|
Белоярский район Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Белоярский» (СОШ №1 г. Белоярский)
|
Борзенко Наталья Владимировна
Педагог-психолог
первой квалификационной категории,
член ТПМПК Белоярского района
Толерантность – особое нравственное качество, отражающее активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальной, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения. http://ypk.yspu.yar.ru/tolerance/4.htm
Толерантность - уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Похожее по смыслу слово Терпимость ассоциируется часто с непротивлением, толерантность же предполагает активную жизненную позицию.
Регулирующая
- позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную;
- предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;
- ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.
Психологическая
- служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки);
- формирует и развивает этническое самосознание;
- обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию;
- поддерживает и развивает самооценку личности, группы;
- снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям.
Воспитательная
- обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;
- является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме;
- обеспечивает успешную социализацию;
- развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.
Коммуникативная
- развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию;
- позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.
Культуросохраняющая
- обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.
Цель воспитания толерантности воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:
I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:
1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
5) формирование умения определять границы толерантности.
II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:
1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;
2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;
3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;
4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толератности у детей и подростков.
Личностно-ориентированный:
· признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;
· признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;
· опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера;
· индивидуальный подход
Деятельностный:
· построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей
Название принципа |
Сущность принципа |
Правила |
|
Принцип целенаправленности |
Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель (развитие конкретного ребенка). Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа - учета индивидуальных и половозрастных особенностей. |
· развитие интереса к проблеме толерантности; · развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности; · четкое определение конечного результата воспитательных воздействий; · постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся; · ориентация педагогом при постановке цели и задач воспитания толератности на критерии и показатели развития данного качества |
|
Учет индивидуальных и половозрастных особенностей |
Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толератности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия вчертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят: формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками), степень эмоциональной чувствительности, подверженость влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены) [Роберт Кайл Тайны психики ребенка, СПб-Москва, 2002, стр. 322]. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В дошкольный период: закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений (т. о. происходит заложение толерантных установок). В младшем школьном возрасте: продолжение развития морального мировоззрения, трансформирование толерантности в один из нравственных законов внутри личности. В подростковый период: проявляется негативизм и критицизм по отношению к окружающим, эгоцентризм, конфликтность, отрицание воспитательных воздействий и морали, поэтому следует помочь подростку понять и принять свой внутренний мир.развить толератность как средство предотвращения противопоставленности социальному миру. В юношеский период - духовность и моральный облик сформированы, человек стремится делать добро, в связи с этим возникает потребность к толерантному взаимодействию с социумом, но юноша нерасчетлив, поэтому важно опираться на альтруистические потребности и потребность в самовыражении и самоутверждении и, в то же время напоминать о границах толератности. |
· тщательное изучение особенностей личности воспитанника; · организация педагогических действий на опережение (предупреждение интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании); · определять методы, приемы и формы воспитания толератности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием; · минимизировать проявление агрессии (физической, вербальной, внешней, внутренней), снимать напряжение в группе детей, обучать способам саморегуляции, поддерживать эмоциональную чувствительность, развивать эмпатию и обучать способам адекватного эмоционального реагирования (эмоциональная стабильность), развивать волевую сферу, актуализировать желание общаться с людьми и воспитывать миролюбие, позитивное отношение к людям, показывая границы толератности; · включать идеи толератности в игру, продуктивные виды деятельности, в чтение и реальную жизнь |
|
Принцип культуросообразности |
В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи , мира. Воспитание толератности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности. |
· опиарться на положительный опты взаимодействия ребенка с миром; · учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья); · отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике; · использовать потенциал культуры мира |
|
Принципы связи воспитания толерантности с жизнью |
Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом. |
· подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром; · демонстрация последствий толератности и интолератности; · поиск способов решения, сотрудничество и диалог; · возложение ответственности за свое поведение (толеарантные или интолерантные действия) |
|
Принцип уважительного отношения к личности |
Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. Прив формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир. |
· организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах |
|
Принцип опоры на положительное в ребенке |
Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми. |
· выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность; · создание ситуации успеха. |
|
Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности |
Воспитание толерантности во многом обусловленно влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы. С данным принципом тесно связан следующий принцип воспитания толератности. |
· изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды; · опираться на возможности и уровень социальной среды; · интеграция микросреды в воспитательный процесс по формированию толерантности. |
|
Принцип единства знания и поведения |
Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толератности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толератности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированноститолератности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия. |
· соблюдение взаимосвязи уровней формирования толератности; · перевод толерантности из области знания в область действия. |
|
Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении |
Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды, модель которой схематично мы изобразим следующим образом:
|
· опора на позитивный опыт толерантного взаимодействия; · создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях учителей и учащихся; · использование демократического стиля педагогического руководства; · организация диалога и сотрудничества в коллективе; · организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.
|
|
|
|||
Принцип диалогичности и сотрудничества |
Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантсности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура. |
· актуализация, стимулирование потребности воспитанников к самовоспитанию толерантности; · организация активных форм и методов воспитания толерантности. |
|
Принцип воспитывающей рефлексии |
Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе. |
· побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности. |
|
Подлинная толерантность является ценным качеством развитой личности, такой личности, которой ради самоутверждения не требуется унижение кого-то другого. В то же время это качество требует сохранения естественной, здоровой неприязни к негативным явлениям в плане идеологии, общения и поведения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.