Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы "Организация контрольно-оценочной деятельности – одна из главных составляющих современного урока
Оценка 4.7

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы "Организация контрольно-оценочной деятельности – одна из главных составляющих современного урока

Оценка 4.7
Семинары
docx
русская литература +1
5 кл—9 кл
04.04.2019
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы "Организация контрольно-оценочной деятельности – одна из главных составляющих современного урока
В последнее время учителями школ ведётся поиск новых форм оценивания, которые позволили бы педагогу объективно оценить знания учащихся, повысить учебную мотивацию и учебную самостоятельность - ведь сегодня перед нами стоит задача – не передать определённую сумму знаний, умений и навыков, а сформировать такие умения, которые позволят ученику успешно учиться дальше, адекватно оценивать свои силы и возможности. С целью повышения качества образования, формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к изучению русского языка, помимо традиционной пятибалльной системы оценивания, я в своей практике использую такой вид оценивания как критериальное оценивание. Критериальное оценивание - процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования и понятными для учащихся, родителей и педагогов. К видам критериального оценивания относится формативное и суммативное оценивание
организация контрольно-оценочной деятельности-одна из главных составляющих современного урока.docx
Организация контрольно­оценочной деятельности – одна из главных составляющих современного урока Халитова Ирина Васильевна, учитель  русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 9 г.Аши ( с профессиональным обучением)» Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования предусматривают комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм   оценивания.   Система   оценивания   учителя   должна   стать   силой,   которая   будет способствовать развитию ребенка, и заставлять его верить в свои силы.  Система оценивания должна строиться на следующих принципах:  Оценивание   является   постоянным   процессом.   В   зависимости   от   этапа   обучения   и   тематическое   текущее) используется   диагностическое   (промежуточное, итоговое) оценивание.  (стартовое,  Оценивание может быть только критериальным. Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Критерии оценивания и алгоритм   выставления   отметки   заранее   известны   и   педагогам   и   учащимся.   Они могут вырабатываться совместно.   Оценивать можно только то, чему учат. Система оценивания выстраивается таким образом,   чтобы   учащиеся   включались   в   контрольно­оценочную   деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.   Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.  Считаю, что технология оценивания предусматривает вопросы:   Что оценивать?  Оценивать необходимо результаты ученика и учителя. У учащихся это предметные, метапредметные и личностные результаты, а у учителя – разница в результатах между входной и выходной диагностиками учеников.  Кто оценивает? Безусловно, учитель, сам себя ученик и совместно.   Где   накапливать   и   фиксировать   оценки   и   отметки?   Информация   собирается учеником в системе портфолио, и учителем в таблице образовательных результатов.  По каким критериям оценивать? Критерии прописаны в нормативных документах, могут быть скорректированы учителем совместно с учеником. В итоге учитель по таблицам образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) определяет итоговую отметку.   Какую   шкалу   оценивания   использовать?   Современное   образование   расширяет систему оценивания, предлагая инновационные формы оценки познавательных УУД учащихся. В   последнее   время   учителями   школ   ведётся   поиск   новых   форм   оценивания,   которые позволили   бы   педагогу   объективно   оценить   знания   учащихся,   повысить   учебную мотивацию и учебную самостоятельность ­ ведь сегодня перед нами стоит задача – не передать определённую сумму знаний, умений и навыков, а сформировать такие умения, которые   позволят   ученику   успешно   учиться   дальше,   адекватно   оценивать   свои   силы   и возможности.   С   целью   повышения   качества   образования,   формирования   у   учащихся положительной устойчивой мотивации к изучению русского языка, помимо традиционной пятибалльной системы оценивания, я в своей практике использую такой вид оценивания как   критериальное   оценивание.  Критериальное   оценивание   ­ процесс,   основанный   на сравнении   учебных   достижений   учащихся   с   чётко   определёнными,   коллективно выработанными   критериями,   соответствующими   целям   и   содержанию   образования   и понятными для учащихся, родителей и педагогов. К видам критериального оценивания относится формативное  и суммативное оценивание. Существует  разрыв,  между тем, что дал учитель и тем, чему обучились ученики. Именно поэтому необходимо внедрять в практику формативное оценивание, которое формирует процесс   диагностирования   процесса   обучения   на   начальной   и   промежуточной   стадии. Процесс формативного оценивания помогает каждому учителю получить информацию о том,   насколько успешно учатся ученики.   Наблюдая за учениками в момент обучения, собирая информацию на основе обратной связи и  проводя исследования  в ходе учебного процесса,   учитель узнаёт, как   ученики воспринимают материал и как они реагируют на приёмы преподавания. Формативное оценивание – это механизм, обеспечивающий учителя информацией, на каком этапе обучения находится ученик и какие эффективные методы необходимо применить, чтобы   совершенствовать   свое   преподавание.   Использование   методов   формативного оценивания помогает   учащимся выработать навыки самостоятельной работы, работы в группе,   у   них   появляется   интерес   к   учебе,   повышается   чувство   взаимопомощи, коллективизма. В своей практике я использую различные стратегии, которые способствуют развитию   навыков   оценивания.   Хочу   поделиться   опытом   использования   различных способов формативного оценивания обучающихся. Виды формативного оценивания Индекс карточки для обобщения   или   для вопросов Сигналы рукой После   прохождения   темы   или   раздела,   учитель     раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах: 1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их. 2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы Учитель   просит   учащихся   показывать   сигналы,   обозначающие понимание   или   непонимание   материала   (в   ходе   объяснения учителем   каких­либо   понятий,   принципов,   процесса   и   т.д.). Предварительно   следует   договориться   с   учащимися   об использовании этих сигналов:  Я   понимаю   и   могу   объяснить   (большой   палец   руки направлен вверх)   Я все еще не понимаю  (большой палец руки направлен в сторону)  Я не совсем уверен в ….(помахать рукой) Посмотрев   на   сигналы,   учитель   опрашивает   учащихся   каждой группы. Светофор Одноминутное эссе Речевые образцы (подсказки) Проверка ошибочности понимания По   итогам   полученных   ответов   учитель   принимает   решение   о повторном   изучении,   закреплении   темы   или   продолжении изучения материала по программе. У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель   просит   учащихся   показывать   карточками   сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы: К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли): – Что вы поняли? К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки: – Что вам не понятно? По   итогам   полученных   ответов   учитель   принимает   решение   о повторном   изучении,   закреплении   темы   или   продолжении изучения материала по программе. Одноминутное   эссе   –   это   техника,   которая   используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для   написания   одноминутного   эссе   учитель   может   задать следующие вопросы:  Что самое главное ты узнал сегодня?  Какие вопросы остались для тебя непонятными? В   зависимости   от   обучающей   среды   и   формата   одноминутное эссе может быть использовано по­разному:  Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися.    В   конце   урока,   чтобы   проинформировать   учащихся   о том, что они будут делать на следующем уроке. Учитель   периодически   дает   учащимся   речевые   образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. Например: Тема: Глагол (5 класс) Глагол­ это часть речи, которая обозначает_________________ и отвечает   на   вопросы__________   .   Глагол   бывает       ________ времени. В предложении глагол является ___________________ и т.д. Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или   предсказуемые   ошибочные   суждения   о   каких­либо   идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать свое  согласие  или  несогласие  со  сказанным  и  объяснить  свою точку зрения. Индивидуальные Учитель   проводит   индивидуальные   беседы   с   учащимися   для проверки уровня их понимания. беседы с учащимися Трехминутная пауза Учитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает   учащимся   возможность   обдумать   понятия,   идеи   урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.  Я изменил свое отношение к………. (cid:131)  Я узнал больше о ………….  Я удивился тому, что…… (cid:131)  Я почувствовал …  Я относился к ………… Мини­тест Мини­тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки   учащихся,   т.е.   знания   конкретной   информации, определенного материала. Формативный тест Формативный опрос Это тесты, предполагающие выбор:  из множества предложенных ответов;  из правильного­неправильного ответа;  или предполагающие краткий ответ. Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4­5 учащихся   в   группе).   Каждый   учащийся   получает   лист   с вопросами теста и лист для ответов. Учащимся предоставляется время  на обсуждение  вопросов  теста  в малых  группах.  После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно. Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно. Это   форма   проверки,   следующая   сразу   за   презентацией материала   или   за   каким­либо   видом   деятельности   на   уроке. Учитель задает дополнительные уточняющие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?…».  Как, чем похожи или отличаются от …?  Каковы характеристики (части) …?  Каким   образом   мы   можем   показать, проиллюстрировать . ?  Какова основная идея, концепция, мораль в…?  Каким образом соотносится с …?  Какие идеи, детали вы можете добавить к…?  Приведите пример по (к) …?  Что неверно в …?  Какое заключение вы можете сделать…? И др….  Какие подходы или методы можно использовать в …?   Упражнение на проверку   усвоения нового материала Учитель   создает   таблицу   из   четырех   окошек   (квадратов)   с надписями:   «Предсказать»,   «Объяснить»,   «Обобщить»   и «Оценить» После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему   нужно   будет   выполнить   по   изучаемой   теме.   Затем,   в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос. Например: (1) если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать следующее задание: «Перечислите основные идеи из нового материала». (2)   если   учащиеся   выбрали   квадрат   «Объяснить»,   то   учитель может задать следующий вопрос: «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?» Учащиеся   образуют   два   круга:   внутренний   и   внешний.   Дети стоят   лицом   друг   к   другу   и   задают   друг   другу   вопросы   по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами. Попросите   учащихся   обобщить   изученную   тему   в   одном предложении, которое отвечало бы на вопросы «кто? что? где? когда? почему? и как?». Учитель дает учащимся задание: "Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщает тему». Обязательный   элемент   оценивания   –   предоставление   обратной связи. Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои   комментарии   в   соответствии   с   критериями   оценки   и уровнем   достижения   результата.   Комментарии   должны   быть ясными   и   нести   обучающий   характер.   Проверяя   письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом,   а   требующие   доработки   –   другим.   Комментарии   к письменным работам могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или примеры Самый   распространенный   вид   оценки.   Учитель   похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять,   что   данный   материал   или   информацию   он   успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он   не   поставил   за   работу   никакой   отметки,   но   оценил   ее.   В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов. Процесс,   в   ходе   которого   учащиеся   собирают   информацию   о своем   учении,   анализируют   ее   и   делают   выводы   о   своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие   критериев   оценивания   работы,   с   которыми   учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы. Внутренний внешний круг   и Обобщение в одном предложении Обобщение в одном слове Письменные комментарии (письменная обратная связь) Словесная оценка (устная   обратная связь) Самооценивание Две   звезды   и   одно пожелание Применяется   при   оценивании   творческих   работ   учащихся, сочинений,   эссе.   Учитель   предлагает   проверить   работу одноклассника.   Когда   учащиеся   комментируют   работы   друг (взаимооценивание) друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «пожелание». Такой вид оценивания  заставляет учащихся понимать, что успех или неудача зависят не от таланта,   удачи   или   способности,   а   от   практики,   усилий   и   применения   правильных стратегий. Когда учащиеся понимают это, они мотивированы на совершенствование. Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, но и стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг. В целом содержание оценочного акта и механизм его осуществления зависят от установок учителя, от используемой им технологии обучения. В заключение хочется сказать: человек никогда не преуспеет в жизни, если однажды не познает   успеха.   Поэтому   очень   важно   видеть   в   каждом   ученике   уникальную  личность, верить в неё.

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы "Организация контрольно-оценочной деятельности – одна из главных составляющих современного урока

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы "Организация контрольно-оценочной деятельности – одна из главных составляющих современного урока

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы "Организация контрольно-оценочной деятельности – одна из главных составляющих современного урока

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы "Организация контрольно-оценочной деятельности – одна из главных составляющих современного урока

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы "Организация контрольно-оценочной деятельности – одна из главных составляющих современного урока

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы "Организация контрольно-оценочной деятельности – одна из главных составляющих современного урока

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы "Организация контрольно-оценочной деятельности – одна из главных составляющих современного урока

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы "Организация контрольно-оценочной деятельности – одна из главных составляющих современного урока

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы "Организация контрольно-оценочной деятельности – одна из главных составляющих современного урока

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы "Организация контрольно-оценочной деятельности – одна из главных составляющих современного урока

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы "Организация контрольно-оценочной деятельности – одна из главных составляющих современного урока

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы "Организация контрольно-оценочной деятельности – одна из главных составляющих современного урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2019