Формирование читательской компетенции у учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности
Оценка 4.6
Семинары
docx
чтение
1 кл—4 кл
25.11.2018
В работе подробно освещаются приемы и методы по формированию читательских компетенций у учащихся начальной школы. рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается учитель и пути их решения. Главное, по мнению автора, тесное сотрудничество между учеником,учителем,родителями , работниками доп.образования и работниками культуры и, конечно, работа должна быть системной и последовательной.
выступление.docx
Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем для
него сделать. Сесиль Лупен
Современная система российского образования предполагает новый
критерий измерения результатов обучения – компетенцию. Главное место в
перечне компетенций занимает читательская компетентность.
Обращаясь к Федеральному Государственному Стандарту начального общего
образования, мы увидим, что читательская компетентность – это
совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать,
понимать, организовывать информацию, представленную в звукобуквенной
форме, успешно использовать её в общественных и личных целях.
Но как показывает практика, у детей и их родителей отсутствует интерес к
художественным книгам, низкий уровень речевой грамотности,
коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной
лексики, употребление ненормативной лексики.
Учитель и родители озадачены вопросом. Как же учить чтению, что бы дети
полюбили книги? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной
школе. Ребёнку необходимо самостоятельно выполнять итоговые
комплексные, Всероссийские проверочные работы.. Полноценный навык
чтения – это база для орфографически грамотного письма, дальнейшего
обучения всем другим школьным предметам. Это залог успешного учения, как
в начальной школе, так и в средней, основной источник получения
информации и даже способ общения.
Перед современным учителем встает цель – воспитать грамотного,
квалифицированного, творческого и талантливого читателя. Но как этого
добиться?
В настоящее время мы можем констатировать, чтодети читать стали меньше.
Почему?
Причин множество. У детей слишком много других развлечений: телевизоры,
смартфоны, планшеты. Не в каждой семье материальный достаток позволяет
покупать книги. В семье не прививается любовь к чтению. Когда я как
классный руководитель посещала своих учеников на дому, я увидела, что в
некоторых семьях, не было ни одной детской книги. В одной семье
единственная детская книга с оторванной обложкой после долгих поисков
нашлась под кроватью. Это привело меня к пониманию того, что что
необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли
заинтересовать обучающихся и мотивировать их на чтение книг. Опытом по
проделанной работе я хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги. Сразу хочу сказать, что один в поле не воин. Только взаимодействие детей, их
родителей, учителей, педагогов дополнительного образования, работников
культуры даст свои плоды.
Изначально успех развития читательского интереса у детей зависит от
участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая»
среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать,
перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна
быть создана, прежде всего, в семье. Поэтому уже в первом классе второе
родительское собрание я провожу по теме «Организация семейного
чтения».На родительском собрании мы приняли решение после утренников,
посвященных 23 февраля и 8 марта, когда традиционно детям дарят подарки,
покупать ребятам книги. В классе организовали свою маленькую библиотечку.
Н а протяжении 15 лет я использую в своей работе методику
жужжащего чтения. Жужжащее чтение было одним из основных элементов
обучения чтению в Павлышской школе В.А.Сухомлинского. Дети 5 минут
читают в своем темпе вслух на всех предметах кроме математики, я в это
время хожу по рядам, прислушиваюсь, обычно я в курсе всегда какую книгу
на данный момент читает мой ученик, более того я на занятиях внеурочной
деятельности сама помогаю ребенку в соответствии с его интересами и
способностями, выбрать книгу для жужжащего чтения. Дети на переменах
часто меняются прочитанными книгами, нередка ситуация , когда мальчики на
перемене рассматривают чьюто энциклопедию, например, по технике,
делятся впечатлениями от увиденного или прочитанного в книге.
На начальном этапе формирования читателей мы ведем читательский
дневник, куда дети вместе с родителями, заносят названия книг, например, в
таком формате Благинина Е. Не мешайте мне трудиться. М.Детская
литература,1990. Самые активные читатели класса по итогам года
награждаются, организуется выставка лучших дневников читателей.
Для того чтобы помочь моим ученикам в начальной школе сделать
первые серьёзные шаги в «Страну книг» в моем классе в рамках внеурочной
деятельности был организован детский клуб любителей чтения »Чтение с
увлечением.».Занятия клуба проходят исключительно в детской библиотеке
сельского Дома Культуры ст.Петровской один раз в неделю, благо Дом
Культуры находится в 200 м от школы. 3 занятия в месяц провожу я, а
четвертое мы готовим совместно с библиотекарем. Мы приходим туда за 10
15 минут до начала занятия, я помогаю детям выбрать книги для жужжащего
чтения, пытаемся вместе с библиотекарем заинтересовать детской
периодической литературой. Формы проведения занятий различны:
занятиедиспут,
занятиеспектакль, конференция,
конкурсы, викторины,
литературная игра.
Ребята очень любят когда к ним на занятия приходят гости. В апреле
2018г, когда по всей России проходила ночь библиотек, у нас был
библиотечный вечер, мы говорили об устном народном творчестве, о
фольклоре. О кубанском фольклоре нам рассказали гости фольклорный
коллектив «Рушничок».Они также исполнили для нас кубанские народные
песни, особый акцент сделали на песнях, которые записывал В.Г.Захарченко.
Детям очень понравилась эта встреча, многие говорили, что когда станут
взрослыми, тоже будут петь в «Рушничке».
Для развития познавательной активности юных читателей я практикую в
своей работе выпуск литературных тематических газет. Класс делю на группы
и каждая группа получает задание подготовить выпуск, посвященный
творчеству определенного писателя и поэта.
Также, часто я использую такой прием, который называется
» Буктрейлер» ,чтобы заинтересовать ребят какойто определенной
книгой, я включаю на уроке видеофрагмент фильма или мультфильма,
снятого по произведению, создаю интригу, ну а дочитать уже нужно дома.
В 3 классе мы начинаем учиться писать отзывы о прочитанной книге. У
всех ребят имеются памятки, которые помогают сделать первые попытки
анализа прочитанного произведения.
План письменного отзыва о прочитанной книге.
1.Автор, название книги.
2.Краткое содержание: тема;
главные герои;
интересный отрывок или эпизод.
3.Чему учит книга?
4.Выпиши значения неизвестных слов и выражений( пользуйся
словарем).
5. Понравилась ли тебе книга? Почему?
6.Выполни иллюстрацию (по желанию).
В классе слушаются и анализируются ответы всех детей, ребята учатся
работать по алгоритмам, объяснять, составлять высказывания. Необходимо
проведение систематической словарной работы в классе и дома с толковыми,
фразеологическими, словообразовательными словарями русского языка.
Внимательное отношение к слову, культуре речи является основой
грамотности и воспитанности ученика.
Подводя итог своего выступления , хочу сказать, что работа учителя
должна быть систематичной и регулярной, только тогда она даст хороший
результат. Результативность моей работы складывается из высокого уровня успеваемости, качества знаний детей в начальной школе и при переходе в 5
класс. Техника чтения 70% процентов ребят моего класса выше 100 слов в
минуту, 30% детей читает от 65до 100 слов в минуту, что является неплохим
результатом для класса среднего уровня способностей. Мои воспитанники
саамы активные читатели детской библиотеки . Ребята стали писать
грамотнее, у них постепенно вырабатывается орфографическое чутьё.
Качество знаний по русскому языку составляет 7983%. У них хороший запас
знаний по предмету, что подтверждают результаты письменных контрольных
работ и итоги олимпиад.
Формирование читательской компетенции у учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности
Формирование читательской компетенции у учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности
Формирование читательской компетенции у учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности
Формирование читательской компетенции у учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.