«Формирование умения планировать учебную деятельность на уроках русского языка в начальной школе».
Оценка 4.6

«Формирование умения планировать учебную деятельность на уроках русского языка в начальной школе».

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык
28.03.2022
«Формирование  умения планировать учебную деятельность  на уроках русского языка в начальной школе».
Особое место среди всех регулятивных универсальных учебных действий занимает планирование. Любая профессиональная деятельность начинается непосредственно с составления плана действий. План действий – это фундамент, от «прочности» которого зависит успех учебной деятельности учащихся. Поэтому в начальной школе необходимо уделять особое внимание формированию умения планировать учебную деятельность. Работа представляет собой описание конкретных методов и приёмов формирования умения планировать в начальной школе.
Планирование.docx

«Формирование  умения планировать учебную деятельность

 на уроках русского языка в начальной школе».

Особое место среди всех регулятивных универсальных учебных действий (РУУД) занимает планирование. Любая профессиональная деятельность начинается непосредственно с составления плана действий. План действий – это фундамент, от «прочности» которого зависит успех учебной деятельности учащихся.  Умение правильно распределить свое время на уроке помогает быстро достичь поставленной цели. Для учителя наиболее важным остается научить ребенка самостоятельно  планировать свои действия в условиях ограниченного учебного времени. В реальности же чаще всего учащиеся действуют по уже намеченному плану, по инструкциям, содержащимся в различных источниках информации,  или планируют свои действия в сотрудничестве с учителем, а главным результатом работы учителя становится освоение     программы и диагностика предметных результатов. Поэтому в начальной школе необходимо уделять особое внимание формированию умения планировать учебную деятельность.

  С целью выбора наиболее эффективных приёмов и методов формирования умения планировать учебную деятельность на уроках русского языка сформулируем ведущую педагогическую идею. «Значимость умения составлять план состоит в синтезировании основных логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, аналогия и др.)».

Для реализации данной идеи предлагаем построить модель организации деятельности, состоящую из 4 этапов.

Первый этап - подготовительный. На данном этапе мы проводим входную диагностику с целью определения уровня сформированности РУУД. Мониторируем метапредметные универсальные учебные действия с помощью тетрадей «Учимся учиться действовать» (Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В.). Подготовительный этап работы проводится в 1 классе в 1-2 четверти.

Второй этап модели организации - проектировочный. На данном этапе (1 класс 2-3 четверти) мы выбираем наиболее  эффективные приёмы и методы планирования.

На третьем этапе, реализационном, осуществляется действие в соответствии с выбранными приёмами и методами работы. Промежуточные, а позже итоговые данные по уровню сформированности умения планировать свою деятельность фиксируются в  индивидуальных картах учащихся. Этот этап является самым продолжительным. Работа ведётся на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе.

И четвертый этап, контрольно-оценочный, на котором мы проводим контрольную диагностику с целью определения эффективности работы (4 класс 4 четверть).

1 кл.

- действовать согласно плану, составленному учителем.

2 кл.

- действовать согласно плану, составленному учителем;

- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками) свои действия в соответствии с решаемыми учебно–познавательными, учебно–практическими задачами.

3 кл.

- действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесном или схематичном, в том числе алгоритмичном виде;

- планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе  во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

4 кл.

- действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесном или схематичном, в том числе алгоритмичном виде;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

 - планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Для того чтобы понимать, к какому примерно уровню в каждом классе должны быть подведены учащиеся, рассмотрим таблицу, составленную на основе программы курса «Русский язык» Марины Сергеевны Соловейчик. Уровень сформированности умения  по классам (ученик должен уметь)

Начинаем мы в 1 классе с умения работать по уже имеющемуся плану, а завершаем свою работу в 4 классе при формировании умения самостоятельно планировать свою учебную деятельность.

Более подробно остановимся на приёмах формирования умения планировать деятельность.

Первоначально уместным будет использовать графический план урока. Так как учителя начальной школы занимаются подготовкой дошкольников, то лучше всего вводить элементы планирования уже на подготовительных курсах. Мы в своей работе используем разнообразные лестницы успеха, с помощью которых ребята могут определить количество заданий на заниятии, сколько заданий успешно выполнено и сколько осталось. С интересом работают ребята и с цветком добра. Отрывая  с каждым выполненным заданием лепесток, они знакомятся с ключевым понятием-темой занятия.

В 1 классе можно предложить ребятам графический план, с помощью которого планируется деятельность на уроке, а также контролируется и оценивается прохождение каждого этапа. Позже организуется работа со схематичным планом, который может быть представлен в виде кластера, заполненных или частично заполненных схем. УМК «Гармония» также предлагает графические заготовки различного типа: «Характеристика звука», «Как списывать текст», «Как писать под диктовку» и др.

Следующий приём «Обсуждение готового плана решения учебной задачи».  Этот приём представляется работой по памяткам. Каждый ученик в классе на протяжении всех 4 лет обучения в начальной школе составляет справочник по русскому языку, где собраны различные памятки, разработанные М.С. Соловейчик, а также составленные совместно с учителем памятки-модели.

Кроме того, целесообразным будет использование и других видов памяток.

Памятки-алгоритмы, которые предполагают строго фиксированную последовательность операций. Например, разбор слова по составу.

Памятка-инструкция предлагает желаемую последовательность операций, но ученику дается возможность самостоятельно изменить эту последовательность или свернуть некоторые операции. Например, «Проверка безударной гласной в корне», «Как выбрать слова, в которых все согласные звуки твёрдые?»,  по программе заложена работа по памятке «Как не ошибиться в безударном личном окончании глагола?», в которой на этапе закрепления происходит свертывание пунктов 2.3.7.

Памятка – совет. Такая памятка только рекомендует возможные способы выполнения действия, оставляя ученику право выбора подходящего для него способа выполнения действия. Например, памятка «Контроль и коррекция моих знаний».

Памятка-показ: дает пример выполнения задания.

Как правило, учащиеся всегда испытывают затруднения при работе над ошибками, сомневаются, как объяснить ту или иную орфограмму. Поэтому при выполнении работы над ошибками ребята пользуются памяткой, где дана инструкция выполнения работы, а также представлен её образец.

Ещё одним приёмом является работа с деформированным планом.

Одной из форм работы является восстановление деформированного текста по картинному плану, при этом мы также можем использовать лишние и недостающие данные.

Позже ребятам предлагается текстовый вариант деформированного плана, который необходимо проанализировать и восстановить последовательность этапов работы, например, по теме: «Большая буква А. Чтение и написание слов и предложений с большой буквой А», при написании сочинения, по темам «Неопределённая форма глагола», «Безударные личные окончания глаголов».

Рассмотрим приём использование плана с недостающими или избыточными пунктами. В данном случае работа организуется с готовыми планами, имеющими лишние и недостающие данные.

Этот приём можно использовать уже в период обучения грамоте при анализе написания букв, определяя из предложенных элементов лишние или недостающие.

Во втором классе используем схематичные планы с недостающими и избыточными данными, например, при изучении состава слова. В 3-4 классах предлагаем  текстовые варианты памяток, где необходимо определить избыточные или недостающие данные.

Одной из форм работы является проектная деятельность на уроках русского языка, которая подразумевает планирование  и реализацию проектов «Кулинарная книга», «Книга в твоих руках», книги по теме «Волшебные сказки». Ежегодно мы с ребятами реализуем проект «Книга на сцене». Работа  по проекту включает в себя различные этапы: анализ произведений и составление сценария, определение актеров, подготовка афиши, программки. Продуктом данного проекта становится спектакль для родителей или других ребят начальной школы.

Далее рассмотрим работу по формированию умения планировать свою деятельность на основе приемов развития технологии критического мышления.

Синквейн. Самая лёгкая форма стихотворений по алгоритму. Чаще всего ребята работают в небольших группах или в парах. Рассмотрим несколько вариантов.

Русский язык.

Нужный, интересный.

Помогает, тренирует, обучает.

Не каждый может выучить.

Россия.

Вашему вниманию также предлагаю синквейны по теме «Имя существительное» и «Корень слова».

Имя существительное.

Собственное, нарицательное.

Склоняются, изменяются, согласуются.

Обозначает предмет.

Часть речи.

Корень.

Главный, одинаковый.

Хранит, объясняет, пишется.

Общая часть родственных слов.

Состав слова.

 

Следующий приём «Ключевые слова». Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Озвучивается тема урока, ребята определяют понятия, которые считают уместными в данной теме. Затем совместно с учителем или самостоятельно уточняется последовательность данных понятий, которые и будут являться пунктами плана дальнейшей работы. Здесь представлены примеры по темам «Состав слова» и «Изложение».

Изложение.

Состав слова.

1 этап

2 этап

1 этап

2 этап

Чистописание.

Пересказ.

План.

Орфограммы.

Анализ текста.

Проверка.

Знакомство.

6. Чистописание.

5. Пересказ.

3. План.

4. Орфограммы.

2. Анализ текста.

7. Проверка.

1. Знакомство.

Корень.

Суффикс.

Приставка.

Окончание.

2. Корень.

4. Суффикс.

3. Приставка.

1. Окончание.

Приём «Составление кластера». Смысл данного приемы заключается в попытке систематизировать уже имеющиеся знания. Первоначально ребятам предлагаются готовые кластеры, которые составляются по вопросам учителя. Позже учащиеся работают совместно с учителем, пробуют такую работу также выполнять в группах или в парах.

Рассмотрим приём таблица «Верные – неверные утверждения». Формулируется тема урока.

·                       Учитель зачитывает вопросы и предположения по теме.

·                       Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-".

              На стадии рефлексии снова учитель возвращается к составленным таблицам. Учитель вновь зачитывает вопросы, и учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.

Прием «Работа над правилом как над текстом»  предполагает чтение правила, деление его на части, выделение основных моментов и запись правила в виде схемы или модели. Например:

         Разделительный Ь или Ъ                                             Основа слова

                      Ъ

                           Ь      Ь

 

Приём «Составление алгоритмов самостоятельно по заготовкам». Ребятам предлагается начало шага, которое необходимо сформулировать и завершить. На следующем этапе работы необходимо сравнить свою инструкцию с той, которая дана в учебнике. Таким образом, у учащихся формулируется не только умение планировать деятельность, но и умение осуществлять контроль и оценку своих действий.

Как уже упоминалось выше, основным инструментом при анализе уровня сформированности УУД  являются тетради «Учимся учиться и действовать». Но опрелеляя результативность своей работы, а также эффективность выбанных приёмов, всегда важно знать промежуточные результаты. Для диагностики умения планированировать учебную деятельность предлагаем использовать работы следующего типа.

Диагностика включает задания по работе с готовым планом –памяткой (№1), анализ плана (№2), где необходимо восстановить последовательность, работа с деформированным планом (№3,4), определение плана после выполнения учебного задания (№5), самостоятельное составление плана (№6). Работа рассчитана на 45 минут. Первые 4 задания оцениваются 1 баллом, 5 и 6 задание двумя баллами. После написания работы предполагается заполнение индивидуального листа достижений и определение уровня сформированности умения планировать деятельность в соответствии с количеством набранных баллов.

С целью определения результативности работы построим диаграммы.

Анализ сформированности умения планировать
Сравнительная диаграмма

Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В.Учимся учиться действовать

Диагностические работы (результаты входной, промежуточной и итоговой диагностики)

Рассмотрев диаграммы, можно сделать вывод, что наблюдается положительная динамика, а значит, выбранные приемы формирования умения планировать деятельность являются эффективными.

Умение планировать учебную деятельность обеспечивает развитие основных процессов мыслительной деятельности у учащихся (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), а также организует процесс усвоения переноса интеллектуальных умений из одной ситуации в другую, способствующего эффективности обучения. Вот почему это универсальное учебное действие так важно развивать.

Литература

1.                 Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.

2.                 Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТЕРО, 2006.

3.                 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.

4.                 Магкаев В.X. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 2014.

5.                 Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 2008.

6.                 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

7.                 Фролова П.И., Горина А.В., Дубынина М.Г. Психология и педагогика: учебное пособие.– Омск: Изд-во СибАДИ, 2015.

Электронный ресурс:

              Материалы сайта assXXIвек.ru.

              http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-umeniya-planirovat-u-mladshih-shkolnikov#ixzz5AqabwrRz

              http://www.protema.ru/lib/didactics/learning-objectives/item/109-formirovanie-regulyativnyih-universalnyih-uchebnyih-deystviy-v-1-klasse

              https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/formirovaniie-rieghuliativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-nykh-klassov

              https://multiurok.ru/files/formirovaniie-rieghuliativnykh-univiersal-nykh-u-3.html

https://infourok.ru/statya-formirovanie-regulyativnih-uud-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-1094651.html

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Формирование умения планировать учебную деятельность на уроках русского языка в начальной школе»

Формирование умения планировать учебную деятельность на уроках русского языка в начальной школе»

Второй этап модели организации - проектировочный

Второй этап модели организации - проектировочный

Более подробно остановимся на приёмах формирования умения планировать деятельность

Более подробно остановимся на приёмах формирования умения планировать деятельность

Например, «Проверка безударной гласной в корне», «Как выбрать слова, в которых все согласные звуки твёрдые?», по программе заложена работа по памятке «Как не ошибиться в…

Например, «Проверка безударной гласной в корне», «Как выбрать слова, в которых все согласные звуки твёрдые?», по программе заложена работа по памятке «Как не ошибиться в…

Во втором классе используем схематичные планы с недостающими и избыточными данными, например, при изучении состава слова

Во втором классе используем схематичные планы с недостающими и избыточными данными, например, при изучении состава слова

Следующий приём «Ключевые слова»

Следующий приём «Ключевые слова»

Разделительный Ь или Ъ

Разделительный Ь или Ъ

Анализ сформированности умения планировать

Анализ сформированности умения планировать

Магкаев В.X. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте //

Магкаев В.X. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2022