В научно-методической литературе достаточно подробно изучено физическая подготовленность занимающихся различного возраста и квалификации. Однако достаточно научно обоснованных работ, характеризующих физическую подготовленность такого контингента начинающих волейболистов 9-10 лет, явно недостаточно носят фрагматичный и устарелый характер и тем самым объединяют учебно-тренировочный процесс в подготовке игроков.
«ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КОНДИЦИИ У
ДЕТЕЙ 910 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ»
Содержание
Введение.....................................................................................................3
Глава 1. Литературный обзор...................................................................5
1.1 Физическая подготовка волейболиста – основной
компонент спортивной тренировки....................................... 5
1.2 Развитие быстроты..................................................................10
1.3 Развитие силы и скоростносиловых способностей............17
Глава 2. Цели, задачи, методы и организация исследования............ 27
2.1 Цели, задачи и методы исследования.................................. 27
2.2 Организация исследования....................................................29
Глава 3. Результаты исследования.........................................................31
Выводы.....................................................................................................44
Практические рекомендации..................................................................45
Список литературы..................................................................................462Введение
Актуальность – волейбол, как и иной вид спорта, требует наличие
определенного уровня физической подготовки игроков. Соревнования
высококвалифицированных волейболистов длятся более двух часов и
характеризуются значительными усилиями, потерей веса и проявлением
различных физических качеств для достижения оптимального результата в
игровом процессе. Подобные физические кондиции не формируются
одномоментно, а закладываются поэтапно, начиная именно с детского
возраста с момента начала занятий данного вида спорта. Однако детский
возраст 910 лет обуславливается специфическими особенностями
морфофункционального и физического развития и уровня физической
подготовки. В свою очередь это требует учета этих особенностей и
разработки принципиально отличных (от другого контингента) к
формированию уровня физической подготовки.
В научнометодической литературе достаточно подробно изучено
физическая подготовленность занимающихся различного возраста и
Однако достаточно научно обоснованных работ,
квалификации.
характеризующих физическую подготовленность такого контингента
начинающих волейболистов 910 лет, явно недостаточно носят фрагматичный
и устарелый характер и тем самым объединяют учебнотренировочный
процесс в подготовке игроков.
3В связи с изложенным и избрана тема, актуальна в настоящее время,
характеризующая физическую подготовленность начинающих школьников 9
10 лет.
Гипотеза – предполагается, что физическая подготовка начинающих
волейболистов 910 лет может иметь некоторые специфические особенности,
которые в настоящее время не исследованы, но могут оптимизировать
тренировочный процесс.
Новизна
– выявить специфические особенности физической
подготовленности начинающих волейболистов 910 лет и на этой основе
сформировать инновационную структуру педагогического процесса общей и
специальной физической подготовки этого контингента занимающихся.
Предмет исследования – педагогический процесс базовой кондиции
детей.
Объект исследования базовые физические качества.
Изменения правил тоже влияет на физическую подготовку. Игра стала
более быстрой, захватывающей, с взрывным характером действий. Идея
перехода закреплена для того, чтобы способствовать разносторонним
атлетам. Правила расстановки игроков должны позволить командам быть
гибкими и создавать интересные тактические разработки. Введение
защитного игрока – либеро продвинуло игру вперед в отношении
продолжительности розыгрыша и многофазной игры. Изменения правила
подачи преобразовали подачу из простого действия по введению мяча в
игру в наступательное оружие. Участники соревнований используют эти
условия для состязания в технике, тактике и силе. Для этого нужна
хорошая физическая подготовленность.
4Глава 1. Литературный обзор
1.1 Физическая подготовка волейболиста – основной компонент
спортивной тренировки.
Данные науки и практики показывают, что высокий уровень
физической подготовки является базовым фундаментом, на котором
развития
строится
спортсменов.
мастерство
Поэтому
процесс
двигательных качеств в спортивной тренировке в целом является
ведущим, но осуществляется он в неразрывном единстве с другими
видами подготовки. В настоящее время наблюдается повышение
требований к уровню спортивного мастерства волейболистов, что
вынуждает тренеров к поискам путей повышения эффективности учебно
тренировочного процесса. Волейболист высокого класса – это всесторонне
развитый атлет, который обладает силовой и скоростной выносливостью,
взрывной силой, прыгучестью, гибкостью, умением ориентироваться в
сложной обстановке. Поэтому физическая подготовка есть и всегда
будет основным условием для достижения высоких спортивных
результатов, которая является фундаментом для технической и
тактической подготовок. Физическая подготовка представляет собой
воспитание двигательных (физических) качеств, способностей, которые
необходимы волейболисту в его игровой деятельности. В основе
всесторонней подготовки лежит взаимообусловленность всех качеств
спортсмена: развитие одного из них положительно влияет на развитие
других и, наоборот, отставание в развитии одного или нескольких
качеств задерживают развитие остальных. Физическая подготовка
направлена на разностороннее физическое развитие, укрепление органов и
функциональных систем организма, на совершенствование их функций,
5повышения уровня «базовых» физических качеств (силы, выносливости,
ловкости, гибкости, быстроты), улучшение общей работоспособности,
стимулирование восстановительных процессов (Л.П.Матвеев, 1955;
Н.Г.Озолин, 1962).
Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным
возможностям занимающихся. Игра включает внезапные и быстрые
передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим
волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой
передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц,
прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях.
Систематическое развитие физических качеств содействует успешному
овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями,
начиная на ранних этапах подготовки. На начальном этапе физическая
подготовка в основном направлена на развитие быстроты, ловкости,
гибкости, прыгучести, скоростно – силовых качеств. Все эти физические
качества являются основой дальнейшего развития игрового потенциала
волейболиста[13].
Как принято в спортивной практике, физическая подготовка
подразделяется на общую и специальную физическую подготовку.
В сложном многолетнем тренировочном процессе на первом этапе
решающее значение имеет общая физическая подготовка. Результатом
подготовки
этой
функциональных
возможностей организма, что и обеспечивает рост спортивных
расширение
является
границ
результатов на данном этапе. По мере повышения спортивного
мастерства
подготовки
специальной
физической
удельный
вес
увеличивается. На этапе высшего спортивного мастерства специальная
6физическая подготовка является решающим фактором роста спортивных
результатов.
Некоторые авторы в целях более дифференцированной оценки
уровня физической подготовки считают целесообразным выделять в ней
не две (общую и специальную), а три части.
Так, Н.Г.Озолин (1970) считает целесообразным специальную
физическую подготовку подразделить на предварительную специальную
физическую подготовку и основную специальную физическую подготовку.
Автор считает, что общая физическая подготовка обеспечивает только
основу высокого подъема функциональных возможностей спортсмена,
применительно к требованиям данного вида спорта. Однако она не дает
достаточно эффективных специфических сдвигов в организме, не
обеспечивает способности выполнять большие тренировочные нагрузки.
Решить эти задачи можно на основе специального фундамента, создание
которого является задачей на этапе предварительной специальной
физической подготовки [30].
По мнению В.Н.Платонова (1986), физическая подготовка
подразделяется на общую, вспомогательную и специальную.
Под
общей
физической
подготовкой
понимают
процесс
гармоничного
оказывающих
положительное влияние на достижение в конкретном виде спорта и
двигательных
развития
качеств,
эффективность тренировочного процесса.
Вспомогательная физическая подготовка ориентирована на создание
специальной основы, необходимой для эффективного выполнения
больших объемов работы, направленной на развитие двигательных
качеств.
7Специальная физическая подготовка направлена на развитие
двигательных качеств строго в соответствии с требованиями,
предъявляемыми спецификой конкретного вида спорта, особенностями
соревновательной деятельности в нем.
Известно, что достижение наивысших результатов в соревнованиях
является высокий уровень физической подготовленности, выражающийся
в оптимальном развитии основных физических качеств – скоростных
способностей, силы, выносливости, гибкости и координационных
способностей. Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с
его специализацией. В волейболе спортивный результат определяется
прежде всего скоростно – силовыми возможностями, выносливостью к
длительной работе, точностно – координационными способностями.
Ведущие специалисты спортивных дисциплин, научные работники все
таки выделяют в физической подготовке только два основных
направления: общая физическая подготовка и специальная физическая
подготовка [16].
Общие подходы наблюдаются в распределении нагрузки в этих
видах подготовки. В начале подготовки объемные тренировки сочетаются
с тренировками умеренной интенсивности. Этим достигается укрепление
сердечно – сосудистой системы, улучшение возможностей органов
дыхания, повышение общего обмена веществ в организме. При
дальнейшей тренировочной работе показатели объема и интенсивности
нагрузки выравниваются, а далее интенсивность выполнения упражнений
устанавливается на высоком уровне, но объем тренировочных нагрузок
снижается.
Общая физическая подготовка может проводиться в самых
разнообразных условиях: на стадионе, в гимнастическом зале, в лесу, в
8парке. Многие упражнения можно выполнять без специального
оборудования мест занятий, используя гимнастические снаряды,
различные отягощения, природные материалы и другое. Основными
средствами
круг
общеразвивающих упражнений из других видов спорта: кроссовый бег и
волейболистов
подготовки
являются
широкий
другие разновидности бега, упражнения с отягощениями, гимнастические
упражнения и акробатика, спортивные и подвижные игры, различные
эстафеты, плавание, лыжный бег. Выбор этих средств неслучаен. Эти
упражнения тотальны по своему воздействию, заставляют активно
работать все органы и системы, что укрепляет всю мускулатуру. Общая
физическая подготовка проводится на первом этапе подготовительного
периода, в небольших объемах – на специальноподготовительном этапе и
как средство активного отдыха на предсоревновательном этапе и в
соревновательном периоде.
Специальная
физическая
подготовка
является
средством
специализированного развития физических качеств. Задачи ее более узки
и более специфичны:
1. Развитие взрывной силы мышц ног, плечевого пояса,
туловища; быстроты перемещения и сложной реакции;
скоростной,
акробатической и прыжковой ловкости, гибкости.
прыжковой,
игровой
выносливости;
2. Совершенствование функциональных возможностей организма
спортсменов.
3. Повышение психологической подготовленности.
4. Создание условий для восстановления организма после
тренировочных и соревновательных нагрузок.
9Основными средствами специальной физической подготовки
являются: соревновательное упражнение «своего» вида спорта, а также
подготовительные упражнения, сходные по своей двигательной структуре
и характеру нервно – мышечных усилий с движениями специализируемого
упражнения. С помощью таких упражнений решаются две задачи:
совершенствуется технические приемы, и развиваются специальные
физические качества [12].
По научным, методическим материалам и материалам теории и
методики тренировки в спорте установлено, что физическая подготовка
необходима спортсмену любого уровня подготовленности. Таким образом,
анализируя состояние проблемы по источникам научно – методической
литературы, можно сделать вывод о том, что существуют единые
взгляды, где важнейшим компонентом процесса подготовки спортсменов
является физическая подготовка, которая закладывается на начальных
этапах тренировок и которая приобретает особое значение в достижении
высоких результатов.
1.2 Развитие быстроты.
Волейбол – динамическая игра и большое значение в физической
выполнении
подготовке
большинства технических приемов волейболисту требуется быстрота. Она
быстроте. «При
волейболиста
уделяется
проявляется: в быстроте выполнения отдельных технических приемов или
отдельных компонентов, в быстроте перемещений с резкими изменениями
направления
переключениями». /Ю.Н.Клещев, 1985г./
движения,
резкими
с
остановками,
с
быстрыми
По мере значимости все физические качества разбиты на четыре
группы:
1
01. Важные.
2. Ведущие.
3. Характерные.
4. Индифферентные.
Быстрота включена в число важнейших качеств для волейболиста.
В волейболе она проявляется в трех формах:
1. Быстрота реакции на внезапное раздражение.
2. Быстрота перемещений в пространстве.
3. Быстрота отдельных движений.
Эффективность выполнения любого технического приема связана с
быстротой отдельного движения, наиболее яркие примеры: выполнение
подачи, нападающего удара. Сила, резкость удара по мячу зависит от
скорости сокращения мышечных волокон, а именно это и определяет
быстроту выполнения движения. Быстрота отдельного движения
заключается в способности в кратчайший отрезок времени выполнить
необходимое движение (нанести удар по мячу, сделать передачу, вынести
руки над сеткой, при блокировании, выполнить прием мяча.)
Волейбол состоит из рывков, ускорений редко превышающих три – пять
метров, резких остановок и постоянных смен направления движения,
обусловлено тем, что как известно, в волейболе ситуация во время игры,
меняется каждую секунду. Поэтому, неотъемлемая часть в физической
подготовке
перемещений.
Волейболист должен уметь быстро начать перемещаться в любом
волейболиста – работа
быстротой
над
направлении
мгновенно
останавливаться или закончить перемещение падением или прыжком.
положений,
различных
из
исходных
Способность игроков к быстроте перемещения влияет на успех в игре.
Данная форма быстроты, наиболее ярко, просматривается при приеме
1
1подачи, игре в защите, выполнении блокирования и нападающего удара.
Не один компонент игры не обходится без перемещений, а главное их
условие – быстрота. От быстроты реакции во многом определяется
тактическое мышление игрока, так как быстрота реакции выражается в
предупреждении намерений соперника или партнера, также определения
полета мяча (его траектории), одним словом мгновенный анализ ситуации
и принятие тактического решения [37].
Быстрота реакции основополагающее качество, только на основе
быстроты реакции возможно проявление других качеств. Быстрота – это
умение производить определенную работу в кратчайшее время. С точки
зрения психологии быстрота – это способность управлять временными
признаками
спортсмена
продолжительности, темпа и ритма движения. Она составляет важную
отражение
движения,
в
сознании
основу, необходимую для успеха в спортивных играх. Развитие
быстроты движений находится в определенной зависимости от силы
мышц. До определенного уровня эти качества развиваются параллельно.
Качество быстрота зависит, как от физиологических (подвижности
нервных процессов, скорость обменных процессов, типа мышечных
волокон, силы и эластичности мышц), так и от психологических
предпосылок.
Различают следующие проявления быстроты:
Латентное время двигательной реакции.
1. Скорость одиночного движения.
2. Частота движений. / В.М.Зациорский, 1980г./
3. Быстрота реакций
1
2Показатели всех этих форм быстроты коррелируют между собой и
по общему мнению специалистов с большим трудом поддаются развитию,
в значительно меньших пределах, чем другие физические качества.
Латентное
реагирования. Различают простые и сложные двигательные реакции.
двигательной
время
реакции
оценивается
временем
Простая двигательная реакция – ответ заранее известным движением
на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал. Простая
двигательная реакция предопределена наследственностью. При повышении
скорости сложной двигательной реакции требует не только специальных
управлений для ее развития, но и выявляют необходимость
совершенствования двигательного навыка.
Элементарные формы проявления быстроты сравнительно плохо
переносятся с одного вида на другой. В большей степени это касается
показателей времени двигательной реакции, которые как правило не
коррелируют с показателями скорости движений [20].
Некоторые специалисты считают быстроту врожденным качеством,
мало поддающимся развитию под воздействием тренировочных занятий,
обуславливая это качество, главным образом, генетически.
Разработками В.П.Филина /1972г./ установлено, что более успешно
быстрота поддается тренировке на начальном этапе занятий спортом,
затем результаты стабилизируются. Улучшение быстроты возможно
непосредственно за счет нервных и физиологических возможностей, так и
в результате развития силы и других качеств, ибо все физические
качества человека взаимосвязаны и уровень развития одного оказывает
косвенное влияние на другие качества.
1
3Для развития быстроты у волейболистов лучше всего применять
упражнения, сходные по технике с теми или иными элементами
волейбола в максимально быстром темпе.
Рекомендуется выполнять их по зрительному или звуковому
сигналу в составе группы, применяя повторный, игровой или
соревновательный методы, при этом между попытками следует давать
интервалы отдыха. Для развития быстроты очень полезны упражнения,
выполняемые в облегченных условиях, например, бег под уклон, бег за
лидером и др. Быстрота волейболиста развивается и поддерживается на
протяжении подготовительного и соревновательного периодов. На этапе
общей подготовки развивается, так называемая, общая быстрота
упражнения,
движений,
общеразвивающие
используют
чего
для
легкоатлетический бег на короткие дистанции, спортивные и подвижные
игры. На остальных этапах подготовки и в соревновательном периоде
внимание уделяется развитию только специальной быстроте волейболиста.
Упражнения, способствующие воспитанию быстроты, не следует
выполнять в состоянии утомления, так как при этом резко нарушается
координация движений и теряется способность быстро выполнять их.
Поэтому такие упражнения, рекомендуется включать в первую половину
каждого тренировочного занятия, причем в небольших объемах.
Воспитание быстроты, как правило, осуществляется в начале основной
части занятий. Направленность движений на те или иные временные
разные
параметры
способности, которые лежат в основе быстроты. Многие способности,
двигательного
позволяет
развивать
действия
характеризующие быстроту, входят составными элементами в другие
физические качества, особенно качество ловкости. Интенсивное
совершенствование функций, обеспечивающих быстрое реагирование,
1
4происходит в период от 78 до 1112 лет. В этом возрасте
тренирующиеся дети значительно отличаются от нетренирующихся. К 14
15 годам интенсивность совершенствования этой функции замедляется,
но продолжается вплоть до 17 лет.
При воспитании быстроты необходимо учитывать следующее:
1.Упражнения для воспитания быстроты выполнять после хорошей
разминки, при максимальной готовности организма к длительным
действиям.
2.Длительность одного повторения упражнения должна быть такой,
при которой оно выполняется без снижения предельной скорости.
3.Число повторений должно быть таким, при котором оно каждый раз
выполняется без снижения скорости.
4.Интервалы отдыха между повторениями подбираются такими, чтобы
следующие повторения начинались без снижения скорости.
5.Упражнения выполнять в первой половине тренировочного занятия,
так как на фоне утомления воспитывается не быстрота, а выносливость.
/ В.М.Зациорский,1969г./
Методы воспитания быстроты:
1.
упражнений
Повторный метод – характеризуется повторным выполнением
скоростью.
определенной
с
или
предельной
Продолжительность упражнения 5 10 секунд, интервалы отдыха между
1
5упражнениями до полного восстановления, по самочувствию, количество
повторений 5 – 7 (для беговых).
2.
Переменный метод – представляет собой относительно ритмичное
чередование движений с высокой интенсивностью, выполняемых в
течение 5 – 10 секунд, и движений с меньшей интенсивностью.
Интервальный метод – подобие повторного метода, но интервалы
3.
отдыха строго регламентированы для каждой тренировки.
4.
приемов
игры
и
Сопряженный метод – характеризуется выполнением технических
максимальной
имитационных
упражнений
с
интенсивностью с отягощением и без отягощения, непродолжительное
время.
5.
Метод круговой тренировки – для каждой “ стадии” выполнение
упражнений определенного воздействия, например: на второй быстроты
одиночного движения, на третьей – быстроты перемещений.
6.
Соревновательный метод – выполнение движений с предельной
быстротой и скоростью в условиях соревнования.
7.
Игровой метод – спортивные, подвижные игры, специальные
эстафеты. /Ю.Н.Клещев,1983г./
Выводы
1. Быстрота – важнейшее физическое качество для волейболиста,
высокий уровень развития которого обеспечивает эффективность
техникотактических действий.
1
62. Воспитание быстроты надо начинать с отдельных форм ее
проявления, на начальном этапе подготовки, с переходом к
комплексным тренировкам.
3. Использование в тренировках на «быстроту», большого набора
упражнений создает хороший фундамент для качественного
развития быстроты.
1.3 Развитие силы и скоростно силовых способностей.
Ни одно физическое упражнение, ни мыслимо без проявления силы.
Сила мышц в значительной мере определяет быстроту движения и
способствует проявлению выносливости и ловкости.
Общая силовая подготовленность волейболистов характеризуется
комплексным развитием силы мышц и мышечных групп. Она
приобретается посредством выполнения разнообразных физических
упражнений в процессе ОФП и является фундаментом для специальной
подготовки.
Правильный
подбор
упражнений
должен
в
силовой
обеспечивать
пропорциональное
развитие
всех
участвующих
соревновательном движении мышц или мышечных групп. Характерная
черта развития силы – возможность избирательного воздействия на
отдельные мышечные группы. Выполнение большинства технических
приемов в волейболе (подачи, нападающие удары и др.) требует
проявления взрывной силы. Поэтому, специальная силовая подготовка
волейболиста должна быть направлена прежде всего на развитие
скоростносиловых способностей спортсменов.
Силовые способности подразделяют главным образом на собственно
силовые, скоростно – силовые и силовую выносливость.
1
71. Собственно – силовые способности характеризуют тем, что
доминирующую роль в их проявлении играет активизация процессов
мышечного напряжения, стимулируемая внешним предметным либо
иным отягощением (сопротивлением).
2. Скоростно – силовые
способности
являются
своего
рода
соединением силовых и скоростных способностей. В основе их
лежат функциональные свойства мышечной и других систем,
позволяющие совершать действия, в которых наряду со
значительной механической силой требуется и значительная
быстрота движений (прыжки в длину и высоту, метание снарядов
значительного веса).
К силовым способностям можно отнести и силовую выносливость,
которая представляет собой одновременно один из видов специфической
выносливости – способности противостоять утомлению, вызываемому
относительно продолжительными (непрерывными или повторяющимися)
мышечными напряжениями значительной величины.
Задачи в воспитании силовых способностей.
Общая цель в воспитании силовых способностей – оптимизировать
развитие данных способностей в течение жизни, создав условия для
необходимого прогрессирования их (особенно в наиболее благоприятные
возрастные периоды) и для возможно длительного сохранения
достигнутого уровня их развития, как того требуют закономерности
полноценной
нормального
функционирования
организма
и
жизнедеятельности.
Основные задачи в аспекте этой цели состоят в следующем.
1
8Обеспечить гармоническое формирование и последующее развитие
всех мышечных групп опорно – двигательного аппарата путем
избирательно направленных воздействий на них адекватными силовыми
упражнениями.
Обеспечить в рамках базового физического воспитания (общей
физической подготовки) разностороннее развитие силовых способностей в
единстве с освоением основных жизненно важных форм двигательных
действий, гарантировать, возможно, большую степень сохранения
достигнутого на этой основе силовой дееспособности (базового уровня
развития силовых способностей) на протяжении жизни.
Увеличить возможность высоких проявлений силовых способностей
путем специализированного воспитания их в рамках физической
подготовки.
Рассмотренные задачи решаются в единстве на протяжении всего
многолетнего процесса физического воспитания с последовательным
акцентированием воздействия на различные стороны и факторы силовых
способностей соответственно особенностям периодов их возрастного
развития. В начальные периоды на первый план, естественно, выдвигается
задача по обеспечению гармонического формирования мышечной системы,
развития тонических свойств мышц, гарантирующих правильную осанку,
воспитания
мышечным
относительно
локальным
способности
к
напряжениям, а затем и скоростно – силовых способностей, проявляемых
в двигательных действиях без значительного внешнего отягощения. По
мере возрастного созревания организма все более полно решаются задачи
воспитания собственно – силовых и скоростно – силовых способностей, а
также силовой выносливости в единстве с совершенствованием целостных
форм основных спортивных действий [18].
1
9В настоящее время все возрастающее внимание уделяется развитию
скоростно – силовых качеств у юных спортсменов. Под скоростно
силовыми качествами понимается способность человека к развитию
максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени.
Эффект скоростносиловой тренировки зависит от оптимального
возбуждения ЦНС, количества мышечных волокон, принимающих
импульсы; расхода энергии при растягивании – сокращении мышц.
Поэтому интервалы отдыха между сериями упражнений должны быть
такими,
организма
работоспособность
восстанавливалась
чтобы
спортсменов.
При развитии взрывной силы можно применять незначительные по
весу отягощения, поскольку чрезмерное увлечение отягощениями
сдерживает прирост специальной силовой подготовленности, т.к. в этом
случае нагрузка переносится на неспецифические мышечные группы. Вес
отягощения должен составлять 1040% от веса спортсмена.
Скоростносиловые способности совершенствуются на базе общей
силовой подготовленности.
Сила – способность человека совершать действия с определенными
мышечными напряжениями. В основе проявления силы, как физического
качества, лежит деятельность нервномышечного аппарата. Это из
важнейших физических качеств. Сила, представляя собой один из
компонентов
определяет
работоспособность спортсмена. Сила тесно связана с выносливостью и
способностей,
физических
структуры
быстротой. Скоростная сила и силовая выносливость наиболее типичные
силовые характеристики в спорте.
Проявление качества силы зависит от ряда факторов:
1. Физиологического поперечника мышц;
2
02. Общего состояния центральной нервной системы;
3. Скорости химических изменений в мышечной ткани;
4. Волевого усилия;
5. Степени утомления мышц.
Средствами воспитания силы являются упражнения, выполнение
которых тесно связано с преодолением сопротивлений. В качестве
сопротивлений могут быть использованы:
1. Внешние отягощения (гантели, штанга, мешок с песком и т.п.);
2. Сопротивление
упругих
тел
(резиновые
и
металлические
эспандеры);
3. Вес собственного тела и его частей (подтягивания, приседания и
т.п.);
4. Сопротивления партнера.
Наиболее эффективными упражнениями для развития силы
являются упражнения с отягощением. Они очень удобны, потому, что
можно дозировать объем и интенсивность нагрузки, воздействовать на
отдельные мышцы, а также на определенные группы мышц. Важно
выбрать оптимальный вес отягощения. Установлено, что при нагрузках,
равных 35 40 % от максимальной силы, занятия с начинающими
приносят ощутимый результат. У спортсменов же прирост силы
наблюдается при отягощениях в 60 80% от максимального. Отягощения
бывают большие, средние и малые. Средним весом является такой,
который в одном подходе можно поднять 6 – 10 раз. Таких подходов
2
1обычно бывает три. Они чередуются с паузами отдыха от двух до трех
минут. Повторное выполнение упражнения непредельным отягощением
называется методом повторных усилий. В практике этот метод получил
широкое применение. Объясняется это тем, что выполнение общего
объема работы вызывает в организме усиленный обмен веществ, а это
приводит к увеличению мышечной массы и умеренному развитию силы.
Метод повторных усилий может быть рекомендован с новичками. После
примерно, двухмесячных занятий со средними отягощениями, по мере
увеличения мышечной массы, величину отягощений соответственно
повышают. Показателем к переходу к увеличению нагрузки является
возможность выполнения данного физического упражнения более 10 12
раз.
Метод максимальных усилий и “до отказа “ применяется у
квалифицированных спортсменов.
Мышечная сила может быть максимально выявлена в конкретных
физических упражнениях лишь при координации движений. Поэтому,
наряду с развитием силы с помощью силовых упражнений, ее следует
развивать и в рамках отдельных волейбольных приемов, где действовала
бы изолированно, к примеру, одна рука или одна нога. Отсюда
выполнение основных приемов в волейболе ( подачи, передачи,
нападающего удара, блокирования ) требует значительного проявление
силы мышц пальцев рук, плечевого пояса, туловища, ног, бедер, голени
и стоп. Это обстоятельство и представляет направленность занятий по
силовой подготовке волейболистов. Им нужна сила, т.е., способность
проявлять большую силу в наименьшее время. На начальном этапе
упражнения с отягощениями выполняются в замедленном темпе, в
дальнейшем быстро; упражнения на силу чередуются с упражнениями на
2
2расслабление; после упражнений с большими отягощениями следует
отдых один – два дня, с небольшими можно выполнять ежедневно.
Максимальная сила – это наивысшая сила, которую способна
развивать нервномышечная система при максимальном произвольном
мышечном сокращении.
Скоростная сила – это способность нервномышечной системы
мышечного
сопротивления
скоростью
преодолевать
с
высокой
сокращения. Скоростная сила имеет определяющее значение для
достижений в спортивных играх. Она составляет основу быстроты.
Воспитание физического качества силы осуществляется через решение
двигательных задач, в содержание которых входят двигательные
требующие
действия,
напряжений.
Воспитание качества силы осуществляется преимущественно в игровой
акцентированных
мышечных
деятельности, где различные игровые ситуации вынуждают детей менять
режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с
наступающим утомлением организма. К таким играм относятся игры,
требующие удержание внешних объектов (удержание партнера в игре
«Всадник»), игра с преодолением внешнего сопротивления (игра
«Перетягивание каната»), игры с чередованием режимов напряжения
разных мышечных групп (различные эстафеты с переноской грузов
различного веса). Выявление закономерностей развития скоростносиловых
качеств в возрастном аспекте имеет особо важное значение, так как уже в
детском и юношеском возрасте формируется двигательный анализатор,
закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Отдельными
исследованиями установлено, что развитие скоростносиловых качеств
необходимо начинать в детском и юношеском возрасте (Н. Н. Гончаров, 1952;
Р. Е. Мотылянская, 1956; В. С. Фарфель, 1959; А. Хунольд, 1961; B.П.
2
3Филин, 1963; В. С. Топчиян, 1964, и др.). В ряде исследований выявлена
возрастная динамика развития скоростносиловых качеств , определены
периоды наиболее интенсивного и замедленного роста скоростносиловых
показателей и проведен анализ взаимосвязи уровня развития скоростно
силовых качеств и показателей, оказывающих влияние на развитие этих
качеств (Н. Н. Гончаров, 1949, 1952; В. С. Фарфель, 1959; В. С. Топчиян,
1964; Е. А. Масловский, 1966, и др.).
Н. H. Гончаровым впервые приведены данные, характеризующие уровень
развития скоростносиловых качеств детей разного возраста. Автор наблюдал
резкое возрастание этого уровня в 12—15 лет. Согласно исследованиям,
осуществленным В. С. Фарфелем, развитие скоростносиловых качеств
начинается с 8 лет и продолжается до 14—15 лет. С. И. Филатовым (1966)
отмечены изменения уровня развития скоростносиловых качеств в возрасте
от 7 до 17 лет. Биологическое созревание организма детей
обусловливает интенсивное развитие скоростносиловых способностей у
девочек – с 9 до 10 лет и с 13 до 14 лет, а у мальчиков от 10 до 11 лет и с
14 до 16 лет. Вместе с тем темпы развития отдельных крупных мышечных
групп неравномерны и не всегда совпадают. Наиболее интенсивно,
особенно с 9 лет у девочек и с 10 лет у мальчиков, повышаются показатели
разгибателей туловища, затем разгибателей бедра и стопы, далее
сгибателей плеча, туловища и, наконец, сгибателей и разгибателей
предплечья и голени. Акцентированное действие на мышечные группы
создается двигательными действиями, выполняемыми с различными
отягощениями. При этом двигательные действия не должны иметь
сложную биомеханическую структуру, а величина отягощений не должна
превышать возможностей человека. В младшем возрасте в виде
2
4отягощений целесообразно использовать вес собственного тела, в более
старших возрастных группах – вес спортивных снарядов или партнера.
В процессе многолетней скоростносиловой подготовки
можно
выделить несколько этапов. Один из первых этапов – этап начальной
подготовки. Основная цель содействие гармоничному формированию
растущего организма, укрепление здоровья занимающихся, всестороннее
развитие физических качеств, устранение недостатков физического развития.
Развитие скоростносиловых качеств на этом этапе подготовки носит
комплексный характер: кроме специальноподготовительных упражнений в
тренировочном процессе значительное место отводится подвижным и
спортивным играм,
которые вызывают
всевозможным эстафетам,
эмоциональный подъем и большую заинтересованность занимающихся.
Основные методы:
1)метод повторного выполнения скоростносилового упражнения без
отягощения и с небольшим отягощением,
2)метод упражнения, выполняемого при смешанном (ауксотоническом),
режиме работы мышц, применение игрового метода с широким
использованием упражнений из различных видов спорта и подвижных игр.
На основе учета механизмов взаимосвязи развития быстроты и силы,
а также других физических качеств можно сделать заключение о том, что
соотношение физических упражнений в процессе подготовки юных
спортсменов должно определенным образом изменяться на различных ее
этапах.
Существенное значение для эффективного осуществления
физического воспитания имеет вопрос о взаимосвязи в развитии быстроты,
скоростносиловых качеств и выносливости у занимающихся на различных
этапах их подготовки. В ряде биохимических исследований (Н. Н. Яковлев,
1950, и др.) показано, что в процессе тренировки сначала возрастают
2
5биохимические показатели, имеющие отношение к аэробным процессам (т.
е. к развитию выносливости), а затем уже, как бы на этой основе,
увеличиваются показатели,
характеризующие анаэробные возможности
организма спорт смена (что имеет прямое отношение к развитию быстроты).
Следовательно, развитие быстроты связано с увеличением общей
выносливости, так как, не обладая ею, нельзя прибегать к большой
тренировочной нагрузке,
направленной на развитие быстроты. При
недостаточном уровне потенциальных возможностей осуществления
анаэробных биохимических процессов величина и длительность выполнения
скоростносиловых нагрузок должны возрастать весьма постепенно.
Важное значение имеет также решение проблемы взаимосвязи в
развитии физических качеств и формировании основного двигательного
навыка. Большой интерес представляет проблема взаимосвязи скоростно
силовых качеств и двигательных навыков у юных спортсменов. Учет
особенностей взаимосвязи скоростносиловых качеств и формирования
основного двигательного навыка во всех возрастных группах позволит более
эффективно управлять этими сторонами двигательной деятельности, достигать
оптимального их соотношения [15].
2
6Глава 2. Цели, задачи, методы и организация исследования
2.1. Цели, задачи и методы исследования.
В результате анализа литературы мы поставили перед собой
следующую цель: выявить особенности и закономерности физического
развития девочек 9 – 10 лет при занятиях волейболом.
Для достижения поставленной цели были определены следующие
задачи:
1. Выявить возрастную динамику показателей физического развития
девочек 9 – 10 лет, занимающихся волейболом;
2. Выявить возрастную динамику показателей физического развития
девочек 9 – 10 лет незанимающихся спортом;
3. Провести сравнительный анализ физического развития волейболисток
и незанимающихся спортом;
4. Дать практические рекомендации по отбору и подготовке
волейболисток 9 – 10 лет.
Для решения поставленных задач были использованы следующие
методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2
72. Метод педагогических наблюдений.
3. Метод педагогического эксперимента.
4. Метод обработки экспериментальных данных.
1. Анализ литературных источников.
При анализе литературных источников было проведено обобщение
взглядов и мнений авторов научной и научно – методической литературы
по проблеме настоящей работы.
Этот метод позволяет быть осведомленным о новейших работах,
проводимых другими авторами по аналогичной теме, дает картину
состояния исследуемой проблемы, выявляет подход к ее трактовке со
стороны российских и зарубежных ученых, вводить если потребуется,
соответствующие коррективы в исследование. Метод необходим для
установления связи научных положений с практикой тех вопросов
проблемы, которые могут иметь принципиальное значение в решение
поставленной исследованием проблемы.
2. Метод педагогического наблюдения.
Одним из основных и доступных методов анализа деятельности
спортсмена является метод педагогических наблюдений, широко
распространенный в современных исследованиях.
3. Метод педагогического эксперимента
2
8Для
изучения
правомерности
применения
полученных
экспериментальных данных в практической деятельности использован
типичный для настоящего времени эксперимент. Метод заключается в
том, что на основе теоретических положений был разработан
специальный комплекс упражнений для развития физических качеств
(ловкости, гибкости, силы, быстроты, выносливости).
Эффективность теоретических положений разработанного метода,
принципов и комплекса приемов оптимизации учебного процесса
исследовалось путем сопоставления результатов деятельности:
1.Экспериментальной группы, которая занимается волейболом,
использующей при учебно – тренировочном процессе развития
физических качеств, разработанный нами комплекс упражнений;
2. Контрольной группы, которая не занимается спортом и не
использовала разработанный нами комплекс упражнений
В начале и на протяжении исследования, через 4 месяца, в конце
года
мы
контрольной
учебного
экспериментальной групп с помощью тестов.
тестирование
проводили
и
4. Метод обработки экспериментальных данных
Все экспериментальные данные заносились в сводные документы
(протоколы, таблицы). Обработка этих данных велась методом
математики и математической статистики по формулам.
2.2. Организация исследования.
Для контроля за развитием физических качеств (скоростно –
силовых способностей, быстроты), были собраны две группы,
2
9экспериментальная – группа детей, которая начала заниматься волейболом
и контрольная – группа детей не занимающихся волейболом. По
количеству обе группы были однородны, количество тестируемых в
каждой группе по 10 человек. Обе группы – девочки, одного возраста (9
– 10 лет). Эксперимент проводился в течение учебного года.
Тестирование девочек проводилось в начале учебного года, через 4
месяца и затем в конце учебного года. Полученные результаты
оценивались баллами «5», «4», «3», «2».
Для оценки физической подготовленности детей проводились
следующие тесты.
Определение уровня развития быстроты.
Для определения уровня развития этого качества мы использовали
тест «челночный бег по квадрату».
На одинаковом расстоянии по квадрату, по краям положить четыре
набивных мяча и один мяч в центр квадрата. Испытуемый встает в
центр к мячу, по сигналу начинает бег от центра к краю и обратно в
центр и так до конца. Время бега засекается секундомером. Результат
фиксируется и заносится в протокол.
Определение уровня силы.
Для определения уровня развития этого качества мы использовали
тест «Отжимание из упора лежа от тренажера под углом 45 – 60
градусов»
На гимнастическую стенку вешается тренажер для отжимания,
испытуемый принимает упор лежа (голова, туловище и ноги образуют
одну линию) и выполняет сгибание и разгибание рук в локтевом суставе
до касания грудью перекладины. Результат фиксируется и заносится в
протокол.
3
0Глава 3. Результаты исследования
Воспитание физических качеств: силы, скоростносиловых, быстроты
осуществляется через решение двигательных задач, в содержание которых
входят двигательные действия. В ходе педагогического эксперимента были
разработаны комплексы упражнений для развития скоростно силовых
качеств, быстроты и силы.
Примерный комплекс упражнений для физического качества – быстрота:
1. Челночный бег, отрезки любые (3 м – 9 раз); (6 м – 4 раза); (5 м – 10 раз).
Повороты можно выполнять и через одно плечо, и чередовать. Бегать
обязательно по прямой.
2. « Елочка». На волейбольной площадке раскладывают набивные мячи. От
центрального мяча бег к ближнему и обратно, и так к каждому мячу с
обязательным возвращением к центральному мячу (6 отрезков туда и
обратно). С касанием рукой мяча;
3
13. Перемещение вдоль сетки без прыжка, приставным шагом, руки на
уровни груди;
4. Перемещение вдоль сетки с имитацией блока в каждом номере 234; 4
32;
5. Бег с поворотом на 360 градусов по сигналу;
6. В парах: один катит мяч, другой догоняет (лицом к мячу);
7. В парах, стоя через линию, друг напротив друга, мяч лежит на линии,
между партнерами, на одинаковом расстоянии. По сигналу взять мяч;
8. Эстафета: В обручах лежат 3 теннисных мяча, которые по одному надо
перенести в другой обруч, который лежит на расстоянии, затем обежать
стойку, коснуться следующего игрока и встать в конец колонны;
9. Подвижная игра « Перестрелка».
Примерный комплекс упражнений для скоростно – силовой подготовки и
физического качества – сила:
1. И.П. Стойка ноги врозь, правая ( левая) впереди. Темповые
прыжки вверх на месте, чередуя смену ног в безопорном положении.
Обращать внимание на полное выпрямление ног в прыжке и удержание
плеч и головы в прямом положении;
2. То же, но темповые прыжки, опираясь на скамейку и
отталкиваясь от скамейки со сменой ног в безопорном положении;
3. И.П. Основная стойка, скакалка сзади. Темповые подскоки с
промежуточным прыжком, прогнувшись назад.
4. То же. Но на одной ноге, поднимая правую ( левую) вперед;
5. И.П. Стойка на одной ноге, другая на скамейке, руки внизу.
Поочередно наступать на скамейку с выталкиванием вверх и сменой ног
3
2в прыжке над скамейкой. Плечи держать прямо. Выпрямлять полностью
толчковую ногу;
6. И.П. Стойка боком к баскетбольному щит на расстоянии 8 –
10 м, теннисный мяч в руках. Метать теннисный мяч на дальность
отскока от баскетбольного щита с последующей ловлей мяча;
7. И.П. Стоя на расстоянии от стены 0.5 м. Сгибать и разгибать
руки в упоре на пальцы толчком о стенку;
8. То же, но с предварительным хлопком рук;
9. И.П. Упор, лежа на гимнастической скамейке. Отжиматься от
скамейки, сгибая и разгибая руки;
10. То же, но упор лежа на полу;
11. И.П. Стойка ноги на ширине плеч, один конец эспандера
прижат ступней к полу, второй конец эспандера в опущенной руке.
Производить сгибание и разгибание руки в локте. Делать на каждую
руку;
12.
Эспандер укреплен сзади (шведская стенка, дверь). Имитация
нападающего удара. Делать на каждую руку.
В парах: броски набивного мяча (1 кг).
13.
В ходе проведенного исследования путем контрольных испытаний
были получены средние значения физических качеств в баллах.
Таблица перевода в баллы
Таблица № 1
Физические
качества
сила
быстрота
« 5»
« 4»
« 3»
« 2»
От 15 до 12
раз
От 15.00 до
17.00 сек.
От 11 до 8 раз От 7 до 5 раз
От 17.01 до
18.00 сек.
3
3
От 18.01 до
19.00 сек.
От 4 и менее
раз
От 19.01 и
более сек.Определение быстрота (сек.), на начало учебного года
Таблица № 2
3
4Экспериментальная группа
Контрольная группа
№
результат
оценка
№
результат
оценка
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
X.
Сумма
Среднее
значение
17.90
18.30
18.15
18.05
18.02
18.25
19.02
19.10
18.05
18.00
182.84
18.3
4
3
3
3
3
3
2
2
3
4
30
3
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
X.
Сумма
Среднее
значение
17.95
18.35
18.15
18.25
18.13
18.25
19.05
19.12
18.15
18.00
183.4
18.34
4
3
3
3
3
3
2
2
3
4
30
3
Из таблицы № 2 видно, что в начале исследования в контрольной и
экспериментальной группах среднее значение быстроты одинаково.
Определение быстроты (сек.), через 4 месяца
Таблица № 3
3
5Экспериментальная группа
Контрольная группа
№
результат
оценка
№
результат
оценка
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
X.
17.45
18.15
18.05
18.00
17.90
18.10
18.30
18.45
17.85
17.76
4
3
3
4
4
3
3
3
4
4
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
X.
Сумма
Среднее
значение
180.01
18
35
3.5
Сумма
Среднее
значение
17.90
18.32
18.15
18.22
18.13
18.24
19.03
19.10
18.14
18.00
183.23
18.3
4
3
3
3
3
3
2
2
3
4
30
3
Через 4 месяца занятий экспериментальная группа увеличила среднее
значение быстроты на 0.5, а у контрольной среднее значение не
изменилось (таблица № 3).
Таблица № 4
3
6Определение быстроты (сек.), на конец учебного года
Экспериментальная группа
Контрольная группа
№
результат
оценка
№
результат
оценка
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
X.
17.00
17.95
17.45
17.30
17.24
17.85
18.05
18.10
17.55
17.56
5
4
4
4
4
4
3
3
4
4
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
X.
17.89
18.30
18.13
18.20
18.13
18.22
18.98
19.00
18.12
17.95
4
3
3
3
3
3
3
3
3
4
Сумма
Среднее
значение
176.05
17.6
39
3.9
Сумма
Среднее
значение
180.05
18.0
32
3.2
На конец учебного года, из таблицы № 4 видно, что экспериментальная
группа увеличила среднее значение еще на 0.4, а контрольная на 0.2.
Таблица № 5
3
7Определение силы (разы), на начало учебного года
Экспериментальная группа
Контрольная группа
№
результат
оценка
№
результат
оценка
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
X.
8
6
7
5
3
4
2
5
6
6
4
3
3
3
2
2
2
3
3
3
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
X.
Сумма
Среднее
значение
52
5.2
28
2.8
Сумма
Среднее
значение
7
6
6
5
3
4
2
5
6
6
50
5
3
3
3
3
2
2
2
3
3
3
27
2.7
Из таблицы № 5 видно, что в начале исследования в контрольной
группе среднее значение силы чуть ниже, чем в экспериментальной
группе.
Таблица № 6
3
8Определение силы (разы), через 4 месяца
Экспериментальная группа
Контрольная группа
№
результат
оценка
№
результат
оценка
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
X.
Сумма
Среднее
значение
11
10
11
9
7
8
5
9
10
11
91
9.1
4
4
4
4
3
4
3
4
4
4
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
X.
8
7
6
6
5
5
4
5
7
6
38
3.8
Сумма
Среднее
значение
59
5.9
4
3
3
3
3
3
2
3
3
3
30
3
Через 4 месяца занятий экспериментальная группа увеличила среднее
значение выносливости на 1.0, а контрольная увеличила среднее значение
на 0.3 (таблица №6).
Таблица № 7
3
9Определение силы (разы), на конец учебного года
Экспериментальная группа
Контрольная группа
№
результат
оценка
№
результат
оценка
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
X.
15
14
14
12
10
12
8
13
14
15
5
5
5
5
4
5
4
5
5
5
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
X.
9
8
8
6
6
5
5
6
7
7
4
4
4
3
3
3
3
3
3
3
Сумма
Среднее
значение
127
12.7
48
4.8
Сумма
Среднее
значение
67
6.7
33
3.3
Занимаясь по предложенному нами комплексу, в экспериментальной
группе, на конец учебного года среднее значение силы еще возросло на
1.0,а в контрольной группе всего на 0.3. Это видно из таблицы № 7.
При анализе этих данных можно сделать следующие
заключения:
4
0Анализируя данные таблиц видно, что в начале исследования
результаты по физической подготовке девочек были одинаковые.
1. Через 4 месяца после применения экспериментальной группой
нашего комплекса упражнений были замечены улучшения по всем
физическим качествам, чем в контрольной группе.
2. На конец учебного года экспериментальная группа значительно
улучшила свои показатели, чем контрольная.
Средние показатели физических качеств (баллы)
Физические
качества
Быстрота
Сила
Физические
качества
Быстрота
Сила
Экспериментальная группа
Начало
эксперимента
Через 4 месяца
На конец
учебного года
3
3.5
2.8
3.8
Контрольная группа
3.9
4.8
Начало
эксперимента
Через 4 месяца
На конец
учебного года
3
2.7
3
3
3.2
3.3
При сравнении показателей результатов тестирования были
построены диаграммы, по которым видна разница между результатами
экспериментальной и контрольной групп на протяжении 9 месяцев.
Тестирование проводилось каждые 4 месяца, в течение учебного года.
4
1Рисунок 1 Экспериментальная группа
1 столбец – начало эксперимента
2 ст. – через 4 месяца
3 ст. – на конец учебного года
4
2ЛОВКОСТЬ И СИЛА
4
3Рисунок 2 Контрольная группа
1 столбец – начало эксперимента
2 ст. – через 4 месяца
3 ст. – на конец учебного года
Выводы
4
4По
полученным
результатам исследования
можно
сделать
следующие выводы:
1.
На этапах начального обучения волейболу недостаточное
внимание уделяется развитию физических качеств.
2.
Выявлены несоответствия методик развития физических
качеств, которые необходимы для игры в волейбол.
3.
Объем неспецифических средств развития физических качеств
для волейболисток 9 – 10 лет не соответствует повышению уровня
развития физических качеств.
4.
Разработанная и апробированная тренировочная программа
развития физических качеств у волейболисток 9 – 10 лет эффективна и
рекомендуется для широкого использования.
Практические рекомендации
4
5Мы рекомендуем применять эту программу для детей на
начальном этапе подготовки. Развитие физических качеств желательно
включать в первую часть занятий.
Первый день занятий:
Развитие ловкости, затем быстроты.
Второй день занятий:
Развитие быстроты, затем силы.
Третий день занятий:
Развитие силы, затем общей выносливости.
Четвертый день занятий:
Развитие гибкости, затем ловкости
Пятый день занятий:
Развитие скоростно – силовые способности, затем быстроты.
С шестого дня повторять тренировочную программу.
Список литературы
4
61. Амалин М.Е. Методика оценки соревновательной деятельности в
спортивных играх / Амалин М.Е., Шилов О.С. // Теория и практика физ.
Культуры.1980. N9. C. 1922.
2. Агаянц Г.А. Концепция системной организации целенаправленной
деятельности как основа отбора, восстановления и управления
тренировочным процессом // биомеханика и биокибернетика85.М.,
1986. С. 111113.
3. Бахтина Т.Н. Двигательные качества человека: текст лекций для
студентов всех фак. / Т.Н. Бахтина; СПб. – СПбЛТА., 1998. – 23 с.
4. Беляев А.В. Исследование тренировочных и соревновательных нагрузок
в волейболе: Автореф. Дис… канд. пед. Наук. М.:1997.29с.
5. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Теория и методика тренировки. М.: ФиС
2007. с. 4651
6. Бунин В.Я. Применение вычислительной техники в учебном процессе по
специализации волейбол / Бунин В.Я., Кудрицкий Ю.А. // Актуальные
проблемы физкультурноспортивного движения: Материалы научной
конференции, посвященной 50летию БГОИФК (Минск, 12 декабря
1987г.). Минск, 1988. С. 174175.
7. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической
культуры /
СпортАкадемПресс, 2006. – 368 с.
Под
ред.
А.В. Беляева,
М.В. Савина. – М.:
8. Волков Л.В. Физическое воспитание учащихся / Л.В. Волков – К.:
Рад. Школа, 1988. – 184 с.
9. Войцеховский С.М. Книга тренера / С.М. Войцеховский. – М.:
Физкультура и спорт, 1971.
4
710.Верхошанский Ю.В.
Закономерности становления спортивного
мастерства// Теория и практика физической культуры. 1996. №11
c.1820.
11.Верхошанский Ю.В. Програмирование и организация тренировочного
процесса// Теория и практика физической культуры. 1981. №4 –с. 8
10.
12.Вернинский Е.В. Методика исследования в области физического
воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1957. – 202 с.
13.Губа В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений /
В.П. Губа. СГИФК. – Смоленск., 1996. – 133 с.
14.Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников /
А.А. Гужаловский – Минск.: Нар. асвета., 1978. – 88 с.
15.Жмарев Н.В. Системный подход и целевое управление в спорте.
Киев: Здоровье, 1984 – 144 с.
16.Зациорский В.М. Двигательные качества спортсмена: автореф. дисс.
дра. пед. наук. / Зациорский В.М. ГЦОЛИФК – М., 1968. – с. 1134.
17.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и
методики воспитания / В.М. Зациорский. – 2е изд. – М.: Физкультура
и спорт, 1970. – 200 с.
18.Ивойлов А.В., Герман К.Б., Ахмеров Э.К. Волейбол (техника,
тактика, тренировка ). – Минск: Высшая школа, 1972. – 25 с.
19.Клещев Ю.Н. Волейбол. Ч. 1: Кн. Тренера / Клещев Ю.Н.,
Айрапетьянц Л.Р., Паткин В.Л. – Ташкент: Изд во мед. лит. им. Абу
Али ибн Сино, 1995. – 189 с.
20.Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г.
Озолин. – М.: Физкультура и спорт, 1970.
4
821.Основы волейбола / Составитель О.С. Чехов. – М.: Физкультура и
спорт, 1979. – 166 с.
22.Ойнуми Сули Э. Уроки волейбола – М.6 Физкультура и спорт, 1985
– 112 с.
23.Топышев
О.П.
Педагогические
аспекты
совершенствования
деятельности спортсменов в игровых видах спорта: Дис… докт.
Пед.Наук. – М.6 1989. – 48 с.
24.Фурманов А.Г. Волейбол : [учеб. пособие] / А.Г. Волейбол. Минск:
Соврем. шк., 2009. 227 с.: ил.
4
9Исполнитель выпускной
квалификационной работы
студентка 6курса ИСиФВ ______________________ Голованова Д.С.
Научный руководитель:
К.п.н., доцент
кафедры ТиМ волейбола _______________________ Булыкина Л.В.
Заведующий кафедрой _______________________ Булыкина Л.В.
Дата защиты ________________________
Оценка за защиту ________________________
Председатель Государственной
аттестационной комиссии ___________________________________
5
0