Формирование умения решать задачи с пропорциональными величинами. Методические подходы
Оценка 4.8

Формирование умения решать задачи с пропорциональными величинами. Методические подходы

Оценка 4.8
Научные работы
docx
математика
Все классы
01.02.2021
Формирование умения решать задачи с пропорциональными величинами.  Методические подходы
Формирование умения решать задачи с пропорциональными величинами в начальных классах Методические подходы
Методические подходы.docx

Формирование умения решать задачи с пропорциональными величинами в начальных классах

 

Методические подходы

 

В настоящее время обучение математике в практике работы начальной школы проводится по различным программам и учебникам. К каждому учебнику предлагаются методические пособия для учителя, в которых даются краткие указания и разъяснения, как подойти к решению той или иной задачи.

Обучение нацелено на формирование умения решать задачи определенных типов. При решении этих задач у учащихся формируется и закрепляется понятие об арифметических действиях. Они учатся решать сначала простые задачи, а затем составные, включающие в себя различные сочетания простых задач (Н. Б. Истомина).

Важно научить детей выполнять семантический и математический анализ текстовых задач, выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомыми, представлять эти связи в виде схематических и символических моделей. Процесс решения рассматривается как переход от словесной модели к модели математической или схематической. Этот подход сориентирован на формирование обобщенных умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними, осознанно использовать математические понятия при выборе арифметических действий для ответа на вопрос задачи. До знакомства с решением задачи проводится специальная работа, направленная на усвоение учащимися понятий и отношений, используемых при решении текстовых задач (А.В.Белошистая, Н.Б.Истомина и др.).

Для формирования умения решать задачи П. М. Эрдниев предлагает использовать метод взаимообратных задач. Например, находят решение предложенной задачи, затем составляют 2 взаимообратные задачи к данной и т. д.

В методической литературе [2] указывается, что необходимо проводить подготовительную работу перед решением задач. Учащиеся должны усвоить:

- отношения, связи и зависимости между величинами, на основе которых выбираются действия, необходимые для решения задачи;

- смысл арифметических действий;

- связь отношений «больше (меньше) на...», «больше (меньше) в...» с арифметическими действиями;

- связи между компонентами и результатом действия;

- умение переводить эти связи на язык математических отношений и зависимостей, осознанно выбирать действия.

По мнению Н.Б.Истоминой [8], готовность учащихся к знакомству с текстовой задачей предполагает сформированность:

- навыков чтения;

- представлений о смысле арифметических действий, их взаимосвязи, понятий «увеличить (уменьшить) на ...», разностного сравнения (для этих целей следует использовать не решения простых задач, а соотнесение предметных, вербальных, графических, схематических и символических моделей);

- основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

- умения описывать предметные ситуации и переводить их на язык схем и математических символов;

- умения чертить, складывать и вычитать отрезки;

- умения переводить текстовые ситуации в предметные и схематические модели.

Одной из важных задач обучения, стоящих перед учителем (независимо от того, по какой программе работает учитель), является формирование у учащихся общего умения решать арифметические задачи.

Умение решать задачи представляет собой сложное умение, включающее в себя ряд последовательно связанных частных умений:

- прочитать задачу и представить ту ситуацию, которая в ней описана;

- выделить условие и вопрос (требование) задачи, известные и неизвестные значения величин;

- установить связи и зависимости между величинами, входящими в задачу;

- перевести зависимости между данными и искомыми на язык математических символов (выражений, уравнений, равенств);

- составить план решения;

- выполнить решение задачи;

- проверить решение и записать ответ.

Обучение решению задач дает возможность работать над каждым из этих частных умений в отдельности и над их комплексным использованием в процессе решения задачи. При этом усваивается общий подход к решению любых задач (М.И.Моро).

Рассматривая вопрос использования текстовых задач в обучении математике, М. И. Моро отмечает, что целью работы над задачами вовсе не является разучивание с учащимися способов решения задач определенных типов. Цель состоит в том, чтобы обеспечить лучшее усвоение включенных в программу вопросов теории, научить применять теоретические знания на практике и развивать мышление учащихся.

В своих работах Ю. М. Колягин указывает, что не надо разучивать алгоритмы решения задач того или иного типа, но и не следует отказываться от обобщения решения нескольких задач в тот или иной метод (алгоритм, правило) решения задач определенного типа, так как каждый тип задач имеет свои особенности. Неслучайно почти во всех учебниках математики для начальной школы выделяются группы задач, например, задачи на движение (группа задач выделена по сюжету) и др.

В процессе работы над задачей можно выделить следующие этапы: ознакомление с содержанием задачи; поиск пути решения (разбор задачи), выполнение решения задачи; проверка и запись ответа.


 

Скачано с www.znanio.ru

Формирование умения решать задачи с пропорциональными величинами в начальных классах

Формирование умения решать задачи с пропорциональными величинами в начальных классах

В методической литературе [2] указывается, что необходимо проводить подготовительную работу перед решением задач

В методической литературе [2] указывается, что необходимо проводить подготовительную работу перед решением задач

Умение решать задачи представляет собой сложное умение, включающее в себя ряд последовательно связанных частных умений: - прочитать задачу и представить ту ситуацию, которая в ней…

Умение решать задачи представляет собой сложное умение, включающее в себя ряд последовательно связанных частных умений: - прочитать задачу и представить ту ситуацию, которая в ней…

В процессе работы над задачей можно выделить следующие этапы: ознакомление с содержанием задачи; поиск пути решения (разбор задачи), выполнение решения задачи; проверка и запись ответа

В процессе работы над задачей можно выделить следующие этапы: ознакомление с содержанием задачи; поиск пути решения (разбор задачи), выполнение решения задачи; проверка и запись ответа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2021