Формированию жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ
Детям с первичным нарушением речи требуется систематическая специальная педагогическая помощь для формирования жизненной компетенции. Для этого устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи и соответствующие им специальные требования к результатам обучающихся всех категорий с ОВЗ, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
· развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
· овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
· овладение навыками коммуникации;
· дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
· осмысление своего социального окружения и освоение
соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей
Вся деятельность нашей школы построена так, чтобы на всех уроках и внеурочной деятельности осуществлялась работа по развитию и коррекции речи детей, то есть логопедическое воздействие и процесс обучения тесно связаны по содержанию и развивающей направленности. Наших обучающихся характеризует недостаточная сформированность жизненных компетенций, и прежде всего из-за выраженных ограничений коммуникативной функции речи. У большинства детей есть полноценные предпосылки интеллектуального развития, которые ввиду наличия коммуникативных барьеров, не могут быть полностью реализованы.
Развитие коммуникативной компетентности обучающегося – актуальная задача коррекционно-образовательного процесса школы. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетенций, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково же значение коммуникативной компетентности обучающегося в образовательном процессе нашей школы?
Несовершенство умений, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью наших обучающихся с нарушением речи. Это объясняется низким уровнем сформированности коммуникативных умений у детей. В связи с этим возникают сложности:
Ø в организации свободного общения,
Ø затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности,
Ø в осуществлении процесса социализации детей.
Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием формирования коммуникативной компетенции и психологической адаптации наших детей к новым социальным условиям. Логопедические занятия призваны помочь обучающимся преодолеть имеющиеся трудности, которые мешают детям овладеть:
ü грамотой;
ü устной и письменной коммуникацией;
ü осмысленным чтением и письмом;
ü способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих житейских задач.
Целью формирования коммуникативной компетенции детей является вовлечение их в речевое и социальное взаимодействие с родителями и сверстниками через интенсивное развитие форм и способов невербальной и вербальной коммуникации в зависимости от структуры дефекта.
Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда у детей:
Ø снижение познавательного интереса,
Ø нежелание посещать дополнительные занятия,
Ø повышение утомляемости.
Чтобы заинтересовать обучающихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, построение индивидуальных программ коррекции, новые техники и технологии
ФГОС определяет необходимость применения информационно-коммуникативных технологий (ст.26) в решении учебно-познавательных и коррекционных задач.
С недавних пор действенным помощником логопеда и партнёром детей по развивающим играм стал компьютер. Наличие компьютера в кабинете логопеда значительно повысило возможности коррекции. Подача материала на логопедическом занятии должна быть другой, более индивидуализированной и нетрадиционной, чем на уроке в классе, и компьютерные технологии позволяют решить эту задачу. Проведение компьютерных игр всегда носит полифункциональный характер. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности обучающихся:
Ø умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям,
Ø умений сдерживать свои эмоциональные порывы,
Ø планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков,
Ø умение работать в парах.
Очень важно, что успешное использование ИКТ, получение с их помощью более продуктивных результатов способствует повышению самооценки детей, их уверенности в способности решать сложные задачи самостоятельно.
На протяжении нескольких лет в логопедической работе я использую «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе», созданный на основе программно-методического комплекса «Радуга в компьютере». Он содержит материалы по предупреждению и исправлению нарушений письменной речи обучающихся. В состав практикума входит 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах. Еще одна особенность используемого практикума в том, что тематическое планирование учебного материала не разбито на классы. Это позволяет более эффективно подбирать упражнения в зависимости от особенностей развития обучающегося, а не его возраста.
Для подготовки занятий с ИКТ я использую учебное пособие «Сборник дидактических материалов». В него включено пять разделов:
Ø подготовительный;
Ø восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
Ø восполнение пробелов лексико-грамматического развития; восполнение пробелов в формировании связной речи;
Ø развитие индивидуальных качеств обучающихся.
Такое построение материала совпадает с основными направлениями коррекционной работы.
Представим вашему вниманию некоторые задания:
- умение работать в парах;
- задание на закрепление слогообразующей роли гласных при коррекции слоговой структуры слова;
-следующее задание на закрепление понятий одушевленный, неодушевленный предмет направлено на умение предвидеть результат своего решения;
-задание на закрепление обобщающих понятий;
- сцелью обогащения словарного запаса используем упражнение «Стыковка»
-при составлении грамматически правильно оформленного предложения герою игры простроен мостик;
- конечно, итогом работы являются многообразные формы работы со связными текстами;
- с целью формирования и совершенствования навыка чтения используется упражнение «Покажи картинку». Время экспозиции постепенно уменьшается, что влечет за собой глобальное восприятие слова.
- также в практикуме представлено многообразие игр по коррекции дисграфических ошибок
Многообразие речевых дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Электронная техника и программное обеспечение постоянно развиваются, давая нам всё новые возможности для коррекции и развития речевых процессов у обучающихся и в дальнейшем успешного формирования коммуникативных компетенций.
Таким образом, логопедические задания обладают большим потенциалом для развития жизненных компетенций детей с ОВЗ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.