Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках математики
Оценка 4.6

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках математики

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
математика
Взрослым
04.05.2017
Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках математики
В работе описываются ключевые компетентности: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникационная, социально-трудовая, личностная. Более подробно рассматривается математическая компетенция и ее уровни: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений. Описываются приемы теории развития критического мышления для формирования читательской компетентности на уроках математики в начальных классах.
Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках математики.doc
В связи с практической ориентированностью современного образования основным   результатом   деятельности   образовательного   учреждения   должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей: 1. Ценностно­смысловая   – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться   в   нем,   осознавать   свою   роль   и   предназначение,   уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. 2. Общекультурная ­   осведомленность   обучающегося   в   особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно­нравственных основах жизни   человека   и   человечества,   отдельных   народов,   культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени. 3. Учебно­познавательная ­   готовность   обучающегося   к   самостоятельной познавательной   деятельности:   целеполаганию,   планированию,   анализу, рефлексии,   самооценке   учебно­познавательной   деятельности,   умению отличать   факты   от   домыслов,   владению   измерительными   навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания. 4. Информационная ­ готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией   различных   источников,   искать,   анализировать   и   отбирать необходимую   информацию,   организовывать,   преобразовывать,   сохранять   и передавать ее. 5. Коммуникативная ­   включает   знание   необходимых   языков,   способов взаимодействия   с   окружающими   и   удаленными   людьми   и   событиями, предусматривает   навыки   работы   в   группе,   владение   различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д. 6. Социально­трудовая ­   владение   знаниями   и   опытом   в   гражданско­ общественной   деятельности   (выполнение   роли   гражданина,   наблюдателя, избирателя, представителя), в социально­трудовой сфере (права потребителя, покупателя,   клиента,   производителя),   в   области   семейных   отношений   и обязанностей,   в   вопросах   экономики   и   права,   в   профессиональном самоопределении. 7. Личностная   (самосовершенствование) ­   готовность   осуществлять физическое,   духовное   и   интеллектуальное   саморазвитие,   эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Рассмотрим более детально третью компетенцию. 8.Учебно­познавательная компетенция — это совокупность компетенций ученика   в   сфере   самостоятельной   познавательной   деятельности,   элементы логической,   методологической,  общеучебной   деятельности,   соотнесенные   с реальными познаваемыми объектами.            Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно­познавательной деятельности и т.п.          Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции — это специфические способности, необходимые   для   эффективного   выполнения   конкретного   действия   в конкретной   предметной   области   и   включающие   узкоспециальные   знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.        В   частности, математическая   компетенция —   это   способность   структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать   математическую   модель   ситуации,   анализировать   и преобразовывать   ее,   интерпретировать   полученные   результаты.   Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению   математики   для   решения   возникающих   в   повседневной   жизни проблем.      Уровни математической компетентности Принято   три   уровня   математической   компетентности: воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.   уровень Первый   уровень   (уровень   воспроизведения) —   это   прямое   применение   в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических   объектов   и   свойств,   выполнение   стандартных   процедур, применение   известных   алгоритмов   и   технических   навыков,   работа   со стандартными,   знакомыми   выражениями   и   формулами,   непосредственное выполнение вычислений. Второй   уровень   (уровень   установления   связей) строится   на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь   в   очень   малой   степени.   Содержание   задачи   подсказывает,   материал какого   раздела   математики   надо   использовать   и   какие   известные   методы применить.   Обычно   в   этих   задачах   присутствует   больше   требований   к интерпретации   решения,   они   предполагают   установление   связей   между разными представлениями  ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач. Третий уровень (уровень рассуждений) строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления   и   творчество   в   выборе   математического   инструментария, интегрирование   знаний   из   разных   разделов   курса   математики, самостоятельная   разработка   алгоритма   действий.   Задания,   как   правило, включают   больше   данных,   от   учащихся   часто   требуется   найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты.       В своей работе часто используем следующие приемы ТРКМ  Прием «Чтение с пометами» При анализе задачи, дети цветными карандашами выделяют  условие и требование.  Прием «Ключевые слова» При работе над задачей дети выделяют ключевые слова, с помощью  которых будут записывать краткую запись  Прием «Составление кластера»     При чтении текста дети выделяют основные признаки понятия  и  заполняют кластер. Для развития читательской  компетентности так же использую:   «веселые задачи» ­ задачи в виде загадок  К серой цапле на урок  Прилетело семь сорок, А из них лишь три сороки Приготовили уроки. Сколько лодырей­сорок Прилетело на урок? (Четыре)  математические сказки Сказка "Курочка Ряба" Жили ­ были дед    и баба    , и была у них   курочка Ряба   . Снесла как ­ то Ряба яичко     ­ оно было золотым.    бил, бил ­ не разбил.    била,  била ­ не разбила. Но тут появилась мышка     , махнула хвостом,   упало и разбилось.     плачет,   плачет, а     кудахчет:  ­ Не плачь  !   ­ Не плачь   квадратное.  "Луч" ! Снесу я вам   не круглое, а  Жил­был на свете мальчик Петя. Ходил он в школу в 5 класс. Однажды на уроке математики учительница спросила Петю: ­ "Петя, что такое луч?" А он не смог ответить, и получил плохую отметку. Петя расстроился, идет домой, опустив голову. А лучик солнца все это видел. И решил помочь Пете. Обратился лучик к солнцу: ­ "Разреши мне опуститься на Землю и помочь Пете". Солнышко отпустило лучик. Коснулся лучик Петиного плеча. Петя очень удивился, ведь рядом никого не было. Оглянулся Петя и увидел солнечный луч. Лучик говорит: ­ "Давай Петя я тебе помогу, пойдем домой, и я расскажу, что такое луч". Пришел Петя домой, сел за стол, взял тетрадь и приготовился слушать. Лучик говорит: ­ "Я солнечный луч, беру свое начало от солнца. Сейчас я превращусь в обычный луч в твоей тетради. Солнце – это точка на твоем листе. Эта точка – начало меня. Значит у луча есть начало. Я могу двигаться по прямой до бесконечности, у меня нет конца". И, лучик изобразил себя в Петиной тетради. Петя посмотрел на этот рисунок и понял, что такое луч. А солнечный лучик улыбнулся Пете и отправился дальше путешествовать в пространстве. На следующем уроке Петя ответит на отлично.  научные тексты, где необходимо применить математические умения Применение тетради «РКБ»  Прием чтения без пробелов. Правильно   прочти   высказывание   Н.К.   Крупской,   записанное   без пробелов. Если нужно поставь запятую. Математикаэтоцепьпонятий:выпадетоднозвенышкоинепонятнобудетдальнейшее .  Работа над задачей Здесь это может быть определение текста, который является или не является задачей, задачи с лишними или недостающими данными.    Особенностью   УМК   «Перспективная   начальная   школа»   является формулировка   заданий,   в   процессе   чтения   которого,   ребенок   уже   должен выделить алгоритм его выполнения.      Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению   лучших   книг   и   талантливо   их   прочесть   —   задача   взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры.

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках математики

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках математики

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках математики

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках математики

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках математики

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках математики

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках математики

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках математики

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках математики

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках математики

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках математики

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017