Формирование взаимоотношений в игре у старших дошкольников

  • docx
  • 29.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование взаимоотношений в игре у старших дошкольников.docx

Тема «Формирование взаимоотношений в игре у старших дошкольников».

Опорные слова: положительные взаимоотношения, окружающий мир, факторы, трудности, обязанности, сюжет, перспектива, принципы, поэтапное внедрение, новые ситуации, моделирование, ролевой диалог, игровой замысел, конфликтная ситуация, нравственные мотивы, поведение, сотрудничество, навыки сотрудничества.

На формирование положительных взаимоотношений дошкольников в игровой деятельности влияют различные факторы, чаще всего трудности возникают тогда, когда у детей недостаточно развиты игровые умения, недостаток сведений о разыгрываемых сюжетах, дети не знают, как продолжить игру и, как результат, нет интереса и нет среды для формирования взаимоотношений со сверстниками.

Поэтому были отобраны сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей, составлен перспективный план, в который вошли разные сюжетно- ролевые игры. Основой перспективного плана являются принципы постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение новых ситуаций.

Перспективный план «Сюжетно-ролевые игры, направленные на формирования положительных взаимоотношений».

Наименование сюжетно-ролевой игры

Цель

Сентябрь –

октябрь

«Строительство»

Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;

Использовать атрибуты в соответствии с сюжетом: конструкторы, строительные материалы;

Справедливо решать споры;

Действовать в соответствии с планом игры.

Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение,

Выразительность речи детей.

 «Супермаркет»

Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

Менять роли по ходу игры; Побуждать детей более широко использовать в играх знания    

об окружающей жизни;

Развивать диалогическую речь.

 «Поликлиника»

Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив;

Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины;

Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять

правила поведения в общественных местах.

 «Телевидение»

Закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд – коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива;

Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей.

Ноябрь-декабрь

 «ГИБДД»

Развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью;

Воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закреплять представление об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор — водитель», «инспектор — пешеход»;

Развивать диалогическую речь.

 «Модельное агентство»

Научить детей распределять роли и действовать в соответствии с ними; Учить моделировать ролевой диалог;

Воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев,  оценивать их поступки;

Отображать в игре явления общественной жизни.

 «Почта»

Научить детей пользоваться в игре предметами-заместителями;

Понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;

Продолжать ознакомление с трудом работников связи;

Формирование уважительного отношения к работникам почты;

Учить отражать в игре труд  взрослых, передавать отношения между людьми, практическое применение знаний о количестве  и счете, развитие умения действовать с предметами и без предметов, рассказывать о выполняемых действиях.

 «Корпорация Билайн»

Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, корпоративную этику, формирование навыков речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные для себя моменты, учить оценивать качество выполнения задания, формировать навыки сотрудничества.

 

Январь- февраль

 «Ателье»

Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив;

Воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого.

 «Первобытные люди»

Выполнять различные роли в соответствии с развитием сюжета, использовать различные

строительные, бросовые материалы для изготовления необходимой атрибутики;

Формировать умение планировать действия всех играющих;

Отобразить в игре события прошлого. Развивать творческое воображение, активизировать речь детей.

 «Банк»

Выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества;

Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.

 «Российская Армия»

Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Обучение детей справедливо распределять роли в играх. Побуждение детей воспроизводить в играх бытовой и общественно полезный труд взрослых

Март

 «Детский сад»

Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.

«Школа» 

Формирование умения творчески развивать сюжет игры.

Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины.

Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

Менять роли по ходу игры;

 «Гараж»

Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать

взаимоотношения между играющими. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, пробуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники, закреплять знание правил дорожного движения. Развивать память, речь детей.

В последующие месяцы повторяются игры по выбору детей.

Педагог создаёт специальные ситуации, подбирает атрибуты, подталкивающие детей к выбору той или иной игры. Игры можно варьировать в любой последовательности.

 

С помощью проведения сюжетно-ролевых игр разного содержания дети легко вовлекаются в интересную деятельность, вступают в контакт друг с другом. Становятся инициаторами вовлечения в игру малоактивных сверстников, учатся справедливо распределять роли, прислушиваются к мнению других.

В процессе игровой деятельности в сюжетно-ролевых играх формируется умение сделать выбор, правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует формированию нравственных мотивов поведения, а также развитию дружеских взаимоотношений, формированию навыков сотрудничества.

Сюжетно-ролевые игры необходимо включать в игровую деятельность со старшими дошкольниками, так как они положительно сказываются на взаимоотношениях детей в коллективе. Сюжетно-ролевую игру можно и нужно использовать как средство формирования навыков взаимоотношений и игровых умений, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

         Рекомендуемая литература

1.     Бурмистрова Е.В. Методика и технология работы социального педагога. Организация досуговой деятельности: учебное пособие для вузов / Е. В. Бурмистрова. – 2-е изд., испр. и доп. Москва : Юрайт, 2021

2.     Кулигина Е. А., Кислякова Е. В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2010. № 5

3.     Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2011

4.     Смирнова, Е. О. Психология и педагогика игры : учебник и практикум для вузов / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. – Москва : Юрайт, 2021

5.     Томчикова, С. Н. Игровые технологии в ДОУ : учебно-методический комплекс : учебно-методическое пособие / С. Н. Томчикова, Н. С. Томчикова. – 2-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2015

6.     Чеснокова Е. Н. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2008

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru