«Формирование звуковой культуры речи у старших дошкольников с помощью современных методов и приёмов»
Оценка 4.7

«Формирование звуковой культуры речи у старших дошкольников с помощью современных методов и приёмов»

Оценка 4.7
rtf
27.11.2022
«Формирование звуковой культуры речи у старших дошкольников  с помощью современных методов и приёмов»
Публикация.rtf

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ласточка» 

 

 

 

 

«Формирование звуковой культуры речи у старших дошкольников

с помощью современных методов и приёмов»

 

 

 

 

 

Выполнила: воспитатель Рогатина И.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кыштовка, 2022г

 

 

 

 

  Речь не является врожденной способностью, онa формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормaльного становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

  Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторонa речи ребёнкa рaзвивaется самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, – глубоко ошибочно.

В нaстоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этaпе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования.

   Принят Федерaльный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

      Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

 

Развитие речи, в частности – ее звуковой культуры – одна из основных задач дошкольного обучения и воспитания.

   Формирование звуковой культуры речи – основополагающий этап в овладении языком как средством общения и познания.

 

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

   1.Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

- звуковысотный слух;

- слуховое внимание;

- восприятие темпа и ритма речи.

    2.Формировать произносительную сторону речи:

- учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

- развивать артикуляционный аппарат;

- работать над речевым дыханием;

- вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

 

- вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

- формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;

- фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

 

3.Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

      4.Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

 

В старшем дошкольном возрасте закономерности овладения звуковой стороной речи дают возможность определить приоритетные линии формирования того или другого механизма.

  Воспитатель начинает работу по развитию фонематического слуха, по развитию слухового восприятия, а также звуковой культуры речи используя в работе разнообразные средства воспитания. Таким образом, к началу пребывания в старшей группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка.

 

В подготовительной к школе группе основное внимание уделяется развитию звукового анализа слов (вычленение в словах и фразах нужных звуков, называние слов с заданным звуком), определению места звука в слове (начало, середина, конец).

   Продолжается работа по выработке внятности произношения, умение правильно пользоваться ударениями, паузами, интонациями (выразительность речи), силой голоса, темпом речи.

 

Работа по звуковой культуре речи старших дошкольников проводится в различных формах:

1) на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;

2) различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;

3) отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);

4) дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).

 

Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

- дидактические игры («Чей домик?»)

- подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)

- дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

  Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

- образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

- краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

- утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

- образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок);

 

- хоровые и индивидуальные повторения;

- обоснование необходимости выполнить задание педагога;

 

- индивидуальная мотивировка задания;

- совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

- оценка ответа или действия и исправления;

- образная физкультурная пауза;

- показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

 

  При изложении вариантов упражнений, раскрытии целей и формулировок заданий озвучиваются методические указания, на которые воспитатель должен обратить внимание. Можно много раз работать с одними и те ми же заданиями, постепенно усложняя их.  Работа над звукопроизношением возможна с одновременной работой над другими разделами звуковой культуры речи (работа над речевым слухом, артикуляцией, речевым дыханием, голосом, дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи).

                        Игры на развитие слухового внимания

 «Угадай, что делают»

Цель: Учить детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа: Воспитатель подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек.

Краткое описание: Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным молоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.

   Методические указания: Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.

                    Игры на развитие речевого слуха

 «Хлопки»

 Цель: развитие речевого слуха – развитие слухового внимания.

 Ход игры: дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог условливается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2 – 3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.

Игры, направленные на отграничение речевых единиц (звук, слог, слово, предложение)

  «Подскажи Петрушке звук»

 Цель: развитие речевого слуха – показать детям, что слова звучат потому,    что они состоят из звуков, что звуки в слове разные.

 Оборудование:  петрушка, ширма.

 Ход игры: воспитатель сообщает детям, что сейчас петрушка будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать последний звук. Его должны назвать дети. Воспитатель следить за тем, чтобы дети не произносили все слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все хором, потом индивидуально (на кого укажет воспитатель). Дети должны быстро подсказывать не произнесенные петрушкой звук, чтобы слово звучало полностью.

 п е т р у ш к а: д е т и

 на солнышке греется рыжий котёно… к. И так далее.

 

Игры на развитие речевого дыхания

«Пой со мной!»

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков [а, о, у, и, э].

Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".

Инструкция: Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "а-а-а!" наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки а, у, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.

 

Инструкция: Вот вторая песенка: "у-у-у!" теперь "о-о-о!", "и-и-и!", "э-э-э!" Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.

Инструкция: давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.

 

  Таким образом, целенаправленное комплексное воспитание культуры общения ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.

  Высокий уровень речевого развития, владение эмоциональным словарем, специальные упражнения, развитие умения составить связное высказывание на тему о правилах поведения являются обязательным условием освоения детьми культуры речи.

 

 

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка» «Формирование звуковой культуры речи у старших дошкольников с помощью современных методов и приёмов»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка» «Формирование звуковой культуры речи у старших дошкольников с помощью современных методов и приёмов»

Речь не является врожденной способностью, онa формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин

Речь не является врожденной способностью, онa формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин

Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка

Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка

Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы: - дидактические игры («Чей домик?») - подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай») - дидактические рассказы…

Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы: - дидактические игры («Чей домик?») - подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай») - дидактические рассказы…

Игры на развитие слухового внимания «Угадай, что делают»

Игры на развитие слухового внимания «Угадай, что делают»

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков [а, о, у, и, э]

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков [а, о, у, и, э]
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2022