В статье рассматриваются особенности формирования детского коллектива в первом классе.На разных этапах своего формирования детский коллектив решает задачи, требующие коллективного подхода, т.е. взаимопонимания, сплоченности, отзывчивости каждого из членов коллектива.
На основе проведённого исследования, включающего социометрию и анкетирование, разработаны рекомендации классному руководителю по формированию детского коллектива в первом классе.
statya_peredelannaya.docx
Рудова Оксана Александровна
RudovaOksanaAleksandrovna
Лесосибирский педагогический институт –
филиал федерального государственного
автономного образовательного учреждения
высшего образования «Сибирский федеральный университет»
Lesosibirsk pedagogical Institute –
branch of the Federal state
Autonomous educational institution
higher education " Siberian Federal University»
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПЕРВОМ
КЛАССЕ
THE FORMATION OF A GROUP OF CHILDREN IN THE FIRST
GRADE
Аннотация.
В статье рассматриваются особенности формирования
детского коллектива в первом классе, а также организация и воспитание
детского коллектива. Раскрывается роль ребёнка в системе коллективных
отношений.
Ключевые слова: детский коллектив, коллективные отношения,
собственное «Я», социометрия, симпатия, антипатия, трудности в отношении,
стадии формирования, зачатки коллектива, актив класса.
Abstract: The article discusses the features of the formation of children's
team in the first class, as well as the organization and education of children's team.
The role of the child in the system of collective relations is revealed. The role of
age peculiarities in the formation of the school team is emphasized. It is concluded
that the class becomes a children's community, in which in the process of joint
activities and communication there are relationships that unite children and affect
the personality of each child. Key words: children's team, collective relations, own "I", sociometry,
sympathy, antipathy, difficulties in relation, stage of formation, rudiments of the
team, asset class.
Проблема формирования детского коллектива в первом классе
привлекает к себе всё более пристальное внимание в педагогике начального
обучения. Ведь именно в первом классе ребёнок знакомится со своими
будущими товарищами, зарождается процесс понимания и проявления
собственного «Я», сравнения себя с окружающими, индивидуальности и
осознания собственной значимости – всё это и есть первые азы формирования
детского коллектива.
Сейчас же происходит массовое внедрение компьютерных технологий и
это приводит к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении
друг с другом, а в общении с машиной. В связи с этим отношения детей в
школьном коллективе не всегда складываются благополучно. Такие ситуации
могут в дальнейшем привести к отчуждению ребёнка из коллектива, которые
часто сказываются на эмоциональном состоянии, недоверчивости к людям,
неуверенности в себе.
Цель работы: исследование особенностей формирования детского
коллектива в первом классе.
Объект исследования: детский коллектив.
Предмет исследования:
особенности формирования детского
коллектива в первом классе.
Методы исследования: наблюдение, сбор эмпирического материала,
количественный и качественный анализ результатов практического
исследования, проведение социометрии.
Гипотеза: специально организованные условия и деятельность педагога
позволит сформировать детский коллектив в первом классе. Задачи исследования: На основе анализа изученной литературы
определить особенности формирования детского коллектива в первом классе.
К изучению проблемы коллектива обращались А.С. Макаренко, Н.К.
Крупская, В.А. Сухомлинский и другие отечественные педагоги.
К изучению особенностей формирования детского коллектива
первоклассников обращались: Л.Ю. Гордин, А.Н. Лутошкин, Л.И.Новикова,
Л.И.Уманский, Т.Д. Конникова и др.
Понятие «коллектив» было введено А.С. Макаренко. Он говорил:
«Коллектив – это определённая система организации детей»[8]. Также
А.С.Макаренко отмечал: «Движение есть форма жизни коллектива, остановка
движения приведёт к его смерти» [8].
Идеи А.С. Макаренко о коллективе получили своё дальнейшее
распространение в трудах В.А. Сухомлинского.
По В.А. Сухомлинскому, основная задача формирования детского
коллектива – создать условия для саморазвития учащегося и проявления его
собственного «Я».
Из трудов педагогов, изучавших данную проблему, следует, что детский
коллектив формируется во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности,
т.е. во взаимодействии детей, а также совместной деятельности детей и
учителя.
Этому есть подтверждение в словах Т.Д. Конниковой: «Фундаментом
для формирования коллектива является совместная деятельность детей,
направленная на достижение общих целей»[4].
Но коллектив, как специально организованное сообщество учащихся,
формируется не сразу, поэтому формирование детского коллектива проходит
несколько стадий:
на первой стадии учитель имеет дело с классом, который пока не
может быть назван коллективом. Зачатки коллектива могут сложиться лишь в
результате большой, усиленной работы учителя. На этой стадии дисциплина и порядок в классе или школе соблюдаются на основе правил классного
руководителя;
вторая стадия начинается тогда, когда создан актив класса, и он
включается в работу, активно поддерживая правила, предложенные классным
руководителем;
на третьей стадии требования к личности предъявляет весь коллектив.
Отсюда следует, что организация коллективной работы всегда связана с
необходимостью решения разного рода задач всем коллективом. На разных
этапах своего формирования детский коллектив решает задачи, требующие
коллективного подхода, т.е. взаимопонимания, сплоченности, отзывчивости
каждого из членов коллектива. Но конечный итог решения вопросов и задач
зависит от профессионализма учителя, его помощи, внимания, участии в
формировании данного коллектива.
Мною была проведена методика Дж. Морено «Параметрическая
социометрия», т.е. процедура с ограничением числа выборов по выявлению
особенностей формирования детского коллектива в первом классе СОШ №2.
Эта процедура заключается в выявлении межличностных и
улучшения,
межгрупповых отношений в целях их изменения,
совершенствования. Проведение опроса требует до 15 минут.
Членам группы, в данном случае первоклассникам СОШ№2,
предлагалась инструкция, т.е. написать под цифрой 1 фамилию члена группы,
которого они выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 – кого бы они
выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 – кого бы они выбрали, если
бы не было первого и второго.
Также предлагалось ответить на вопросы, которые дают возможность
определить симпатии и антипатии друг к другу. Испытуемым предлагается
выбрать на каждый вопрос до 3 человек из класса.
Вопросы, которые были использованы при проведении: 1. К кому в своем классе Вы обратились бы за советом в трудной
ситуации?
2. С кем из класса Вам не хотелось бы ни о чём советоваться?
3. Если бы Ваш класс переформировали, кого бы Вы хотели оставить в
своем классе?
4. Кого бы Вы из класса пригласили на День рождения?
5. Кого из класса Вы бы не хотели видеть на День рождения?
По результатам анкетирования составляется простейшая социоматрица.
По вертикали записываются фамилии всех членов класса; по горизонтали –
только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами 1, 2, 3
обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую и третью
очередь. Взаимный положительный выбор обводится в таблице кружком.
После того, как положительные выборы занесены в таблицу, подсчитывается
по вертикали алгебраическая сумма всех полученных каждым членом класса
выборов. Затем подсчитывается сумма баллов для каждого члена класса. В
итоге подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет
статус в группе.
Таблица 1. Социоматрица по определению симпатии и антипатии друг к
другу
№
Имя
Фамилия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
1
на А.
П.
ндр Ш.
Х.
ндр Ю.
ир Б.
С.
Екатери
Саша А.
Аня Б.
Павел
Алекса
Антон
Алекса
Владим
Оля Х.
Антон
Евгения
0
1
2
2
3
2
1
2
1
3
4
5
6
1
3
1
3
2
8
3
7
3
3
3
1
2
1
3
3
1
0
1
1
2
9
1
1
2
3
3
2
1
3
1
2
2
1
2 1
2
3
1
1
С.
на У.
И.
Екатери
Наталья
Выборы
Взаимн
ые выборы
Индекс
групповой
ответственности
00
2
2
1
6,6
3
3
2
6
2
2
1
0
0
0
6,6
3
2
6
6,6
00
3
3
2
6
8
2
2
1
0
0
4
2
8
2
2
1
0
00
00
,5
1
1
2
2
1
2
3
3
1
00
00
2
3
3
1
Выборы – количество выборов, сделанных данным человеком;
Взаимные выборы – количество взаимных выборов;
Индекс групповой ответственности – число взаимных выборов
относительно количества выборов, сделанных данным человеком.
На основе социоматрицы составляется социограмма, которая позволяет
произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в классе и дает
наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов класса
за их статусом.
Позитивный односторонний выбор
Позитивный обоюдный выбор Рис. 1. Социограмма взаимоотношений в классе
На основании социоматрицы и социограммы были сделаны выводы, что
в данном классе есть лидер, он находится в дружеских отношениях с другими
членами класса, проявляет интерес и желание к общению. В основном в
классе дружеские отношения между детьми.
Но также существует в данном классе и «непопулярный» член класса.
Его нельзя оставлять без внимания.
Из сделанных нами выводов следует, что многие 67летние дети
испытывают трудности при построении межличностных отношений с
одноклассниками: 1. Ссоры с одноклассниками на переменах. Например, ребенок начина
ет громко кричать или толкаться, если ктото из одноклассников, проходя
мимо, случайно уронил чтолибо.
2. Отсутствие друзей и приятелей в классе. Такой ребенок на вопрос,
есть ли у него друзья, назовет ребят не из класса, или скажет: «Я дружу со
всем классом», или прямо ответит: «У меня в классе пока не нашлось
друга».
3. Негативное отношение к окружающим:
1) к учителю (например, когда ребенок упрямо не выполняет
инструкции педагога, это может сопровождаться игнорированием или плачем,
истерикой);
2) к одноклассникам (чаще всего в виде физической агрессии на пе
ременах).
4. Повышенная тревожность, неуверенность в своих силах проявляется
в том, что ребенок долго присматривается к учителю, одноклассникам.
На основе проведенного исследования
нами были разработаны
рекомендации к классному руководителю:
1. Организовать классные часы о дружбе,
взаимопонимании и
взаимовыручке.
2. На уроках организовать групповые виды деятельности, где будет
задействован каждый ребенок, при это менять состав групп.
3. Поддерживать благоприятный психологический климат в 1 классе.
4. Следует выявить и развить положительные качества, поднять заниженную
самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе
межличностных отношений.
5. Пересмотреть свое личностное отношение к детям.
Литература
1. Артеменко О. Н. Развитие личности младшего школьника в условиях
ученического коллектива // Вестник Московского университета МВД России.
2010. №3. –с.35. А.
Эмоциональные потенциалы коллектива.
2. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. М.: Просвещение,
1984.175 с.
3. Клёс В. В. Развитие коммуникативных способностей первоклассников в
процессе адаптации к школьной жизни // Инновационные проекты и
программы в образовании. 2009. №6. –с. 1017.
4. Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника. – М.:
Просвещение, 2000. С.5358.
5. Лазарев М. А. Роль возрастных особенностей в формировании школьного
коллектива // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. №2. с. 10.
6. Лазарев М.А., Москвина А.С., Курбатова Н.В. Формирование коллектива
первоклассников в учебной деятельности / Лазарев М.А., Москвина А.С.,
Курбатова Н.В. // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 7. – С.
199203
7. Лутошкин,
Просвещение, 2000. – C. 23,4647.
8. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика,
1972. 334 с.
9. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.:
Педагогика, 1984. 112с.
10. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. – М.,
1978. – с.5468.
11. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. —
Москва: Педагогика, 1978. — 143 с.
12. Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета. СПб.: ООО
«Светлячок», 1998. 144 с.
13. Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива. — Москва:
Просвещение, 2000. — 53 c.
14. Марьенко И.С. Организация и воспитание ученического коллектива.
«Советская педагогика». – Москва: Просвещение, 1954. – С. 21.
15.
Издательский центр «Академия», 2004352 с.
Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика. М.:
– М.:
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПЕРВОМ КЛАССЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПЕРВОМ КЛАССЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПЕРВОМ КЛАССЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПЕРВОМ КЛАССЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПЕРВОМ КЛАССЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПЕРВОМ КЛАССЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПЕРВОМ КЛАССЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПЕРВОМ КЛАССЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПЕРВОМ КЛАССЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.