Формирование и развитие навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в классах малокомплектной школы
Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русский язык
5 кл—9 кл
24.06.2019
Современный урок деятельностного типа в классах малокомплектной школы требует особой организации деятельности обучающихся для достижения планируемых результатов. Успешно организовывать процесс обучения помогают технологии развивающего обучения.
В примерной основной образовательной программе основного общего образования смысловое чтение входит в состав познавательных учебных действий, поэтому нами активно используются технологии смыслового чтения.
Статья 2 для Визирякиной Т.С..docx
Формирование и развитие навыков смыслового чтения на уроках русского
языка и литературы в классах малокомплектной школы
Современный урок деятельностного типа в классах малокомплектной
школы требует особой организации деятельности обучающихся для
достижения планируемых результатов. Успешно организовывать процесс
обучения помогают технологии развивающего обучения.
В примерной основной образовательной программе основного общего
образования смысловое чтение входит в состав познавательных учебных
действий, поэтому нами активно используются технологии смыслового
чтения.
Данная технология предполагает использование способов
приобретения, сохранения и использования информации для получения
позитивных результатов обучения. В основе технологии смыслового чтения
лежат стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности. В
данной статье представлю опыт работы со стратегиями предтекстовой
деятельности, применяемых на уроках русского языка и литературы в
основной школе.
Предтекстовая деятельность на наших уроках представлена следующими
стратегиями: «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Мозговой
штурм».
Стратегия «Глоссарий», например, используется с целью актуализации и
повторения словаря, связанного с темой текста. На уроках литературы в 5
классе при изучении темы «Летопись и ее художественное переложение в
Песне о вещем Олеге» А.С. Пушкина обучающиеся знакомятся с темой текста
и списком слов, которые могут относиться к данной теме. До чтения отрывка
из «Повести временных лет» (в переводе Д.С. Лихачёва) пятиклассникам
необходимо отметить те слова, которые, с их точки зрения, встретятся в
тексте, а после чтения – вернуться к списку и переосмыслить тему.
Стратегия «Ориентиры предвосхищения» используется нами с целью
актуализации знаний, связанных с темой текста. До чтения текста школьники
знакомятся с некоторым списком суждений и отмечают те, с которыми они
согласны. После чтения текста возвращаются к списку и, если мнение об
истинности суждений изменилось, фиксируют это и объясняют свое решение.
К примеру, на уроке русского языка в 5 классе по теме «Глагол» использую
следующие суждения: глаголы – это слова, которые обозначают признак действия
действия могут совершаться только в определенное время, поэтому
глаголы по временам не изменяются
глаголы – это слова, которые обозначают действия
действия могут совершаться в разное время: в настоящем, прошедшем
и будущем, поэтому глаголы изменяются по временам
действия могут совершаться одним или несколькими лицами, поэтому
глаголы изменяются по лицам и числам
в прошедшем времени глаголы по родам и числам не изменяются.
Стратегия «Мозговой штурм» используется с целью выявления до чтения
текста предположений о его возможном содержании (по заголовку, указанию
на жанр, аннотации и т.п.) Учащимися предлагается высказать предположения
о возможном содержании текста. Все гипотезы фиксируются. Форма
фиксации может быть разной: в виде списка вопросов, кластера и т.п. На
уроке литературы в 5 классе при изучении творчества И.А. Бунина
предлагается текст без заголовка, содержание которого связано с жизнью и
творчеством писателя. Ученики, ссылаясь на тему урока, формируют
гипотезы в форме списка следующих вопросов:
Где провел раннее детство И.А. Бунин? Каким ребенком он был?
К какому роду принадлежал писатель?
Как Бунин получал образование, где он учился?
Какие качества характера помогли Бунину стать великим
1.
2.
3.
4.
писателем?
5.
чём его индивидуальность?
Что отличало Бунина – поэта от писателей – современников? В
После чтения обучающиеся делают вывод о правильности своих
предположений.
Предлагаемые в данной статье подходы являются только основой для
самостоятельного творчества учителя по обучению стратегиям смыслового
чтения. Их можно расширять и дополнять.
Литература
1.
Конструирование учебных занятий в соответствии с ФГОС в
малокомплектной школе: учебнометодическое пособие: ч. 2 под
редакцией Т.С. Горбуновой, Омск: БОУ ДПО «ИРОО» 2017. 2.
Формирование и развитие навыков смыслового чтения в рамках
реализации основной образовательной программы основного общего
образования: Методические рекомендации/ Авт – сост.: М.А.
Безденежных, П.В. Токарева, Е.А. Пенгель. – Омск: БОУ ДПО
«ИРОО», 2014.
Формирование и развитие навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в классах малокомплектной школы
Формирование и развитие навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в классах малокомплектной школы
Формирование и развитие навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в классах малокомплектной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.