Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект
Оценка 4.8
Семинары
docx
экология +1
Взрослым
30.06.2017
Метод проектов в педагогике используется достаточно длительное время. Любой учитель сегодня может поделиться разнообразием сферы применения данной образовательной технологии. В моей педагогической практике использование метода проектов направлено на формирование успешной социализации личности. Данная технология направлена на развитие исследовательских и творческих способностей личности.Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект
ИКТ компетенции.docx
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Метод проектов в педагогике используется достаточно длительное время.
Любой учитель сегодня может поделиться разнообразием сферы применения
данной образовательной технологии. В моей педагогической практике
использование метода проектов направлено на формирование успешной
социализации личности.
Сущность социализации можно определить и таким образом: “это
двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны усвоение
индивидом (ребенком) социального опыта путем вхождения в социальную
среду, систему социальных связей, с другой стороны – это процесс активного
включения в социальную среду. То есть через свою активность ребенок
приспосабливается к определенным занятиям, получает навыки, участвует в
обмене опытом .
Ключевым фактором формирования успешной социализации личности
является информационнокоммуникативная компетенция учащегося.
Поэтому при реализации какоголибо социальнообразовательного проекта
предполагается не только стимулирование развития личностного потенциала
ребенка,
но и создание условий становления информационно
коммуникативной компетенции.
«Проектирование курса «Экология для малышей» для учащихся начальной
школы» – один из таких социальнообразовательных проектов, в рамках
которого обучающиеся приобретают умения, являющимися предпосылкой
успешной самореализации личности.
Cконструирована новая форма педагогической деятельности. Группа
учащихся под руководством учителя – координатора (руководителя)
исследует актуальность экологического воспитания в начальной школе,
разрабатывает образовательную программу курса занятий по экологии
«Экология для малышей» с использованием информационно
коммуникационных технологий. Новизна заключается в том, что старшеклассники не только проектируют
образовательную программу, отбирают содержание курса, разрабатывают
информационное обеспечение занятий. Очень ценно то, что авторы выступают
в роли тьюторов для учащихся начальных классов, самостоятельно организуя
и реализуя образовательную программу.
учреждения
общеобразовательного
Проект разработан в соответствии с концепцией программы развития
муниципального
средняя
общеобразовательная школа «п. Возрождение». Хвалынского района
Саратовской области Темой инновационного опыта программы «
Возрождение» является « Социализация личности школьника через создание
здоровой социокультурной среды и психолого – коммуникативного
микроклимата в школе. А так же в
соответствии с программой
экологического клуба «Росинка» и направлен на решение задач, обозначенных
в программе.
Цель проекта
Создание условий для формирования в школе новой формы образовательной
способствующей реализации и
деятельности (ученик – тьютор),
совершенствованию
компетенции
учащихся.
информационнокоммуникативной
Задачи проекта
1.Повышение мотивации к изучению экологии .
2.Формирование информационнокоммуникационной грамотности: умений
самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать,
представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать
объекты и процессы, квалифицированно используя доступные современные
средства информационных и коммуникационных технологий.
3. Совершенствование технических знаний и навыков: создать и обработать
графические объекты, анимационные ролики, кроссворды ; мультимедийные
презентации.
4. Воспитание значимых общечеловеческих ценностей (социальное
партнерство,
чувство ответственности;
самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.
толерантность,
диалог); 5. Развитие исследовательских и творческих способностей личности.
Данный Проект является комплексным. Возникающие перед авторами
практические задачи или проблемы требуют интеграции таких предметных
областей, как: биология, краеведение, информационные технологии,
педагогика, психология.
Средства реализации Проекта
1. Работа с учащимися
Проведение открытых уроков и образовательных мероприятий:
(уроки экологии, для учащихся старших классов).
Внеклассная образовательная деятельность:
(занятия кружка «Росинка», занятия курса «экология для малышей»
конкурсы, акции).
Поисковая и исследовательская деятельность учащихся:
Районные и областные научнопрактические конференции ;
Методическое сопровождение:
Представление педагогического опыта на семинаре в рамках МО и РМО
учителей естественных наук
2. Работа с родителями:
Проведено анкетирование, опросы родителей о значимости образовательной
программы по экологии в начальной школе. Получены положительные
отзывы.
Ресурсное обеспечение Проекта
Включает в себя основные типы ресурсов:
методическая литература;
художественная литература (описания различных ситуаций, которые могут с
успехом быть использованы при проведении занятий);
компьютерные модели (приложение «Информационное обеспечение уроков
курса «Экология для малышей) статистика (результаты анкетирования, опроса обучающихся, родителей);
контролирующие, развивающие задания, тесты, задачи, ролевые игры и т.д.
(приложение «Конспекты уроков»).
мультимедийные презентации к урокам и образовательным мероприятиям.
Современное образование характеризуется переходом от установленных
норм «ребенок – субъект воспитания» к системе саморазвития личности, как
помощи ребенку в самостоятельном решении своих жизненных проблем.
Учась в школе, дети должны овладеть умениями, которые будут помогать
успешной самореализации личности, ее социализации. Сегодня от выпускника
требуется умение использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни
знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений. «Цель современного образования – формирование
ключевых компетенций – останется на словах, если не будут созданы
механизмы их формирования ».
Представленный социальнообразовательный проект успешно (как было
выявлено на практике) позволяет реализовать данную цель.
Литература
1.Гузеев А. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное
образование, 2001. – 128 с.
2.Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести
эксперимент. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России,
2006. – 144 с.
3.Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000. Прилажение1
Программа курса "Экология для малышей"
Мурашкова Галина Андреевна, учитель биологии/экологии, руководитель экологического
клуба «Росинка»
Пояснительная записка
Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии
воспитания.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд
элементов:
систему экологических знаний (естественнонаучных, ценностнонормативных,
практических),
экологическое мышление,
культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью
превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму
поступка.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот
уровень культуры, носителем которого является общество.
Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат
смысложизненные ценности, т.е. общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать
эти ценности достоянием личности.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность –
духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком.
Программа клуба “ Экология для малышей ” разработана для детей 59ти лет.
Цель программы:
Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся
рядом (формирование экологической культуры).
Задачи программы: Обучающие:
Учить детей быть ответственными за свои поступки.
Формировать культуру поведения в природе.
Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально
относиться к компонентам неживой природы.
Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Актуальность программы
Подготовттельная ступень детского сада и начальная школа – начальный этап
становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной
культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе
и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения,
которыми он пользуется.
Мой опыт работы в школе показал, что не всегда дети правильно поступают по
отношению к животным, к природе, хотя об этом говориться не мало. Таким образом, идея
создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно, а
на основе комлексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга. Я надеюсь, что
данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе,
научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.
Содержание программы
1 – “Введение в экологию”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры,
осознанноправильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В
ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия
человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных
жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий
природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 – Братья наши меньшие” В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за
домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи,
развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
3– “Пернатые друзья”
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей
местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много
времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за
поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как
свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с
птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети
устанавливают причинноследственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и
перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они
испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и
проведение открытия “птичьей столовой”.
4 – “Лесные тайны”
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и
листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел
лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и
впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Зимой и летом одним
зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В
декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых
лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях
роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
5 – “Загадки животного мира”
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их
приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке,
зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Познакомиться с дикими животными помогают
экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными Костромской
области, занесенными в Красную книгу. Каждый год в нашем городе работает привозная
выставка экзотических животных, на которой ребята могут увидеть многих жителей
животного мира теплых стран.
6 – “Растения на окне”
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно
развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми.
Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в
горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о
влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
7 – “Секреты неживой природы”
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой
букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с
явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших
капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в
жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо
знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые,
слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди.
Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в
шестом разделе программы.
8 – “Человек – часть живой природы”
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни
человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся
выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с
землей.
9 – “Охрана природы”
В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах
растительного и животного мира.
10 – “Экологические мероприятия”
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать
окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать
экологическую культуру детей. Проводятся экологические акции.
Ожидаемые результаты
Воспитанники должны знать:
Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Основные признаки времен года.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе. Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Выполнять правила личной гигиены.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя клуба.
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Проводить поисковоисследовательскую деятельность под руководством руководителя
клуба.
Литература
Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец “Естествознание” Пробный учеб.М.:Просвещение, 2002
Королева А.В. “Естествознание для малышей” журнал “Начальная школа” 1998г. №10
Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”
Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для
воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001.
Ростов н/Д:ТИ “Учитель”, 2002.
Рыжова Н.А “Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники) Проведение старшеклассниками занятий по курсу «Экология для
малышей»
Подготовительная группа д/с « Солнышко» п. Возрождение
Прилажение2 Проведение акции «Кормушка» в д/с « Солнышко» п. Возрождение Проведение старшеклассниками занятий по курсу «Экология для
малышей»
Раздел «Пернатые друзья»
Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект
Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект
Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект
Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект
Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект
Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект
Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект
Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект
Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект
Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект
Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект
Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект
Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.