Реализация мероприятий по формированию здорового образа жизни, обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.
В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения здоровья ребенка. Не секрет, что особенно важен вопрос использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми.
Контингент коррекционных школ - интернатов составляют дети с различными психофизиологическими особенностями, и для них просто необходимо применение технологий здоровьесбережения не только на уроках, но и во внеурочное время.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, вера в свои силы и возможности и духовная жизнь в целом. Идея формирования здорового образа жизни находит отражение во многих современных методических пособиях: Программа Г. К. Зайцевой «Уроки здоровья», Е. А. Стребелевой и Е. А. Еюкановой «Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений», образовательная программа «Знай свое тело», разработанная американским фондом здоровья, методическое руководство «Познай себя» М. Л. Лазарева и др.
Работая над данной проблемой, было принято решение, что нужно систематизировать все методы и приемы по формированию ЗОЖ и разработана рабочая программа «Азбука здоровья». Основное направление, которой является сохранение и укрепление здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе совершенствования образовательного процесса.
В течение двух лет в группе ведется работа по рабочей программе «Азбука здоровья». У детей с ОВЗ воспитывающихся в школе-интернате, необходимо закладывать и формулировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а так же, воспитывать привычку к здоровому образу жизни. В течение всего этого времени моя работа была нацелена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма. Я старалась оптимально использовать здоровьесберегающие технологии в процессе воспитания детей и ориентировалась на охрану и укрепление их здоровья.
Цель программы: Способствовать формированию мотивации детей к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья.
Задачи программы:
1. Формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни.
2. Формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью.
3. Профилактика и преодоление вредных привычек у детей.
Формирование здорового образа жизни - это целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребенка в системе его отношений со своим внутренним миром, с природой и обществом. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. В процессе своей работы я учитываю, что здоровье ребенка имеет четыре составляющих:
• физическое - создает основу для осанки, координации движений, роста, веса, подвижности;
• соматическое - обосновывает становление, развитие и функционирование всех систем организма, его внутренних органов;
• духовное - включает в себя нравственный потенциал человека, обеспечивает сущностную составляющую его жизни;
• психическое - обеспечивает целостность восприятия окружающей действительности и адекватность реакций на ее предметы и явления, а также на отношение человека к самому себе и к окружающим.
Сложность решения всех поставленных задач состоит в том, что мои воспитанники - это дети с интеллектуальными нарушениями. У них стойкое, необратимое нарушение, преимущественно познавательной сферы, возникшее вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций и физических.
Содержание данной программы ориентировано на становление ценностного отношения у воспитанников к здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни. Оказание воспитанникам в формировании осознанного выбора, здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствовать развитию памяти, мышления, речи, воображения, научить приемам самопознания и саморегуляции. Начиная с раннего возраста, формируются элементарные представления об индивидуальных и личностных особенностях человека, в том числе о чувствах, настроении, эмоциональных переживаниях, о способах самопознания. Дети узнают, что здоровье зависит от микроклимата в группе, что такое психологическое и личное пространство, как оно влияет на общение. Оказывается помощь в определении личного психологического пространства. Коллективно формируются и правила семейного общения, знакомства. Дети практически применяют эти правила через проигрывание различных ситуаций во время нахождения в группе, но имеются трудности (учатся устанавливать причинно-следственные связи между здоровьем человека и его образом жизни, анализируя причину данного поведения). Во время занятий воспитанники знакомятся с вопросами о том, что такое здоровье и что такое болезнь, формируются умения в составлении правил и норм здорового образа жизни.
Принцип здоровьесбережения – один из важнейших принципов организации воспитательного процесса в нашей школе-интернате. Он предполагает создание условий, способствующих сохранению, укреплению и улучшению физического и психического здоровья воспитанника.
На занятиях использовались разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственно участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изученному материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Для успешной реализации программы по спортивно – оздоровительному направлению «Азбука здоровья» используются современные формы занятий, которые помогают сформировать у воспитанников устойчивый интерес к данному виду деятельности:
-беседа (формирует умение концентрировать внимание, воспринимать со слуха информацию, развивает познавательный интерес);
- дидактическая и ролевая игра (развивает умение действовать в соответствии с предложенными правилами, учит сотрудничеству);
-дискуссия, диспут (развивает умение приводить аргументы и доказательства, умение слушать и слышать);
-викторина, конкурсы (развивает познавательную сферу воспитанников);
-круглый стол, устный журнал (учит слушать и слышать, делать логические выводы, приобщает к активному пользованию периодической печатью и развивает интерес к художественной литературе);
-элементы тренинга (развивает позитивное отношение к себе, к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость, умение рефлектировать).
Работа осуществлялась через практические и тематические занятия, закаливание, утреннюю гимнастику, спортивные досуговые мероприятия, праздники Здоровья, минутки здоровья, встречи с медицинским работником, конкурсы рисунков о ЗОЖ, развития интересов к здоровому образу жизни у воспитанников.
Каждое занятие, как правило, начинается с групповой психокоррекции. Снижается напряжение, усталость. Ребята с большим интересом и задором выполняют различные физкультминутки, которые подбираются с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей.
В режиме дня предусмотрены ежедневные прогулки два раза в день.
Спортивно-оздоровительная работа проводится в соответствии с современными требованиями к учебным занятиям в спортивном зале и на спортивной площадке школы.
Для воспитанников один раз в неделю проводятся занятия по лечебной физкультуре.
Согласно перспективному плану и программе «Азбука здоровья», были запланированы и проведены воспитательные мероприятия, такие, как «Мы за ЗОЖ», « Вредным привычкам - нет», классные часы «Правда о СПИДе», «В здоровом теле здоровый дух» и др. Мероприятия проходят на высоком уровне. Дети относятся к ним со всей серьёзностью, ощущая себя обличителями пагубных пристрастий.
У ребят возросла потребность в здоровом образе жизни, Воспитанники глубже чувствуют вред, наносимый употреблением табака и алкоголя, задумываются о своём здоровье. С удовольствием занимаются физической культурой и спортом. В группе нет случаев грубого нарушения Устава школы и правил поведения.
Программа работает по направлениям:
1. Основы знаний о здоровом образе жизни.
2. Воспитание культуры здоровья.
3. Профилактика вредных привычек.
4. Подвижные и развивающие игры.
Работая по данным направлениям, у детей формируются такие навыки, как спортивное мастерство, чувство коллективизма, сознательное отношение к своему физическому здоровью. Уже сознательно могут определить свое отношение к понятию «не навреди себе сам», следить за чистотой своего тела, соблюдать правила личной гигиены. Регулярные занятия и беседы по профилактике и предупреждению вредных привычек среди воспитанников дало свои результаты. Воспитанники перешли в 9 класс, и никто не курит, и знают о пагубном влиянии при употреблении алкоголя, наркотиков. Дети стали принимать активное участие не только в школьных спортивных мероприятиях, но в городских и областных. Такие воспитанники, как Куловеров Н. и Монжос К., Редняк Д. выезжали на соревнования по футболу. Их команда заняла 1 место. Особенно ребятам нравятся подвижные и спортивные игры. Они помогают выявлять у воспитанников не только упорство, желание быть лучше, но и помогают определять силу воли, выдержку, волю к победе (Куловеров Н., Монжос К., Семеняк Э.). Воспитанники стали меньше болеть простудными заболеваниями.
В группе проводится кружок «Чемпион». Работа кружка, его цели также направлены на развитие физических способностей детей, на формирование потребности здорового образа жизни.
В конечном итоге все занятия приносят детям радость, чувство удовлетворения, понимания значимости здоровья в жизни человека. Невозможно воспитать ребенка без личного примера. Только личный пример рождает в детях с нарушением интеллекта искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добром отношении к другим и в то же время быть сердитым, раздраженным, нельзя говорить о правильном питании и в то же время вскакивать из-за стола, есть стоя. Нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов и в то же время употреблять их самому в пищу. Нельзя говорить о пользе занятия спортом, а самому избегать этого. Педагоги школы-интерната участвуют во всех спортивных состязаниях, коллективной творческой деятельности проходящих в стенах нашей школы-интерната.
Путем реализации программы «Азбука здоровья» раскрыла возможности здоровьесберегающей деятельности, значимость и силу пропаганды ведения здорового образа жизни и уверенного противостояния вредным привычкам.
В своей работе также использую здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии – это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей учащемуся самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Коррекционно – развивающая работа с применением здоровьесберегающих технологий предполагает коррекцию всей личности детей в целом. Среди обучающихся с проблемами в интеллектуальном развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.
Использую следующие здоровьесберегающие технологии:
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Зрительная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Психогимнастика
Самомассаж
Релаксация
Физминутки и динамические минутки
Кинезиология
Артикуляционная гимнастика.
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
-улучшить подвижность артикуляционных органов;
-укрепить мышечную систему языка, губ, щёк,
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Цель проведения артикуляционной гимнастики- выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Дыхательная гимнастика.
Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работой над коррекцией звукопроизношения.
На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.
Зрительная гимнастика.
Целью зрительной гимнастики - является формирование у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
Зрительная гимнастика используется:
-для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
-для укрепления мышц глаз
-для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству
зрения на разных расстояниях)
Основными принципами зрительных гимнастик являются:
-индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;
-регулярность проведения;
-постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;
-сочетание с двигательной активностью;
-развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.
Пальчиковая гимнастика.
Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Пальчиковая гимнастика преследует следующие цели:
-развитие речи;
-формирование правильного звукопроизношения;
-умение быстро и чисто говорить;
-развитие мелкой моторики,
-координации движений;
-развитие памяти, внимания;
-умение согласовывать движения и речь.
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это облегчает овладение навыком письма.
Психогимнастика
Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения. Пример: Игра «Путешествие в лес» (под звуковое сопровождение «Голоса леса» дети произвольно изображают то, о чем говорит воспитатель): – Мы в лесу. Под ногами мягкий мох. Идем по нему неслышно, на носочках. Впереди непролазная чаща. Вставайте за мной, пойдем по узкой тропинке. Не отставайте, идите точно друг за другом. После сильного ветра повалились деревья, нам придется через них перелезть. Ой, я обо что-то укололась! Да это же ежик! Покажите, какой он. Ежик побежал дальше, а нам пора возвращаться.
Самомассаж.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком.
Мы применяем следующие виды самомассажа:
самомассаж лицевых мышц;
самомассаж кистей и пальцев рук;
аурикулярный массаж- массаж ушных раковин.
Основные приемы массажа:
поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
- Для снижения тонуса мышц - основные движения поглаживание, растирание, движения выполняются в медленном темпе.
- Для активизации работы мышц – основные движения растирание, разминание, движения выполняются в быстром темпе.
Чтобы не зевать от скуки взяли и потёрли руки,
А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп…,
Чтобы щёчки не дремали,
Мы пощиплем их немножко.
Носик мы погладим, пусть он дышит хорошо….
Целью самомассажа является - стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:
* Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей
одновременно.
* Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные
режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
* Можно использовать без специального медицинского образования.
Релаксация.
Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.
Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.
Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. На логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. (смотри приложение)
Регулярное включение в занятие методов и приемов здоровьесберегающих технологий показало, что:
1.У детей развиваются психомоторные и речемоторные функции;
2.Укрепляется физическое и психическое здоровье детей через развитие дыхательной, системы
3.Стимулируется развитие произвольной регуляции движения;
4.Формируется артикуляционная моторика и развивается речевой аппарат;
5.Развивается мелкая моторика;
6.Развивается речь;
7.Формируется мотивационная готовность к регулярному применению полученных навыков;
8.Повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
9.Дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
10.Корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
11.Формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу
чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
12.Повышается работоспособность;
13.Развиваются психические процессы;
14.Формируются двигательные умения;
15.Повышается речевая активность.
Критериями удачного, с точки зрения здоровьесбережения, занятия является:
-отсутствие усталости у воспитанников и воспитателя;
-положительный эмоциональный настрой;
-удовлетворение от выполненной работы;
-желание продолжить работу;
Таким образом, организация воспитательной деятельности с учетом здоровьесберегающих технологий создает условия, позволяющие сохранить здоровье детей и по возможности оздоровить их, а это немаловажно в наше время. Применение здоровьесберегающих технологий во внеурочное время способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.
Подводя итоги, я хотела бы ещё раз подчеркнуть, что здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.