Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ласточка»
«Формирование звуковой культуры речи у старших дошкольников
с помощью современных методов и приёмов»
Выполнила: воспитатель Рогатина И.Н.
Кыштовка, 2022г
Речь не является врожденной способностью, онa формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормaльного становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторонa речи ребёнкa рaзвивaется самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, – глубоко ошибочно.
В нaстоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этaпе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования.
Принят Федерaльный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.
Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Развитие речи, в частности – ее звуковой культуры – одна из основных задач дошкольного обучения и воспитания.
Формирование звуковой культуры речи – основополагающий этап в овладении языком как средством общения и познания.
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:
1.Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:
- звуковысотный слух;
- слуховое внимание;
- восприятие темпа и ритма речи.
2.Формировать произносительную сторону речи:
- учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;
- развивать артикуляционный аппарат;
- работать над речевым дыханием;
- вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
- вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;
- формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;
- фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
3.Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
4.Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
В старшем дошкольном возрасте закономерности овладения звуковой стороной речи дают возможность определить приоритетные линии формирования того или другого механизма.
Воспитатель начинает работу по развитию фонематического слуха, по развитию слухового восприятия, а также звуковой культуры речи используя в работе разнообразные средства воспитания. Таким образом, к началу пребывания в старшей группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка.
В подготовительной к школе группе основное внимание уделяется развитию звукового анализа слов (вычленение в словах и фразах нужных звуков, называние слов с заданным звуком), определению места звука в слове (начало, середина, конец).
Продолжается работа по выработке внятности произношения, умение правильно пользоваться ударениями, паузами, интонациями (выразительность речи), силой голоса, темпом речи.
Работа по звуковой культуре речи старших дошкольников проводится в различных формах:
1) на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;
2) различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;
3) отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
4) дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).
Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:
- дидактические игры («Чей домик?»)
- подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)
- дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)
- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)
Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:
- образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;
- краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;
- утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);
- образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок);
- хоровые и индивидуальные повторения;
- обоснование необходимости выполнить задание педагога;
- индивидуальная мотивировка задания;
- совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);
- оценка ответа или действия и исправления;
- образная физкультурная пауза;
- показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
При изложении вариантов упражнений, раскрытии целей и формулировок заданий озвучиваются методические указания, на которые воспитатель должен обратить внимание. Можно много раз работать с одними и те ми же заданиями, постепенно усложняя их. Работа над звукопроизношением возможна с одновременной работой над другими разделами звуковой культуры речи (работа над речевым слухом, артикуляцией, речевым дыханием, голосом, дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи).
Игры на развитие слухового внимания
«Угадай, что делают»
Цель: Учить детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.
Подготовительная работа: Воспитатель подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек.
Краткое описание: Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным молоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.
Методические указания: Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.
Игры на развитие речевого слуха
«Хлопки»
Цель: развитие речевого слуха – развитие слухового внимания.
Ход игры: дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог условливается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2 – 3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.
Игры, направленные на отграничение речевых единиц (звук, слог, слово, предложение)
«Подскажи Петрушке звук»
Цель: развитие речевого слуха – показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные.
Оборудование: петрушка, ширма.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что сейчас петрушка будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать последний звук. Его должны назвать дети. Воспитатель следить за тем, чтобы дети не произносили все слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все хором, потом индивидуально (на кого укажет воспитатель). Дети должны быстро подсказывать не произнесенные петрушкой звук, чтобы слово звучало полностью.
п е т р у ш к а: д е т и
на солнышке греется рыжий котёно… к. И так далее.
Игры на развитие речевого дыхания
«Пой со мной!»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков [а, о, у, и, э].
Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".
Инструкция: Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "а-а-а!" наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки а, у, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.
Инструкция: Вот вторая песенка: "у-у-у!" теперь "о-о-о!", "и-и-и!", "э-э-э!" Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.
Инструкция: давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.
Таким образом, целенаправленное комплексное воспитание культуры общения ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.
Высокий уровень речевого развития, владение эмоциональным словарем, специальные упражнения, развитие умения составить связное высказывание на тему о правилах поведения являются обязательным условием освоения детьми культуры речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.