В
предыдущей теме была рассмотрена макроэкономическая модель AD-AS (модель
"совокупный спрос - совокупное предложение"). Она объясняла механизм
формирования уровня цен в результате взаимодействия факторов совокупного спроса
и совокупного предложения, механизм адаптации экономики к изменениям
совокупного спроса и совокупного предложения.
Перейдем к рассмотрению другой макроэкономической
модели - простейшей модели формирования уровня национального производства. В
этой модели выделяются важнейшие факторы, влияющие на уровень национального
производства и в общем виде объясняется механизм воздействия совокупного спроса
на уровень ВНП и национального дохода. Она известна также как стандартная
кейнсианская модель совокупного спроса.
Рис. 8.1
AD = C + I + G + NX.
AD = Y = GDP
Одна из важнейших целей данной темы - ознакомиться более подробно с кейнсианской моделью совокупного спроса, выделив отдельно роль каждого элемента совокупного спроса. Для начала выделим в составе совокупного спроса два важнейших элемента, потребительский спрос и инвестиционный спрос, то есть рассмотрим закрытую экономику (без внешней торговли) и без участия государства (без государственных расходов и доходов).
AD = C + I
Это означает, что мы абстрагируемся от государственных расходов (G) и чистого экспорта (NX). Исключение последних двух элементов совокупного спроса на начальном этапе анализа мало что меняет. Потребительские и инвестиционные расходы составляют 75-85% совокупного спроса в развитых рыночных экономиках, то есть его большую долю. Впоследствии мы усложним модель совокупного спроса, включим в анализ государство и внешнеэкономический сектор.
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
Важнейшим элементом совокупного спроса является потребительский спрос.
Потребительский спрос (С) представляет собой запланированные совокупные расходы населения, домашних хозяйств, на покупку предметов потребления и потребительских услуг, то есть таких товаров и услуг, которые удовлетворяют личные потребности человека.
Потребительские расходы населения многочисленны и разнообразны, люди
покупают продукты питания, дома, машины, одежду, ходят в театр и на футбол,
повышают свою квалификацию на курсах иностранного языка и т.д.
Большую часть своих доходов люди тратят на
потребление, но не все доходы идут на потребление. Часть доходов сберегается
населением; эта часть представляет собой сбережения. Люди откладывают средства
по разным причинам. Одни копят средства для покупки квартиры, другие
откладывают деньги для поездки на море в очередной отпуск, третьи покупают
облигации и акции предприятий. Итак, весь доход общества (Y) используется на
потребление (С) и сбережения (S), а потребительские расходы - это разница между
доходом и сбережениями.
Y = C + S, C = Y - S.
Очевидно, что в масштабах экономики потребительские расходы меньше национального дохода и ВВП. Например, в России в 1998 г. расходы на конечное потребление измерялись суммой в 2048 трлн. руб., что составляло 79,8% ВВП страны. Соответственно остальные 518 трлн. руб., или 20,1% ВВП, представляли собой сбережения (S). В 1990-е гг. доля потребления в ВВП России увеличивалась, а доля сбережений уменьшалась (рис. 8.2).
Рис.8.2
Рассматривая масштабы потребления, необходимо иметь в виду, что в конечном потреблении потребительские расходы домашних хозяйств, то есть те расходы, которые в модели совокупного спроса представляют собой собственно потребительский спрос (С), составляли меньшую сумму. Дело в том, что в конечное потребление входят также расходы государственных учреждений на потребление. Таким образом, собственно потребительский спрос (С) в России в 1998 г. измерялся суммой в 1507 трлн. рублей, что составляло 59% ВВП.
С учетом того, что было сказано об использовании доходов населения на потребление и сбережения, мы можем выделить еще один важный фактор, влияющий на масштабы потребительских расходов, - это пропорция деления доходов на потребление и сбережения. В экономической теории вводятся специальные коэффициенты, отражающие это деление, - предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережениям.
Предельная склонность к потреблению (с) - это доля дополнительного дохода, идущая на увеличение потребительских расходов. Другими словами, это величина, на которую возрастает потребление при увеличении личного располагаемого дохода на единицу.
Рассчитывается предельная склонность к потреблению путем деления прироста потребительских расходов на прирост дохода. Например, если доход в экономике увеличился на 100 млрд. руб., а потребительские расходы выросли при этом на 75 млрд. руб., то предельная склонность к потреблению (с) будет равна 0,75. Очевидно, что (с) больше нуля, но меньше единицы (0 < c < 1).
Предельная склонность к сбережениям (s) - это доля дополнительного дохода, идущая на увеличение сбережений. Другими словами, это величина, на которую возрастают сбережения при увеличении личного располагаемого дохода на единицу.
Рассчитывается предельная склонность к сбережениям путем деления прироста сбережений на прирост дохода. Например, если доход в экономике увеличился на 100 млрд. руб., а сбережения выросли при этом на 25 млрд. руб., то предельная склонность к сбережениям (s) будет равна 0,25. Поскольку дополнительный доход используется только на потребление и сбережения, то можно утверждать, что предельная склонность к сбережениям представляет собой разницу между единицей и предельной склонностью к потреблению (s = 1 - 0,75 = 0,25).
s = 1 - c, c = 1 - s
Главным фактором, влияющим на масштабы потребительских расходов, является уровень дохода домашних хозяйств. Чем больше доход, тем больше потребительский спрос. Вместе с тем, мы помним о том, что не весь доход идет на потребление. Доля дохода, идущая на потребление, зависит также от предельной склонности к потреблению. С учетом этого фактора можно утверждать, что потребительские расходы равны доходу, умноженному на предельную склонность к потреблению. Если с = 0,75, тогда С = 0,25 х Y:
C = c x Y.
Данная зависимость потребительских расходов от уровня личного располагаемого дохода представляет собой функцию потребления. Графически эта функция изображена на рис. 8.3.
Рис. 8.3
На горизонтальной оси координат располагаются значения дохода, на вертикальной оси - потребительские расходы. С увеличением дохода потребительские расходы также увеличиваются, но в меньшей степени, так как из каждой единицы дополнительного дохода лишь 0,75 идет на прирост потребления, оставшаяся часть 0,25 дохода идет на сбережения. Например при доходе в 300 трлн. руб. потребительский спрос составит 225 трлн. рублей, а при доходе в 500 трлн. руб. - 375 трлн. руб. (Для простоты изложения в дальнейшем наименование денежных единиц и "трлн." будем опускать.)
НАЗАД
После потребительских расходов важнейшим элементом совокупного спроса выступает инвестиционный спрос. Что такое инвестиции, в том числе валовые и чистые инвестиции, было рассмотрено в предыдущей теме, когда мы знакомились со структурой совокупного спроса.
Инвестиционный спрос - это запланированные совокупные расходы предприятий, связанные с заменой и увеличением своего физического капитала, как основного, так и оборотного.
Физический капитал предприятий представляет собой средства
производства, в частности - станки, оборудование, здания, сырье, материалы.
Предприятия заменяют устаревшее и изношенное оборудование, ремонтируют здания и
производственную инфраструктуру. Для этого они закупают новое оборудование и
материалы. Расширяя масштабы производства в связи с возросшим спросом на
продукцию, предприятия планируют и закупают также и дополнительные средства
производства. Эти запланированные расходы на замену и увеличение средств
производства и представляют собой инвестиционный спроса.
Факторы, влияющие на масштабы инвестиционного
спроса, были рассмотрены в предыдущей теме, где анализировалась структура
совокупного спрос
Масштабы инвестиционных расходов в экономике России в 1990-е гг. представлены на рис. 8.4. В целом наблюдалось снижение доли инвестиций в ВВП в 1990-е гг. Этому есть много объяснений, главное из которых состоит в том, что в этот период снижался уровень реальных доходов населения в связи с длительным спадом производства. Соответственно, это вело к тому, что доля сбережений уменьшалась, сокращались инвестиции в материальное производство. В 1999 году объем инвестиций был равен 741 трлн. руб., что составляло 15,5% ВВП страны. Валовые инвестиции частного сектора (I) меньше 741 трлн. руб., так как в эту сумму включены и инвестиции государственного сектора.
Рис. 8.4
В реальной действительности величина инвестиционного спроса чрезвычайно
изменчива, особенно в коротком периоде. Ее изменчивость связана с множеством
взаимосвязанных между собой перечисленных выше факторов. Главными факторами,
определяющими уровень инвестиционных расходов, выступают ставка процента по
кредитам, предоставляемым предприятиям для финансирования инвестиций, изменения
совокупного спроса и дохода. В дальнейшем мы введем функцию инвестиций, то есть
зависимость инвестиций от ставки процента. Но в рассматриваемой нами
стандартной кейнсианской модели совокупного спроса для упрощения временно
абстрагируемся от ставки процента и уровня дохода.
Примем масштабы инвестиционного спроса
независимыми от ставки процента и дохода и неизменными, то есть находящимися на
прежнем уровне при изменении совокупного дохода в экономике. Такого рода
инвестиционный спрос называют автономным инвестиционным спросом, а
инвестиции - автономными инвестициями. На графике автономные инвестиции
выглядят как горизонтальная линия, параллельная линии доходов (см. рис. 8.4). С
увеличением уровня дохода с Y1 до Y2 инвестиционные расходы остаются
неизменными. Например, если уровень выпуска продукции (дохода) в точке А
составляет 300 (Y1), а инвестиции при этом равны 100 (I), то в точке В при
выпуске, равном 500 (Y2), масштабы инвестиционного спроса останутся на том же
уровне, равном 100.
Рис. 8.5
Таким образом, автономные инвестиции - это запланированные совокупные инвестиционные расходы, независимые от уровня дохода в экономике.
НАЗАД
Напомним, что совокупный спрос - это величина запланированных расходов на товары и услуги в экономике в целом. Он состоит их запланированных домашними хозяйствами расходов на потребление и запланированных предприятиями расходов на инвестиции.
В нашей простейшей модели совокупного спроса выражение AD = C + I мы можем несколько изменить, учитывая вышеизложенное. То есть учитывая то, что потребительские расходы зависят от уровня дохода и предельной склонности к потреблению (C = c x Y), а инвестиционные расходы являются автономными (I),
AD = c x Y + I.
Зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем доходов представляет собой функцию совокупного спроса.
Рис. 8.6
Графически эта функция представлена на рис. 8.6. Инвестиции автономны, то
есть неизменны и постоянны, представляют собой одну и ту же величину. С
изменением уровня доходов изменяется только инвестиционный спрос. Прямая C = c
x Y является функцией потребительского спроса. Спрос на инвестиции добавляется
к величине потребительского спроса, и мы получаем величину совокупного спроса.
Функция совокупного спроса представлена прямой AD = c x Y + I. Если, например,
потребительские расходы равны нулю, то совокупный спрос состоит только из
инвестиционных расходов. Предположим, что инвестиционные расходы равны 100, а
предельная склонность к потреблению равна 0,75. Тогда при уровне доходов,
равных 800 (Y1), совокупный спрос будет равен 700 (AD = 800 х 0,75 + 100). А
при уровне доходов 1600 (Y2) совокупный спрос составит 1300 (AD = 1600 x 0,75 +
100).
В рамках экономического анализа наибольший
интерес представляют совокупный спрос и объем национального производства в
условиях равновесия.
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
Проблема равновесия в национальной экономике уже рассматривалась ранее в теме 7, когда речь шла о макроэкономической модели "совокупный спрос - совокупное предложение" (модель AD-AS). Равновесию в экономике соответствует равновесный объем национального производства (или совокупное предложение), равновесный уровень совокупных расходов (или совокупный спрос) и равновесный уровень цен.
Равновесие в экономике означает, что внутренний рынок товаров и услуг находится в состоянии, когда объем национального производства (или совокупное предложение) при данном уровне цен равен совокупным расходам (или совокупному спросу).
Состояние равновесия является важным понятием в экономической теории. Это своеобразная точка отсчета для анализа изменений в совокупном спросе и совокупном предложении. В этом состоянии нет явно выраженной тенденции в сторону увеличения или уменьшения ВВП (GDP) или дохода. В принципе равновесный объем производства выявляется при сопоставлении объема выпуска продукции и совокупных расходов.
Равновесный объем производства (выпуска) - это такой объем производства, при котором совокупное предложение равно совокупному спросу, или это объем производства, обеспечивающий расходы, достаточные для закупки данного объема производства.
AS (GDP) = Y = AD.
При рассмотрении модели "совокупный спрос - совокупное
предложение" (модель AD-AS) равновесный объем производства графически
определялся в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного
предложения. В рассматриваемой нами стандартной кейнсианской модели совокупного
спроса цены предполагаются неизменными, поэтому нет необходимости включать их в
график равновесного выпуска продукции.
Используется другой способ изображения
равновесного объема производства, так называемый кейнсианский крест.
Это способ с применением биссектрисы, то есть линии под углом 450
(см. рис. 8.6). Особенность этой прямой состоит в том, что любая точка на ней
предполагает равенство значений переменных, расположенных на горизонтальной и
вертикальной осях координат. В точке пересечения линии совокупного спроса с
биссектрисой и будет определен равновесный объем производства, так как именно
этому объему соответствует такой же уровень совокупного спроса. Это точка Е
(Equilibrium - равновесие). Равенство выпуска и совокупных расходов в точке Е
выполняется.
Рис. 8.7
Предположим, что в точке А масштабы выпуска (Y1) равны 300. При значении
предельной склонности к потреблению (с) 0,75 и объеме инвестиционных расходов в
100 совокупный спрос будет равен 335 (AD = 300 х 0,75 + 100). Масштабы
совокупного спроса явно превосходят уровень производства на 35. Это избыточный
совокупный спрос (AD > Y).
В точке В уровень выпуска (Y2) составляет 500, а
совокупный спрос равен 475 (AD = 500 х 0,75 + 100). Совокупный спрос меньше
совокупного выпуска на 25. В экономике наблюдается избыточное совокупное
предложение (AD < Y).
В точке Е при уровне выпуска, равном 400,
совокупный спрос равен также 400 ( AD = 400 x 0,75 + 100). Имеет место равновесный
объем производства, так как выполняется условие макроэкономического
равновесия, равенство выпуска и совокупных расходов, (400 = 400).
Первое условие макроэкономического равновесия: AD = Y
Мы рассмотрели равновесный объем производства в кейнсианской модели совокупного спроса, сопоставляя совокупные расходы (AD) и общий объем производства (Y). Равновесие имеет место в том случае, если AD = Y (GDP). Но к условиям равновесия можно подойти и с других позиций, с позиций сопоставления инвестиций и сбережений в экономике в целом. Равновесный объем производства имеет место тогда, когда инвестиции (I) равны сбережениям (S).
Второе условие макроэкономического равновесия: I = S
Наглядно это условие равновесия можно представить, если мы сравним экономику и экономический кругооборот с ванной, куда вливается вода из крана и одновременно часть воды вытекает через нижнее отверстие ванны. Разумно предположить, что для того, чтобы уровень воды в ванной оставался неизменным, необходимо равенство количества вновь поступающей воды и количества воды вытекающей. В этом смысле инвестиции можно сравнить с "вливаниями" в экономику, которые увеличивают совокупный спрос и объем производства, а сбережения - с "утечками" из экономики, уменьшающими совокупный спрос и выпуск продукции (см. рис. 8.7). Такой подход к равновесному объему национального производства называют также подходом с позиций "вливаний - утечек".
Рис. 8.8
Экономический смысл данного условия равновесия состоит в том, что все инвестиции в закрытой экономике могут инвестироваться в конечном итоге только из сбережений. Сбережения населения аккумулируются в денежно-кредитной системе и через эту систему различными способами перераспределяются между предприятиями в целях финансирования инвестиций, осуществляемых предприятиями. Масштабы инвестиций ограничены масштабами сбережений.
НАЗАД
Важнейшей целью
настоящей темы является анализ факторов, влияющих на масштабы национального
производства. Эти факторы мы рассматриваем в рамках макроэкономической модели
совокупного спроса. Основополагающим положением этой модели выступает положение
о том, что масштабы совокупного спроса определяют уровень национального
производства. В нашей простейшей модели закрытой экономики без участия
государства совокупный спрос состоит из потребительского и инвестиционного
спроса. Предполагается, что если, например, увеличится инвестиционный спрос, то
это приведет к росту объема производства в экономике в целом. В настоящем
разделе нас будет интересовать вопрос о том, в какой степени измениться объем
производства при изменении совокупного спроса на определенную величину.
На рис. 8.6 графически изображен равновесный
объем производства, сформированный под воздействием совокупного спроса. В нашем
примере он был равен 400. Масштабы потребительского и инвестиционного спроса
соответственно были равны 300 и 100. Предположим, что в связи с экономическим
подъемом инвестиционные расходы предприятий увеличились на 50. Линия
совокупного спроса должна сдвинуться вверх, масштабы национального производства
увеличатся, увеличится и равновесный объем производства.
Рис. 8.9
Сдвиг линии совокупного спроса вверх и изменение равновесного ВВП изображены
на рис. 8.8. При увеличении масштабов инвестиций на величину ^ I совокупный
спрос AD1 увеличился до уровня AD2, равновесный объем производства также
увеличился до величины Y2. Важно отметить, что масштабы производства
увеличились в большей степени по сравнению с увеличением инвестиционных
расходов. Дело в том, что рост производства на величину дополнительных
инвестиций привел к такому же приросту доходов, а дополнительный доход вызывает
прирост потребительских расходов, но с учетом деления дополнительного дохода на
потребление и сбережения. Предприятия будут увеличивать производство и на
величину возросших потребительских расходов.
Если мы вернемся к нашему цифровому примеру и
предположим, что дополнительные инвестиции составили 50, тогда прирост
производства составит сначала 50, а потом еще на величину прироста
потребительских расходов, равных 37,5 (50 х 0,75). В первом кругообороте
прирост совокупного спроса на 50 вызвал прирост производства на 87,5 (50 +
37,5), то есть в большей степени по сравнению с приростом совокупного спроса,
который произошел при увеличении инвестиций. Общий объем производства в первом
кругообороте составит 487,5.
Но на этом процесс увеличения производства не
заканчивается. Начинается второй кругооборот. При тех же масштабах инвестиций
возрос потребительский спрос, который вызывает рост производства и доходов.
Созданные дополнительные доходы ведут к новому приросту потребительского
спроса. Начинается третий кругооборот и т.д.
Таким образом, непрерывность экономического
кругооборота ведет к тому, что прирост инвестиций вызывает больший прирост
производства. Прирост инвестиционного спроса обладает так называемым
множительным эффектом по отношению к объему производства. Прирост производства
происходит с коэффициентом MP, который называют мультипликатором (MP,
multiplier - множитель). Расчеты показывают, что в нашем примере прирост
инвестиций на 50 вызовет увеличение общего объема производства на 200. Величина
мультипликатора будет равной 4 (200/50). Понятие мультипликатора - одно из
важнейших понятий теории формирования уровня национального производства.
Мультипликатор - это коэффициент, показывающий степень прироста ВВП в результате прироста инвестиций. Он рассчитывается как отношение прироста ВВП к приросту инвестиционного спроса, вызвавшего увеличение ВВП.
^
Y
MP = ------------.
^ I
На рис. 8.9. наглядно показано действие мультипликатора. На вертикальной оси
отмечен прирост инвестиций (^ I), а на горизонтальной оси - прирост ВВП (^ Y),
который представляет собой разницу между Y2 и Y1. Отмеченный на графике
фигурной скобкой прирост ВВП в несколько раз превышает прирост инвестиций.
Математическая формула мультипликатора
представляет собой следующее выражение:
1
MP = ------------,
1 - c
где с - предельная склонность к потреблению
Мультипликатор больше единицы, так как прирост производства больше изменения
инвестиционного спроса, вызвавшего этот прирост. Величина мультипликатора
связана с предельной склонностью к потреблению (с). Если предельная склонность
к потреблению составляет 0,75, то величина мультипликатора будет равной 4. Это
означает, что единица прироста инвестиционного спроса вызовет 4 единицы
прироста выпуска продукции. Если предельная склонность к потреблению составляет
0,5, то величина мультипликатора будет равной 2. Это происходит потому, что при
большей величине предельной склонности к потреблению имеет место больший
прирост потребительских расходов в процессе кругооборота.
Каков же будет новый равновесный уровень
национального производства в нашем цифровом примере? Прежний уровень был равен
400, дополнительные инвестиции составили 50, мультипликатор равен 4. При этих
условиях новый равновесный уровень национального производства составит 600 (4 х
50 + 400). Используя формулу мультипликатора, можно в общем виде сформулировать,
от чего зависит прирост выпуска продукции (^ Y):
1
^ Y = ------------ x ^ I
1 - c
Подводя итоги, выделим важнейшие факторы, влияющие на уровень национального производства в рамках макроэкономической модели совокупного спроса.
Чем больше дополнительные расходы населения на потребление, тем больше величина мультипликатора, а значит, и прирост ВВП при данном приросте инвестиций. И, с другой стороны, чем больше дополнительные сбережения, тем меньше величина мультипликатора, а значит, и прирост ВВП при данном приросте инвестиций. Анализ показывает, что инвестиции оказывают самое активное воздействие на масштабы национального производства. Этот вывод служит основанием для государственной политики стимулирования экономической активности через поощрение частных инвестиций.
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
модель совокупного спроса |
короткий период в макроэкономике |
потребительский спрос |
функция потребления |
сбережения |
инвестиционный спрос |
предельная склонность к потреблению |
автономные инвестиции |
предельная склонность к сбережениям |
функция совокупного спроса |
равновесие в экономике |
условия макроэкономического равновесия |
равновесный объем производства |
мультипликатор |
кейнсианский крест |
|
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.