ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПОНИМАТЬ ИСПОЛЬЗОВАНННЫЕ В ТЕКСТЕ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Королькова Т.В., учитель начальных классов
Конечная цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – литературное развитие обучающихся, предполагает решение двух основных задач, а именно: во-первых, это совершенствование навыка чтения во всех его качествах и формирование полноценного типа читательской деятельности, подразумевающего развитие читательских умений, привитие интереса и любви к чтению; во-вторых, это подготовка к изучению литературы в среднем звене школы.
Решение этих задач предполагает обучение не просто чтению, но и пониманию, осмыслению и переосмыслению прочитанного, то есть анализу художественного произведения. Следовательно, необходимо выделять на уроках достаточное количество времени на усвоение литературоведческих понятий, сведений, средств.
Усвоение младшими школьниками происходит в процессе работы над художественным произведением, когда на уроке выделяются в тексте образные выражения. Важно научить детей видеть изученные литературные приемы в тексте и понимать цель, которую преследовал автор, используя в своем произведении тот или иной прием.
Понятно, что полноценная деятельность учащихся в этом направлении возможна, начиная с 3 класса, т.к. урок литературного чтения в 1-2 классах – это, в основном, обучение выразительному чтению.
В начальной школе мы работаем с такими средствами художественной выразительности – сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, фразеологизмы, синонимы, антонимы, омонимы.
Сначала вся работа в начальных классах проводится в практическом плане, без называния терминов, позже вводятся и сами термины. На доске и у ребят есть памятки, которыми они пользуются на уроке.
Дождик тихо плачет,
Солнышко смеется.
Явление это
Олицетворением зовется.
Великолепный, лучезарный,
Быть может, чуточку коварный.
Его назвать вы все хотите -
Неподражаемый эпитет.
Находить изобразительные средства в читаемом тексте – сложная, но увлекательная работа, раскрывающая секреты мастерства писателя, какими изобразительными средствами пользовался автор для создания столь яркого образа.
Так благодатным материалом для знакомства со сравнениями являются загадки, которые помогают детям понять, как с помощью сравнения емко и красочно создается образ. "Кругла, а не мячик, с хвостом, а не мышь, желта, как мед, а вкус не тот. (репа)"
Сначала выясняем, какие слова помогли отгадать загадку, с чем сравнили отгадываемый предмет.
Чтобы вызвать в воображении учащихся картины, образы, предлагаем представить, как тихо - тихо летят снежинки, обгоняют друг дружку... , на что они похожи, рассказать кто видел такой легкий снег. Дети сравнивают снег с лёгкими пушинками, с тополиным пухом, с лебяжьим, они порхают, кружатся, витают в воздухе. Потом пробуем сами сочинить загадки.
Игру «Загадайка» можно проводить по группам. Несколько предметов или их изображений на карточках складываются в коробочку, вынимая по одной, дети об этом предмете придумывают сравнение, описывают его или сочиняют загадку.
Как трава зеленый, играет, как на скрипке, прыгает, как лягушка. (Кузнечик)
С хвостиком, как поросенок, полосатый, как зебра, с семечками, как подсолнух. (Арбуз)
При работе над стихотворениями хорошо показать детям, как сравнение помогает лучше понять и ярче представить то, что изображает автор.
З. Александрова "Снежок"
Снежок порхает, кружится, |
Где
летом пели зяблики, На ветках снегири. |
Снежок
изрезан лыжами, |
Сначала ребята работают с картинками, на что похож лед, снегири, почему кошка ловит снежинки, на что похож снег. Потом читают стихотворение, выясняют, как автор с помощью слов изобразил картину. Выясняем с чем сравнил лед, снегирей, снег. Упражнения в самостоятельном подборе сравнений помогают в дальнейшем использовать сравнения в устных рассказах и письменных сочинениях.
Эпитет - это художественное определение, дающее яркое, образное представление о предмете или явлении. Работа над эпитетом начинается с выяснения, почему так, а не иначе определен предмет. Чаще всего эпитет - прилагательное, но он может быть выражен именем существительным: Идет волшебница зима. (А. Пушкин.) или наречием: Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. (А. Пушкин.)
Очень важно, чтобы дети поняли поэтичность образов. В стихотворении С. Есенина «Береза» дети встречаются с такими определениями - эпитетами: «на пушистых ветках», «сонная тишина», «золотой огонь». Объясняя смысл этих словосочетаний, дети говорят: «Ветки пушистые потому, что они в инее, в снегу. Сонная тишина - очень тихо кругом, как будто все спит, береза стоит в сонной тишине. А когда поднялось солнце, то снежинки заблестели. Они как будто горят в золотом огне». Подобные ответы школьников свидетельствуют о поэтическом восприятии стихотворного текста, помогают представить картину, описанную поэтом.
Использую прием «Нарисуй картину», но не на бумаге , а в своем воображении.
Дети опускают голову на парту, закрывают глаза и представляют то, о чем я читаю. Затем использую прием "словесное рисование". Дети рассказывают какие картины они нарисовали в воображении, стараясь использовать сравнения, эпитеты, олицетворения и др сред выразительности.
Очень важно, чтобы образные средства языка были использованы детьми в собственной речи.
Проводятся специальные упражнения по подбору эпитетов. Работа состоит в следующем. Учащимся предлагается подумать, как можно сказать о хорошо знакомом предмете, например: о вечернем небе, о разбушевавшемся море, о теплом ветерке. Ребята на уроке подобрали эпитеты: небо огненное, пылающее, багровое, теплое, спокойное; море грозное, свирепое, могучее, жестокое, величественное; ветерок - ласковый, мягкий, нежный.
Если постоянно обращать внимание на эпитеты, то у учащихся накопится некоторый опыт их применения. Школьники начинают употреблять эпитеты в пересказах, рассказах, сочинениях.
Огромной изобразительной силой обладает метафора. Объяснение метафор (без термина) начинается в I классе. Метафоричность речи свойственна младшему школьному возрасту. «Солнышко спать ушло», «Собака любит загорать», «Травка пить хочет» - такие выражения часты в речи дошкольников. Дети, взрослея, становятся реалистами и постепенно отказываются от поэтического, сказочного восприятия мира. Поэтому в I классе уже можно сказать, что такие хитрости используют писатели для создания образов. Сами дети уже способны объяснить смысл словосочетания "золотые руки", это может послужить отправной точкой к работе на уроке знакомства с метафорой.
Перед учащимися III, IV классов следует иногда ставить вопрос: «Почему писатель сказал именно так?» Это поможет детям почувствовать эмоциональные оттенки, которыми окрашена метафора.
Нередко встречаются такие метафоры, в которых явления природы, неживые предметы уподобляются живым существам (олицетворения). Очень нравится детям работа с олицетворениями.
К.Бальмонт
…Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
-Действительно ли солнце может смеяться?Почему? (неживой предмет) Кто может смеяться? (Человек-живое существо)
«Черемуха душистая/С весною расцвела...» (С.Есенин). Черемуха, будто девушка, завила свои ветки... Ручей поёт черемухе песню.. И черемуха, и ручей воспринимаются детьми, как живые действующие лица, они живут подобно людям. Ребята без особого труда сами находят олицетворения.
Игра «Оживи предмет»: называю слово «туча»- плачет ; «месяц»- спит; ветер-злится; «небо»-хмурится, «грибы»- прячутся, «осень»- печалится
Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Школьник приобщается, таким образом, к стилистике художественной речи, сам овладевает простейшими изобразительно-выразительными средствами.
Этим же целям служат и работа: с синонимами, антонимами, фразеологизмами, многозначностью слов. Уже в букваре начинается эта работа. Работа с антонимами начинается с анализа пословиц: Труд кормит, а лень портит. Лето собирает, а зима подъедает.
Затем вводятся и специальные упражнения. Народные сказки содержат, как правило, противопоставление добра и зла, безобразия и красоты, ненависти и любви, правды и лжи.
Практическая работа с синонимами, наблюдения над ними с определением различных оттенков и вариантов одного явления, формируют у учащихся понятие о синонимах. Например, в «Азбуке» дети читают предложение: «Все они хотят счастья, светлого, солнечного неба.» Обращаем внимание на то, что слово «солнечный» усиливает значение слова «светлый». Работая с пословицами часто приходится спрашивать толкование слова (Как сказать по-другому?) или пояснять значение путем подбора синонимов.
Любят дети упражнения на подбор синонимов, пар антонимов (Слайд) по картинкам, работа с шарадами Слайд:
Я синоним осьминога, а без «с» в метле нас много. (прут)
Я-антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна, называюсь тишина
Знакомство с многозначностью слова происходит в I классе на примере предложений, или небольших рассказов, или стихотворений. Дети поясняют о каких предметах идет речь, какие картинки подходят к данному предложению. Узнают, что такие слова называются многозначными. А потом и сами называют такие слова. Составляют с ними предложения.
От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно им даются в занимательных, игровых материалах: Снег засыпает дороги, зверь засыпает в берлоге. Не хочет косой косить, косой говорит: «Коса коса». Выделяем омонимы цветными карандашами.
. В текстах учебников начальных классов встречается очень много фразеологических единиц - в баснях, в народных сказках, в стихотворениях и идет непосредственная работа над фразеологизмами и объяснением фразеологических единиц.
Глеб у доски повесил нос
Краснеет до корней волос
Он в этот час, как говорится,
Готов сковозь землю провалиться.
О чем же думал он вчера, когда баклуши бил с утра?
Большой интерес у детей вызывает информация о происхождении фразеологизмов, например «бить баклуши»
-------------------
Ребятам очень нравится строить предложения или придумывать истории, где уместно употребить фразеологический оборота. Очень нравится рисовать картинки к фразеологизмам или отгадывать фразеологизм по картинкам.
Начальная школа не ставит перед собой цели дать учащимся теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер. Обобщая сказанное, назовем основные приемы работы над изобразительными средствами языка:
а) обнаружение в тексте «образных» слов;
б) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися или указанных учителем;
в) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе?
г) использование проанализированных и понятных образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;
д) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;
е) специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов и т.д.
1. Допиши о ком
1. Голоден как ________________ 2. Хитер как ___________________
3. Труслив как ________________ 4. Здоров как _____________________
2. Выдели эпитет синим цветом, сравнение- зеленым, олицетворение - красным.
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя;
То как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый, к нам в окошко постучит.
3. Соедини название средства выразительности и его определения.
олицетворение |
Художественное определение |
эпитет |
Переносное значение слова, указывающее на сходство сравниваемых предметов или явлений |
метафора |
Наделение предметов, явлений чувствами, настроением, способностями, характером человека. |
4. Что обозначают фразеологизмы?
на краю света
зарубить на носу
кот наплакал
баклуши бить
5. Прочитайте предложения. Выделите фразеологизмы . Замените их синонимичными фразами.
Егор сидел ни жив, ни мертв, ожидая наказания.
Его сестра делала уроки спустя рукава.
Разговор о походе они отложили в долгий ящик.
7. Из слов правой и левой колонок составьте словосочетания.
Луч |
Неприступный |
8. Подберите к данным словам эпитеты
Солнце
___________________________________________
Туман
____________________________________________
Огонь
____________________________________________
Свет
_____________________________________________
Тишина
___________________________________________
9. Подбери синонимы к словам.
думаю
добрый
10. Подбери антонимы
отвратительно
очаровывать
11. Прочитай, найди и подчеркни антонимы.
Трус умирает сто раз, смелый живёт вечно. Хороша вещь, когда новая, а друг – когда старый.
12. Из перечисленных синонимов выбери нужный.
Даже в самый____________________ (жаркий, горячий, жгучий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или берёзы, клёна или дуба, то почувствуешь, что он прохладный.
13. Укажите
ряд антонимов:
А) Горячий, тёплый; В) Вражда, ненависть; С) Добро, сочувствие;
Д) Соединение, разъединение; Е) Истина, правда.
14.
Определите антоним к словосочетанию бедная растительность:
А)
Убогая растительность; В) Пышная растительность; С) Небогатая
растительность; Д) Ничтожная растительность; Е) Скудная растительность.
15. Какая пара слов не является синонимами
1) белый-светлый
2) коллосальный - огромный
3) мчаться - идти
4) глаза – очи
16.Найдите лишнее слово в ряду синонимов:
1) маленький,
2) мизерный,
3) крохотный,
4) небольшой,
5)пушистый.
17. Найдите
многозначные слова.
Ребёнок протянул маленькую ручку и поднял тяжёлый чемодан. А он
говорит, что у этого певца тяжёлый характер. Я достала из портфеля ручку и
расписалась. За окнами – седая зима. А в капкане лежал волчий хвост. Старушка
покачала седой головой. К концу дня у Серёжи появился волчий аппетит.
Умение отобрать и употребить слово в свойственном ему значении в зависимости от темы высказывания - один из первых и важных шагов в развитии лексической культуры и вообще речевой культуры детей. Школьники впервые начинают понимать, что значит говорить или писать на ту или иную тему, пользуясь богатством языка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.