Формирование жизненных ценносте подростков в условиях образовательной среды "Артек"

  • pptx
  • 11.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование жизненных ценностей подростков.pptx

Формирование у подростков жизненных ценностей в условиях образовательной среды МДЦ «Артек» выполнила: ученица 8.1 класса
Васильева Елизавета,
научный руководитель
Васильева Наталья Васильевна

Проблема: формирования жизненных ценностей современных подростков

Объект: образовательная среда МДЦ «Артек»

Предмет: условия формирования жизненных ценностей современных подростков.

Цель: обосновать взаимосвязь условий образовательной среды МДЦ «Артек» по формированию жизненных ценностей современных подростков.

Гипотеза: Если создать определённые условия образовательной среды (школа, природная среда, и историко-культурное пространство и т.д.), то можно целенаправленно формировать жизненные ценностей современных подростков.




Задачи
1. Выявить социальные и психологические особенности современного подростка,
2. Дать характеристику понятия «образовательная среда» и образовательная среда МДЦ «Артек»
3. Обосновать условия целенаправленного формирования жизненных ценностей подростков в образовательной среде МДЦ «Артек» .
4. Провести диагностику сформированности жизненных ценностей подростков МДЦ «Артек»
5. Разработать рекомендации по формированию жизненных ценностей современных подростков, используя опыт МДЦ «Артек»

Теоретическое и практическое значение работы состоит в том, что:

1. проведена некоторая систематизация теоретических источников по изучаемой проблематике;
2. представлены и обоснованы условия целенаправленного формирования жизненных ценностей подростков в образовательной среде МДЦ «Артек»;
3. получены результаты по сформированности жизненных ценностей подростков МДЦ «Артек» на начало сезона и по окончанию пребывания подростков в лагере «Полевой»
4. разработаны рекомендации по формированию жизненных ценностей современных подростков, используя опыт МДЦ «Артек»

Образовательная среда - совокупность условий, влияний и возможностей, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей обучаемых и обеспечивают активную позицию обучаемых в образовательном процессе, их личностное развитие и саморазвитие.

Образовательная среда МДЦ «Артек »

Единое целостное социокультурное пространство.
Обладает необходимыми культурно-образовательными ресурсами, предоставляющими детям и подросткам самостоятельный выбор содержания, форм и видов деятельности, местом, где наблюдаются образцы успешной самореализации, где оказывается психолого-педагогическая поддержка в проектировании индивидуальной траектории развития.

Основные подсистемы образовательного пространства МДЦ «Артек»

педагогические (детские лагеря, средняя общеобразовательная школа, центр дополнительного образования и детского творчества, управление по физической культуре, спорту и туризму);

непедагогические (культурные и инфраструктурные ресурсы МДЦ «Артек» и прилегающей территории, исторические, архитектурные и природные памятники Южного берега Крыма, региона Крыма, города-героя Севастополя и др.).

Примеры неформальных образовательных технологий и практик

проектная и исследовательская деятельность,
экспедиции и экскурсии,
геймификация,
музейная педагогика,
историческая реконструкция,
литературно-музыкальные салоны,
парковые уроки и полевые практикумы,
экспериментариум,
творческие, интеллектуальные конкурсы, квесты и др.

Условия формирования личностных ценностей подростков в образовательной среде МДЦ «Артек»

1. Организация образовательного процесса.
2. Особенность организации образовательного процесса.
3. Образовательная программа МДЦ «Артек»
4. Виды воспитывающей деятельности
5. Музейно-образовательный комплекс

Личностные и психологические особенности подростка.

перепады настроения;
- категоричность высказываний и суждений;
- желание быть признанным и оцененным другими, сочетающееся с показной независимостью и бравадой;
- борьба с авторитетами и обожествление кумиров;
- эгоистичность проявляется наряду с преданностью и самопожертвованием; - грубость и бесцеремонность сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий – от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму;
- обостряется чувствительность к оценке другими его внешности, способностей, силы, умений и все это сочетается с излишней самоуверенностью. 

Виды воспитывающей деятельности в МДЦ «Артек»

интеллектуально-познавательная
ценностно-ориентировочная
трудовая и профессиональная
общественно – полезная
художественная
физкультурно - спортивная
деятельность свободного общения

Формирования личностных ценностей подростка.

Ценности формируются под влиянием уровня умственного развития, способности воспринимать и оценивать нормы и поступки, а также зависят от эмоционального развития, личного опыта, социальной среды.
По функциональному месту и роли в структуре мотивации личностные ценности относятся к классу устойчивых мотивационных образований или источников мотивации.

Результаты исследования

Терминальные ценности

На период заезда

 

На период окончания сезона

Здоровье

1

Здоровье

Любовь

2

Активная деятельная жизнь

Активная деятельная жизнь

3

Познание

Наличие хороших и верных друзей

4

Наличие хороших и верных друзей

Познание

5

Общественное признание

Общественное признание

6

Уверенность в себе

Развитие

7

Развитие

Жизненная мудрость

8

Свобода

Продуктивная жизнь

9

Творчество

Счастье других

10

Продуктивная жизнь

Интересная работа

11

Любовь

Свобода

12

Счастье других

Материально обеспеченная жизнь

13

Интересная работа

Уверенность в себе

14

Жизненная мудрость

Счастливая семейная жизнь

15

Счастливая семейная жизнь

Творчество

16

Красота природы и искусства

Красота природы и искусства

17

Материально обеспеченная жизнь

Развлечения

18

Развлечения

Инструментальные ценности

На период заезда

 

На период окончания

Образованность

1

эффективность в делах

Воспитанность

2

аккуратность

Аккуратность

3

образованность

Ответственность

4

независимость

жизнерадостность

5

ответственность

эффективность в делах

6

терпимость

честность

7

воспитанность

самоконтроль

8

рационализм

терпимость

9

жизнерадостность

рационализм

10

твердая воля

независимость

11

честность

широта взглядов

12

широта взглядов

исполнительность

13

самоконтроль

чуткость

14

исполнительность

смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов

15

чуткость

высокие запросы

16

смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов

непримиримость к недостаткам в себе и других

17

высокие запросы

твердая воля

18

непримиримость к недостаткам в себе и других

Выводы

Дана характеристика понятия «образовательная среда».
Представлена образовательная среда МДЦ «Артек»
Выявлены психологические особенности современного подростка.
Обоснованы условия целенаправленного формирования жизненных
ценностей подростков в образовательной среде МДЦ «Артек .
Проведена диагностика и анализ сформированности жизненных ценностей подростков МДЦ «Артек».
Разработаны рекомендации по формированию жизненных ценностей современных подростков, используя опыт МДЦ «Артек».

Рекомендации

Использовать неформальные образовательные технологии и практики
Проводить эксперименты и опыты без применения специализированного оборудования и опасных материалов
Предлагаем использовать образовательный ресурс музейного комплекса «Омская крепость», «Исторический парк», музей изобразительных искусств им М. Врубеля и др.
Применять неформальные образовательные технологии и практики: геймификация, музейная педагогика, историческая реконструкция, литературно-музыкальные салоны, парковые уроки и полевые практикумы, экспериментариум, квесты и др.
Образовательная модель «Перевёрнутое обучение»

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание