«Формирование универсальных учебных действий на уроках географии»

  • doc
  • 27.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала УУД на уроках географии.doc

Формирование универсальных учебных действий

на уроках географии

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами, поэтому знания, полученные учащимися в школе, устаревают раньше, чем они успевают применить их на практике.

Современное общество требует ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.  

Эти цели сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения как образовательные результаты.

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный,  системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Согласно вышесказанному на уроках географии:

1. Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения.

2. Происходит освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве России, отдельных регионов, мира в целом.

Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как

       проблематизация,

      мотивация,

       актуализация имеющегося субъективного опыта,

      коммуникация,

      рефлексия.

Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления.

Освоение географических умений и способов деятельности

      объяснительно-аналитического,

      оценочного,

      прогностического,

      проектного,

      коммуникативного характера.

Уровневая дифференциация географических умений включает в себя

      репродуктивные,

      продуктивные,

      креативные умения.

Представляя особое значение в географии, картографический метод обеспечивает обзорность, возможность визуализации географической информации карт и атласов.  

Использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Предполагает овладение приёмами покомпонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана.

Выделенные линии развития отражают аксиологический, гносеологический, праксиологический и личностный аспекты содержания школьного курса географии.

Осмысление функционального назначения этих аспектов позволит учащимся ответить на принципиальные вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными  действиями создаёт возможности   самостоятельного успешного   усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей,  включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Представляю Вам несколько фрагментов урока в 9 классе, где мы сможем определить лишь некоторые универсальные учебные действия, формируемые на уроках географии.

Виды УУД

Типы УУД

Видеофрагмент 1

Регулятивные УУД

 

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

 

Познавательные УУД

 

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

 

Видеофрагмент 2-3

Познавательные УУД

 

Общеучебные

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований  и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей.

 

Регулятивные УУД

 

Контроль

Коррекция

Оценка

 

Видеофрагмент 4

Коммуникативные УУД

 

Решение проблемы

 

Познавательные УУД

 

Общеучебные

Логические

 

Регулятивные УУД

 

Контроль

Коррекция

 

 

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного  процесса, в частности

¨ усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся;

¨ создают возможность обучения в зоне ближайшего развития учащегося;

¨ способствуют достижению высокой успешности в усвоении учебного содержания;

¨ создают предпосылки для перехода к самообразованию;

¨ обеспечивают формирование осознанности и критичности учебных действий.