанет действовать, не сможет контролировать свою деятельность, тем самым потеряет себя.

В современных условиях возникает необходимость рассмотреть проблему формирования учебной деятельности в единстве с проблемой индивидуальности человека, ибо, с одной стороны, учение обусловлено способностями человека к обучению, а с другой - важно предупредить отставание темпов индивидуальной социализации и обучения от темпа развития человеческой культуры.

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия.

Таким образом, в ходе анализа методической, и психолого-педагогической литературы мы сделали следующие выводы:

- Мотивация к чтению проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, периодической и справочной литературе, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки.

- Главной особенностью детей младшего школьного возраста является преобладание непроизвольного внимания над произвольным. Эта особенность позволяет сделать вывод, мотивация на уроках литературного чтения наиболее эффективно воздействует на развития читательской грамотности. Уроки в начальной школе должны быть насыщенными и яркими, наполненными разнообразными заданиями.

- Процесс развития мотивации к чтению младших школьников будет эффективным, если на уроках литературного чтения будут использованы разнообразные формы и методы обучения.

- Интерактивная доска позволяет учителю активизировать познавательную деятельность младших школьников.

- Использование интерактивной доски на уроке позволяет применить разнообразные образовательные ресурсы, улучшает мотивацию, делает занятия увлекательными как для учителя, так и для учащихся.

- Методически правильная работа с интерактивной доской может помочь учителю проверить знания всех учащихся класса на уроке.

- Возможности интерактивной доски позволяют учителю на любом этапе урока воспользоваться данными, используемыми ранее, что дает возможность для обсуждения учащимися сложных вопросов темы и способствует лучшему усвоению изучаемого материала.

Так, на основе полученных выводов нами был разработан, апробирован и проведен цикл из 5 уроков с применений интерактивной доски на уроках литературного чтения в младшей школе.

Проведенная опытно-практическая работа по формированию учебной мотивации младших школьников на уроках литературного чтения с применением интерактивной доски Smart Board позволила сделать следующие выводы:

- с применением интерактивной доски на уроках литературного чтения, дети стали относится к урокам литературного чтения спокойнее и увереннее, что способствовало созданию комфортной среды и благоприятного климата на уроке;

- интерактивная доска позволила подходить к делу более творчески не только учителю, но и младшим школьникам, об этом свидетельствует рост мотива творческой самореализации;

-  с применением интерактивной доски возросли учебно-познавательные мотивы школьников, особенно мотив, заключающийся в самом процессе обучения. Это говорит о том, что детей стали увлекать уроки литературного чтения. Если раньше они выполняли задания только потому, что этого требовал учитель, то после проведенной работы стало видно, что дети сами тянутся выполнять задания.

- интерактивная доска способствовала тому, что дети «ушли» от желания просто получить отметку к желанию работать на уроке и узнавать новое, вести диалог, как с учителем, так и со своими сверстниками.

- использование интерактивной доски Smart Board является эффективным средством вовлечения обучающихся в активный процесс познания. Опыт работы с интерактивной доской подтверждает эффективное положительное влияние сочетания ее возможностей и реализации дидактических принципов новизны, наглядности, коммуникативной активности, межпредметных связей, интерактивности, обратной связи, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, а также личностно – ориентированного обучения.

В ходе опытно – практической работы была проведена и подтверждена гипотеза о том, что если на уроках литературного чтения в начальной школе применять комплекс методов и приемов использования интерактивной доски Smart Board, то, вероятно, это будет способствовать положительной динамике формирования учебной мотивации младших школьников.

  Перспектива работы заключается в дальнейшем и более широком изучении проблемы о возможностях использования ИД на уроках литературного чтения с целью развития креативных способностей детей и их ИК компетенции.


 

Семенова Дарья Сергеевна, учитель начальных классов 1 категории,

Семенова Дарья Сергеевна, учитель начальных классов 1 категории,

Целью нашего исследования было разработать и апробировать комплекс материалов к

Целью нашего исследования было разработать и апробировать комплекс материалов к

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании

Smart Board является эффективным средством вовлечения обучающихся в активный процесс познания

Smart Board является эффективным средством вовлечения обучающихся в активный процесс познания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2020