Формирование универсальных учебных действий
на уроках географии
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами, поэтому знания, полученные учащимися в школе, устаревают раньше, чем они успевают применить их на практике.
Современное общество требует ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Эти цели сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения как образовательные результаты.
ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Согласно вышесказанному на уроках географии:
1. Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения.
2. Происходит освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве России, отдельных регионов, мира в целом.
Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как
• проблематизация,
• мотивация,
• актуализация имеющегося субъективного опыта,
• коммуникация,
• рефлексия.
Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления.
Освоение географических умений и способов деятельности
• объяснительно-аналитического,
• оценочного,
• прогностического,
• проектного,
• коммуникативного характера.
Уровневая дифференциация географических умений включает в себя
• репродуктивные,
• продуктивные,
• креативные умения.
Представляя особое значение в географии, картографический метод обеспечивает обзорность, возможность визуализации географической информации карт и атласов.
Использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Предполагает овладение приёмами покомпонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана.
Выделенные линии развития отражают аксиологический, гносеологический, праксиологический и личностный аспекты содержания школьного курса географии.
Осмысление функционального назначения этих аспектов позволит учащимся ответить на принципиальные вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Представляю Вам несколько фрагментов урока в 9 классе, где мы сможем определить лишь некоторые универсальные учебные действия, формируемые на уроках географии.
Виды УУД |
Типы УУД |
Видеофрагмент 1 |
|
Регулятивные УУД
|
Целеполагание Планирование Прогнозирование
|
Познавательные УУД
|
Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выдвижение гипотез и их обоснование.
|
Видеофрагмент 2-3 |
|
Познавательные УУД
|
Общеучебные - поиск и выделение информации; - знаково-символические Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей.
|
Регулятивные УУД
|
Контроль Коррекция Оценка
|
Видеофрагмент 4 |
|
Коммуникативные УУД
|
Решение проблемы
|
Познавательные УУД
|
Общеучебные Логические
|
Регулятивные УУД
|
Контроль Коррекция
|
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности
¨ усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся;
¨ создают возможность обучения в зоне ближайшего развития учащегося;
¨ способствуют достижению высокой успешности в усвоении учебного содержания;
¨ создают предпосылки для перехода к самообразованию;
¨ обеспечивают формирование осознанности и критичности учебных действий.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.