Проблема: формирования жизненных ценностей современных подростков
Объект: образовательная среда МДЦ «Артек»
Предмет: условия формирования жизненных ценностей современных подростков.
Цель: обосновать взаимосвязь условий образовательной среды МДЦ «Артек» по формированию жизненных ценностей современных подростков.
Гипотеза: Если создать определённые условия образовательной среды (школа, природная среда, и историко-культурное пространство и т.д.), то можно целенаправленно формировать жизненные ценностей современных подростков.
Задачи
1. Выявить социальные и психологические особенности современного подростка,
2. Дать характеристику понятия «образовательная среда» и образовательная среда МДЦ «Артек»
3. Обосновать условия целенаправленного формирования жизненных ценностей подростков в образовательной среде МДЦ «Артек» .
4. Провести диагностику сформированности жизненных ценностей подростков МДЦ «Артек»
5. Разработать рекомендации по формированию жизненных ценностей современных подростков, используя опыт МДЦ «Артек»
Теоретическое и практическое значение работы состоит в том, что:
1. проведена некоторая систематизация теоретических источников по изучаемой проблематике;
2. представлены и обоснованы условия целенаправленного формирования жизненных ценностей подростков в образовательной среде МДЦ «Артек»;
3. получены результаты по сформированности жизненных ценностей подростков МДЦ «Артек» на начало сезона и по окончанию пребывания подростков в лагере «Полевой»
4. разработаны рекомендации по формированию жизненных ценностей современных подростков, используя опыт МДЦ «Артек»
Образовательная среда - совокупность условий, влияний и возможностей, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей обучаемых и обеспечивают активную позицию обучаемых в образовательном процессе, их личностное развитие и саморазвитие.
Образовательная среда МДЦ «Артек »
Единое целостное социокультурное пространство.
Обладает необходимыми культурно-образовательными ресурсами, предоставляющими детям и подросткам самостоятельный выбор содержания, форм и видов деятельности, местом, где наблюдаются образцы успешной самореализации, где оказывается психолого-педагогическая поддержка в проектировании индивидуальной траектории развития.
Основные подсистемы образовательного пространства МДЦ «Артек»
● педагогические (детские лагеря, средняя общеобразовательная школа, центр дополнительного образования и детского творчества, управление по физической культуре, спорту и туризму);
● непедагогические (культурные и инфраструктурные ресурсы МДЦ «Артек» и прилегающей территории, исторические, архитектурные и природные памятники Южного берега Крыма, региона Крыма, города-героя Севастополя и др.).
Примеры неформальных образовательных технологий и практик
проектная и исследовательская деятельность,
экспедиции и экскурсии,
геймификация,
музейная педагогика,
историческая реконструкция,
литературно-музыкальные салоны,
парковые уроки и полевые практикумы,
экспериментариум,
творческие, интеллектуальные конкурсы, квесты и др.
Условия формирования личностных ценностей подростков в образовательной среде МДЦ «Артек»
1. Организация образовательного процесса.
2. Особенность организации образовательного процесса.
3. Образовательная программа МДЦ «Артек»
4. Виды воспитывающей деятельности
5. Музейно-образовательный комплекс
Личностные и психологические особенности подростка.
перепады настроения;
- категоричность высказываний и суждений;
- желание быть признанным и оцененным другими, сочетающееся с показной независимостью и бравадой;
- борьба с авторитетами и обожествление кумиров;
- эгоистичность проявляется наряду с преданностью и самопожертвованием; - грубость и бесцеремонность сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий – от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму;
- обостряется чувствительность к оценке другими его внешности, способностей, силы, умений и все это сочетается с излишней самоуверенностью.
Формирования личностных ценностей подростка.
Ценности формируются под влиянием уровня умственного развития, способности воспринимать и оценивать нормы и поступки, а также зависят от эмоционального развития, личного опыта, социальной среды.
По функциональному месту и роли в структуре мотивации личностные ценности относятся к классу устойчивых мотивационных образований или источников мотивации.
Результаты исследования
Терминальные ценности | ||
На период заезда |
| На период окончания сезона |
Здоровье | 1 | Здоровье |
Любовь | 2 | Активная деятельная жизнь |
Активная деятельная жизнь | 3 | Познание |
Наличие хороших и верных друзей | 4 | Наличие хороших и верных друзей |
Познание | 5 | Общественное признание |
Общественное признание | 6 | Уверенность в себе |
Развитие | 7 | Развитие |
Жизненная мудрость | 8 | Свобода |
Продуктивная жизнь | 9 | Творчество |
Счастье других | 10 | Продуктивная жизнь |
Интересная работа | 11 | Любовь |
Свобода | 12 | Счастье других |
Материально обеспеченная жизнь | 13 | Интересная работа |
Уверенность в себе | 14 | Жизненная мудрость |
Счастливая семейная жизнь | 15 | Счастливая семейная жизнь |
Творчество | 16 | Красота природы и искусства |
Красота природы и искусства | 17 | Материально обеспеченная жизнь |
Развлечения | 18 | Развлечения |
Инструментальные ценности | ||
На период заезда |
| На период окончания |
Образованность | 1 | эффективность в делах |
Воспитанность | 2 | аккуратность |
Аккуратность | 3 | образованность |
Ответственность | 4 | независимость |
жизнерадостность | 5 | ответственность |
эффективность в делах | 6 | терпимость |
честность | 7 | воспитанность |
самоконтроль | 8 | рационализм |
терпимость | 9 | жизнерадостность |
рационализм | 10 | твердая воля |
независимость | 11 | честность |
широта взглядов | 12 | широта взглядов |
исполнительность | 13 | самоконтроль |
чуткость | 14 | исполнительность |
смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов | 15 | чуткость |
высокие запросы | 16 | смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов |
непримиримость к недостаткам в себе и других | 17 | высокие запросы |
твердая воля | 18 | непримиримость к недостаткам в себе и других |
Выводы
Дана характеристика понятия «образовательная среда».
Представлена образовательная среда МДЦ «Артек»
Выявлены психологические особенности современного подростка.
Обоснованы условия целенаправленного формирования жизненных
ценностей подростков в образовательной среде МДЦ «Артек .
Проведена диагностика и анализ сформированности жизненных ценностей подростков МДЦ «Артек».
Разработаны рекомендации по формированию жизненных ценностей современных подростков, используя опыт МДЦ «Артек».
Рекомендации
Использовать неформальные образовательные технологии и практики
Проводить эксперименты и опыты без применения специализированного оборудования и опасных материалов
Предлагаем использовать образовательный ресурс музейного комплекса «Омская крепость», «Исторический парк», музей изобразительных искусств им М. Врубеля и др.
Применять неформальные образовательные технологии и практики: геймификация, музейная педагогика, историческая реконструкция, литературно-музыкальные салоны, парковые уроки и полевые практикумы, экспериментариум, квесты и др.
Образовательная модель «Перевёрнутое обучение»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.