"Формирование экологической культуры младших школьников через кружковую деятельность".
Оценка 4.7

"Формирование экологической культуры младших школьников через кружковую деятельность".

Оценка 4.7
Документация
rtf
воспитательная работа +1
Взрослым
12.04.2017
"Формирование экологической культуры младших школьников через кружковую деятельность".
Формирование экологической культуры рассматривается в качестве важнейшей сферы национальной экологической политики России. Большое значение отводится различным социальным институтам: семье, школе, общественным организациям. Именно в начальной школе закладываются основы экологической культуры. Для нас «экологическая культура» это , прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.rtf
Формирование экологической культуры младших школьников через кружковую деятельность. Формирование   экологической   культуры   рассматривается   в   качестве важнейшей   сферы   национальной   экологической   политики   России.   Большое значение   отводится   различным   социальным   институтам:   семье,   школе, общественным организациям. Именно в начальной школе закладываются основы экологической культуры. Для нас «экологическая культура» это , прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни.  Младший школьный возраст благоприятен для развития и формирования основ экологической культуры, устойчивых взглядов, убеждений, интересов, поэтому задача   педагога   воспитывать   у   обучающихся   ответственность   за   сохранение окружающей   среды.   Относиться   к   природе   бережно,   заботиться,   чтобы количество природных богатств не уменьшалась, а наоборот, увеличивалась.  Для   того,   чтобы   занятия   кружка   были   интересны   и   не   утомляли   детей, целесообразно   предусмотреть   смену   видов   деятельности:   познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. В начальной школе игровые технологии   остаются   ведущим   видом   деятельности.   Играя,   обучающиеся осваивают и закрепляют сложные понятия. Познавательные игры стимулируют переход   от   любопытства   к   любознательности,   являясь   средством   развития интеллекта   и  творческих  способностей. Такие  игры  можно  проводить   как  на природе,   так   и   в   помещении.   Так,   например,   на   природе   была   проведена познавательно   ­   экологическая   игра   «В   царстве   Лесника».   На   этапах   игры «Зеленый друг», «Лесная аптека», «Остроглаз», «Маленькие тайны природы», «Бюро   погоды»,   «Охрана   природы»   ребята   показали   прекрасные   знания   о лекарственных   растениях,   растениях   нашей   местности,   рассказали   о   своих наблюдениях за погодой и т.д. С   целью   формирования   у   младших   школьников   экологической   культуры, развития   умений   решать   природоохранные   проблемы,   находить   оптимальные пути взаимодействия с окружающим миром, нужно учить детей сочинять сказки. Составляя   сказку,   ребенок   предлагает   одноклассникам   и   взрослым   им придуманный комплекс действий для достижения успеха, ведь сказка должна иметь счастливую концовку.  По своим законам и правилам сказка раскрывает перед ребенком все богатство человеческих отношений ­ отношение его к самому себе, к другим людям, к окружающему миру природы. Сказка как одна из игровых форм деятельности, наиболее   интересна,   имеет   большие   потенциальные   возможности   в формировании экологической культуры младших школьников. Кружковая   работа   дает   возможность   привлекать   младших   школьников   к проведению   исследовательской   деятельности   в   природе.   Воспитание   любви   к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Во время проведения любых мероприятий мы учим детей беречь и приумножать мир растений. При наблюдении за комнатными растениями я обращаю внимание ребят на красоту цветов и листьев; рассказываю, что комнатные цветы не только украшают комнату, но и что они оздоравливают микроклимат помещения, что каждый цветок требует своих условий (одни любят свет, другие – нет, одни любят много влаги, другие – нет). В процессе различных занятий и опытов наши ученики убеждаются, что через рыхлую землю вода проходит быстрее, а также свет и воздух. Все полученные знания   закрепляются в играх «Опиши цветок», «Узнай растение по описанию» , «Что изменилось?» и т. д. Было бы ошибкой ожидать мгновенного воздействия на ребёнка экологически правильной игровой деятельности. Однако, уверены, что усилия педагога не проходят бесследно. Глубокую и серьезную учебно­воспитательную природоохранную направленность имеют экскурсии, походы, экспедиции, они могут включать в себя ряд задач по экологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Выезд или поход на природу организуется с задачами и по определенному маршруту. Особое место в становлении экологической культуры занимает именно игровая деятельность.   Она   формирует   опыт   восприятия   экологически   правильных решений,   усвоение   нравственных   норм   и   правил   поведения   в   природе, способствует   созданию   связи   между   обучением   и   применением   знаний   на практике. Младшие школьники занимаются и поисковой деятельностью. Готовят разные интересности из жизни растений и животных, подбирают стихи, рассказы, сказки экологического   содержания,   отгадывают   загадки,   ребусы,   кроссворды. Составляют правила поведения у водоемов, в парках, на лугу, в лесу. Создают проекты. Большие   возможности   для   развития   и   формирования   экологической компетентности младших школьников имеют учебные проекты. Метод проектов основан   на   взаимодействии   педагога   и   воспитанников   между   собой   и окружающей   средой.   Он   способствует   социальной   адаптации   детей, формированию   их   жизненной   компетентности,   дает   возможность   приобрести определенных   знаний,   умений   и   навыков.   Во   время   работы   над   проектами педагог  должен  создать  условия  для  формирования  собственного  жизненного опыта   ребенка,   актуализации   знаний,   умений   и,   навыков,   их   практического применения во взаимодействии с окружающим миром. Увлекательной и полезной для обучающихся будет работа над экологическими проектами «Земля наш общий дом», «Реки нашего края», «Посади дерево». В рамках этих проектов дети проводят экологические рейды у реки и прилегающей к ней парковой зоне. Работая над проектами, обучающиеся учатся работать с инструкциями, развивают навыки исследования, наблюдения, развивают умение получать   информацию   из   разных   источников,   анализировать   ее,   формировать критическое   мышление.   Учатся   работать   в   библиотеке   со   справочной литературой.  В  сотрудничестве  с  родителями   начинают  вырабатывать   навыки работы в интернете. Эффективно искать тексты и рисунки. Ежегодно с детьми учавствуем в фотоконкурсе «Мир, в котором я живу». Дети выставляют   свои   фотоработы,   выполненные   пусть   еще   не   совсем   грамотно композиционно, но зато с большой любовью к природе. Одной   из   нетрадиционных   форм   экологического   образования   детей   является создание экологического театра. Проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством   костюмированных   театральных   постановок   с   включением   песен, танцев,   частушек,   пропагандирующих   природоохранную   деятельность.   Как форма экологического воспитания, детский театр является более эффективной, чем такие традиционные методы, как беседы и лекции. Детский экологический театр   воспитывает   гражданскую   позицию,   как   у   актёров,   так   и   у   зрителей. Выступление экологического театра способно привлечь зрительскую аудиторию любого возраста; спектакли легко воспринимаются и запоминаются. Большие возможности  для осуществления экологического  образования имеют экскурсии.  Они   позволяют   детально   изучать   отдельные   объекты   природы,  их влияние   друг   на   друга,   взаимозависимость,   выявить   последствия   влияния деятельности человека на состояние природного окружения и так далее.  Полученные   результаты   подтвердили   предположение   об   эффективности разработанных   нами   педагогических   условий   формирования   у   младших школьников экологического отношения к природе. Практика работы показала, что  различные   мероприятия   экологической  тематики   позволяют  формировать экологическую культуру школьников. У детей возрастает интерес к окружающей природе, бережному отношению к ней. Список литературы 1. Аголарова   П.И.   Игры   –   соревнования   в   экологическом   образовании школьников. // Начальная школа. – 2007. ­ №12. 2. Алексахина Е.М., Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М., 1996. 3. Алексеев   С.В.,   Симонова   Л.В.   Идея   ценности   в   системе   экологического образования младших школьников. // Начальная школа. – 1999. ­ №1. Список литературы. 1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе:  Учеб. пособие для студентов. Учрежд. средн. проф. образования пед. профиля. – М.: Владос,  2001. – 240 с. 2. Бахарева А.С. Формы экологического воспитания  детей.  –  Ш.:  1996.  – с.69. 3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1­4 классы. – М.: Вента – Граф,  2005, с. 4­10. 4.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников// Начальная школа № 4,  1997, с.36­39. 5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в 3 классе. Методические беседы. – М.: Просвещение,  1997, с. 13­15. 6. Егоренков Л.И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие. ­ М.:  Прометей, 1996, с. 35­41. 7.Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование во внеклассной работе. – М.:  Просвещение, 1984 . 8. Козина Е.Ф., Степонян Е.Н. Методика преподавания естествознания. – М.; «Академия»,  2004. 9. Кульневич С.В. Совсем необычный урок: Практ. пособие для учителей и классных  руководителей, студентов пед. учеб. заведений. Ростов­Н/Д: ТЦ, «Учитель», 2001, с.100. 10. Лескова С. В. Формирование экологической культуры. // Начальная школа.­ 2003 ­ №7. 11. Минаева В.М.Н. Экологическое воспитание в начальных классах. ­ Мн.: Нар. асвета, 1987. 12. Моисеев Н.Н. Экология и образование. – М., 1996. 13. Оценка качества знаний учащихся, оканчивающих начальную школу. / Под ред. Н.Ф.  Виноградова и др. – М., 2000. 14. Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // Начальная  школа. – 1999. ­ №5. 15. Симонова Л.П. Как учить экологии в начальных классах// Экология и жизнь № 4, 2000,  с.15/ гл. ред. Б.М.Бим­Бад.­М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 16.Совершенствование профессионально­педагогической подготовки учителя начальных  классов. – Сборник научных трудов. / Под ред. Т.И.Тарасовой. – Борисоглебск, 2003.  17.  Стаценко В., Петрова Г. Некоторые подходы к экологическому воспитанию младших  школьников. // Начальная школа. – 2001. ­ №7. 18. Тарасова Т.И. Экологическое воспитание школьников на межпредметной основе / Основы  непрерывного экологического образования (Детский сад – школа ­ ВУЗ): Учебное пособие. –  Борисоглебск, 1996. 19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  Москва: Просвещение, 2009г.  20. ФГОС. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.  Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204  с. — (Стандарты второго поколения). 21. ФГОС. Григорьев  Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников.  Методический конструктор. ­  М. : Просвещение, 2010.  — (Стандарты второго поколения) 22.Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для  родителей и педагогов / Художники Г. В. Соколов, В. Н.Куров. – Ярославль: Академия  развития, 1997. – 192с., ил. 23. Чередов И.М. Формы учебной работы в ср.школе. Кн.для уч­ля.­М., 1993. 24. Шумакова И.Л. Экологическое воспитание младших школьников.  http://festival.1september.ru/ 2004­2005 год.

"Формирование экологической культуры младших школьников через кружковую деятельность".

"Формирование экологической культуры младших школьников через кружковую деятельность".

"Формирование экологической культуры младших школьников через кружковую деятельность".

"Формирование экологической культуры младших школьников через кружковую деятельность".

"Формирование экологической культуры младших школьников через кружковую деятельность".

"Формирование экологической культуры младших школьников через кружковую деятельность".

"Формирование экологической культуры младших школьников через кружковую деятельность".

"Формирование экологической культуры младших школьников через кружковую деятельность".

"Формирование экологической культуры младших школьников через кружковую деятельность".

"Формирование экологической культуры младших школьников через кружковую деятельность".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2017