Формирование жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ
Оценка 5

Формирование жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ

Оценка 5
Педсоветы
docx
преподавание
1 кл—9 кл
21.06.2022
Формирование жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ
Формирование жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ
семинар.docx

Формированию жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ

 

 

Детям с первичным нарушением речи  требуется систематическая специальная педагогическая помощь для формирования жизненной компетенции. Для этого устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи и соответствующие им специальные требования к результатам обучающихся всех категорий с ОВЗ, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

·        развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

·        овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

·        овладение навыками коммуникации;

·        дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;

·        осмысление своего социального окружения и освоение

                  соответствующих возрасту системы ценностей и социальных                ролей

Вся  деятельность  нашей  школы  построена  так,  чтобы  на всех  уроках  и  внеурочной деятельности  осуществлялась  работа  по  развитию  и коррекции речи детей, то есть логопедическое воздействие и процесс обучения тесно связаны по содержанию и развивающей направленности.  Наших  обучающихся  характеризует  недостаточная  сформированность жизненных  компетенций,  и  прежде  всего  из-за  выраженных  ограничений коммуникативной функции речи. У большинства детей есть полноценные предпосылки интеллектуального  развития,  которые  ввиду  наличия  коммуникативных  барьеров,  не могут быть полностью реализованы.

 

Развитие коммуникативной компетентности обучающегося – актуальная задача коррекционно-образовательного процесса школы. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетенций, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково же значение коммуникативной компетентности обучающегося в образовательном процессе нашей  школы?

Несовершенство умений, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью наших обучающихся с нарушением речи. Это объясняется низким уровнем сформированности коммуникативных умений у детей. В связи с этим возникают сложности:

Ø в организации свободного общения,

Ø затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности,

Ø в осуществлении процесса социализации детей.

Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием формирования коммуникативной компетенции и психологической адаптации наших детей  к новым социальным условиям.   Логопедические занятия призваны помочь обучающимся преодолеть имеющиеся трудности, которые мешают детям овладеть:

ü  грамотой;

ü  устной и письменной коммуникацией;

ü осмысленным чтением и письмом;

ü способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих житейских задач.

Целью формирования  коммуникативной  компетенции  детей  является  вовлечение  их  в  речевое  и социальное взаимодействие с родителями и сверстниками через интенсивное развитие форм  и  способов  невербальной  и  вербальной  коммуникации  в  зависимости  от структуры дефекта.

 

Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда у детей:

Ø снижение познавательного интереса,

Ø нежелание посещать дополнительные занятия,

Ø повышение утомляемости.

Чтобы заинтересовать обучающихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, построение индивидуальных программ коррекции, новые техники и технологии

ФГОС определяет необходимость применения информационно-коммуникативных технологий (ст.26) в решении учебно-познавательных и коррекционных задач.

С недавних пор действенным помощником логопеда и партнёром детей по развивающим играм стал компьютер. Наличие компьютера в кабинете логопеда значительно  повысило возможности коррекции. Подача материала на логопедическом занятии должна быть другой, более индивидуализированной и нетрадиционной, чем на уроке в классе, и компьютерные технологии позволяют решить эту задачу. Проведение  компьютерных игр всегда носит полифункциональный характер. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности обучающихся:

Ø умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям,

Ø умений сдерживать свои эмоциональные порывы,

Ø планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков,

Ø умение работать в парах.

Очень важно, что успешное использование ИКТ, получение с их помощью более продуктивных результатов способствует повышению самооценки детей, их уверенности в способности решать сложные задачи самостоятельно.

На протяжении нескольких  лет в логопедической работе я использую «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе», созданный на основе программно-методического комплекса «Радуга в компьютере».  Он содержит материалы по предупреждению и исправлению нарушений письменной речи обучающихся.  В состав практикума входит 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Занятия  проводятся как индивидуально, так и в группах. Еще одна особенность используемого практикума в том, что тематическое планирование учебного материала не разбито на классы. Это позволяет более эффективно подбирать упражнения в зависимости от особенностей развития обучающегося, а не его возраста.

        Для подготовки занятий с ИКТ я использую учебное пособие «Сборник дидактических материалов». В него включено пять разделов:

Ø подготовительный;

Ø восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

Ø восполнение пробелов лексико-грамматического развития; восполнение пробелов в формировании связной речи;

Ø  развитие индивидуальных качеств обучающихся.

Такое построение материала совпадает с основными направлениями коррекционной работы.

 

Представим вашему вниманию некоторые задания:

- умение работать в парах;

- задание на закрепление слогообразующей роли гласных при коррекции слоговой структуры слова;

-следующее задание на закрепление понятий одушевленный, неодушевленный предмет направлено на умение предвидеть результат своего решения;

-задание на закрепление обобщающих понятий;

- сцелью обогащения словарного запаса используем упражнение «Стыковка»

-при составлении грамматически правильно оформленного предложения герою игры простроен  мостик;

- конечно, итогом работы являются многообразные формы работы со связными текстами;

- с целью формирования и совершенствования навыка чтения используется упражнение «Покажи картинку». Время экспозиции постепенно уменьшается, что влечет за собой глобальное восприятие слова.

- также в практикуме представлено многообразие игр по коррекции дисграфических ошибок

 

Многообразие речевых дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса.  Электронная техника и программное обеспечение постоянно развиваются, давая нам всё новые возможности для коррекции и развития речевых процессов у обучающихся  и в дальнейшем успешного формирования коммуникативных компетенций.

Таким образом, логопедические задания обладают большим потенциалом для развития жизненных компетенций детей с ОВЗ.


 

Формированию жизненных компетенций у обучающихся с

Формированию жизненных компетенций у обучающихся с

Несовершенство умений, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью наших обучающихся с нарушением речи

Несовершенство умений, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью наших обучающихся с нарушением речи

Проведение компьютерных игр всегда носит полифункциональный характер

Проведение компьютерных игр всегда носит полифункциональный характер

Стыковка» -при составлении грамматически правильно оформленного предложения герою игры простроен мостик; - конечно, итогом работы являются многообразные формы работы со связными текстами; - с целью…

Стыковка» -при составлении грамматически правильно оформленного предложения герою игры простроен мостик; - конечно, итогом работы являются многообразные формы работы со связными текстами; - с целью…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2022