Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект
Оценка 4.8

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Оценка 4.8
Семинары
docx
экология +1
Взрослым
30.06.2017
Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект
Метод проектов в педагогике используется достаточно длительное время. Любой учитель сегодня может поделиться разнообразием сферы применения данной образовательной технологии. В моей педагогической практике использование метода проектов направлено на формирование успешной социализации личности. Данная технология направлена на развитие исследовательских и творческих способностей личности.Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект
ИКТ компетенции.docx
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО­КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНО­ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ   Метод проектов в педагогике используется достаточно длительное время. Любой учитель сегодня может поделиться разнообразием сферы применения данной   образовательной   технологии.   В   моей   педагогической   практике использование   метода   проектов   направлено   на   формирование   успешной социализации личности.   Сущность   социализации   можно   определить   и   таким   образом:   “это двусторонний   процесс,   включающий   в   себя,   с   одной   стороны   усвоение индивидом   (ребенком)   социального   опыта   путем   вхождения   в   социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны – это процесс активного включения   в   социальную   среду.   То   есть   через   свою   активность   ребенок приспосабливается к определенным занятиям, получает навыки, участвует в обмене опытом .   Ключевым   фактором   формирования   успешной   социализации   личности является   информационно­коммуникативная   компетенция   учащегося. Поэтому   при   реализации   какого­либо   социально­образовательного   проекта предполагается не только стимулирование развития личностного потенциала ребенка,   но   и   создание   условий   становления   информационно­ коммуникативной компетенции.   «Проектирование курса «Экология для малышей» для учащихся начальной школы»   –   один   из   таких   социально­образовательных   проектов,   в   рамках которого   обучающиеся   приобретают   умения,   являющимися   предпосылкой успешной самореализации личности.   Cконструирована   новая   форма   педагогической   деятельности.   Группа учащихся   под   руководством   учителя   –   координатора   (руководителя) исследует   актуальность   экологического   воспитания   в   начальной   школе, разрабатывает   образовательную   программу   курса   занятий   по   экологии «Экология   для   малышей»   с   использованием   информационно­ коммуникационных технологий. Новизна заключается в том, что старшеклассники не только проектируют образовательную   программу,   отбирают   содержание   курса,   разрабатывают информационное обеспечение занятий. Очень ценно то, что авторы выступают в роли тьюторов для учащихся начальных классов, самостоятельно организуя и реализуя образовательную программу.       учреждения общеобразовательного   Проект   разработан   в   соответствии   с   концепцией   программы   развития муниципального средняя общеобразовательная   школа   «п.   Возрождение».   Хвалынского   района Саратовской   области   Темой   инновационного   опыта   программы   « Возрождение» является « Социализация личности школьника через создание здоровой   социокультурной   среды   и   психолого   –   коммуникативного микроклимата   в   школе.   А   так   же   в     соответствии   с   программой экологического клуба «Росинка» и направлен на решение задач, обозначенных в программе. Цель проекта  Создание условий для формирования в школе новой формы образовательной   способствующей   реализации   и деятельности   (ученик   –   тьютор), совершенствованию   компетенции учащихся. информационно­коммуникативной   Задачи проекта 1.Повышение мотивации к изучению экологии . 2.Формирование   информационно­коммуникационной   грамотности:   умений самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять,   передавать   информацию,   моделировать   и   проектировать объекты и процессы, квалифицированно  используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий.   3. Совершенствование технических знаний и навыков: создать и обработать графические объекты, анимационные ролики, кроссворды ; мультимедийные презентации.   4.   Воспитание   значимых   общечеловеческих   ценностей   (социальное партнерство,   чувство   ответственности; самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.   толерантность,   диалог); 5. Развитие исследовательских и творческих способностей личности.   Данный   Проект   является   комплексным.   Возникающие   перед   авторами практические задачи или проблемы требуют интеграции таких предметных областей,   как:   биология,   краеведение,   информационные   технологии, педагогика, психология. Средства реализации Проекта  1. Работа с учащимися Проведение открытых уроков и образовательных мероприятий:  (уроки экологии,  для учащихся старших классов). Внеклассная образовательная деятельность: (занятия   кружка   «Росинка»,   занятия   курса   «экология   для   малышей» конкурсы, акции). Поисковая и исследовательская деятельность учащихся: Районные и областные  научно­практические конференции ; Методическое сопровождение: Представление  педагогического   опыта  на  семинаре    в  рамках   МО и  РМО учителей естественных наук   2. Работа с родителями: Проведено анкетирование, опросы родителей о значимости образовательной программы   по   экологии     в   начальной   школе.   Получены   положительные отзывы. Ресурсное обеспечение Проекта  Включает в себя основные типы ресурсов: ­методическая литература; ­художественная литература (описания различных ситуаций, которые могут с успехом быть использованы при проведении занятий); ­компьютерные модели (приложение «Информационное обеспечение уроков курса «Экология для малышей) ­статистика (результаты анкетирования, опроса обучающихся, родителей); ­контролирующие, развивающие задания, тесты, задачи, ролевые игры и т.д. (приложение «Конспекты уроков»). ­мультимедийные презентации к урокам и образовательным мероприятиям. ­Современное   образование   характеризуется   переходом   от   установленных норм «ребенок – субъект воспитания» к системе саморазвития личности, как помощи   ребенку   в   самостоятельном   решении   своих   жизненных   проблем. Учась в школе, дети должны овладеть умениями, которые будут помогать успешной самореализации личности, ее социализации. Сегодня от выпускника требуется умение использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,   умения,   навыки   для   решения   максимально   широкого   диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных   отношений.   «Цель   современного   образования   –   формирование ключевых   компетенций   –   останется   на   словах,   если   не   будут   созданы механизмы их формирования ». Представленный   социально­образовательный   проект   успешно   (как   было выявлено на практике) позволяет реализовать данную цель. Литература 1.Гузеев   А.   Методы   и   организационные   формы   обучения.   М.:   Народное образование, 2001. – 128 с. 2.Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с. 3.Новые   педагогические   и   информационные   технологии   в   системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000. Прилажение1 Программа курса "Экология для малышей"   Мурашкова Галина Андреевна, учитель биологии/экологии, руководитель экологического клуба «Росинка»  Пояснительная записка   Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии  воспитания.   Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд  элементов:  ­систему экологических знаний (естественно­научных, ценностно­нормативных,  практических),  ­экологическое мышление,  ­культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),  ­культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью  превращения ­экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму  поступка.   Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот  уровень культуры, носителем которого является общество.   Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат  смысложизненные ценности, т.е. общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.   Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность –  духовно, интеллектуально, нравственно.   Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком.   Программа клуба “ Экология для малышей ” разработана для детей 5­9­ти лет.  Цель программы: Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся  рядом (формирование экологической культуры).  Задачи программы: Обучающие:  Учить детей быть ответственными за свои поступки. Формировать культуру поведения в природе. Обогащать представления об окружающем мире. Развивающие:  Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение). Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей. Воспитательные:  Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально  относиться к компонентам неживой природы. Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться. Актуальность программы   Подготовттельная ступень детского сада и начальная школа – начальный этап  становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной  культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе  и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения,  которыми он пользуется.    Мой опыт работы  в школе показал, что не всегда дети правильно поступают по  отношению к животным, к природе, хотя об этом говориться не мало. Таким образом, идея  создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно, а  на основе комлексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга. Я надеюсь, что  данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе,  научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины. Содержание программы 1 – “Введение в экологию”   Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры,  осознанно­правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В  ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия  человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных  жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий  природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. 2 –  Братья наши меньшие” В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за  домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи,  развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу. 3– “Пернатые друзья”   Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей  местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много  времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за  поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как  свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с  птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети  устанавливают причинно­следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и  перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они  испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и  проведение открытия “птичьей столовой”.  4  – “Лесные тайны”   Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и  листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел  лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и  впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Зимой и летом одним  зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых  лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе. 5  – “Загадки животного мира”   Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их  приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке,  зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Познакомиться с дикими животными помогают  экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными Костромской  области, занесенными в Красную книгу. Каждый год в нашем городе работает привозная  выставка экзотических животных, на которой ребята могут увидеть многих жителей  животного мира теплых стран. 6  – “Растения  на окне” Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно  развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми.  Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в  горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о  влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений. 7  – “Секреты неживой природы”   Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой  букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с  явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших  капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в  жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо  знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые,  слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди.  Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в  шестом разделе программы. 8  – “Человек – часть живой природы”  В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни  человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся  выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с  землей.  9  – “Охрана природы” В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах  растительного и животного мира. 10  – “Экологические мероприятия”   Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать  окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать  экологическую культуру детей. Проводятся экологические акции. Ожидаемые результаты Воспитанники должны знать:  Основы экологической культуры. Некоторые особенности природы своего края. Основные признаки времен года. Значение природы для человека. Группы растений и животных. Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны. Правила поведения в природе. Особенности труда людей наиболее распространенных профессий. Воспитанники должны уметь:  Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе. Выполнять правила личной гигиены. Различать изученные растения, животных. Вести наблюдения в природе под руководством руководителя клуба. Подкармливать птиц в простейших кормушках. Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными. Проводить поисково­исследовательскую деятельность под руководством руководителя  клуба. Литература Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец “Естествознание” Пробный учеб.­М.:Просвещение, 2002 Королева А.В. “Естествознание для малышей” журнал “Начальная школа” 1998г. №10 Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми” Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для  воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001. Ростов н/Д:ТИ “Учитель”, 2002. Рыжова Н.А “Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники) Проведение старшеклассниками занятий по курсу «Экология для  малышей» Подготовительная группа д/с « Солнышко» п. Возрождение Прилажение2 Проведение акции «Кормушка» в д/с « Солнышко» п. Возрождение Проведение старшеклассниками занятий по курсу «Экология для  малышей» Раздел «Пернатые друзья»

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект

Формирование ИКТ компетенции через социально-образовательный проект
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017