«Формирование звуковой культуры речи у старших дошкольников с помощью современных методов и приёмов»

  • rtf
  • 27.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Публикация.rtf

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ласточка» 

 

 

 

 

«Формирование звуковой культуры речи у старших дошкольников

с помощью современных методов и приёмов»

 

 

 

 

 

Выполнила: воспитатель Рогатина И.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кыштовка, 2022г

 

 

 

 

  Речь не является врожденной способностью, онa формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормaльного становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

  Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторонa речи ребёнкa рaзвивaется самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, – глубоко ошибочно.

В нaстоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этaпе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования.

   Принят Федерaльный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

      Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

 

Развитие речи, в частности – ее звуковой культуры – одна из основных задач дошкольного обучения и воспитания.

   Формирование звуковой культуры речи – основополагающий этап в овладении языком как средством общения и познания.

 

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

   1.Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

- звуковысотный слух;

- слуховое внимание;

- восприятие темпа и ритма речи.

    2.Формировать произносительную сторону речи:

- учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

- развивать артикуляционный аппарат;

- работать над речевым дыханием;

- вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

 

- вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

- формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;

- фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

 

3.Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

      4.Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

 

В старшем дошкольном возрасте закономерности овладения звуковой стороной речи дают возможность определить приоритетные линии формирования того или другого механизма.

  Воспитатель начинает работу по развитию фонематического слуха, по развитию слухового восприятия, а также звуковой культуры речи используя в работе разнообразные средства воспитания. Таким образом, к началу пребывания в старшей группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка.

 

В подготовительной к школе группе основное внимание уделяется развитию звукового анализа слов (вычленение в словах и фразах нужных звуков, называние слов с заданным звуком), определению места звука в слове (начало, середина, конец).

   Продолжается работа по выработке внятности произношения, умение правильно пользоваться ударениями, паузами, интонациями (выразительность речи), силой голоса, темпом речи.

 

Работа по звуковой культуре речи старших дошкольников проводится в различных формах:

1) на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;

2) различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;

3) отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);

4) дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).

 

Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

- дидактические игры («Чей домик?»)

- подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)

- дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

  Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

- образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

- краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

- утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

- образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок);

 

- хоровые и индивидуальные повторения;

- обоснование необходимости выполнить задание педагога;

 

- индивидуальная мотивировка задания;

- совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

- оценка ответа или действия и исправления;

- образная физкультурная пауза;

- показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

 

  При изложении вариантов упражнений, раскрытии целей и формулировок заданий озвучиваются методические указания, на которые воспитатель должен обратить внимание. Можно много раз работать с одними и те ми же заданиями, постепенно усложняя их.  Работа над звукопроизношением возможна с одновременной работой над другими разделами звуковой культуры речи (работа над речевым слухом, артикуляцией, речевым дыханием, голосом, дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи).

                        Игры на развитие слухового внимания

 «Угадай, что делают»

Цель: Учить детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа: Воспитатель подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек.

Краткое описание: Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным молоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.

   Методические указания: Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.

                    Игры на развитие речевого слуха

 «Хлопки»

 Цель: развитие речевого слуха – развитие слухового внимания.

 Ход игры: дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог условливается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2 – 3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.

Игры, направленные на отграничение речевых единиц (звук, слог, слово, предложение)

  «Подскажи Петрушке звук»

 Цель: развитие речевого слуха – показать детям, что слова звучат потому,    что они состоят из звуков, что звуки в слове разные.

 Оборудование:  петрушка, ширма.

 Ход игры: воспитатель сообщает детям, что сейчас петрушка будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать последний звук. Его должны назвать дети. Воспитатель следить за тем, чтобы дети не произносили все слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все хором, потом индивидуально (на кого укажет воспитатель). Дети должны быстро подсказывать не произнесенные петрушкой звук, чтобы слово звучало полностью.

 п е т р у ш к а: д е т и

 на солнышке греется рыжий котёно… к. И так далее.

 

Игры на развитие речевого дыхания

«Пой со мной!»

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков [а, о, у, и, э].

Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".

Инструкция: Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "а-а-а!" наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки а, у, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.

 

Инструкция: Вот вторая песенка: "у-у-у!" теперь "о-о-о!", "и-и-и!", "э-э-э!" Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.

Инструкция: давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.

 

  Таким образом, целенаправленное комплексное воспитание культуры общения ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.

  Высокий уровень речевого развития, владение эмоциональным словарем, специальные упражнения, развитие умения составить связное высказывание на тему о правилах поведения являются обязательным условием освоения детьми культуры речи.