Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках математики

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 04.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В работе описываются ключевые компетентности: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникационная, социально-трудовая, личностная. Более подробно рассматривается математическая компетенция и ее уровни: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений. Описываются приемы теории развития критического мышления для формирования читательской компетентности на уроках математики в начальных классах.
Иконка файла материала Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках математики.doc
В связи с практической ориентированностью современного образования основным   результатом   деятельности   образовательного   учреждения   должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей: 1. Ценностно­смысловая   – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться   в   нем,   осознавать   свою   роль   и   предназначение,   уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. 2. Общекультурная ­   осведомленность   обучающегося   в   особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно­нравственных основах жизни   человека   и   человечества,   отдельных   народов,   культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени. 3. Учебно­познавательная ­   готовность   обучающегося   к   самостоятельной познавательной   деятельности:   целеполаганию,   планированию,   анализу, рефлексии,   самооценке   учебно­познавательной   деятельности,   умению отличать   факты   от   домыслов,   владению   измерительными   навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания. 4. Информационная ­ готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией   различных   источников,   искать,   анализировать   и   отбирать необходимую   информацию,   организовывать,   преобразовывать,   сохранять   и передавать ее. 5. Коммуникативная ­   включает   знание   необходимых   языков,   способов взаимодействия   с   окружающими   и   удаленными   людьми   и   событиями, предусматривает   навыки   работы   в   группе,   владение   различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д. 6. Социально­трудовая ­   владение   знаниями   и   опытом   в   гражданско­ общественной   деятельности   (выполнение   роли   гражданина,   наблюдателя, избирателя, представителя), в социально­трудовой сфере (права потребителя, покупателя,   клиента,   производителя),   в   области   семейных   отношений   и обязанностей,   в   вопросах   экономики   и   права,   в   профессиональном самоопределении. 7. Личностная   (самосовершенствование) ­   готовность   осуществлять физическое,   духовное   и   интеллектуальное   саморазвитие,   эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Рассмотрим более детально третью компетенцию. 8.Учебно­познавательная компетенция — это совокупность компетенций ученика   в   сфере   самостоятельной   познавательной   деятельности,   элементылогической,   методологической,  общеучебной   деятельности,   соотнесенные   с реальными познаваемыми объектами.            Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно­познавательной деятельности и т.п.          Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции — это специфические способности, необходимые   для   эффективного   выполнения   конкретного   действия   в конкретной   предметной   области   и   включающие   узкоспециальные   знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.        В   частности, математическая   компетенция —   это   способность   структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать   математическую   модель   ситуации,   анализировать   и преобразовывать   ее,   интерпретировать   полученные   результаты.   Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению   математики   для   решения   возникающих   в   повседневной   жизни проблем.      Уровни математической компетентности Принято   три   уровня   математической   компетентности: воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.   уровень Первый   уровень   (уровень   воспроизведения) —   это   прямое   применение   в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических   объектов   и   свойств,   выполнение   стандартных   процедур, применение   известных   алгоритмов   и   технических   навыков,   работа   со стандартными,   знакомыми   выражениями   и   формулами,   непосредственное выполнение вычислений. Второй   уровень   (уровень   установления   связей) строится   на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь   в   очень   малой   степени.   Содержание   задачи   подсказывает,   материал какого   раздела   математики   надо   использовать   и   какие   известные   методы применить.   Обычно   в   этих   задачах   присутствует   больше   требований   к интерпретации   решения,   они   предполагают   установление   связей   между разными представлениями  ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач. Третий уровень (уровень рассуждений) строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления   и   творчество   в   выборе   математического   инструментария, интегрирование   знаний   из   разных   разделов   курса   математики, самостоятельная   разработка   алгоритма   действий.   Задания,   как   правило, включают   больше   данных,   от   учащихся   часто   требуется   найтизакономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты.       В своей работе часто используем следующие приемы ТРКМ  Прием «Чтение с пометами» При анализе задачи, дети цветными карандашами выделяют  условие и требование.  Прием «Ключевые слова» При работе над задачей дети выделяют ключевые слова, с помощью  которых будут записывать краткую запись  Прием «Составление кластера»     При чтении текста дети выделяют основные признаки понятия  и  заполняют кластер. Для развития читательской  компетентности так же использую:   «веселые задачи» ­ задачи в виде загадок  К серой цапле на урок  Прилетело семь сорок, А из них лишь три сороки Приготовили уроки. Сколько лодырей­сорок Прилетело на урок? (Четыре)  математические сказки Сказка "Курочка Ряба" Жили ­ были дед    и баба    , и была у них   курочка Ряба   . Снесла как ­ то Ряба яичко     ­ онобыло золотым.    бил, бил ­ не разбил.    била,  била ­ не разбила. Но тут появилась мышка     , махнула хвостом,   упало и разбилось.     плачет,   плачет, а     кудахчет:  ­ Не плачь  !   ­ Не плачь   квадратное.  "Луч" ! Снесу я вам   не круглое, а  Жил­был на свете мальчик Петя. Ходил он в школу в 5 класс. Однажды на уроке математики учительница спросила Петю: ­ "Петя, что такое луч?" А он не смог ответить, и получил плохую отметку. Петя расстроился, идет домой, опустив голову. А лучик солнца все это видел. И решил помочь Пете. Обратился лучик к солнцу: ­ "Разреши мне опуститься на Землю и помочь Пете". Солнышко отпустило лучик. Коснулся лучик Петиного плеча. Петя очень удивился, ведь рядом никого не было. Оглянулся Петя и увидел солнечный луч. Лучик говорит: ­ "Давай Петя я тебе помогу, пойдем домой, и я расскажу, что такое луч".Пришел Петя домой, сел за стол, взял тетрадь и приготовился слушать. Лучик говорит: ­ "Я солнечный луч, беру свое начало от солнца. Сейчас я превращусь в обычный луч в твоей тетради. Солнце – это точка на твоем листе. Эта точка – начало меня. Значит у луча есть начало. Я могу двигаться по прямой до бесконечности, у меня нет конца". И, лучик изобразил себя в Петиной тетради. Петя посмотрел на этот рисунок и понял, что такое луч. А солнечный лучик улыбнулся Пете и отправился дальше путешествовать в пространстве. На следующем уроке Петя ответит на отлично.  научные тексты, где необходимо применить математические умения Применение тетради «РКБ»  Прием чтения без пробелов. Правильно   прочти   высказывание   Н.К.   Крупской,   записанное   без пробелов. Если нужно поставь запятую. Математикаэтоцепьпонятий:выпадетоднозвенышкоинепонятнобудетдальнейшее .  Работа над задачейЗдесь это может быть определение текста, который является или не является задачей, задачи с лишними или недостающими данными.    Особенностью   УМК   «Перспективная   начальная   школа»   является формулировка   заданий,   в   процессе   чтения   которого,   ребенок   уже   должен выделить алгоритм его выполнения.      Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению   лучших   книг   и   талантливо   их   прочесть   —   задача   взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры.